«По блату»: почему я ненавижу просить знакомых об одолжении

17 марта 2022 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Когда-то давно, в совке и в «лихие 90-е», можно было «достать» вещи, как говорилось, по блату: купить их, получить, разузнать, где можно заказать, и т.д. Сегодня времена изменились. Можно купить что хочешь, как в магазине, так и в интернете: мебель, продукты, одежду, любые драгоценности, услуги и прочее. По крайней мере, еще пока можно… Просто пост немного о другом будет.

Дорагабагата

Так вот, в подкорке у некоторых людей, особенно у старшего поколения, есть такая заводская опция – «получить по блату». Сегодня это не значит, что нужно доплатить кому-то и достать необходимое. Это значит, если ты хочешь что-то купить, например, надо идти в магазин только к знакомым ИП-шникам, чтобы у них получить скидку. Или, если требуется консультация врача, нужно не записываться на прием, как все, а обрывать мессенджеры знакомых людей – ведь таким образом можно не платить деньги и не ждать, сколько того требуется, а в любое время суток получить квалифицированную помощь по своему вопросу. Если нужно куда-то устроиться, нужно не самому искать, а ныть всем своим знакомым в уши, авось устроют. Считая, что они обязаны за тебя ходить по своим отделам кадров и искать тебе место. Получить, отхватить, урвать - девиз тех, кто привык действовать «через своих».

В общем, такие товарищи не стесняются обращаться к знакомым и малознакомым людям, чтобы заполучить хотя бы самую дохленькую плюшку. У некоторых, самых наглых, даже правило пяти рукопожатий является аргументом: мол, я через три звезды колена внучатая племянница вашей тетушки, скиньте-ка мне цену на то, что я у вас тут хочу купить.

Так вот, к чему весь этот разговор. Когда у меня случается некий трабл, требуемый решения, часто мне в ответ прилетает: «Дык тыж спроси у Иванываныча или попроси Петрапалыча, у тебя же есть знакомые в этой сфере». И вроде бы да, знакомые у меня там есть. Но есть одно но – я терпеть ненавижу пользоваться этим «блатом».

Почему? Причин несколько.

Во-первых, если я уже один раз спрашивала о своей проблеме, второй раз я уже обращаться не буду, хоть режьте. Например, есть у меня знакомый-ветеринар. Который уже однажды подробно проконсультировал меня по поводу болезни моей котейки. Второй раз я уже не стану к нему лезть с вопросами болезни своих животных, а в третий раз – уж тем более. Считаю это неприличным: человек занят своими делами, а я его тут отвлекаю своим «блатом», заставляя рассказывать мне бесплатно то, за что он, вообще-то, получает деньги на работе. К тому же, статус знакомца – вообще не причина лезть к нему на рожон. И ту же самую консультацию можно получить честно и платно.

Во-вторых, любой запрос предполагает бартер. То бишь услугу за услугу. Если я обращаюсь к кому-то с просьбой – я буду что-то должна этому человеку, даже если он отказывается. Ведь я напрягла его своей просьбой, заставила что-то делать для себя, что он был делать не обязан. И не успокоюсь, пока  не отблагодарю хотя бы символически – потом уже успокоюсь.

В-третьих, я вообще стесняюсь кого-то о чем-то просить. Ставить себя в невыгодное положение просящего. Лично для моей совести это как-то унизительно – идти к знакомым, зная, что им неудобно будет не дать мне ту самую скидку или консультацию. Даже если это вполне в их силах. А мне неудобно этими благами так вот запросто воспользоваться. Ведь я взрослый и платежеспособный член общества. Могу на общих основаниях пойти и получить ту же самую услугу платно, не унижаясь. 

Конечно, иногда жизнь ставит в определенные ситуации, и тогда приходится пользоваться тем самым «блатом». Например, как-то поздним вечером, когда ребенок заболел, я писала знакомой девушке-медику из Минска. Но, во-первых, она сама разрешила в этом случае звонить в любое время дня и ночи. Во-вторых, я сомневалась, стоит ли вызывать скорую, случай был спорный. Ведь есть и более серьезные маленькие пациенты. К счастью, советы знакомой помогли, ничего страшного не было. Несколько раз я обращалась к знакомой-волонтеру по вопросам животных, но у нас с ней бартерная система обмена полезностями на постоянной основе. Так что никто как бы и не в долгу.

