Может ли ЧУП выдать займ ИП?

Алексей
25 апреля 2019 в 11:24

Добрый день.

ЧУП хочет выдать займ ИП (ИП является учредителем как физлицо и директором этого ЧУП).

Можно ли заключить такой договор?

Пракапович Елена Леонидовна
25 апреля 2019 в 12:10

Здравствуйте, Алексей!

Можно.

Комментирование отключено.
9 комментариев
id38915
25 апреля 2019 в 12:35
Спасибо.
Это ответ еще одного эксперта (получен вот только, что). И поставил меня в тупик.
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. (Ст. 760 Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 17.07.2018) "Гражданский кодекс Республики Беларусь" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.02.2019)
Исходя из буквального прочтения определения договора займа, в котором указан только переход права собственности (и нет указания на право хозяйственного ведения) на определенное имущество от заимодавца к заемщику, делается вывод о невозможности предоставления займа учредителю частного унитарного предприятия. Унитарные предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество ( п. 1 ст. 113 ГК). Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, а само частное унитарное предприятие находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица (ч. 6 п. 2 ст. 113 ГК). То есть с точки зрения данной позиции не будет перехода права собственности и, следовательно, не будет и займа.
Я бы хотел уточнить все-таки можно или нельзя?
Прямо не знаю, что делать?
Можете пояснить?
Спасибо.
Елена Пракапович
26 апреля 2019 в 09:53
Да, несмотря на то, что ЧУП и ИП являются субъектами хозяйствования и самостоятельными налогоплательщиками, с точки зрения гражданского законодательства всё выглядит именно так:

"Природа договора займа (поступление денежных средств или других вещей в собственность заемщика) противоречит правовому режиму имущества, принадлежащего унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В связи с чем, полагаем, что для использования договора займа в правоотношениях юридических лиц с указанной организационно-правовой формой нет оснований" - высказал своё мнение Высший Хозяйственный Суд РБ (в разъяснении от 02.05.2005 г. № 03-24/850 "О разъяснении положений нормативных правовых актов").

Таким образом, ЧУП в силу особого статуса закреплённого за ним имущества вообще не может применять договор займа в своей деятельности.

Приношу свои извинения за недостаточное внимание к Вашему вопросу и благодарю, что разбираетесь в ситуации и используете для принятия решения разные источники информации.

id38915
26 апреля 2019 в 10:39
Спасибо.
Получается, что ЧУп не может не взять, не дать займ?
Елена Пракапович
26 апреля 2019 в 12:21
Не совсем так.
Выше приведённое мнение Высшего Хозяйственного Суда относилось к договору займа между ЧУП и его учредителем и датировано 2005 годом.
Президентом 30.06.2014 г. подписан указ № 325 "О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций", подпункт 1.1. пункта 1 которого предусматривает, что:
"денежные средства независимо от суммы могут быть получены в заем (привлечены) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств:
коммерческими организациями - от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками), членами данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца".
Таким образом, следуя нормам указа (хотя это и идёт в разрез с определением договора займа, данного статьёй 760 ГК РБ), учредитель может предоставить займ учреждённому им унитарному предприятию, а вот в обратном порядке - нет.
Заключение же унитарным предприятием договора займа, в результате которого происходит переход права собственности ничем не ограничен.
id38915
26 апреля 2019 в 12:29
"Заключение же унитарным предприятием договора займа, в результате которого происходит переход права собственности ничем не ограничен"
Расшифруйте, пожалуйста. Что это значит.
id38915
26 апреля 2019 в 12:31
Если такой договор займа от ЧУП ИП был заключен, какие последствия?
id38915
26 апреля 2019 в 13:33
ГК РБ: "1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление (далее для целей настоящего РАЗДЕЛА - в собственность, если из существа обязательства и статуса стороны в обязательстве не вытекает иное) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). "
В этот РАЗДЕЛ входит ст. 760.
Елена Пракапович
29 апреля 2019 в 08:26
"Заключение же унитарным предприятием договора займа, в результате которого происходит переход права собственности, ничем не ограничен" - это означает, что договоры займа с физ.лицами и юр. лицам могут иметь место, если только речь не идёт об учредителе или иных унитарных предприятиях, им учреждённых.
Елена Пракапович
29 апреля 2019 в 09:25
Да, статья 424 ГК содержит таковую формулировку.
Однако не забывайте, что имущество унитарного предприятия находится в собственности учредителя, в Вашем случае физического лица, а это же физическое лицо является ИП, но наличие этого статуса не отменяет того факта, что всё используемое им в предпринимательской деятельности принадлежит ему же на праве собственности. То есть суть сводится к тому, что собственник перебрасывает активы из одного кармана в другой.
А вот налоговые последствия этого "перебрасывания" разные: договор займа не порождает обязанности ИП по уплате налога, а вот изъятие денежных средств и (или) имущества сверх ранее переданных унитарному предприятию - да.