«Я делаю только то, что с радостью носила бы сама». Мастер из Витебска рассказала, как превратила хобби в семейный бизнес

28 октября 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Последние 10 лет Татьяна Соловьян из Витебска зарабатывает исключительно творчеством — делает уникальные украшения из металла. Хотя история мастера началась гораздо раньше, ещё в школе, когда Таня бралась просто за всё подряд: от макраме до вышивки. Уже тогда она пробовала продавать свои работы на ярмарке во время «Славянского базара».

После окончания художественно-графического факультета ВГУ имени П. М. Машерова Татьяна Соловьян 10 лет работала в детской школе искусств, некоторое время параллельно вела труды в обычной школе. Когда поняла, что выгорела, решила менять жизнь. Это случилось не в один день. Несмотря на свою творческую натуру и интуитивный подход к принятию решений, Татьяна очень рациональна и монетизацией творчества занималась с умом. Её опыт может быть ценен для тех, кто прямо сейчас раздумывает уйти с найма и попробовать себя в качестве мастера.

Свои первые деньги я заработала ещё в школе. Уже тогда поняла: если ты что-то умеешь делать руками, то всегда сможешь заработать, — вспоминает Татьяна. — Дело в том, что в 90-е мои родители попали в непростую ситуацию — денег не было совсем, зарплаты задерживали. И родители стали заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить семью. Подростками, мы с братом помогали им продавать излишки овощей и фруктов на рынке, так получали свои первые карманные деньги. Я с детства любила рисовать, ходила в художественную школу, а в старших классах подрабатывала, рисуя портреты на «Славянском базаре». Приходила со стульчиком, садилась и с утра до самого вечера рисовала.

Татьяна всегда старалась иметь несколько источников дохода. Например, по будням она работала в школе, а в выходные подрабатывала в фитнес-клубе администратором, потом и тренером. И всегда что-то мастерила. Одно время увлекалась полимерной глиной, это было очень популярно, украшения получались невероятной красоты. Затем делала цветы из ткани, оформляла эффектные броши, заколки. Вместе с подружкой, такой же рукодельницей, продавала свои изделия в городе мастеров на «Славянском базаре». Потом решила попробовать работать с металлом. Что-то стало получаться не сразу.

Татьяна изучала различные техники, смотрела мастер-классы, её мастерство росло. Имея основной источник дохода, она могла себе позволить экспериментировать, изучать спрос, адекватно оценить свои возможности и при этом не волноваться, что не чем будет платить по счетам. Сейчас она понимает, что очень важно найти свою нишу и целенаправленно развиваться в каком-то одном направлении. Распыляясь, есть риск так и не стать мастером высокого уровня. Взять ту же полимерную глину. Интерес к ней быстро прошёл, но мастера, которые продолжили работать с материалом, сегодня выдают настоящие шедевры, которые пользуются спросом.

Окончательно уйдя из найма, Татьяна Соловьян вместе с другими белорусскими мастерами начала ездить по выставкам, в том числе европейским. В 2014 году в рамках проекта Евросоюза по популяризации традиционных ремесел от Витебска в Латвию отправилась целая группа ремесленников.

Мы раззнакомились с ребятами и дальше стали ездить самостоятельно. Такие поездки очень вдохновляли. Мы смотрели, что делают местные. У них была своя эстетика. Вроде и материалы те же, но изделия отличались от наших. С одной стороны, всё очень просто, но всегда деликатно и со вкусом, — рассказывает Татьяна. — Когда я впервые попала на ярмарку Казюкас в Вильнюсе, была просто поражена. Никогда раньше мне не приходилось участвовать в мероприятиях такого масштаба.

В «доковидные» времена мы ездили туда каждый год. Возвращались всегда вдохновлённые, с кучей новых идей. Лучшее внедряли у нас, это касается не только самих изделий, но и оформления выставок, каких-то организационных моментов.

Татьяна продолжает активно участвовать в выставках, ездит со своими украшениями по всей Беларуси. Говорит, что уровень таких мероприятий в нашей стране сильно вырос по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Это касается и ярмарки мастеров на «Славянском базаре». Высоко отозвалась мастер о выставке «Чароўны млын», которая несколько раз в год проходит в столице. Отметила, что в Витебске неплохую площадку для ремесленников предоставляют в торговом центре «ТриО».

Участие в выставках Татьяна Соловьян расценивает как возможность пообщаться с людьми напрямую. Потенциальные покупатели знакомятся с мастером, становятся более лояльными, потом им не страшно купить у него что-то через интернет.