Вот что-то вроде этого

…А есть еще такие люди, которых хлебом не корми, дай присосаться к тебе. И не только тогда, когда и впрямь нужно, но и по всяким пустякам. Стоит немного ослабить внимание, такие люди тут же паразитируют на тебе, а ты в это время удивляешься, когда это ты так удобно подставила шею, чтобы на нее запрыгнули. Привести пример из личной практики? Да пожалуйста.

Так, давным-давно одна моя знакомая приехала ко мне в гости из другого города и собиралась назавтра уезжать домой. Мы с ней прекрасно пообщались, прогуляли на «Славянке» до рассвета (я еще была молодая и незамужняя, и организм мой выдерживал пляски до утра), потом вернулись домой, легли спать и… проснулись вечером. Ну, не выгонять же гостью. Назавтра все веселье повторилось. На третий день я стала намекать знакомой, что пора бы и честь знать, однако меня в упор не слышали. Она познакомилась с молодым человеком, гуляла всю ночь и приходила под утро, будила меня, чтобы ей открыли, либо они сидели с ним в другой комнате и пили всю ночь алко. Не смотря на то, что мне это дико не нравилось, я была молодая, не особо борзая, и не хотела в открытую ссориться с гостьей, надеясь решить ситуацию мирно. Хотя ежедневные пьянки уже конкретно напрягали. На еду и какие-либо оплаты она, разумеется, не скидывалась вообще, зато в душе любила сидеть по часу, ела все, что находила в холодильнике, а свет не выключала нигде вообще. А еще и моего молодого человека пыталась отбить, гы.

Бедная-бедная Малефисента...)

Кончилось тем, что через месяц нервотрепки и бесполезных намеков я выставила ее из дома, закрыла дверь на ключ и облегченно вздохнула. Лимит ее удовольствий был закрыт. А мой урок был усвоен на всю жизнь: от «я перекантуюсь у тебя сутки» до «мне все равно в Витебске некуда идти, что тебе, жалко что ли?» прошел месяц, но поумнела я тогда знатно. 

Чемодан, дверь, жених

Однако сей пример уж слишком хрестоматийный, а были в моей жизни люди чуть менее борзые, но все равно привыкшие паразитировать, дай только волю. От наивных «бесплатных» звонков с моего мобильного до опаздываний чуть ли не на час. Однако же повторюсь, первый случай усвоился хорошо, доброта моя безграничная была выдрана с мясом, и обычно первый-второй такой прецедент становился последним. Обижались, наверное - больше никогда не интересовалась их мнением. Но все равно я к таким людям до сих пор испытываю смесь брезгливости и отвращения.

А как вы относитесь к тем, кто постоянно ждет от вас чего-то и канючит, либо просто берет у вас сам, пока не надавали по рукам? Спокойно ли что-то просите сами при необходимости, либо не ждете помощи друзей и знакомых? Как относитесь к тому, чтобы хватать быстрее «по блату», пока другие платят за это деньги? Делитесь.

