Белорусские викинги: Vitebsk.biz увидел, как оживает история руками реконструкторов

6 апреля 2017 в 06:29
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Нашего сегодняшнего героя в Витебске знают многие. Даже если не лично, то визуально точно. Так уж вышло, что Макар Бабенко (руководитель народного клуба исторической реконструкции «Варгенторн») — личность, широко известная в узких кругах. А усы и коллекция головных уборов давно стали его яркой визитной карточкой, по крайней мере для меня.

В тёплый апрельский вечер мы встретились с Макаром, чтобы поговорить об истории, выставке, которую он открыл в Витебске, и о том, как увлечение из юности стало делом всей жизни.

Штаб-квартира или крепость «Варгенторн» находится в 307 кабинете КЗ «Витебск». Здесь сразу следует отметить, что клуб имеет звание народного коллектива, и в Беларуси таким признанием со стороны государства похвастать больше никто не может (по крайней мере, Макару об этом неизвестно).

Помещение клуба напоминает кладовую большого музея и заодно средневековую оружейную. Мечи, шпаги, копья, топоры и шкуры невинно убиенных диких зверей, наряды шляхтичей и рыцарские доспехи… И посреди всего этого исторического хаоса на деревянной скамейке сидит Макар и неспешно подшивает рукав льняной рубахи.

