Драгоценных дел мастер: как творит витебский ювелир Андрей Жизневский

20 октября 2018 в 06:24
Поделиться
Класснуть
Отправить

Андрей Жизневский 14 лет назад одним из первых в Беларуси стал индивидуальным предпринимателем в качестве ювелирного мастера. Но широкая известность к нему пришла позже. Одни из его последних нашумевших работ — миниатюрные копии танка ИС-2 и самолёта У-2.

Первое изделие ювелир подарил минскому музею Великой отечественной войны, а второе — Витебскому областному краеведческому музею. В интервью Vitebsk.biz Андрей рассказал об истории создания этих работ и вспомнил своё профессиональное становление.

Почему вы выбрали профессию ювелира?

Мой дядя работал в мастерской «Ювель» на улице Толстого в Витебске. Мне очень нравилось то, что он делал. Хотелось быть похожим на него в профессиональном плане, но без образования меня не пускали работать.

В 90-х годах ювелирному мастерству в Беларуси нигде не учили. Поэтому я поступил в Витебское высшее профессиональное училище народных художественных ремёсел (бывшее ПТУ №147, а ныне ВГТК), что на улице Гагарина. Учился по специальности резчик по дереву, художник-оформитель, мастер-технолог. Со мной в группе обучался Сергей Смолиевский, чей отец — гуру ювелирного дела Беларуси и учитель моего дяди.

«Дядя меня очень жёстко воспитывал — все мои неудачные работы он ломал молотком».
Окончив училище, пошёл работать к дяде (у него тогда уже была своя мастерская) помощником ювелира. Но серьёзную работу он стал мне доверять только года через два. А поначалу я рисовал эскизы. Когда же стал заниматься изготовлением ювелирных изделий, дядя меня очень жёстко воспитывал. Все мои неудачные работы (даже с малейшим дефектом) он ломал молотком.
Что вы чувствовали, когда дядя так поступал с вашими работами?

Конечно, обидно было. Но это научило меня работать предельно внимательно и аккуратно. У ювелирного мастера всегда велик риск что-то запороть, сделать хуже, из-за чего, например, цепь или кольцо уже будут не такими, какими их хочет видеть клиент. При финишной полировке мягкого металла, если изделие непрочно держать, оно может слегка деформироваться. Такие изменения внешнего вида не всегда видны клиенту, но заметны профессионалу.

Я стремился к самосовершенствованию, анализируя свою работу. Читал книги по ювелирному делу. За специальной литературой ездил в Москву, так как в Беларуси она не продавалась. Покупал дорогие инструменты — на это уходили почти все мои заработки.

«При получении лицензии пришлось отвечать на массу вопросов и сдать что-то вроде экзамена».
В 2004 году вы решили зарегистрироваться в качестве ИП. С какими сложностями столкнулись?
Когда приехал в Государственную инспекцию пробирного надзора, где выдают разрешительные документы, мне сказали, что я самый первый претендент на получение лицензии ИП по ювелирному делу в Беларуси. Требовалось иметь минимум 5 лет профессионального стажа в профессии. И обладать знанием теории техники ювелирного мастерства, чему в нашей стране в те годы толком нигде не учили. При получении лицензии пришлось отвечать на массу вопросов и сдать что-то вроде экзамена. Меня спрашивали: как плавится металл, при какой температуре, какие лигатурные приставки бывают, какими припоями надо пользоваться.
Как вы стали работать после открытия ИП?

Поначалу трудились вместе с напарником Андреем Хацкевичем. Увы, этот уникальный мастер вскоре умер. Кстати, у всех ювелиров сложности со здоровьем, так как мы работаем с химическими реактивами: у кого-то проблемы со зрением, у кого-то с лёгкими.

«За семь лет произошло профессиональное выгорание — приходилось штамповать одно и то же».

Спустя семь лет я зарегистрировал частное предприятие и стал привлекать в качестве помощников учеников из ССУза, который заканчивал. За это время у меня началось профессиональное выгорание.