Автор: Малефисента

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

42 комментария
Aleksei81
17 марта 2022 в 07:00
Попросил старик другого:
"Памаги-ка мне нямнога:
Мне б любимую сбярэчь, да на троне усядець!"
Усмехнулся тот немного:
"Помогу тебе, ей богу:
Руку я тебе пожму (и столицу - отожму...)
Обнимаются брат с братом - ведь союз у них по блату!!!
id43155
17 марта 2022 в 07:07 ответ Aleksei81
Aleksei81, 👍 Вопрос кто из этих двоих, раньше закончит, самым естественным путём :)
id43155
17 марта 2022 в 07:04
Ну про эскулапов вы не правы, я всегда обращаюсь к знакомым и товарищам друзьям помогаю, много у меня примеров, как наша чисто бесплатная медицина плюет на людей и отправляет умирать, ещё больше примеров как ставят диагнозы которые и близко не соответствуют действительности, поэтому я и не знаю как по другому, тут или самолечение или так, но онкологию самому не победить, тут уже надо через знакомых. Или ещё пример, человек заболевает, но ему выписывает направления к специалисту в поликлинике, а специалиста нет, точнее он есть, но он в отпуске, и будет через 2 недели а другого нет, тогда и приходите, а вот боль и болезнь ждать не будут, и как тут поступать?
А друзья познаются в беде, есть у меня примеры, когда люди всё теряли и семья отворачивалась, и мне не трудно помочь, хотя бы предоставить крышу над головой, собственно и сейчас у меня живёт друг, который оказался в очень тяжёлой жизненной ситуации, ну и хай живёт, он мне не мешает, хотя многие этого не понимают, ещё и подкалывают или вообще морали читают, мол он сам виноват, друг на то и друг, что не будет вникать, кто там виноват а поможет.
Ну а про работу, так в Беларуси это вообще классика, там где хорошо платят и особо не надо напрягаться, там работники не нужны,там все свои и места передают чуть ли не половым путем, а вот рабы нужны в массовом количестве, так как с недавних пор я тунеядец, я с огромным интересом изучил Республиканский Банк Вакансий, ну депутаты, работники администрации президента и руководители департаментов и работники министерств не нужны, а вот рабов всех мастей и уровнем образования ищут массово,ведь тех кто привык хорошо получать, должны кого-то эксплуатировать и на тех кто создаёт добавочную стоимость паразитировать.
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 11:18 ответ id43155

Антон, понимаете, одно дело - просить о помощи и потом самому помочь при случае, другое - просто сосать из человека ресурсы, используя его в качестве бесплатной помощи по всем вопросам, и в ус не дуть, что что-то будешь должен в ответ. В моем случае я понимаю, что человек живет, допустим, не в Витебске, деньги от меня переводом не возьмет, шоколадку в благодарность ему не занесешь, а сам он вряд ли ко мне обратится, поэтому мои просьбы к нему будут в одностороннем порядке. А потому просить 2-3 раза у меня не хватает бессовестности, лучше я пойду и платно проконсультируюсь, чем буду постоянно тревожить человека своими проблемами.

А крыша над головой - да, не вопрос, но тогда скидывайся, будь добра, на питание/проживание, уважай чужие порядки и образ жизни. В случае из поста выше речь идет о паразитировании и пофигизме, так что таким гостям крышу лучше не предоставлять)

Вы же собирались в РФ, если я правильно помню. Там, может, что-то и найдется, здесь же максимум водителем устроиться можно за относительно похожую на зарплату сумму...

