Как закалялась сталь… для «Города мастеров»

18 июля 2014 в 15:45
Поделиться
Класснуть
Отправить

Есть такая расхожая фраза, которую обронил кто-то очень умный и очень древний, что героями не рождаются — героями становятся. Думаю, что это правда.

А ещё я думаю, что, перефразировав это изречение, можно сказать: художниками не рождаются — художниками становятся. И именно эти слова я отправляю в мир и посвящаю двум парням, которые стали художниками и мастерами своего дела, может быть, не от рождения, но уж точно по призванию.

Когда я пишу о людях, то волей-неволей вкладываю в свои опусы толику своего же личного отношения к героям. Не обойдётся без этого и сейчас.

Моё личное отношение к тем, о ком пойдёт речь дальше, началось в «Городе мастеров», который приветливо распахнул свои ограниченные рамками Задвинья ворота в период проведения Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».

Я, как и многие страдающие бездельем граждане, проводила время, прогуливаясь между торговых рядов с рукодельным и «китаепроизведённым» товаром, когда моя дочка закричала: «Бабай!»

И мы пошли к «бабаю», у которого, не боясь свирепой физиономии монстра, позировали люди и важно сидел серьёзный мужчина брутальной внешности. Пока мой ребёнок рассматривал «бабая» и путался под ногами у фотографирующихся, я стала рассматривать полки рядом с ним, уставленные диковинными фигурами, кованными цветами, отважными воинами, хитрыми монголами, загадочными джентльменами… А на нижней полке я увидела «Смерть, стремящуюся в Вечность».

Женское любопытство не порок — все знают. Поэтому я смела налёт робости перед смотрителем страшного и ужасного «бабая» и спросила:

А вы откуда приехали: из России или из Беларуси?

Мужчина с бородой хмыкнул, улыбнулся и ответил:

Я вообще-то из Витебска приехал, — и так неопределённо махнул головой то ли в сторону Двины, то ли в сторону всего города.

Вот так и началось моё личное отношение к создателю огромного металлического монстра, который, наверняка, есть на фотографиях у всех, кто в этом году посетил «Город мастеров». А ещё, скорее всего, у половины города есть фотографии с его рыцарем, оседлавшим дракона, и с большущей лошадкой, с которой витебчане и гости нашего города позировали в прошлом году.

Фестиваль отгремел концертными фанфарами, декорации сняли, «Город мастеров» закрыл свою последнюю палатку, а его мастера отправились по своим мастерским. Я поехала вслед за металлическим оборотнем, в место, где он появился на свет из горящей печи под звуки ударов молотов о наковальню; из-под рук суровых мужчин, подчинивших себе сталь, огонь и силу творческого воображения.

В мастерской было ещё интереснее, чем на выставке в Задвинье. Я попала в мир настоящих мужчин, где из музыкального центра играет панк-рок, где шумит болгарка, где хватает места для ящиков и коробок с какими-то непроизносимыми для женщин инструментами, где висят, стоят и лежат молотки и куски металла, где нет места ничему приторно-ванильному, но есть место для фантазии и полёта мысли художника. И где обитают суровые мужчины. Я буду называть их так. И пусть в жизни они оказались очень даже приветливыми, улыбчивыми и даже болтливыми парнями, но первое впечатление уже не изменить.

Пока, уставшие от шума фестиваля, стальные оборотень и рыцарь на драконе отдыхали под свето- и пыленепроницаемой плёнкой, хозяин мастерской — Константин Савицкий — показывал мне свой мир.

Как и положено у нас в стране, образование Константина и его теперешний род деятельности не совпадают. Впрочем, не совпадают они и у его друга, помощника и ученика по совместительству — Сергея. Оба чеканят и куют свои работы по велению сердца, а не дипломов.

