«Один за всех, и все за одного!» Как преодолеть неуверенность в себе на публичных выступлениях?

3 декабря 2022 в 06:10
Поделиться
Класснуть
Отправить

Как часто нам приходится выступать перед другими? Возможно, это огромная аудитория или просто группа ваших друзей или коллег. У некоторых при таком большом внимании со стороны возникают не самые приятные чувства: ладони потеют, пульс учащается, а мысли куда-то уходят. Что делать в таких случаях?

Разобраться в этой теме нам помогла Екатерина Кацер-Трохименко, председатель цикловой комиссии по актёрскому мастерству и режиссуре Витебского государственного колледжа культуры и искусств. Екатерина преподаёт сценическую речь, актёрское мастерство, а также в течение двух лет работала с клубом для взрослых по ораторскому искусству «Интенсив».

Она рассказала о некоторых фишечках и лайфхаках, которые можно применить на разных стадиях подготовки к выступлению.

Работа над текстом. Очень важно проработать текст. Нужно выделить главные по смыслу слова, расставить логические ударения (паузы). Когда текст проработан, а человек понимает все аспекты материала — это 99,9% успеха.

Внутреннее видение. Когда оно сформировано, человек сразу представляет то, о чём он говорит. Это не прочтение с листа, а полноценное владение материалом. В голове рождается картинка, и человек мысленно задаёт вопрос: «Вы меня слышите? Вы меня понимаете?» Это должен быть диалог, своеобразное общение со слушателями.

Внешний вид. Необходимо надеть ту одежду, в которой чувствуешь себя максимально уверенно. Например, если ты решаешь надеть на выступление каблуки, которые обычно не носишь, и они приносят тебе дискомфорт — в этот момент ты будешь думать не о тексте, а о своих проблемах.

Не советую репетировать перед зеркалом. Вы будете смотреть на себя и отвлекаться. Лучше составить какой-то план и видение в голове. Таким образом вы никогда ничего не забудете, все мысли будут на месте. Ваш ответ будет структурированным, а ваше слово будет живым.

Снимаем физическое напряжение. Любая подготовка перед самим выступлением начитается с разминки тела. Это базис. Необходимо сделать упражнения, которые помогут снять физический зажим.

«В минуты волнения у человека рождается много эмоций, и он не может их прожить. Эмоции „застревают“ внутри».
  1. Самое простое упражнение: в течение 10-ти секунд напрягитесь всем телом, а потом выдохните и расслабьтесь. Чередуйте напряжение и расслабление.
  2. Потом отдельно напрягайте и расслабляйте шею, руки, спину и т.д.
  3. Можно попытаться сдвинуть стенку или побороться в паре с партнёром.

Все техники для снятия напряжения сводятся к тому, чтобы направить внимание внутрь себя. Техники подбираются индивидуально. Это может быть что-то из йоги, актёрских фишечек или из книг Дейла Карнеги. Но физика помогает всем: и начинающим, и опытным.

Дыхание. Это второй важный момент. Подойдут любые дыхательные упражнения. Нужно, чтобы сердечный ритм пришёл в норму, а мозг думал, что всё нормально.

Кладём руки на диафрагму, делаем вдох, надуваем живот, делаем выдох. Используем счёт, чтобы увести внимание внутрь себя. Добиваемся полной внутренней тишины.

Эмоциональный аспект. Прорабатываем свою значимость. Волнение не зависит от количества людей. Оно может возникнуть, когда в зале находится важный для вас человек. Нужно понять, какую пользу ты можешь принести своим выступлением. Только так уйдёт волнение, а потом появится желание выйти на площадку.

Упражнения для дикции. Нужно отталкиваться от того, какие речевые проблемы есть у человека. Можно быстро прочитать текст, зажав челюсти и сильно артикулируя, а также проговорить скороговорки, в которых есть взрывные согласные ([б], [т], [п],[г],[к]) .

Чтобы не «бэкать» и не «мэкать». Для этого в актерской сфере существует логорифмика (когда ты соединяешь сложные действия рук и тела, при этом говорить скороговорку).

Визуальный контакт. Всё исходит от желания передать информацию. Если вы не понимаете, зачем вы рассказываете, то, конечно, вам будет неловко смотреть в глаза. Но если есть желание передать мысль, то сразу возникает зрительный контакт.

Импровизация. Для этого существуют тренинги и упражнения. Например, вы смотрите в окно и начинаете говорить без остановки в течение 10 минут о том, что вы видите... или всё, что приходит вам в голову. Или можно выполнить упражнение, когда вам нужно найти общие черты и назвать 10 признаков разнородных объектов (например, солнца и тарелки). С помощью подобных тренировок развивается умение импровизировать.