id43155
17 марта 2022 в 13:11 ответ Мама Стифлера
Малефисента, Я собрался в ЕС,в Литву или Польшу.
Тут вообще не хочу работать, не хочу кормить паразита под названием государство.
Платно-это далеко не гарантия, что вас про консультируют верно.
Я то же иду в платную клинику и делаю зубы, но иду в ту клинику, у которой хорошая репутация и в которую мне по советуют.
Но зубы это не панкреатит, это не язва, не демиелинизирующее заболевания центральной нервной системы и не онкология. У меня пример из жизни, как человеку не могли поставить диагноз и платно не могли и за спасибо не могли, пока уже не нашли специалиста через знакомых товарища.
А насчёт крыши согласен, но я товарищу открытку говорю, наглеешь и всё нормально становиться, понятно, что если живёшь и друг тебе помогает, то ходи курить на улицу а не в квартире или площадки, убирай за собой ну и продукты покупай, хоть какие то.
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 13:31 ответ id43155
Антон, да, когда серьезные проблемы со здоровьем, тогда уже не до сантиментов, лучше звонить во все колокола. Думаю, никто и не подумает о том, что такой человек "мешает". Я о тех простаках, кто закидывает вопросами ветеринара а-ля кошка пятый раз наблевала под дверь и почему, или врача с вопросами герпеса на пятке и шпоры на губах.
macArdRi
17 марта 2022 в 09:04
надо различать блат, когда тупо пытаются на чужом горбу в рай въехать и примитивно паразитируют, от напрмиер советского блата, который был целой экономической системой с неписанными, но железобетонно соблюдаемыми нормами и правилами, в общем как полноценная экономика, просто с неденежной формой оплаты (но тем не менее оплатой за оказанные услуги).
И если нахалу, который приехал якобы перекантоваться ночь, а месяц спустя еле-еле удаётся выгнать, оправданий нет, то совершенно другое дело когда тебе знакомый завсклад оставляет в подсобке финнский сервилат, но не просто за знакомство, а за то, что ты ему потом машину починишь, а не с каменным видом скажешь "запчастей нет и не будет", или сведёшь с хорошим стоматологом за процент в виде пары банок дефицитного горошка.... Здесь уже ничего плохого нет, просто как уже сказал - экономика бартера, где бартер может касаться не только товаров, но и услуг. Всё честно.
Aleksei81
17 марта 2022 в 09:23 ответ macArdRi
macArdRi, я вот тоже считаю, что правило "услуга за услугу" никто не отменял... Кстати. понравилось выражение на тот же случай:"Дашь за дашь?"
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 11:20 ответ macArdRi
macArdRi, дык)) Когда бартер, тогда да, это взаимовыгодное сотрудничество. А когда "пойду выклянчу для себя бонусы, свой же человек" - это паразитизм)
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 13:35 ответ Aleksei81
Aleksei81, ответ: "подаришь уехал в Париж, а дай уехал в Китай")
Cbeta
17 марта 2022 в 11:30
Бартер товаров и услуг возвращается! Это все от бедности и неразвитой экономики.
Поэтому можно ненавидеть, а придётся приспосабливаться, селяви.
Cbeta
17 марта 2022 в 11:35
Вот вам урок экономики для младших школьников:
Максим работает пекарем, ему нужно покрасить забор. Он может заказать эту услугу у Игоря с профоборудованием.
Лакмусом развитости экономики тут послужит решение Максима, самому покрасить кисточкой или нанять Игоря. Ну и вариант с другом Олегом, допустим водителем, который поможет Максиму покрасить забор, тк у него есть краскопульт. А Максим всю неделю будет угощать его свежим хлебом.
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 12:54 ответ Cbeta
Cbeta, в случае с забором мне больше метод Тома Сойера нравится ;)
QuadDMG
17 марта 2022 в 11:39
автор, вам же уже за 30 и вы должны были слышать рассказы родителей, или видеть как они помогают своим друзьям, и как их друзья помогают им...менталитет такой был раньше, их уже не переделаешь.
если вы так маетесь над животными, то скорее всего и верующая? как я понимаю, это взаимосвязанные вещи)) в вере принято не просить спасибо за помощь) делайте как я-))ни друзей, ни знакомых...со всеми прекратил общение из-за паразитизма, описанного вами. и не будет дурных мыслей и постов, пропитанных злобой....наша жизнь слишком коротка, что бы тратить ее на злобу и на людей, которые вызывают подобные чувства)
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 13:16 ответ QuadDMG
Кирилл, я как раз собираюсь написать пост на ту тему, которую вы сейчас подняли, а именно о проекции своих чувств и мыслей другому человеку. Вот вы увидели злобу и дурные мысли. А посыл был совсем в другом... И вот когда начинаешь отделять свои проекции от того, что создано отдельно от вас (посты, люди, вещи), удивительно, но все становится на свои места. И начинаешь видеть лес за деревьями. Это офигенно, на самом деле)
Я верю, что большинство людей хорошие. Много очень интересных, крутых личностей в мире, и даже в нашем небольшом сонном городе. И когда ты знаешь, что это так, другие люди начинают как бы подтверждать эту теорию. А с теми, кто доказывает обратное, да, нужно прощаться без сожалений. Я точно уверена, в вашей жизни тоже еще будет много классных людей, главное, не относитесь к ним предвзято, дайте шанс проявить себя.
