«Я работаю на заводе»: репортаж с одного производства

28 ноября 2016 в 07:02
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Так легли карты и звёзды, что мы с вами живём в эру менеджеров. Менеджеров, фотографов, дизайнеров, ведущих вебинаров, стилистов, и прочих активистов. На нас сыпятся новые определения, которые приходится запоминать, различать и с ними жить. «Он вейпер, но точно не хипстер», «оранжевый давно не в тренде», «я сделал зарисовки в свой скейчбук Молескин», «Петров и Огонькова стали дауншифтерами и улетели на Гоа»… А ещё суши, кальяны, элитный алкоголь и беседы о новом треке Ван Бюррена и о том, что Фон Триер уже не тот…

Сейчас очень модно быть модным. Модно проводить семинары и играть в мафию в лаундж-барах. Престиж начинается от брендовой одежды и заканчивается профессией. И, наверное, счастье, что далеко не все сейчас стремятся быть модным на угоду обществу.

Мы попали на одно из производств холдинга «Марко», где работает больше 1 500 человек и спросили некоторых из них, что они думают о своей работе, профессии и том, что делают.

На сегодняшний день холдинг «Марко» представляет собой одно из самых больших производств не только на территории Беларуси, но и в СНГ. С визитом любопытства я оказалась на фабрике, которая расположена в конце проспекта Фрунзе. Именно здесь начинает свой путь популярная обувная марка — здесь создают обувь от идеи до реального воплощения. И всё руками реальных людей, которые выбрали именно эту работу и делают её на отлично.

Для меня знакомство с производством началось на непроизводственном этаже, но зато на этаже креатива и идей. В этом большом зале собраны модели обуви торговых марок Bravo и «Марко», которые ещё готовятся к поступлению на прилавки, составляют основу новых коллекций или ждут одобрения художественного совета предприятия.

Лично у меня глаза разбежались от ассортимента на полках… Всё надо было потрогать, померить и покрутить в руках.

Мне кажется, что такого я в ваших фирменных магазинах не видела, — подвожу я черту первому осмотру обуви.
А вот это мы слышим постоянно, — улыбается на мой скептицизм маркетолог Екатерина, которая и привела меня на фабрику. — Абсолютно все наши модели мы в первую очередь продаём в наших магазинах и не отдаём лучшее на экспорт, как многие считают. Проблема, если её так можно назвать, состоит в том, что самые яркие и модные модели очень-очень быстро разбирают.

Моя проводница в мире обуви ведёт меня туда, где под светом электрических ламп в головах специально обученных людей рождаются образы сапожек, кед, ботильонов, туфель, тапочек и всего, во что можно обуться.

Именно за этой дверью «обитают» дизайнеры и главные вдохновители производства фабрики «Марко». Девушки без устали фантазируют, а плоды их творческих поисков выставлены в магазинах по всему СНГ.

Каждый дизайнер имеет свой «творческий план» — это 15 новых эксклюзивных моделей обуви в месяц. После создания образа обуви на бумаге её штучно создают на производстве. Обувь нужно увидеть, прежде чем начать производить в промышленных масштабах.

Когда готовы реальные образцы новых моделей, наступает время художественного совета, в который входят представители всех структур огромного предприятия. Делаются расчёты и прогнозы на успех и прибыльность той или иной модели и только потом по каждой модели выносят вердикт: быть ей на витринах магазинов или нет. Иногда модели откладывают на несколько сезонов, но большая часть навсегда остаётся только прототипом.

На мой вопрос, знакомо ли дизайнерам «Марко» определение «творческий кризис», — все девушки ответили, что в принципе нет.

Мы всегда в поиске идей, всегда что-то обдумываем. Просматриваем обувь других производителей, модные концепты, посещаем выставки… Во многом процесс рождения модели обуви связан прежде всего с тем исходным материалом, который мы имеем: фурнитура, кожа, колодки, подошва и многое другое.

Вот так выглядит обувь готовая и эта же модель на бумаге. Эти кеды ещё ждут свой художественный совет.

Вообще предприятие живёт по принципу старой пословицы: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Сейчас в швейных цехах проходит упаковку последние в этом сезоне партии зимней обуви, после этого в самый разгар зимних стуж и метелей предприятие начнёт готовиться в весенне-летнему сезону, чтобы никому не пришлось бегать босиком по раскалённому асфальту.

Если этаж дизайнеров производит идеи, то производственные этажи готовят саму обувь, технический процесс создания которой сложнее, чем может показаться с первого взгляда.