Ты давно этим занимаешься? — спросила я главного сурового мужчину. — И как ты дошёл до того, чтобы делать скульптуры из металла?
Пять лет занимаюсь. До этого где только не работал и что только не делал! Потом просто начал чеканить, ковать. Люблю металл — он как живой. Можно сделать всё, что угодно.
Твои работы, скажем прямо, были чуть ли не главными достопримечательностями «Города мастеров» и в этом году, и в прошлом… Как идеи в голову приходят?
Просто приходят. Долго не думаю — начинаю делать и всё. Меняю что-то, корректирую в ходе работы. Даже эскизы, в принципе, не рисую — делаю всё из головы. Так проще. И свободы в работе больше. Но целыми днями пропадаю в мастерской. Обожаю то, чем занимаюсь. Это практически моя жизнь.
Над чем сейчас работаете?
Заказов очень много, от части уже приходится отказываться. Люблю делать что-то необычное, то, где можно развернуться и проявить и себя, и фантазию. Не люблю просто делать что-то только за деньги. Я считаю, что каждый заказ должен быть индивидуален и подходить для своего заказчика на все сто, поэтому я стараюсь получше узнать человека, для которого мы что-то делаем, чтобы он в готовой работе увидел не только объект из металла, но и себя, чтобы он понял: это его вещь. На сегодняшний день делаем крупный заказ. Это лестница, которая поедет в Москву. Её делаем в стиле сказок Андерсена: с колдуньями, русалками, ведьмами и прочими волшебными атрибутами. И помогает нам моя племянница — Илона Мельянцова — она ещё ребёнок, но смогла сделать то, что не под силу каждому взрослому: нарисовала витражи по темам из сказок.

Костя начал с любовью и нежностью показывать нарисованные девочкой витражи и много говорил о том, какая она талантливая, и что дети видят и понимают больше, чем многие умудрённые возрастом и опытом люди.

Витражи действительно потрясающие. Не могу не выразить восхищение видением Илоны сказочного мира.

Костя, а что самое сложное в работе? Что делать сложнее всего?
Сложно делать людей, их скульптуры и образы. Хочется вдохнуть в каждого отчеканенного и выкованного человека душу, чтобы он жил, чтобы был единственным, имел характер. Поэтому они такие разные — каждый живой и живёт своей жизнью.
А что делаешь, когда вдохновение пропадает?
Я не верю в термин «вдохновение». Я считаю, что есть понятия «лень» и «не лень». Вот мне всегда «не лень», — рассмеялся Костя. — Всё остальное — просто отговорки. Если занят тем, что действительно нравится — никакого особого «вдохновения» не нужно. Ты просто работаешь днями и ночами.
Ну а подкову на счастье себе уже выковали? — задала я очень «нестандартный» вопрос парням у наковальни.
Мы в это не верим, — хором ответили Сергей и Костя.
Кто-то сказал, что если хочешь подкову на счастье и удачу, то её надо прибить к своей ноге и пахать как лошадь, — не без улыбки пояснил Константин. — А остальное приложится.
Сергей, а ты давно с Костей работаешь?
Полтора года примерно. До этого работал вроде как по диплому — я инженер-механик — но потом понял, что это не моё и не для меня. Я так же, как и Костя, люблю то, чем мы здесь занимаемся. Он вот учит меня тонкостям работы с металлом. Мне нравится.
Костя, вот ты уже не первый год выставляешь свои работы в «Городе мастеров», а какой самый популярный вопрос у посетителей?
Самый популярный — это тот, что и ты мне задала. Все почему-то считают, что у нас не может быть кузнецов или чеканщиков. Практически все поголовно первым делом спрашивают, откуда я привёз свои работы: из России или Беларуси. Я заметил, что большинство местных даже не подозревает, что всё это сделано здесь, в Витебске.
Сколько людей сфотографировались в этом году с оборотнем и рыцарем, не считал?
А как их сосчитать? — снова рассмеялся Костя. — Люди шли сплошным потоком. Даже сотрудники милиции и ОМОНа подходили и снимались с моими работами. Думаю, что людям нравится. А это уже хорошо. Мне приятно такое внимание.
А кто-нибудь из знаменитостей приходил на твою мини-выставку посмотреть?
Да, в прошлом году подходила звезда шансона — Вилли Токарев. Посидел на сделанной мной скамейке, сфотографировался, диск свой даже подарил и ушёл…
Костя, а свою персональную выставку открыть в городе нет желания?
Как сказать, для выставки надо сделать что-то такое, чтобы люди пришли и ахнули. А для этого мне надо ещё долго и упорно работать. Выставлять то, что все уже видели на фестивале — смысла особого не вижу. Время покажет.
Ну а сделать что-нибудь для Витебска? В Минске, например, похожие скульптуры пользуются популярностью.
Да, было желание. Я даже предлагал главному архитектору города сделать такой подарок от меня лично. Была идея сделать скульптуру богатыря, настоящего славянского богатыря, с мечом, в доспехах, но мне сказали, что меня будут иметь в виду. На этом тема была закрыта.

