Витебские Ковальчуки и их керамика сегодня уже явление в белорусском искусстве. Этот ярчайший творческий дуэт воплощает в себе не только целый ряд созданных ими уникальных художественных произведений декоративно-прикладного искусства, не только пример неистощимого пути исследователей, первопроходцев, романтиков, но и образец красивого семейного и творческого единения, пронизывающей, лиричной и потрясающей любви.
Уроженка Сибири Людмила встретилась с белорусом Валерием Ковальчуком во время учёбы в знаменитом Абрамцевском художественно-промышленном училище. Молодая чета дипломированных художников начинала свой трудовой путь на Добрушском фарфоровом заводе, где проработала 12 лет. До сих пор в производстве этого завода используются формы, разработанные молодыми художниками. А затем их жизнью стал Витебск. Со своими художественными традициями, особым ритмом жизни, простором для осуществления творческих планов.
Открыв экспериментальный цех по производству керамики в горпоселке Руба, они сыграли заметную роль в формировании облика современного белорусского фарфора. Одновременно создавали уникальные художественные произведения. В керамическом дуэте Ковальчуков Валерий больше тяготел к скульптурной форме, выразительности силуэта, пластике объемов и пустот. Людмила является мастером росписи. Ее портреты и жанровые сценки, натюрморты и пейзажи на керамических поверхностях вызывают ассоциации с миниатюрой и стенописью. Они удивительно соответствуют самой неожиданной форме сосуда, характеру перетекания объемов и силуэтов.
В сентябре 2009 года Валерий ушел из жизни в расцвете своего творческого полета. Но он оставил огромное наследие. Созданные им формы продолжают жить в творчестве Людмилы.
Декоративные вазы, блюда, сервизы, композиции, панно, декорированные зеркалами, золотом, цветной глазурью — неповторимые фантастически-сказочные творения с сюжетами из глубин истории, подсказанные природой. Художественные композиции гармоничны по форме и содержанию. Они излучают энергию любви.
Произведения Людмилы и Валерия Ковальчуков экспонировались в Москве, Минске, Праге, Франкфурте-на-Одере, Паланге, Самарканде, Брянске, Пловдиве, Витебске. Работы находятся в Национальном Художественном музее Республики Беларусь, музеях Гомеля, Могилева, Витебска, в собрании Художественного фонда Союза художников России (Москва), в частных собраниях США, Швеции, Германии. В фонде витебского Художественного музея хранится 84 музейных предмета.
На выставке «ArterrA» представлено 193 предмета: 59 из фонда музея, 134 из личного собрания семьи Ковальчуков. «ArterrA» сочетает в себе два слова: аrt — искусство и terrа — земля. В основе концепции выставки философское осмысление понятий материального и духовного, гармонии и красоты, жизни и вечности. Душа и плоть земли, преобразованные в художественные образы — это новые формы жизни. Постичь тайны глины, раскрыть её потенциал и возможности всегда являлось целью жизни и творчества Людмилы и Валерия Ковальчук. Керамист — не только художник, но и технолог, исследователь, экспериментатор. При всем многообразии керамики в Беларуси для нее не характерны как белые глины в природе, так и росписи по сырой эмали в традиционном искусстве. Поэтому эксперименты Людмилы и Валерия Ковальчук с цветными глинами являются настоящим открытием в искусстве. Фарфор, майолика, шамот, терракота, бисквит. Это не только разнообразие технологий, но и целые десятилетия творческих поисков и исследований. Ибо каждая технология в отдельности требует особых подходов и отношения. Например, майолика (роспись по сырой эмали) как фреска требует особого мастерства, быстроты реакции, завершенности пластического замысла до начала его воплощения, так как не допускает исправлений.
— Роспись по сырой эмали, так называемая витебская майолика, была заметным явлением еще в XVII-XVIII веках, она представляла один из видов дорогой высококачественной продукции, — говорит Людмила Ковальчук. — И надо же было такому случиться — мы оказались в витебском «Задвинье». Именно в этой части Витебска был кафельный завод, на котором изготавливали майоликовые изразцы. Здесь и возродили древнюю традицию. В «Задвинье» мы увидели корни, из которых произрастает вся керамика, — утверждает мастер.
В простом белорусском орнаменте на глине она, родившаяся в России, видит подлинные истоки национальной белорусской культуры.
Материалы предоставлены Художественным музеем специально для vitebsk.biz.
Фото: danry
Особая благодарность директору Витебского Художественного музея Ольге Ивановне Акуневич и научным сотрудникам музея.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.