Сегодня — Радоница, день поминовения умерших. В этот день многие ходят на кладбище. Кто-то поставит живые цветы, зажжёт свечу, мысленно поговорит со своими ушедшими родными — и уйдёт. А кто-то стелет на могиле целую скатерть-самобранку со спиртным и едва ли не достаёт баян.
Кто-то возразит: так Радоница же, значит, надо радоваться, пока жив!
У таких людей хочется спросить: а вам самим такое поминовение было бы приятно? Представьте, вот вы умерли. На вашу могилу на Радоницу или Троицу пришли дети-внуки-племянники — и устроили на ней балаган. Накрыли могилу скатертью, расставили блюда с жареной курицей, оливье, холодцом, выставили банки с закатками, бутылки с водкой и пивом. А где выпивка — там почти всегда конфликты, семейные ссоры и даже драки. Но если и обойдётся без свар, всё равно это ненормально — шумное застолье на могиле.
Сейчас пытаются переломать этот обычай. Просят не оставлять на могиле крашеные яйца и рюмки, накрытые куском хлеба. Призывают не устраивать «обеды» на кладбище, а просто прибрать могилы и помолиться за своих родных. А поминальный праздничный стол накрыть дома.
Но привить это непросто, ведь традиции этих «застолий» на кладбищах много веков.
Читаем у этнографов, как белорусы отмечали Радоницу раньше: «После полудня всей семьёй шли на кладбище к могилам близких. Катали по могиле крашеные яйца, поливали могилы пивом или водкой. Одно крашеное яйцо хозяин закапывал в землю. Накрывали могилы рушниками, на них ставили разную еду. Потом садились, выпивали и закусывали».
Отсюда и пословица: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет (танцует)».
Однажды мне довелось побывать на Радоницу на кладбище в деревне Фокино в 40 км от Витебска. И это было мощное открытие: тогда я поняла, что, оказывается, на свете есть места захоронений, где родственники покойных не устраивают застолий.
Когда-то Фокино было поселением староверов. Соответственно, они в основном и похоронены на местном погосте.
В одной части фокинского кладбища — современные захоронения, и они ухожены. В дальней части — могилы людей, которые ушли в мир полтора-два века назад, а то и больше. Здесь стоят каменные плиты с выбитыми крестами и символами: это лица, похожие на «смайлики», какие-то стрелки, волны… На одной из плит начертано, что под ней покоится мужчина, «убиенный громом» в 18.. году. Последние две цифры автор этих строк точно не помнит, но человек умер в середине XIX века.
На этом кладбище уютно, благоговейно. Родные умерших тихонько между собой переговариваются, улыбаются, вспоминают предков. Тут никогда не пьют водку, не курят, не ставят на могилу трёхлитровые банки с огурцами и тарелки с селёдкой, не ведут громких разговоров. Мёртвые тут живы — в сердцах близких, а живые помнят о смерти. Но, пока живы, радуются. Нормальной человеческой радостью, без водки.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.
И битвы, где вместе рубились они»
Пиршество у могилы – это дохристианская, языческая традиция, восходящая к такой седой древности, что даже сложно указать время ее возникновения. Доктор исторических наук, религиовед А. Зубов считает, что такой поминальный обычай идет едва ли не со времен палеолита. Если рассматривать более близкие к нам времена, то можно увидеть, что застолье у могил практикуют очень многие народы. У славян они назывались тризнами.
Сколько себя помню на Радоницу приезжали дальние родственники на кладбище и встречались можно сказать раз в год. И всегда были и пластиковые яркие цветы и еда на могилах и выпивали.
А сейчас вдруг стал неэкологичен пластик и нужно обязательно живые цветы, да и радоваться и пить нельзя беспокоясь о чувствах умерших или заглядываться на староверов и подражать обрядам другой религии?
Я рассматриваю этот пусть и языческий обычай к хорошему времяпровождению на свежем воздухе с элементами физнагрузки и небольшого пикника после с воспоминаниями о родственниках ушедших.
И никого не осуждаю, кто считает повести этот день по-другому.
Cbeta, да, но пластик этот якобы не подлежит переработке.
"Трапезы" на могилах это, по сути, эхо далёких времён, переплетение язычества с христианством. А это часть нашей культуры. Проблема в том, что после эпохи атеизма и в процессе обретения памяти люди соблюдают обряды как могут, в зависимости от уровня культуры. Незная деталей, пренебрегая чем-то с годами или забывая. Взять более достойный пример в традициях в рамках нашей страны пока неоткуда. Если кто наблюдал людей, у которых что Новый год, что Пасха, что Рождество и др. "красные" дни календаря как повод выпить и закусить, вот это примерно то же самое(.
К тому же, народные традиции и рекомендации церкви далеко не всегда совпадают.
VicJn, в эпоху гугла и нейросетей изучить обряды и повысить свой культурный уровень проще простого. Только вот в вопросах религии многое интерпретируется на местах и рекомендации порой сильно разнятся и противоречат. Почему я должна отказываться от обрядов своих предков в угоду священнику, который запретил есть у могил? Пост тоже не все верующие блюдут, так что теперь на кол всех?
Пусть люди празднуют как могут и как хотят, с алкоголем или без, просто не мешайте и не осуждайте..
Cbeta, гугл это часть культуры. А если многие люди того же доцифрового поколения не понимают, как искать нужную информацию, то какой там гугл... Многие просто приехали, прибрались, посидели и уехали. Телевизор авторитетнее для них, чем гугл. Да и не всем это интересно. Просто дань привычке.
Если блюдёшь традиции или просто понимаешь их важность, веришь в принятые обряды и т.д., т.е, имеешь убеждения, то никому ничего в этом контексте не должен. Кроме себя). При этом можно, наверное, и верующим (а то и атеистом) быть, и не противоречить своей вере.
Тогда не будет нужды оглядываться на священника.
А если всё красиво и грамотно офомлено, то хоть этнографов и культурологов приглашай. Не всё же только свадебные обряды реконструировать из забытья).
Сам не верующий и церковным календарём не живу. Инквизицию не поддерживаю).