Постмортем: правда и мифы о посмертной фотографии

8 октября 2022 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Постмортем – от латинского «post mortem», «после смерти». Это жутковатый обычай фотографирования покойных, который зародился в 19 веке после создания дагеротипного фото. Если погуглить тему, выпадет огромное количество фото, которые считаются «посмертными», при этом люди на изображениях сидят в креслах или стоят в позе, свойственной обычному живому человеку.

К сожалению, в интернете огромное количество фейков, и лепить ярлык на любые фото викторианской эпохи, что они якобы сделаны после смерти – один из них. Сегодня мы разберемся, какие фото реально посмертные, а на каких – вполне живые люди, для чего нужны человеческие подпорки, почему на многих фотографиях такие странные глаза, не похожие на глаза живого человека, почему дети не умерли, а просто спят на фото, а заодно покажу, как выглядели настоящие фото постмортем, и вы сами сразу же увидите отличия. Погнали)

Ты сними, сними меня, фотограф…

Миф: фотографии в Викторианскую эпоху были очень дорогими, поэтому обычно делали только посмертное фото человека, чтобы сохранить его образ в памяти.

Реальность: 1839 году появились первые дагеротипные фото. По сравнению с тем, сколько стоили настоящие портреты художников, фотография была гораздо более доступной в плане стоимости. Средний класс, который не мог позволить себе нанять художника, свободно мог позволить себе заказать портрет себя и своей семьи. И хотя первые дагерротипы имели огромную выдержку, по сравнению с тем, сколько пишется картина это была, конечно же, сущая ерунда. Например, выдержка первых дагерротипов была около 10 минут. Для сравнения, сегодня выдержка фото может быть 0,01 секунды, если ее не регулировать вручную.

Наиболее раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии камерой-обскурой, датировано 1826 годом и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра».

А в Викторианскую эпоху существовал так называемый «культ смерти». Благодаря этому культу постмортем стал важнейшей частью траура. Смерть в те времена являлась предметом вежливых светских разговоров, а посмертные фото висели на видном месте, отдавая дань правилом тогдашнего этикета.

Антибиотиков тогда не было, медицина была далеко не на уровне, и смертность, особенно детская, была высокой. Печальный тандем смерти и фотографии был на пике популярности до конца 19 века.

Современная публика получила доступ к основной части посмертных фото в начале нулевых, когда коллекционеры через интернет начали продавать старинные снимки из частных коллекций. Многие из них были подписаны, как посмертные, и лишь со временем выяснилось, что это не так. Упор на посмертное фото делался с целью набивания им цены.  

С наивной подписью «На память»... 

В те времена мертвых фотографировали в гробах или в кровати, однако тогда же зародилась новая, так сказать, мода – фотографировать мертвых так, словно бы они живы. Например, в кресле в позе спящего. Детей в окружении кукол и игрушек, живых братьев и сестер и других членов семьи. Причем фото делалось как в домашней обстановке, так и в фотоателье.

Миф: в фотоателье в те времена существовали специальные подпорки для того, чтобы поддерживать мертвое тело. Покойника ставили и облокачивали на подпорку, которая держала его голову и туловище, и в таком виде, якобы живого, его фотографировали.

Реальность: Вот так выглядела подпорка в конце 19 века:

Как видим, эта довольно хлипкая конструкция могла служить, чтобы придерживать голову  живого человека, но она никак не могла выдержать покойника. Во-первых, из-за веса мертвого человеческого тела конструкция попросту бы рухнула. Во-вторых, вспомним анатомию: до трупного окоченения тело – просто мешок с мясом и костями, а после окоченения ему невозможно разогнуть ни руку, ни ногу, уж не говоря о том, чтобы поставить покойника в правильную вертикальную позу.

А вот что касается живых людей, то да. Штатив с держателем для головы («копфгальтер») служил для того, чтобы человек мог длительное время оставаться недвижим, ведь чтобы сделать одно только фото на самом первом фотоаппарате, требовалось до получаса времени. Затем выдержка уменьшилась до полторы минуты, и после 1850 года, в более усовершенствованных фотоаппаратах, составляла уже до 8 секунд. Однако все это время нужно было оставаться неподвижным, поэтому подпорки продолжали использовать. И нужно было стоять, не двигаясь, иначе все усилия пошли бы прахом, фото оказалось бы смазанным. Подпорка для головы помогала сохранять положение тела, и человек так сидел, не шевелясь, нужное время.

Поэтому все мифы о том, что подпорки использовались для покойников – действительно, только мифы. Ни один фотограф в мире не смог бы заставить мертвеца стоять, расправив плечи, и смотреть прямо в камеру.

Правда, исключение лишь подтверждает правило. Криминалисты, действительно, ставили вертикально мертвецов, используя специальные большие стенды. Но это делалось для опознания тел, а не в художественных целях.

Хорошо, скажете вы. А как же тогда неестественные выражения лиц на фотографиях и такие ужасные глаза? Ведь, как известно, глаза «подрисовывали» покойникам на фото, чтобы сделать их лица «живыми». Это тоже миф.

Реальность. Когда ты стоишь на металлической подпорке, а твоя голова закреплена металлическим обручем сзади, и даже те 8 секунд тебе нужно стоять неподвижно, будешь ли ты расслаблен? Вряд ли. При этом несколько минут нужно не двигать глазами и умудриться не моргнуть от фосфорной вспышки. Это довольно сложное занятие, вот почему на фото того времни мы можем наблюдать такие застывшие лица и напряженные позы. Особенно сложно удержать маленьких детей, ведь даже сидя неподвижно, малыш двигает глазами. Как результат – смазанный взгляд, который успешно поправлялся карандашом фотографа. Вот поэтому на фото получались такие стремные глаза у некоторых детей и взрослых. А улыбаться в те времена на фото было не принято. Поэтому скорбных и напряженных лиц больше, чем откровенно веселых.