Предлагаю познакомиться заново, — осмотревшись, говорю я Макару. — Рассказывай, как тебя занесло в историческую реконструкцию и что такое «Варгенторн».
Учился на историческом… Однажды в юные студенческие годы попал совершенно случайно на Друцкий фестиваль, где были и ролевики, и реконструкторы. Так запало в душу, что последние 15 лет я сам занимаюсь исторической реконструкцией, а 12 лет назад мы создали свой собственный клуб «Варгенторн», что в переводе со шведского значит «волчья башня». Работаю здесь же. То есть то, что когда-то началось как безобидное хобби, стало моей работой. Хотя после университета и в школе поработал, и в нашем краеведческом музее.
Какой период времени вы реконструируете?
Вообще наше «основное время» — это раннее средневековье: конец 9 и начало 11 века. Но в последнее время ещё и дополнили 16−17 веками.
И ваш клуб открыл выставку в Духовском круглике, посвящённую магдебургскому Витебску?
Мы приняли участие. Вообще выставка открыта и проходит в рамках нашего межклубного проекта «Витебская хоругва», и в экспозиции реконструированные костюмы первой половины 17 века. Поэтому я не могу сказать, что это именно наша выставка. Не все костюмы там сделаны нами и не все нам принадлежат. Например, доспехи крылатого гусара Речи Посполитой приехали от одного реконструктора из Минска. Владелец делал их для себя, но решил показать публике.
Когда официальное открытие выставки и как много у желающих будет времени, чтобы увидеть блеск доспехов своими глазами?
Мы не планировали какое-то пышное открытие и даже хотели, чтобы выставка была «сюрпризом» для тех, кто случайно зашёл в музей. Поэтому будем считать, что она уже открыта и будет работать примерно до 20-х чисел апреля. Потом придётся вернуть некоторые костюмы владельцам — впереди лето, время фестивалей.
К теме фестивалей. Сколько фестов ты посетил как участник, и есть ли какие-то крутые международные фестивали в Беларуси?
Сам я объехал… Ну фестивалей тридцать или около того: хороших и очень хороших. В Беларуси тоже есть свои фесты для реконструкторов и ролевиков, но я не могу сказать, что все они стоят внимания. Потому что сделать действительно хороший и интересный фестиваль — это крайне затратно для организаторов. Нужна поддержка и города, и спонсоров, надо уметь заинтересовывать участников, потому что для большинства реконструкция — это не только увлечение, но ещё и основной доход. К сожалению, у нас ещё мало людей, способных провести такое мероприятие на должном уровне. Но я бы отметил фестиваль «Меч Брачыслава» в Браславе, основная его тема — это викинги средневековья. И ещё фестиваль «Рубон» в Полоцке.
Глупый вопрос, но всё-таки: в чём отличие между просто ролевиками и реконструкторами?
Ролевики — это такие же фанаты истории и своих эпох, но их цель — это попасть в стиль и образ века. Их костюмы, оружие и так далее — это всё просто сделано кем-то (редко ими) в стиле определённого промежутка времени. Реконструкторы — это те, кто не только попадает в образ, но ещё и делает точные копии вплоть до мелочей и одежды, и оружия, и предметов быта. Реконструкторы, так сказать, борются за достоверность. Поэтому если ты хочешь попасть как участник на фестиваль именно реконструкторов, то придётся пройти через суровую комиссию, которая проверяет достоверность твоей экипировки. Даже «стежки» на одежде должны полностью соответствовать эпохе.
Следующий глупый вопрос: где вы берёте информацию, канон о том, какой должен быть меч или как должны выглядеть ботинки?
В исторических документах, от летописей до того, что было найдено археологами. На самом деле если есть желание, то найти этот самый канон можно, а потом просто следовать ему. Научных трудов, книг и иллюстраций достаточно. Самое трудное — создавать абсолютно точные копии.
Вы вообще всё делаете сами?
Нет. Оружие мы, допустим, заказываем у кузнецов, но опять же, оно отличается от «того» оружия только тем, что не заточено. По правилам клубов точить нельзя. Потому что тогда оно станет настоящим, и хранить-носить его просто так не выйдет. Одежду и обувь стараемся полностью делать сами, если где-то как-то не успеваем, или понимаем, что не получается, то обращаемся к специалистам. Главное в реконструкторском клубе — всё-таки делать всё самим. Даже когда приходят новые участники и они чего-то не умеют — научим. Было бы желание.
Интересна финансовая сторона вопроса. Увлечение ведь это совсем недешёвое… Не пробовал считать, сколько денег потратил на это всё?
Нет… И даже не хочу считать, — Макар при этом задумчиво посмотрел по сторонам. — Думаю, что счёт пойдёт на пару, может несколько тысяч в условных единицах… Не знаю. Но хобби любое всегда стоит денег. Поэтому давай считать не будем. Я всё равно не откажусь от этого увлечения.
Тогда расскажи о своих шляпах и прочих головных уборах. Каждый раз, когда тебя встречаю — на тебе что-то новое. Сегодня ты кто?
Сегодня у меня шляпа советского инженера 50-х годов прошлого века. Шляпа абсолютно настоящая, из того времени и принадлежала инженеру… Наверное. Раздобыл по случаю. Это мой фетиш. Головные уборы и ботинки. Воспринимаю это всё как собственный стиль.
Ещё усы.
Да, и они тоже. Знаешь, было время, когда был без них — так вот образ был какой-то неполный, сырой. Не только в жизни, но и в реконструкции. А сейчас собрался полностью, мне так кажется.
Люди обращают внимание, когда по улице идёшь?
Наверное… Я давно на это внимание не обращаю. Но думаю, что смотрят как на фрика, — так это у нас называется, — улыбается Макар.
К теме о публике. Когда вы приезжаете на какой-то фестиваль или показываете свой клуб во всей красе — люди же подходят, что-то спрашивают, интересуются. Можешь составить топ вопросов?
Да, людей много подходит. Кто-то просто смотрит и рассматривает. Но первое место, пожалуй, отдам тем, кто «знает» историю. Такие знатоки, которые считают, что знают абсолютно всё и ещё любят указывать нам на какие-то ошибки несуществующие и сыпят псевдоисторическими фактами вроде всех этих теорий Михаила Задорнова. И приятно то, что много людей задаёт вопросы, что-то узнают от нас, вроде как просвещаются.
То есть одной из миссий клуба является и познавательная?
Она не основная, конечно, но присутствует. Кто-то увлекается историей в принципе и узнаёт что-то новое от реконструкторов. Кто-то сам потом приходит в такие же клубы, как наш. И это хорошо.
Для того, чтобы показать клуб на каком-то общественном мероприятии, помимо исторической достоверности ещё, наверное, нужно быть талантливым актёром? Тебя я в образах видела несколько раз, и каждый раз хотелось сказать станиславское «Верю».
Фото с первого книжного фестиваля AзBookФест
Может ты и права про актёрский талант, но есть ещё такое понятие, как типаж. О себе не говорю, но у нас есть один парень, который вот типаж! Его во что ни одень, что ты ему в руки не дай — он будет «попадать» в образ на все сто. Кому-то, возможно, труднее, кому-то проще. Но не без актёрских навыков, конечно, когда показываешь публике быт или костюмы.
Что о вашей деятельности говорят такие тру-историки? Ведь наверняка пересекаетесь где-то.
Пересекаемся. Здесь нет общего мнения. Есть историки, которые относятся к тому, что мы делаем, с уважением. Но есть и те, кто это воспринимает как игру или что-то никому не нужное, пустое. Таким я обычно люблю отвечать так: «А кто, кроме таких, как мы, ещё читает все ваши труды?». И по факту это так и есть. Они изучают историю, делают открытия, проводят раскопки, открытия и так далее, а мы всё это очень тщательно изучаем, чтобы попадать в свои образы и костюмы абсолютно точно.
Последний на сегодня вопрос: ты 15 лет этим всем занимаешься. Не надоело?
Нет. Честно нет. Хотя ты знаешь, бывают такие моменты, когда просто устаешь, но потом внезапно узнаешь или находишь что-то новое, чего раньше не видел или не знал и эту «усталость» снимает как рукой. И вот тогда продолжаешь всё с новыми силами и новым азартом. Думаю, что никогда не надоест так, чтобы бросить. Это всё уже давно часть моей жизни и часть меня…

Прикоснитесь и вы к кусочку живой истории. Ещё идёт выставка в Духовском круглике.

Всем нескучных увлечений, верных соратников и острых мечей.

Текст и фото: Anna Bing

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

1 комментарий
LoyIver
6 апреля 2017 в 09:13
Несколько раз попадала на фестивали реконструкторов и в Витебске, и в Минске, и в Мирском замке, и даже в Чехии и Франции. Очень натурально выглядят бои, а поводить хоровод с девушками в длинных, расшитых бисером, платьях и после перекусить у костра — ну не романтика ли? :)
Чтобы комментировать, .