Авторская колонка: ребёнок может быть самостоятельным?

7 августа 2020 в 06:30
Поделиться
Класснуть
Отправить

Вы помните тот момент, когда стали самостоятельным ребёнком? То есть ну почти взрослым человеком. Когда родители стали отпускать одного на улицу, к друзьям, в кино и магазины?

К чему вопрос... Я росла в святые 90-ые и у родителей особо времени не было на слежку 24/7 за нами — детьми. В те славные времена и мобильных не было, и максимум — это таксофон, не было этих детских часов с GPS и кучи приложений «Где мой ребёнок».

Не так давно здесь обсуждали необходимость установки видеокамер в детских садах, чтоб уж следить за детьми — так следить.

Я не против, но и не за. Мои первые самостоятельные пешие прогулки по дворам и в магазин за мороженым начались, когда мне едва 6 лет стукнуло.

Мама, конечно, волновалась, когда я не приходила к условленному времени, когда, несмотря на запреты, мы с друзьями бегали к отстойникам, прыгали по гаражам и яблоням, делали какую-то немыслимую дичь из плавленного свинца и жгли костры до небес. И получали мы за это все от родителей, и иногда они выходили на наши поиски в сумерках. Много чего было. Но по сути слежки за нами не было. Даже в острый подростковый период были грани свободы и грани «меня мама убьёт» — мы их понимали и, как мне кажется, тонко чувствовали пятой точкой.

Выходит, что раньше детям просто доверяли?

Моя мама вырастила и меня, и мою сестру без гаджетов — догадываясь о наших малолетних передвижениях чисто интуитивно или постфактум.

Но зато именно она в наши дни уже, когда получает в руки внуков (в возрасте от 8 до 19 лет) звонит им по «стопятсот» раз пока они самостоятельно бредут в магазин или уезжают кататься на великах.

На мои вопросы «Зачем», она, заламывая руки к сердцу, говорит: «А ты думаешь, что я за вас не волновалась?».

Волновалась, конечно, как и я за своих волнуюсь, но как-то спокойнее волновалась… Откуда взялась сейчас эта истерия по слежке за детьми.

Нет, я как мать тоже всегда на взводе и контролирую своих детей. У них есть мобильные и относительная свобода передвижения. Они сами ходят в школу, магазин, за городом днями носятся где-то с соседскими приятелями. Но мне всё равно неспокойно, особенно, когда в телефоне я слышу лишь длинные гудки.

Вопрос в том как научиться контролировать своё родительское волнение и как не превратить его в пароноидальную слежку за собственными детьми, которым нельзя ничего из того, что не попадает в поле зрения родителей.

Любой человек должен полноценно развиваться и учиться самостоятельности тоже должен. Должен научиться принимать решения и отвечать за свои поступки. Но трудно это делать, когда знаешь, что ты под тотальным контролем родителей, я так думаю.

Своих детей я учу тому, что плохо, а что хорошо. Проговариваю алгоритмы их поведения в случае чрезвычайной ситуации. Естественно они знают адреса и номера телефонов. И я пытаюсь их убедить в том, что, что бы ни случилось — первым делом они должны придти домой и дома их ждёт не карательный отряд, а родители, которые помогут и поймут.

Но в современном обществе так много страхов вне домашних стен. И всё предусмотреть всё-равно не получится, как не старайся.

Современные технологии во многом упрощают жизнь и делают её безопаснее насколько это возможно. Но стоит ли злоупотреблять этими самыми технологиями? С трудом сдерживаю себя от того, чтобы установить на их телефоны приложения слежения и открывать их потом каждый час. Дети растут и уже через несколько лет они же могут обвинить меня в своей несамостоятельности и упрекнуть в том, что что-то не сложилось именно из-за моей сверх опеки. А этого я не хочу.

Так стоит ли обвешивать своих детей гаджетами с GPS?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

6 комментариев
Даша Аль
7 августа 2020 в 08:04

«Выходит, что раньше детям просто доверяли?»

Выходит, что раньше родители не могли физически (отсутсвие интернета) прочесть криминальные сводки.
Количество убийств, насилия над дети в те времена были в таком же количестве.

«Но в современном обществе так много страхов вне домашних стен. И всё предусмотреть всё-равно не получится, как не старайся.»

Ну почему же. Уменьшить возможность возникновения опасной ситуации на прямую коррелирует со временем наблюдения над ребенком. Автор, вы не видели эксперименты психологов, когда испытатель под видом незнакомого человека подходил на площадке к детям начальной школы и дошкольникам? Из ста процентов только каждый девятый ребёнок (!!!!) не поддался на уговоры отойти от площадки. Потом спрашивали у ребёнка учат ли его родители не идти с незнакомцем. Все ответили утвердительно.

Я не надеюсь на то, что психика ребёнка до 10 лет достаточно была зрела, чтоб понять серьезность опасности. И надеяться тут не на что. Сын стал полностью «самостоятельным» (ездить в город из пункта а в пункт б) лет с 11. Один может остаться тоже примерно в этом возрасте.
Ненадолго.