Рассказать весь технологический процесс я не смогу по двум причинам: коммерческая и производственная тайна, которую я пообещала не распространять, и то, что осталось за пределами моего понимания.

Поэтому я вернусь к основной теме этого поста и покажу молодых людей, которые модному престижу предпочли стабильность и настоящий труд. Они не менеджеры — они основа любого производства и даже, не побоюсь этого слова, экономики страны.

Это Кирилл Голубев. Всю свою трудовую биографию он провёл на этом предприятии. В настоящее время он затяжчик обуви 6 разряда. И пока он «затягивал мокасин» на замысловатом станке, начальник производства говорила, что такие как Кирилл — самые незаменимые люди на производстве: ответственные, знающие весь процесс, готовые помочь новеньким и заменить «стареньких».

На мой вопрос о том, нравится ли ему его работа и почему он выбрал именно эту профессию, Кирилл смущённо ответил, что нравится, и оттого, что делает, он получает удовольствие. Здесь в цеху он чувствует себя как дома.

Эта серьёзная девушка с ботинками — Татьяна Червинская. Тане 24 года и на фабрике она занимает очень ответственную должность контролёра отдела технического контроля.

Пришла сюда после колледжа, — рассказала Таня. — Сначала практика, потом устроилась на постоянную работу. Нравится всё. Сначала работала на конвейере, потом вот стала контролёром ОТК.
Быть контролёром на самом деле очень трудно в виду ответственности. Каждый контролёр проставляет на обувь свой номер, и если вдруг покупатель вернёт нам обувь по причине того, что она бракованная, то контролёр будет первый, с кого спросят. Мы, конечно, устанавливаем точную причину возврата и брака, но в первую очередь весь брак или недоделки должны отсеиваться вот на этом столе контроля — рассказала мне начальник производства. — Поэтому такие как Таня — умные, быстрые и ответственные — это основной костяк нашего производства. Без таких ребят мы далеко не уйдём.

А этот смеющийся молодой человек — Евгений Судак. Жене 27 лет, и он уже мастер пошивочно-отделочного участка клеевой обуви. В его подчинении дружно трудятся больше 30 человек.

По словам Надежды Михайловны Соколовой — начальника производства — политика предприятия состоит в том, что в первую мастеров выбирают из своих ребят, которые знают основные этапы производства, с лёгкостью могут заменить любого из своих рабочих и готовы учиться дальше.

Если мне придётся выбирать мастера, я всегда выберу того, кто моложе. И не потому, что я не доверяю рабочим в возрасте — во многом они опытнее, — но у молодого парня или девушки больше интереса и перспектив. И мне всегда приятно наблюдать за тем, как они работают, как профессионально растут на моих глазах, как идут вверх по карьерной лестнице.

В отделочно-упаковочном участке повсюду шнурки, готовая обувь, ждущая упаковки и шорох коробок, а руководит всем этим молодая и очень привлекательная девушка Дарья Черепанова. Даше ещё нет и 30 лет, а она уже мастер совсем не маленького участка.

Начинала как и все, — говорит Даша. — Колледж, практика, работа на конвейере, потом стала контролёром ОТК, а потом как-то вот так незаметно и мастером. Работа нравится, если бы не нравилась, я бы здесь не работала. Коллектив, условия — всё прекрасно. Свою работу знаю и по-настоящему люблю…

Во время знакомства с Дашей моё внимание привлекла женщина, которая собирала коробки. Просто собирала обувные коробки, но то, с какой скоростью и сноровкой она это делала — заставило меня замереть у её стола. Это Нина Семёновна Капустина — сборщик коробочного кроя 2-ого разряда.

За смену план — собрать 480 коробок, — не отрываясь от дела, выдала мне производственный секрет Нина Семёновна. — А пальцы в пластыре, чтоб случайно не порезаться краями картона. После смены я их снимаю.

Гора из коробок росла на глазах… Ловкие пальцы работали точнее и быстрее машины.

Следующим пунктом этой экскурсии стал заготовочный участок с его бесконечно длинными конвейерными лентами… Честно скажу, что я потерялась только от одного вида этой ленты до горизонта и умеренного стрекотания швейных машинок.

У этого оркестра сразу два дирижёра: мастер и оператор конвейерной ленты. Сначала к работе оператора — она находится за границами сознания, потому что оператор должен чётко знать, кому из швей что и когда надо подавать в этих больших пластиковых корзинах. Там лежат так называемые «задания». Оператор следит за загадочным ящиком с тумблерами и кнопочками и уверенно ставит ящики на ленту, а они уже летят к своим швеям.