Тем, кто только собирается монетизировать своё хобби, Татьяна Соловьян дала несколько дельных советов:

Во-первых, важно адекватно оценивать свои силы и иметь подушку безопасности. Многие женщины начинают заниматься творчеством во время декретного отпуска. Это хорошая идея. Есть время экспериментировать, ошибаться, изучать тему. Советую не бояться нового и активно пользоваться уже имеющимися талантами и навыками. Если вы уже что-то умеете, развить это будет гораздо проще. Второе — найти единомышленников. Всегда легче научиться чему-то рядом с людьми, которые уже преуспели.

С интересными людьми развиваешься быстрее. Важно осваивать навык приятной коммуникации, быть ответственным и адекватным, надёжным партнёром. Работать на себя — значит, брать на себя ответственность и за свои победы, и за свои промахи. Ведь многие пробуют уйти в свободное плавание, но не выдерживают и возвращаются в найм — так спокойнее. Организовать себя бывает сложно, продумать что, когда и как ты будешь делать. Мало быть талантливым мастером, нужно как-то реализовывать свои изделия. А это совершенно другой навык. И вот ты уже продавец, который должен хорошо представлять свою целевую аудиторию с её ценностями и потребностями, понимать, что ты можешь ей предложить.

Татьяна Соловьян рекомендует начинающему мастеру изучить, что предлагает рынок в интересующей его сфере, и адекватно оценить, насколько качественный и востребованный продукт он может предложить. Новичку не стоит сразу рассчитывать на высокий чек. Начать лучшее с простого и постепенно совершенствоваться. С ростом мастерства, опыта, скорости, будет расти и чек.

Цена — всегда очень тонкий момент и зависит от того, что, кому и где вы продаете. Например, на специализированных сайтах, выставках хендмейда изделия ручной работы могут стоить дороже, так как покупатель там заинтересован в уникальности изделия.

Сейчас я предлагаю украшения в среднем ценовом диапазоне, ориентируясь на взрослых женщин, которые о себе уже что-то поняли, ценят качество, уровень сервиса, вопреки каким-то мимолетным трендам. Но так было не всегда. Как адекватный человек я начинала с минимального чека, и рост цены моих изделий был постепенным. Помню случай, который перевернул моё представление о ценообразовании. Тогда я ещё занималась украшениями из полимерной глины. Это недорогой материал, соответственно, и цена не заоблачная.

На ярмарке подошла женщина, которой очень понравились серёжки. Она их примеряла, восхищалась. Но когда я озвучила цену, потенциальная покупательница быстро сняла их и бросила мне на стол, сказав, что такие дешёвые украшения не носит. И это стало знаком: пора расти и в цене тоже. В стоимость продукта стоит закладывать не только траты, но и уровень мастерства автора, а также уровень сервиса, который вы можете предложить, — рассказала Татьяна Соловьян.

По совету мамы, которая в своё время работала на крупном предприятии, Татьяна ведет учёт доходов и расходов, а также статистику. Это помогает видеть динамику, анализировать, что и где лучше покупают, понимать, на чём сделать акцент в следующий раз.

Украшения — специфический товар. Любая женщина подтвердит, что она покупает не просто изделие, но эмоцию, настроение. Видеть счастливые глаза своих клиенток — самая большая радость для мастера.

Я делаю только то, что сама с радостью носила бы, — признаётся мастер. — Мы находимся в разных состояниях: сегодня хочется чего-то лирического, женственного, завтра тянет в брутальность. Я ушла от каких-то сложных форм, не люблю, когда много всего накручено.

Я за простоту, лаконичность и изысканность. Мои покупатели не гонятся за трендами и лейблами. Им не хочется украшение, как у всех. Покупая изделие ручной работы, они понимают, что получают сгусток энергии мастера, который будет их греть и радовать. Пришло время, когда люди устали от масс-маркета, от всего одинакового. В цене — индивидуальность, энергия, смыслы. Свой продукт я вижу не просто как вещь, но и как услугу. Это что-то более объёмное. Через украшения, через общение с женщиной я пытаюсь поднять её эмоциональный фон, сделать её чуть более радостной, счастливой. Если женщина счастлива, она начинает «опылять» этим счастьем всех вокруг.

Татьяне всегда есть о чём поговорить с покупательницами, она уверена, что притягивает похожих людей, тех, с которым на одной волне. И они возвращаются, а ещё рассказывают удивительные истории, которые связывают с появлением в их жизни украшений мастера. Через своё творчество Татьяна старается напомнить женщинам, что они прекрасны, ценны, что им никогда не поздно выбрать себя. Она часто слышит, что у её украшений невероятная энергетика.

Последние пару лет Татьяна наблюдает возросший интерес к меди, особенно в среде эзотериков, энергопрактиков и тех, кто находится в поиске себя, своего предназначения. Иногда эти люди становятся источником вдохновения для создания новых моделей и коллекций.