Из-за чего?
Приходилось штамповать одно и то же. Заказывали в основном цепи, кольца, серьги, кресты. Но это всё однотипные вещи. Зачастую люди находят картинки в интернете и желают себе такое же, причём готовы заплатить максимум 20−30 $. Они не хотят заказать авторскую работу, потому что не готовы за неё платить нормальные деньги. По индивидуальному заказу мы создавали вещи крайне редко. Например, однажды для клиента из Москвы сделал олимпийского мишку с вращающимися лапками. Мне всегда хотелось творческого самовыражения.
Я так понимаю, что к созданию серебряных копий танка и самолёта вас подтолкнуло желание творческого самовыражения?

Копию самолёта У-2 я сделал в 2003 году. У меня дедушка и бабушка прошли лётчиками Великую отечественную войну. Хотелось сделать семейную реликвию, которая напоминала бы об этом. Я сделал самолётик, используя слиток серебра и детали зажигалки. И поставил его дома на полку.

Идея создать копию танка ИС-2 у меня появилась, когда будучи с женой проездом в Городке, увидел там на постаменте эту легендарную бронемашину. К тому моменту я начал читать книги по истории Великой отечественной войны. Меня впечатлило, как люди в годы войны на передовой трудились в суровых условиях и создавали при этом такие танки. Захотелось сделать что-то подобное.

В тот визит в Городок я сфотографировал видимые узлы и механизмы танка с разных сторон. Потом туда ещё несколько раз приезжали с супругой. Я с рулеткой измерял размеры танка: мне была интересна толщина листов, швов. Жена стояла рядом с фотоаппаратом, якобы мы туристы, чтобы не привлекать сотрудников милиции.

Как вы делали серебряную копию ИС-2?

На это у меня ушло два с половиной года. Делал танк в свободное от основной работы время: по вечерам, бывало и ночами. Каждый день уделял по 3−4 часа.

Танк сделан из множества деталей — из 7−8 элементов получается одна цельная часть, потом всё спаивается. Зрителю невозможно оценить сложность этой работы, потому что всё это спаяно. Изначально хотели сделать танк максимально миниатюрным. Потом поняли, что это очень сложно. Первоначально делали заднюю ось, чтобы все колёсики двигались. И поняли, что гусеницы, которые сделали немного толще, не крепятся к корпусу, и пришлось всё разобрать.

«От обиды и отчаяния хотелось ударить по этому танку молотком».

От обиды и отчаяния хотелось ударить по этому танку молотком. Это желание усиливалось из-за «советчиков». Многие мои коллеги-ювелиры говорили: зачем ты это делаешь, не занимайся ерундой, ничего не получится. Но родные люди меня поддерживали. И я решил немного поменять конструкцию некоторых элементов и креплений танка. Всё переделал, и танк получился. На него ушло 208.45 грамма серебра и 2 бриллианта весом в 0.17 карат.

Почему вы решили подарить этот танк музею Великой отечественной войны?
После стольких дней напряжённой работы мне захотелось, чтобы этот сувенир не пылился на полочке у меня дома. Решил подарить его какому-нибудь музею. Вначале хотел оставить танк в Витебске. Но потом съездил в музей Великой отечественной войны — понравилась атмосфера и экспонаты. Мне показалось, что мой танк гармонично впишется в постоянную экспозицию этого музея. Но перед этим потребовалось зарегистрировать его в Государственной инспекции пробирочного надзора.
Проблем не возникло?
Сотрудники инспекции меня спросили: «Что это такое»? Я говорю: «Танк». Мне отвечают: «Мы видим, что это танк, но в качестве чего его клеймить»? Они не знали, как его обозвать по документам, ведь обычно у них клеймят серьги, кольца, браслеты. В итоге назвали сувениром. Причём изначально танк я сделал с миниатюрным двигателем (наподобие тех, что в машинках с дистанционным управлением), но его пришлось убрать — в пробирочной инспекции сказали, что никаких узлов и соединений, кроме драгоценных металлов, быть не должно.
Вскоре после этого вы решили подарить Витебскому областному краеведческому музею тот самый первый самолётик У-2…
Когда я вернулся домой после торжественной церемонии передачи танка, то меня переполняли эмоции. Захотелось сделать что-то ещё, более масштабное. И подумал: зачем мне этот самолёт дома, надо его тоже подарить. При этом решил сделать красивую подставку. С помощью стержня прикрепил к ней самолёт, слегка наклонив его. В результате получилось так, словно самолётик летит. На это изделие ушло 26.68 грамма серебра 925-й пробы и один бриллиант.
Новые подарки музеям не планируете?
Сейчас я вместе с коллегами-ювелирами делаю уникальные наручные часы. Там будет нестандартный ремешок и замок, которые мы хотим запатентовать. Пока не хотим раскрывать всех секретов. Когда сделаем нашу ювелирную новинку — планируем подарить её одному из музеев европейских стран.