А, ну и да, я верующая, конечно, но в меру. Даже свечку уже забыла, когда ставила. А животные... Просто есть четкие внутренние установки, что хорошо и что плохо. Когда есть на что опираться внутри, слепая вера ни во что не нужна)
QuadDMG
17 марта 2022 в 14:29 ответ Мама Стифлера
Малефисента, да не нужны мне новые классные люди)) их было очень много лет 10 назад, перенасытился уже этим общением...сейчас главное уделять внимание родным,семье, детям...все остальные приходящие и уходящие когда им вздумается. у меня никаких эмоций не было во время чтения, я говорил о том, что статья пропитана вашей обидой и горечью касательно этой темы, и становится понятно с каким настроением это писалось
CheviCheiz
17 марта 2022 в 14:30 ответ Мама Стифлера
Малефисента, ну т.е опять напишите херомантию из вашего межушного микроганглия)
sova
17 марта 2022 в 15:09 ответ Мама Стифлера
Малефисента, если отталкиваться от вашей логики, то ваш пост, точнее ваши мысли и переживания насчет «буду должной, невыгодное положение просящей, унизительно и тд» — это тоже исключительно ваша проекция.
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 15:28 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, все больше склоняюсь к мысли, что по уровню бреда в вашей головушку вы все больше и больше похожи на обитателя теплотрассы
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 15:30 ответ sova
sova, да)
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 15:37 ответ QuadDMG
Кирилл, я говорил о том, что статья пропитана вашей обидой и горечью касательно этой темы, и становится понятно с каким настроением это писалось патамушта обида и горечь это ваши чувства, возникшие при прочтении поста)
CheviCheiz
17 марта 2022 в 15:41 ответ Мама Стифлера
Малефисента,я же просто ваш коммент вам же переслал и любовь к людям все? иссякла)
Моть ну ты что ..люди уже пишут что злая ты ..завязывай . Все уже поняли какой ты психолог )
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 15:51 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, вы ж маргинальную шантрапу к людям-то не причисляйте) Для них там отдельный абзац есть в комментарии. Не злюсь я на вас, не боитесь) а уметь читать и понимать написанное - это базовые настройки любого представителя биологического вида человек разумный, если он дееспособный. Никакой корреляции с психологией и любовью. Но что ж поделать, если некоторым и это не дано) Однако же это явно не моя печаль. Так-то, чупсик. Меньше хандры, больше дела.
QuadDMG
17 марта 2022 в 15:58 ответ Мама Стифлера
Малефисента, психология - это такая субъективная псевдонаука, что фу-фу-фу...не надо быть уверенным в себе типа психологом и говорить о чем думают или что чувствуют чужие совершенно незнакомые вам люди) давайте на этом закончим
CheviCheiz
17 марта 2022 в 15:58 ответ Мама Стифлера
Малефисента, не забывайте менять белье после таких надрывных ответов ) и какое у вас дело? Попытка тут
самореализоваться в оскорблениях?
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 16:04 ответ QuadDMG
Кирилл, говорить о чем думают или что чувствуют чужие совершенно незнакомые вам люди
Цэ божественно.
Пожмем друг другу руки и расстанемся с миром)
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 16:12 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, бог мой, где ж я вас оскорбила? Это же вы приходите ко мне в посты, чтобы я обратила на вас свое внимание, а я добрая, я соглашаюсь) А по факту вы тут сложили в своей голове некую удобную схему, влажно мечтая, как [вырезано редактором] унизите авторшу, вот только словарный запас истощился, поэтому пришли с копипастой моих ответов) И [вырезано редактором] в комментариях, ибо зачем напрягаться, искать инфу, думать, анализировать, это ж придется признать, что какая-то женщина больше вас в чем-то разбирается, и тогда ваша маскулинность сгорит и отвалится через дырку в штанах)
CheviCheiz
17 марта 2022 в 16:26 ответ Мама Стифлера
Малефисента, ну ты что , теряешь нить) [вырезано редактором],авторша,, сама себя позорит ..даже там где нет моих комментов )
Смотри как это на самом деле :
Ты тут , на сайте , каждый день , нарисовала себе в голове что ты тут что то значишь , твой образ на этом сайте для тебя важнее детей , мужа и тд ...все готова бросить а бы что то доказывать .
А остальные просто читают статьи , делятся мнениями в комментах .
И кто такая ты [вырезано редактором] или леха бт я забываю закрывая вкладку .
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 16:31 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, отклонено, я вас уделала.
Все, мне лень, дальше сами)
CheviCheiz
17 марта 2022 в 16:32 ответ Мама Стифлера
Малефисента, ты опять ждала ...чио я отвечу ) пока вас уделывает безделье)
AnJam
17 марта 2022 в 16:34 ответ CheviCheiz

