Lampwork: драгоценное стекло в Витебске, или Как хобби становится бизнесом

20 октября 2014 в 18:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Сегодня в Витебске можно наблюдать интересную тенденцию, следуя которой, люди с творческим подходом к делу и коммерческой жилкой находят оригинальные подходы для того, чтобы заработать деньги.

Многие из тех, кто увлекается ремеслом, понимают, что это может приносить прибыль и их хобби становится доходным занятием.

Хорошо демонстрирует эффективность такого подхода витебский мастер lampwork Елена Главацкая. Её впечатляющие работы продаются как за пределами города, так и за пределами республики.

Несколько лет назад эта предприимчивая и успешная женщина одной из первых в стране увлеклась созданием уникальной бижутерии из стекла, используя методику lampwork. Популярность и стоимость подобных украшений сегодня стремительно растёт на фоне снижения интереса к традиционным ювелирным украшениям из драгоценных металлов и камней.

Более того, работы некоторых зарубежных lampwork дизайнеров по стоимости начинают сравнивать с драгоценными и полудрагоценными украшениями.

Мы встретились с Еленой в её мастерской, и она рассказала нам, как её хобби стало бизнесом, превратившись в основной источник личного дохода, а также поделилась своими личными представлениями о принципах, которые позволяют людям зарабатывать в Витебске.

Ваш бизнес вырос из хобби. Как это произошло, какие условия для этого необходимы?
Помог случай. 5 лет назад я случайно увидела статью в журнале и увидела украшения, которые делала одна женщина — это было ещё тогда, когда этим никто не занимался ещё ни у нас, ни в России. Я долго размышляла, стоит ли этим заниматься, полгода где-то. Пока я думала, появились мастера в России, я прошла несколько мастер-классов и начала заниматься этим сама.
Вообще, сейчас так происходит у многих. Необходимо отметить, что такой переход от хобби к делу занимает много времени и требует достаточно вложений. В таких ситуациях человеку нужна опора, идеально, когда это муж или жена, когда это — опора в семье. Прекрасно, если есть материальная база.

Некоторое время назад ко мне за консультацией обратилась девушка, которая тоже хочет заняться стеклом и поинтересовалась, насколько она сможет этим заниматься самостоятельно, какой можно от этого получить доход. Узнав, что у неё двое детей и нет мужа, я сказала ей, что это будет очень опасно и сложно.
Какие именно опасности вы имеете ввиду?
Тут такая работа. Ты сделал украшения и можешь их не продать и, если нет другого источника дохода, можно остаться ни с чем.
Как вы справлялись с подобными проблемами?
У меня была мощная поддержка со стороны мужа, он тоже занимается бизнесом; к тому же первое время я работала в музыкальной школе преподавателем. Со временем я поняла, что зарплата в школе значительно меньше, чем то, что я могу получить, занимаясь любимым делом, и я бросила эту работу.
Многие люди, которые начинали так же, как я, они поработают и бросают, уходят на основную работу, не выдерживают, бросают хобби, не готовы рисковать.
У вас серьёзный педагогический опыт, возникает желание обучать кого-нибудь lampwork?
Нет, ничему и никого учить не хочу — это совершенно неинтересно после работы в системе образования, я устала от этого.
Расскажите, а насколько развит lampwork в Витебске и стране, велика ли конкуренция?
В принципе, работа со стеклом неразвита, другие виды ремесла развиты значительно больше. Основная сложность в том, что такая работа предполагает покупку дорогостоящего оборудования. Тот комплект, которым пользуюсь я, стоит около $ 5 000, есть немного дешевле, но я решила не экономить на безопасности и здоровье. Можно найти дешевле, но работа с кислородным баллоном (у меня кислородный концентратор) — это сразу угроза взрыва, а дешёвая вытяжка не сможет защитить от испарений органы дыхания.
Вы говорили о том, что проходили мастер-классы в России, обучение было дорогостоящим?
Да, это тоже потребовало вложений. Многие из тех, кто хочет заниматься стеклянными украшениями, отказываются из-за стоимости подобного обучения. Когда человеку говорят, что один день обучения стоит $ 200−300, я понимаю, что люди боятся вкладывать деньги в себя.
Как вы считаете, почему люди боятся вкладывать в образование и развитие?
Во-первых, бедность. У меня были деньги для того, чтобы вложить в это. Я хотела открыть дело или научиться этому ремеслу. Во-вторых, у нас люди очень боятся рисковать, они лучше будут ходить на работу за три копейки, чем рисковать эти три копейки потерять. Мне кажется, что переубедить этих людей невозможно. Менталитет у нас такой, у многих белорусов.