«Дети растут и уже через несколько лет они же могут обвинить меня в своей несамостоятельности и упрекнуть в том, что что-то не сложилось именно из-за моей сверх опеки.»

Выходит вы уверены, что «что-то может случиться» - это дело случая. Но при этом боитесь, что ваш ребёнок внезапно вам предъявит за воспитание? явно всячески хотите быть из кожи вон правильной для своей кровинки мамой.. Скажу простую вещь, автор. Любой ребёнок любого родителя может предъявить в пубертатном периоде за любой в его понимании «просчёт» в воспитании :))
А если ребёнок в 21 годик предъявляет что-то, при прочих равных, когда его не били, он был всегда одет, накормлен, спал под крышей тёплого дома, в день получал достаточное внимание родителей, он был обеспечен заботой о хорошем образовании, кружками, игрушками и даже иногда поездками за город. Но и самое главное он был окружён доверительным общением и чувством любви (!).. . Если такой ребзя в 21 и старше что-то скажет - шлите ваше чадо обратно на завод и скажите, что после совершеннолетия он уже не дитенок и просто обязан вернуть себе ответственность за свою собственную жизнь. Точка.

Aleksei81
7 августа 2020 в 19:52 ответ Даша Аль
Даша, и все же... тут уж не буду цитату приводить... про 9 и 10.... Да не об этом речь, просто к слову... Это из моего детства такое было... Можно даже не обсуждать...Жили тогда в "хрущевке", времена 80-х... Увы, мой сестра, которой больше нет, разве что в памяти каждодневной - увы и ах, Иншала....- и я остались дома, когда мама пошла на работу... Ни мобильной связи, ни Инета... Один Гос ТВ канал... К слову... Про Чикатило да МосГаз тогда особо и не знали... Но мама уже тогда предупреждала: дверь ни милиции, ни скорой - не открывать! Ну в памяти разве что дворовые "Гроб на колесиках"... И вот тут - звонок в дверь! "Кто там?" " Горгаз"! Переглядываемся с сестрой - а про Горгаз мама ничего не говорила... И впускаем в квартиру пузатестого дядю, который пробует конфорки, вентиляцию, оставляет письмецо о проверке и уходит... Мама с работы возвращается, мы ей это письмо несем, мол, тут "ГорГаз" приходил... Мама в шоке, но... Но такая вот история...
Aleksei81
7 августа 2020 в 09:44
Хорошо написано автором,молодец! У меня даже есть чувство,что я знаю, кто автор... Ну и Даша тоже молодец... Что-то дополнила,что-то уняла... А вообще,да,прав автор... Помните,какое было самое страшное наказание для ребенка в 90-х,и ранее... Запрет на посещение улицы! Улицу,кстати,точнее ее влияние,тоже обвиняли во всех грехах,если ребенок не укладывался в какие-то рамки... Поведения,например... Так и вспоминаю учителей,которые понукали моих сверстников,мол, замашки дворовые да уличные, улица тебя губит и т.д.. бесконечно можно что-то вспоминать... А потом,помните, запрет на просмотр видео тоже был... В том плане,что народ стал не по подъездам шляться,а зависать на хате тех,у кого были видики... Но это хотя бы сближало,3-5 человек у экранов,что-то обсуждают,весело всем... и вот,коль успеваемость у тебя упала,значит,видик виноват.... А там кто-то новинку взял и тусой смотрят... обидно!Телефоны и гаджеты сейчас всех разъединили в этом ключе... Ну и да,к сожалению,человечество,не только у нас,пошло по обратному пути развития. Гаджетомания и прочее не развивает способностей к самостоятельным действиям... детки классно проходят лабиринты какие-то,а шнурки завязать толком не могут... Хотя ладно,у самого обувь без шнурков да на липучках... И галстук почти не ношу,по той же причине... Вдруг развяжется,а повязать некому...
AnJam
7 августа 2020 в 11:22 ответ Aleksei81
Aleksei81,
зависать на хате тех,у кого были видики...

О, дааа... У меня был одноклассник-сосед, а у него был старший брат — одноклассник моей старшей сестры. И их отец привёз откуда-то из ФРГ видик. Боже, у нас были двойные свидания, когда они ещё не были мейнстримом, под фильмы про Терминатора на хрипящих VHS)

id40101
7 августа 2020 в 10:18
Полностью поддерживаю автора.
Дарья Сергеевна
7 августа 2020 в 13:44
С автором согласна, да дети стали другими засчет новых технологий, смотрят всякую дрянь на телефоне потом во дворе повторяют тоже самое ,как итог сломала ногу или руку, а у родителей дергается глаз(и это минимум )!и самое интересное что сейчас детей строгим предложением Что не пущу тебя на улицу уже не напугать. То ли было у нас как так дома? А как же резиночки, скакалке, прятки и т. д.Мы спешили у кого застрять в обед на мультик пикачу, шоу ералаш, ну и утиные истории ....а тут что?