CheviCheiz, лол) я читаю и меня так прикалывает, что автор поста так рьяно что-то отставивает (12 комментов [вырезано редактором] !!!) — хотя, признаюсь, не читала пост и коммы мельком, но! совсем недавно здесь же был пост от этого же ТС, где она пишет (далее скрин цитаты):

Подслушано П[вырезано редактором] короче)))

Мама Стифлера
17 марта 2022 в 16:48 ответ AnJam
Паляниця, или Космос, или кто вы есть)) Не читала, но осуждаю - как раз про вас) Что можно объяснять, если у вас конкретный ментальный блок стоит, слишком много чего надо переустанавливать, видеокарта не рассчитана. Не бомбите.
CheviCheiz
17 марта 2022 в 17:07 ответ AnJam
Паляниця, не знаю смешно или не смешно будет ...
но представте человека который обратился к такому психологу )
.... ниже ее ответ Вам который был 100% предсказуем
всю свою историю болезни она пытается найти в других .
Aleksei81
17 марта 2022 в 21:56 ответ Мама Стифлера
Малефисента, ай, моя дорогая... Вот только сейчас вот прочел эту всю переписку, да и то - диагонально... При всем уважении к тем, кто высказался, но... Попробуйтесь, выскажитесь!!! Мои "спортивные" посты через раз банят, при том, что спорт - вне политики... Кто-то, читая, переключается на детали и личное, а я просто наслаждаюсь слогом и подачей материала! .. Вот быть может и есть деталь, где задался бы встречным вопросом, вопреки сюжету -да?- но читаешь далее, и уже забываешь то иное... Ну-у-у... мне все нра!!! Ну, слушайте, Вы не пряник, чтобы нравиться всем, да?... Дерзайте - ждем!!!
Мама Стифлера
17 марта 2022 в 22:27 ответ Aleksei81
Aleksei81, к сожалению, спорт уже не вне политики... Нельзя быть вне политики, если ты - публичная личность. Это и спортсмены, и медиа, блогеры и т.д. Спасибо, я рада, что наслаждаетесь :)) И я очень даже пряник... а так-то да, знатно сегодня мы тут развлеклись)) Гг.
CheviCheiz
18 марта 2022 в 23:04 ответ Aleksei81
Aleksei81, вот хотел ты как лучше , а сделал глупость , похвала сейчас была ей как простава алкашу ..только отпускать начало...а ты подлил в ее эго и смотри она уже пряник )потом не ной что опять в комментах до утра стоны этой дамы слышны ....
Aleksei81
19 марта 2022 в 06:21 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, ойййййй.....
CheviCheiz
20 марта 2022 в 18:34 ответ Aleksei81
Aleksei81, да так лучше , кричи ойййй и глазки ручками закрывая убегай .. а то тетя пишет ,,.знатно сегодня мы тут развлеклись,, а ты просишь дядь не продолжать это с ней)
Aleksei81
20 марта 2022 в 19:01 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, ты хотя бы без ошибок начни писать, того гляди - и смысл в том, что написать хотел появиться!
CheviCheiz
20 марта 2022 в 19:04 ответ Aleksei81
Aleksei81, киса не обижайся , ты как страшная подружка ,,вырезанной редактором,, вечно в обидках)
ты по ошибкам ..я по смыслу ..разграничили)
Aleksei81
20 марта 2022 в 19:43 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, а у тебя есть смысл??? Ну а обиды?... На дурь не обижаются...
id52891
17 марта 2022 в 22:15
... читал несколько раз.. думал.. анализировал.. находил аналогии и антагонизмы.. и вот что понял.. если эти двое с рельс не уйдут, их "товарняк" в "Вискас" переработает...