Основные работы по изготовлению украшений ведутся в мастерской загородного дома: это довольно шумный процесс. А вот сборка, съёмка, кропотливая работа по продвижению изделий происходят в городской квартире. С черновыми и сложными механическими работами Татьяне помогает папа: скрутить, распилить, нагреть, отполировать, отшлифовать. Мама тоже не остаётся в стороне. Поддержка близких — очень ценный ресурс для Татьяны.

Татьяна Соловьян вовсе не уверена, что будет работать с металлом всю жизнь, но чем бы она ни занялась, это должно приносить ей удовольствие, быть нужным и полезным другим людям.

Автор: Наталья Черниченко. Фото предоставила Татьяна Соловьян

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

15 комментариев
Mexicanetz
28 октября 2024 в 06:15

Сгусток энергии мастера, медные энергопрактики. В какую только антинаучную хренотень не заставишь поверить покупателя, лишь бы втридорога спихнуть свой хлам

Если она и мастер, работающий с металлом, то мне стыдно за нее .

Мама Стифлера
28 октября 2024 в 19:34 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, целая статья о другом, но вы все равно из хаоса букв составили слово "вечность" и радуетесь.
Капец.
Mexicanetz
28 октября 2024 в 08:34
я вам расскажу, откуда идет мода на медные энергопрактики
помните, в доковидные времена высшим писком моды среди энергопрактикантов были духи, которые продавала инфоцыганка гвиньет пэлтровна под названием "запах моей вагины"?
так вот, в ковид этот трэнд сказал "не трэндите мне тут!" и сдох. зато среди энергопрактикантов распространилась вера в то, что медь убивает коронавирус и вообще полезна. раз раствор ионов меди необратимо денатурирует белки, то и на твердой металлической меди вирусы не выживут.
поэтому китаю заказали оверdahua (да простят меня китайцы) медных изделий бытового назначения, а эпидемия возьми да кончись. а изделия куда-то надо сбывать!
вот начальствующие органы и повелели китайским инфлюэнсерам (это те, кто 12 часов в день пилит тиктоки про распаковки с местного таобао) впаривать медное барахло под маркой исправляющего энергетику.
а американцы, а вслед европа, только подхватили этот трэнд
Господин Оформитель
28 октября 2024 в 09:42 ответ Mexicanetz

Mexicanetz,

Кат Ива
28 октября 2024 в 09:33
Занимается человек любимым делом,кайфует от своей работы,зарабатывает,никого не заставляет покупать. Но нет. В комментах вылезет недовольное чучело и засрет все,что видит. А сам сидит на диване с пивком и рассуждает о несовершенстве вселенной. Узербные токсичные люди. А девушка в статье молодец!
Господин Оформитель
28 октября 2024 в 09:42 ответ Кат Ива
Кат, от трезвенник. Но с чучелом вы угадали
Мария Кравченко
28 октября 2024 в 11:44 ответ Кат Ива
Кат, очень точно выразили мои мысли при прочтении комментов выше. Я не ношу вообще никакие украшения кроме обручалки , но это не повод наговорить гадостей же. Работы рассматривала с любопытством, девушке успехов и развития.
Наталья Кекс
28 октября 2024 в 12:17 ответ Кат Ива
Кат, Мне кажется , он психически больной человек.
Господин Оформитель
28 октября 2024 в 09:43
Красивые работы
Нел Вик
28 октября 2024 в 10:14
Молодец! Очень красиво поданы на фото изделия. Я медь не люблю, но некоторые изделия понравились. Удачи Татьяне!
sova
28 октября 2024 в 10:27
Хочется написать комментарий в поддержку. Татьяна, вам успехов!
Cbeta
28 октября 2024 в 11:12

Успехов мастеру! Вообще круто сочетать в себе талант к творчеству, реализацию не с самым простым материалом, вот эту бухгалтерию, общение с людьми и путешествия. Супер!

По фото несколько моделей ну очень понравились, жаль что не смогу носить (кроме золота или серебра, даже за пару часов воспаляются мочки ушей)... В городе мастеров люблю на такое посмотреть и получить эстетическое удовольствие) Спасибо!

id24079
28 октября 2024 в 14:12
Героиня умничка! Так держать! Творческих успехов!
Елена Малышева
28 октября 2024 в 18:26
Мне нравятся творческие люди. Живут с фантазией. Все пересмотрела с интересом. Молодец. Лично я на себя ничего из этого не надела бы, мне бы не подошло, но ведь на вкус и цвет образца-то нет. Удачи!
Мама Стифлера
28 октября 2024 в 19:35
Классные работы. Мне очень нравятся такие изделия, хотя я в жизни ношу только серьги, не люблю ни кольца, ни браслеты, ни колье.
Вы молодец, что не побоялись начать, очень красиво. Успехов вам!