Это Анна Зезюлина — оператор одной из таких линий. Начальник производства заверила меня, что работать без ошибок и лишних записей Анне помогает то, что самый главный компьютер у неё в голове и сбоев он не даёт.

Ну и какой участок без мастера? И снова молодёжь, которой по-прежнему всегда и везде дорога.

Ирине Лях всего 30 с небольшим, а она работает на должности мастера заготовочного участка. За плечами колледж, несколько рабочих специальностей, учёба в университете в параллель с работой и больше 70 человек в подчинении на сегодняшний день.

Меня в работе устраивает абсолютно всё. Есть свои планы на будущее, но они связаны с предприятием. Есть куда расти и к чему стремиться, — говорит Ирина. — Никогда не жалела, что пришла сюда работать. Коллектив давно стал второй семьёй.

Любое предприятие — это прежде всего люди. Именно от коллектива и его работы зависит успех всего бизнеса. Надежда Михайловна много раз за экскурсию повторила мне, что каждый работник в этих лабиринтах цехов — ценен и важен. Каждого готовы научить и помочь добиться новых карьерных результатов.

Может быть, не очень модно звучит должность мастера цеха по сравнению с работой менеджера, но приятно видеть, что так много молодёжи уходит в производство и посвящает свою профессиональную карьеру реальному труду.

Мало кто остаётся, — заключает Надежда Михайловна. — И не потому, что платят плохо, а потому что труд действительно тяжёлый. Но зато и перспектив много. Сделать хорошую карьеру на производстве достаточно просто, если есть желание учиться и работать.

Всем успехов в труде, подъёмов и признания!

Текст и фото: Anna Bing

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

10 комментариев
MayaMironova
28 ноября 2016 в 11:19
Очень интересно! И работники молодцы. И кеды синие хороши!
Катя Птичкина
28 ноября 2016 в 12:14
Спасибо за интеоесную статью! Всегда любопытно взглянуть на чужую профессию
Ульяна Шидлунова
28 ноября 2016 в 12:43
Статья интересная) Не думала, что у них столько молодежи работает
Юлия Голуб
28 ноября 2016 в 13:13
МОЛОДЦЫ!!!....МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ОБУВЬ МАРКО....ИНТЕРЕСНЫЕ МОДЕЛИ ; ВСЕГДА МОЖНО ЧТО-ТО ВЫБРАТЬ СЕБЕ ДЕТКАМ И ПРИЯТНЫЕ ЦЕНЫ.....СПАСИБО ....
LoyIver
28 ноября 2016 в 13:17
Всегда было интересно, как создают обувь! Отличный репортаж и фото, и посмотреть есть на что, и почитать интересно.
Форева Тегорин
28 ноября 2016 в 13:35
Большое спасибо за статью!
Тоже имела возможность провести часть отработки после колледжа на производстве, но в сфере радиотехники.
Создавать что-то своими руками действительно волшебно.
Таня Ульгина
28 ноября 2016 в 14:12
Как приятно снова "окунуться в обувной мир" Марко,увидеть много знакомых людей,которые там работают,многие уже занимают хорошие должности!Удачи Вам ребята!!!Это очень не простой труд!!!Спасибо за статью!
Dzianis
28 ноября 2016 в 16:02
Столкнувшись не так давно с очень неприятной ситуацией в фирменном магазине Марко, которую в последующем рассмотрели на самом предприятии, лично у меня остались противоречивые чувства от данного холдинга и от людей, которые на нем работают. Поэтому, к сожалению или к счастью, ничего хорошего сказать про них не могу.
Светлана Смелкова
3 декабря 2016 в 12:50
Очень жаль,что ни одного слова не было сказано,что всех специалистов с высшим образованием готовят в Витебском Государственном Технологическом Университете.Статья очень информативна.Спасибо.Приглашаем поступать на нашу кафедру "Конструирование и технология изделий из кожи".которая уже 50 лет готовит специалистов для обувных фабрик.
Аноним #66c
14 января 2018 в 15:04
И я там работала, стороны именно все так красиво и сказочно выглядит. Но на самом деле все не так радужно :( Сейчас когда снится сон, что я работаю на "Марко" просыпаюсь в ужасе. И еще аллергический дерматит и хронический ринит, приобретенный за 2 года работы на данном "замечательном" предприятии, уже не излечишь. Вот она вся правда...
Чтобы комментировать, .