Ещё несколько фишек

Для того, чтобы голос не задрожал, а вас было хорошо слышно, существует один интересный лайфхак: уже в процессе публичного выступления сожмите мышцы ягодиц. Это уберёт зажимы около горла, и ваш голос будет звучать ярко.

В работе над текстом заложен успех. Если человек проработает текст, разберётся в теме, он не будет ни «экать», ни «бэкать», ни «акать», ни запинаться. Если человек забыл, запнулся — он не владеет темой. Или внутренний зажим настолько сильный, что выступающий «хватает» паническую атаку. Тогда мы возвращаемся на уровень работы с телом, проживания эмоций и прорабатываем внутренние вопросы: «Почему ты стесняешься говорить перед публикой?»

Обязательно пользуйтесь жестами. Нужно помогать себе телом. Если человек зажат физически, он будет зажат и в речевом плане. Жесты помогают сделать речь эмоциональнее.

Улыбка сделает ваш голос моложе, красивее, приятнее. Когда улыбаешься, голос становится более привлекательным.
Взрослым людям, которые никогда не выступали, освоить ораторское искусство можно и нужно! Но для этого необходимо время, и нужно только набраться терпения.

Подготовила Надзейка

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

6 комментариев
Aleksei81
3 декабря 2022 в 08:30
Надзейка затронула такую тему, которой, конечно, необходимо дальнейшее развитие! Я как-то в одном из комментов говорил, что нашей системе образования не хватает системы школьных театров (ШК), способной раскрепостить и раскрыть ребенка. И ШК не на уровне худрука-музрука этой же школы, а на уровне, где процессом этим будет заниматься знающий человек. Ведь конкретно в Витебске действует драмтеатр с сильной творческой труппой и теми, кто стоит за кулисами... На Западе(США) школьные театры - часть воспитательно-образовательной системы! У нас - уровень самодеятельности, сценку разыграть, кто как может... И не во всех школах! Тот же Брюс Уиллис пошел в школьный театр, чтобы справится с застенчивостью и развить речь, потому что страдал заиканием... У нас, смотрите, наши умники и умницы, боятся лишнее слово сказать, хотя мыслят верно! Стихи читают так, что на лице написано, какая строчка будет следующей и стремятся ее быстрее прочесть, чтобы не забыть... Ставят на школьный вечер каких-то ведущих, симпатичных, приятных, но внутренне те зашпилены на все пуговки, зажаты в рамки собственного волнения. никакой импровизации, никаких сценических отступлений, где харизма? Да и речь... Знаете, не без интереса как-то узнал, что в НБА с баскетболистами работают не только спортивные тренера, но актеры! Как так? Да, НБА -это большая индустрия, и это не только спорт, но и большое шоу! И зачастую все эти их эмоции (от гнева и ярости до триумфа после очередного слэма) - все актерские наработки, за которые мы и почитаем НБА! Посмотрите на того же ле Брона... Харизма так и прет! Даже если он просто выйдет на площадку и просто будет стоять! А камеры выхватят именно его... И это та самая сценическая работ над собой!
Мама Стифлера
3 декабря 2022 в 10:23
Ооо, как я любила раньше выступать)) В школе все спектакли были мои)) Никогда не понимала этого страха сцены, я обожала играть. А легкое волнение (забыть текст, что-то сделать неправильно) просто как лишний адреналин - весело и приятно)
Валерия Фризен
3 декабря 2022 в 11:14
Хаа, представила себя со сжатыми ягодицами, защищающую диплом в универе, посмеялась)
В тот момент мне было так всё равно (все соки выжал из меня), что даже если бы пришлось рассказывать о теме и целях моего опуса саблезубому тигру, то я была бы спокойнее Будды)))))
Cbeta
3 декабря 2022 в 12:45
Вспомнила как в саду с дочкой попросили нас песенку спеть перед комиссией роно, так меня всю свело тогда, включая ягодицы)))
По ощущению апасля как будто вагон угля разгрузила.
Неплохо, конечно, навык развивать с детства, ещё с новогодних утренников)
Вот, кстати, тикток неплохо развивает навык хоть и перед камерой.
id52891
4 декабря 2022 в 21:56
...поллитрухи коньяка за полчаса до выступления... и "я буду сказать без бумажки"...
Silver
5 декабря 2022 в 13:36
если тебе не хочется на сцену, то зачем туда идти.....