Нет даже паспорта объекта, но уже снесли стены. Как в Витебске восстанавливают старую синагогу

11 июля 2022 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

На улице Революционной находятся руины бывшей Большой Любавичской синагоги. Заброшка десятилетиями никого не интересовала, кроме бездомных, которые устраивали там «квартиры». И вдруг в середине июня там появился строительный вагончик, вокруг обкосили траву, повесили объявление о наборе рабочих, приехала подъемная техника. Витебск быстро облетела новость: синагогу, куда, вероятно, ходил отец Марка Шагала, восстановят. Горожане, а также витебская еврейская диаспора за границей обрадовались: ну наконец-то! Но потом, когда остатки здания… стали разбирать на кирпичи, люди заволновались: что происходит, почему руины не отстраивают, а превращают в еще большие развалины?

Руины Большой Любавичской синагоги. Фото Глеба Орловского. Снимок сделан в 2021 году.

Официальной информации о том, какая именно стройка началась на улице Революционной, и кто за ней стоит, пока нет. Но витебский бизнесмен Леонид Томчин — глава холдинга «Аптека-групп», председатель Витебской иудейской общины, сообщил в соцсетях, что это «подготовка к началу реставрации» синагоги. («Аптека-групп» была одним из спонсоров строительства новой синагоги на улице Грибоедова, которую открыли в 2017 году. — Прим. Vitebsk.biz).

Три недели назад, когда возле руин появились рабочие, проект реконструкции еще был на стадии строительной экспертизы. Закончилась ли она, пока неясно, но реконструкторы уже разобрали две боковые стены — до первого этажа, и фронтон на главном фасаде.

Руины Большой Любавичской синагоги. Фото Сергея Плыткевича

Мы обратились за комментарием к витебскому архитектору Глебу Орловскому — ожидается, что позже он будет вести археологический надзор за работами в подвалах здания:

Паспорта у объекта до сих пор нет, хоть строительные работы уже идут. Под вопросом и их правомерность. Боковые стены второго этажа у здания уже разобрали. Значительная их часть датируется 1930-ми годами или послевоенным периодом. При этом до разборки сохранялись исторические (времени постройки синагоги) пяты арочных окон, задающие их высоту. Зафиксировали как? Сфотографировали или замерили? Потому что сфотографировать — это одна точность, а замерить — совсем другая.

Почему главный фасад лишился фронтона, Глеб Орловский тоже не понимает:

Сохранившаяся часть фронтона была без трещин, вертикальных отклонений. Фронтон имел три арочных заложенных исторических окна. Он стоял столетие и не падал. Его нужно было укрепить, а не сносить, так как подлинник ничто не заменит. Если реконструкция синагоги будет идти такими методами и темпами, то ее ценность как памятника архитектуры кардинально уменьшится и останется только в старом кирпиче. Потому что, как бы ни собирали разобранное здание, даже со всеми точными замерами, все равно сделать так, как делали строители до нас, не получится. Ведь единственная оправданная цель реставрации — максимальное сохранение архитектурного подлинника, а это возможно только с научно обоснованной, минимально необходимой разборкой исторических конструкций, архитектурных элементов.

Глеб Орловский отмечает, что проекта реконструкции он тоже пока не видел.

Неизвестно, утвердил ли окончательно Минкульт этот проект или нет. Если утвердил, то в связи со значимостью объекта для города, большим интересом общественности, многочисленными случаями утраты памятников архитектуры при реконструкциях, хорошо бы опубликовать архитектурный проект, виды реставрационных работ. Доступность информации о ходе строительства помогла бы горожанам понять правомерность тех или иных действий, снять ряд вопросов и осуществлять общественный контроль за ходом реконструкции.

Справка Vitebsk.biz: Руины Большой Любавичской синагоги находятся в Задвинье, рядом с домом №10а на улице Революционной (бывшей Большой Ильинской). У здания сохранились только стены и фасад, частично — перекрытия.

Кирпичную синагогу построили в 1904 году — такую дату приводит в журнале «Мишпоха» главный хранитель фондов Госархива области Константин Карпекин. Тогда в Витебске было более 50 синагог: иудеи, по переписи 1897 года, составляли 52,4% населения города.

Есть данные, что этот храм посещал отец Марка Шагала: семья жила на соседней улице — Покровской.

В 1929 году, по данным Константина Карпекина, синагогу закрыли. Здесь был дом культуры рабочих-деревоотделочников, а позже — склады.

Руины Большой Любавичской синагоги. Фото Татьяны Матвеевой

Постройка долго стояла заброшенной и разрушалась, там жили бездомные. Волонтеры несколько раз проводили возле синагоги субботники по уборке мусора.

У бывшей синагоги нет статуса историко-культурной ценности, но она входит в исторический центр города, застройка в котором находится под охраной государства.

Автор: Татьяна Матвеева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.