В ближайших планах Андрея — презентовать проект в традициях Шагала и Малевича. Vitebsk.biz желает ему успехов и вдохновения на новые рукотворные шедевры.

Подготовил Евгений Огоньков. Фото из личного архива героя

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

14 комментариев
Аноним #83f
20 октября 2018 в 09:26
Очень интересно и приятно было прочитать! Душа радуется за таких людей! Хочется пожелать Андрею ещё большего вдохновения и новых интересных идей!!!
Аноним #262
20 октября 2018 в 13:31
Потрясающе! Хотелось бы увидеть поближе экспонаты)
id40101
20 октября 2018 в 14:26
Спасибо за интересную статью.
Аноним #8d3
20 октября 2018 в 17:07
Добрый день! А как найти этого ювелира?. Есть несколько старых изделий из золота, хотелось бы что то оригинальное сделать.
Аноним #384
20 октября 2018 в 22:01
Жаль, в статье ничего не сказано о лишении мастера лицензии и закрытии его мастерской "Аура". Интересно было бы узнать детали..
Аноним #ccb
22 октября 2018 в 17:37 ответ Аноним #384
Аноним #384, да, согласна... О самом главном умалчивают...
Аноним #35e
22 октября 2018 в 10:20
Класс ??
Аноним #566
28 октября 2018 в 11:48
Уффф
Аноним #f92
7 ноября 2018 в 10:59
У меня лично этот великий мастер золото украл, судились с ним больше года..и ещё таких пострадавших вместе со мной около 15 заявлений было.Прежде чем связываться с ним не поленитесь навести о неисправен в РОВД -желание сразу пропадёт,уж поверьте.
Аноним #f92
7 ноября 2018 в 11:01
*извините,НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ НАВЕСТИ О НЕМ СПРАВКИ В РОВД
Аноним #b25
21 ноября 2018 в 20:47
Самые потрясающие украшения в моей шкатулке деланы руками этого мастера.... Никаких неприятных моментов у нас не происходило в процессе... Разве что пару раз были задержки по времени, но опять же, он предупреждал заранее, мы все оговаривали...
И прочитав отзыв..не поленилась....справки навела... По видимому, тот кто писал перепутал мастера. Рядом с Аурой была еще одна мастерская...и у того директора были проблемы с законом... Некоторые по незнанию считают, что речь о Жизневском..и пишут о нем гадости.... А кто- то из зависти, а кто-то из вредности...
id49029
25 февраля 2019 в 23:51 ответ Аноним #b25
Аноним #b25, Да нет,ничего я не путаю
Именно Андрей Жизневский и его мастерская аура присваивала золото клиентов
По какому то странному стечению обстоятельств позже прогремела и вторая мастерская,соседняя,
Также с мошенничеством
А если бы вы на самом деле справки навели,то все бы о нем поняли
Его в ровд как родного знают)
Аноним #b25
21 ноября 2018 в 20:53
Он давно говорил, что закроет Ауру....потому что испорчена репутация историей с соседней мастерской чтобы открыть настоящую ювелирную желаний и творить только эксклюзивы...)))
kamernyy
23 декабря 2018 в 13:44
Просто огонь)))