Я отвлекала ребят от дела ещё очень долго. Рассматривала их работы, трогала инструменты и задавала глупые девчачьи вопросы. А потом поймала себя на мысли, что вот они — настоящие мужчины и настоящие люди.

Люди, которые не гонятся за трендами, модой и не оборачиваются по сторонам, в поисках чужого одобрения. Костя и его помощник Сергей просто заняты своим любимым делом. И это выделяет их из толпы мужчин и женщин, густо населяющих нашу планету.

Я заметила, что если человек занят тем, что ему нравится, тем, что приносит ему удовлетворение, что является неотъемлемой частью его жизни, то этот человек становится ещё лучше, ещё красивее, ещё обаятельнее, ещё человечнее и богаче духовно. И таким людям не нужны подковы на счастье и заговорённые амулеты на удачу. Они сами (своими руками) делают себя счастливыми, сами разжигают огонь внутри своей души, управляют своей жизнью и не умеют впадать в трендовые нынче депрессии. Свои стрессы и проблемы они лечат работой и с каждым ударом молота о наковальню становятся удачливее и счастливее миллионов.

И снова моё личное отношение: я преклоняюсь перед такими людьми. Не каждый может полететь в космос или погрузиться в самые тёмные глубины Мирового океана. Не каждому из нас в жизни выпадет возможность спасти страну или даже перевести бабушку через дорогу. Не каждый свершит научное открытие, которое перевернёт мир с ног на голову. Далеко не всем получится хоть раз в жизни выбраться за пределы своего континента или города. Мы все разные, но я, встречая таких людей, как Костя, как Сергей, всё больше убеждаюсь, что личное счастье каждого из нас — всегда рядом. Оно стоит у нас за спинами и беззвучно просит хотя бы раз обернуться и остановиться от бега по кругу в погоне за окладами, должностями и одобрениями соседей.

Возможно, кто-то будет счастлив от коллекционирования марок, кто-то поймает удачу за хвост, когда в шесть утра пересилит свою могущественную лень и выйдет на пробежку хотя бы вокруг дома, а кто-то будет улыбаться не переставая, когда наконец-таки выключит телевизор и займётся тем, о чём мечтал ещё в детстве.

Константина в своё время не сдержали трудности жить мечтой, когда он оставил основную работу и с головой погрузился в то, что ему нравится. Его помощник Сергей так искренне улыбается, когда рассказывает о работе в мастерской… Так нужны ли подковы на счастье таким суровым мужчинам? Кажется, ответ очевиден.

Автор: Анна Бинг

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

10 комментариев
Алёна Чистобаева
18 июля 2014 в 16:20
Вааау! Глаза у рыцаря как у живого. Просто обалденно! Молодцы, ребята!
Аноним #02e
18 июля 2014 в 17:38
Всё точьно..спасибо огромное!!))))
Аноним #6bf
18 июля 2014 в 18:11
Перед такими мастерами только снять шляпу!
Дмитрий Гусак
19 июля 2014 в 08:57
У меня просто отвисла челюсть.
Аноним #24d
19 июля 2014 в 19:15
класно написано костян молодец как говорится респект и уважуха
Аноним #f61
20 июля 2014 в 00:30
отлично написано, автор- умничка, все точно передала и словами и фотографиями) Ну а Костя как всегда на высоте!!!! Так держать!!!!
Аноним #357
21 июля 2014 в 13:41
если честно.я тоже оболдела!классс!
Аноним #df3
22 июля 2014 в 22:44
а вы витебские ? я тоже кое-что могу. хотел бы встретиться и пообщаться. вован.
Аноним #3e2
22 июля 2014 в 23:37
Автор - ты лучшая!
Костя - про тебя вообще молчу :) у тебя руки золотистые :D
Сергей(1) - молодец :D
Сергей(2) - молодец :D
Аноним #af3
23 июля 2014 в 16:44
Сочный материал! Автору - респектище!