И хотя покойным, действительно, подрисовывали глаза - это тоже делалось в среде криминалистов, а не для красоты. На фото ниже все люди живы.


Задрапированное нечто

До 20-х годов прошлого века можно найти фотографии, где ребенка держит человек, с головой укутанный в покрывало. Миф: это, якобы, мертвые дети, которых специально так усаживают, чтобы придать позу живых. И, не зная предыстории, на первый взгляд фото выглядят весьма жуткими.

Реальность: на деле, ничего ужасного нет. Маленький ребенок пугался незнакомой обстановки, фотоаппарата, вспышки, и чтобы ему было спокойнее и можно было подольше посидеть неподвижно, мать укутывалась в покрывало и брала его на руки. Таким образом, на портрете был только один ребенок, как и задумано, а сзади якобы просто драпировка. По другим версиям, малышей держала няня, которая не нужна была на фото. И она пряталась под покрывало или простыню, чтобы держать малыша, и он не боялся. Как видим, мертвым такие сложности не требуются. На этих фото очень живые детки. Фото в жанре "спрятанная мать".

Спящие дети на фотографии

Часто недобросовестные продавцы на какой-нибудь интернет-площадке продают старинные фото спящих младенцев, утверждая, что это настоящий постмортем. Однако попробуем отличить посмертную фотографию от фото живого ребенка.

Во-первых, как я уже говорила, очень сложно было сидеть неподвижно в процессе фотографирования, гораздо легче было сфотографировать ребенка спящим. Так он не вертелся, не плакал, лежал себе спокойно на ручках и спал. По другой версии, малыши иногда засыпали на руках у родителей, пока те сидели неподвижно в ожидании фото.

Давайте посмотрим некоторые фото того времени и попробуем сами разобраться, где живой человек, а где не очень.

На этой фотографии мы видим, что два брата-близнеца сидят на диване, причем один вполне себе жив, чего нельзя сказать про второго. Взрослый человек вряд ли уснет за восемь минут у фотографа в такой вот неестественной позе, так что, скорее всего, перед нами самая настоящая посмертная фотография. 

А на этом фото мы видим семью со спящим ребенком в руках. Определить, что ребенок спит, можно по нескольким деталям. Во-первых, сзади стоит кружка с ложечкой, а на ребенка надет слюнявчик. Ребенок спит, ухватившись ручонкой за мамино платье. На папе светлая рубашка и светлые брюки, он не в трауре. Малышик наелся и спит, пока родители делают семейный портрет.

А на этом фото мы видим мужчину, который словно бы спит на стуле. Это настоящая посмертная фотография, так как голова его привязана платком, и поза весьма неестественна для живого человека. Да, глаза могли получиться смазанными и из-за того, что живой человек не вовремя моргнул. Но, учитывая все факторы, скорее всего, это фото покойника.

А что насчет братьев наших меньших? В Викторианскую эпоху собак любили не меньше, чем сегодня. И на этом фото вполне себе живой ребенок держит своего любимого питомца. Питомец мертв. Вряд ли он так спокойно пролежал бы длительное время на коленях, а посмертные фото животных в те времена были тоже распространены.

На этом фото мы видим двух сестричек: одна грустно смотрит в объектив, а вторая будто бы спит. Однако подложенная под ее спину книжка вряд ли свидетельствует о том, что ребенка положили б отдыхать в такую неудобную позу. Книга служит для того, чтобы малышка ровнее сидела. Вывод печален: это настоящая посмертная фотография девочки с ее живой сестрой.

Вывод таков: фото умерших в Викторианскую эпоху было распространено. Но не каждое фото человека в странной позе и со странным взглядом – это обязательно изображение покойника. 

Мертвого обычно укладывали на кровать или в гроб среди цветов, вокруг стояли свечи и собирались вереницы живых родственников. Да, иногда покойника садили в кресло, чтобы создать видимость сна. Однако сегодня мы можем понять логически, где человек живой, а где - нет.

Например, на этом фото девочка на кровати среди цветов, наряженная в белые одежды и со сложенными руками. Без сомнений, это настоящий постмортем

На этой фотографии написано «9 дней после смерти», но какой покойник так выглядит спустя столько времени? Здесь мы видим разный почерк сверху и снизу и подтертые слова «дней после». Посмертное фото – подделка.

Таким образом, увидев в интернете кучу фоток с названием "постмортем", мы можем уже критически подойти к подобным статьям и в большинстве случаев определить самостоятельно, где настоящее посмертное фото, а где - подделка.

Автор: Малефисента.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

7 комментариев
Вика Вика
8 октября 2022 в 11:12
Как мода переменчива: рашьше посмертно, теперь в стиле "ню".
CheviCheiz
8 октября 2022 в 19:17
Ну и темы статей пошли ...
попробую разбавить,
Валерьевич не умер ,
но за день в деревне так и не удалось фоткнуть его с открытыми глазами ,

спал после гулянок как убитый .

Вика Вика
9 октября 2022 в 19:04 ответ CheviCheiz
CheviCheiz, одно умиление от фото😁😁😁
sova
10 октября 2022 в 09:35 ответ Вика Вика
Вика, предлагаю ввести ежемесячный отчет по Валерьевичу)
Вика Вика
10 октября 2022 в 09:47 ответ sova
sova, Валерьевичу надо завести личный блог и выкладывать селфи.
Валерия Фризен
8 октября 2022 в 21:54
Спасибо за статью, было очень интересно прочитать про подделки!
Малефисента Местная
9 октября 2022 в 10:47 ответ Валерия Фризен
Валерия, позязя) =*