Если бы я жила одна, мне было бы значительно сложнее. Я не знаю, смогла бы я всё повернуть именно так, не задумываясь рискнуть всем, но убеждена, что тот, кто способен так рисковать, имеет значительно более шансов чего-то добиться тут, особенно в Витебске. Когда была моя первая выставка, я не знала, будут покупать мои украшения или не будут — это был эксперимент. При этом уже было куплено оборудование, куплены материалы, заплачено за помещение — это был риск.
Как давно ваш основной доход приносит lampwork?
Я работаю 5 лет; через год после того, как я начала создавать украшения, я отказалась от работы в школе. Все говорили тогда: «Как?! Куда ты пойдешь? На чём ты будешь зарабатывать?! Нельзя этого делать!»
Расскажите, кто покупает ваши работы? Вы ориентируетесь на местный рынок или вам интереснее продавать и выставляться за рубежом?
Как правило, это небедные люди, работы стоят достаточно много. В некоторых украшениях по желанию заказчика используются детали из драгоценных материалов. Работы уникальны, не бывает одинаковых; у меня авторский стиль и это, естественно, влияет на цену. Бывает исключения: люди с небольшим достатком хотят купить. Если человек нравится — я иду навстречу, могу снизить цену. Есть женщины преклонного возраста, которые живут на пенсию 2 500 000, им хочется пойти навстречу. Хотя обычно я не снижаю цены на свои изделия. Есть и люди, которым не продаю принципиально.
Иногда не хочется, чтобы носил какой-то человек то, во что ты вкладываешь много труда; бывают люди с пренебрежительным отношением, таким не продам ни за какие деньги. Мне очень важно, кто носит мои украшения, насколько ему нравится то, что делаю. Думаю, вопреки расхожему убеждению, — это правильная маркетинговая концепция. Нельзя работать для людей, которые не нравятся.
Не каждый человек может носить стекло — такие украшения достаточно тяжёлые, я всегда предупреждаю об этом. Что касается географии продаж, то в Беларуси покупают немного, россияне значительно больше, особенно стеклянные украшения востребованы в Смоленске, большой интерес к ним есть в Прибалтике, в Латвии, в Литве.
Вам доводилось сталкиваться с плагиатом ваших работ?
Вы знаете, тут технология достаточно сложная и сложно скопировать работу. У каждого хорошего мастера неповторимый стиль — это как раз то, что ценят наши покупатели. У меня таких случаев не было. Но я сама всегда просматриваю работы других мастеров — это интересно, мы все делаем уникальные и непохожие друг на друга вещи.
Если это не коммерческая тайна, сколько можно заработать этим ремеслом в месяц, какой средний доход это приносит?
Никогда не рассчитывала ни средний, ни минимальный, ни максимальный. Всё зависит от того, сколько мастер работает. Могу предположить, что средний доход составит где-то 9−10 миллионов белорусских рублей. Во время «Славянского базара» или других ярмарок, в России, например, суммы могут быть значительно больше. Мне очень нравится самой продавать украшения, я воспринимаю процесс торговли как часть своей работы.

Деятельность мастера наглядно демонстрирует то, как любимое дело становится источником дохода и позволяет обеспечить себя, как цель оправдывает средства и какие плоды может принести разумный риск. Убеждён, что тем, кто начинает своё дело сегодня, будет полезен опыт Елены.

Автор: Михаил Алексеев
Фото: Михаил Алексеев, Елена Главацкая

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

1 комментарий
Аноним #7fa
27 октября 2014 в 12:32
Уникально, красиво!!! Радуюсь за Вас, За Ваш талант и смелость! Привет из Гродно...