Витебская художественная школа славится своими талантами не только в Беларуси, но и во всём мире. Люди постарше вспомнят известных корифеев-художников Шагала, Пэна, Лисицкого, молодёжь отметит таланты местных граффитистов HoodGraff и StreetSkills, работы чьих рук и баллончиков украшают трансформаторные будки по всему городу.
Но есть художники, которые удивительным образом совладают с разными стилями и творят без границ: они и картину маслом напишут в академической манере, и граффити «забомбят», и веб-графику создадут. Таков наш сегодняшний герой Юрий Белый слон Дубовский.
Вы, наверняка, видели его работы. Дизайн клуба «Винтаж» — его рук дело. Мультяшные звери на стенах контактного зоопарка «Страна ЕНОТиЯ» также нарисованы Юрием. Расписанные кафе, парикмахерские, игровые клубы, стены зданий, картины и панно — в руках мастера любая работа спорится. Люди, попадающие на страничку художника в соцсети, часто не верят, что все эти разноплановые работы принадлежат одному человеку. Удивились и мы и решили напроситься в гости к талантливому дизайнеру и граффитисту.
4
В прихожей сразу обращаешь внимание на необычную работу: в рамку вставлена кора дерева. Выглядит она странно, но интересно. «Редко получается быть на природе, скучаем. Это как напоминание», — поясняет Юрий.
2
В реальности Юрий — дизайнер интерьеров в строительной компании, в душе — граффитист, а по образованию — педагог-художник. Вместе с супругой Викторией, которую он считает своей главной помощницей и вдохновительницей, они придумывают и воплощают творческие идеи. Молодая семья живёт в небольшой квартире, места здесь немного, поэтому картины Юрий хранит в коридоре. Дома находятся лишь несколько работ: слон на кухне, картина с книгами и панно, которое создаёт Юрий. Всё остальное за пределами квартиры — на стенах общественных заведений и городских зданий.
2
Среди множества своих творческих направлений особо Юрий выделяет оформление интерьера и роспись стен. Заниматься этим он начал ещё во время учебы в университете.
— Люди обращались в университет к педагогам, чтобы те оформили стены. Но, конечно, далеко не все педагоги считали, что им по статусу стены расписывать. Поэтому они выбирали лучших студентов, говорили: «Ребята, кто хочет пойти, денежку заработать»? Понятно, что студентам деньги нужны. Вот тогда это как-то и завязалось, курса с третьего, наверное. А потом через какое-то время перестал расписывать. Нарвался на двух неприятных и некорректных заказчиков. Вернулся к этой теме уже после университета — рассказывает Юрий.
3
— Что для вас важно как для художника?
— Сейчас стараюсь делать упор на работу над картинами. Не хочется, чтобы пропал навык академизма. Потому что я заметил, как только уходишь с головой в коммерческие заказы, то всё, такое ощущение, что уже не так хорошо получается писать в классической манере.
— То есть важно найти ту грань между творчеством и ремеслом?
— Да, наверное. Оно, может, и хорошо всё, красиво, нравится всем, но ты-то чувствуешь, если это искусство на поток, а не от души.
— Какие из ваших работ наиболее успешны в коммерческом плане? Что чаще всего интересно заказчикам?
— Наверное, наиболее успешными для меня являются росписи фасадов и интерьеров, росписи заборов, промышленных зданий, торговых и развлекательных центров, квартир и коттеджей. А приветствуются чаще классические темы пейзажа, архитектура или растительности. А роспись в футуристическом стиле или минимализма востребованы меньше.
4
— Встречались ли с негативным отношением к своим работам или, наоборот, вызывали ли они у людей откровенный восторг?
— Чаще всего я слышу положительные отзывы в мой адрес. В моём художественном багаже есть много разнообразных и по стилю, и по смыслу, и по вкусу работ, которые имеют право на существование. Мы все многогранны и каждая грань должна существовать в той или иной мере, но если кто-то хочет высказать критику в мой адрес, всегда выслушаю, так как отношусь к этому очень положительно. Критика помогает не только творческому, но и личностному росту.
— У вас интересный творческий псевдоним, как он появился?
— Просто так получилось. Люблю слонов, даже их собираю. Хотя это не единственный псевдоним. В граффити есть ещё. Основной — это имя одного персонажа из кино — Лотрел. Его мне дал друг, еще в школе. Мы посмотрели комедию, где главный герой — весёлый парень, энергичный, отжигал на дискотеке. Друг сказал, что я такой же, так что и быть мне Лотрелом. Но оказалось, что произнести это слово для некоторых было не так-то просто. Они ещё так переспрашивали: «Кто-кто? Блатрел?». И стали парни, посмеиваясь, называть меня Блатрел, а потом это преобразовалось в Блат Реал. Сейчас на своих работах я ставлю слово «Реал» (прим.: «реальный», «настоящий» на английском языке) и подпись Лотрел.
3
— Получают ли художники официальное разрешение для того, чтобы нарисовать граффити на какой-то стене?
— Сейчас многие лояльно относятся к красивым граффити в Витебске. Как обычные люди, так и власти. Конечно, как правило, все эти росписи стен делаются неофициально. И за свой счёт.
2
— Какие дальнейшие планы по поводу граффити?
— Конечно, в новом году много планов, хочется сделать подарок городу, людям. Летом проходил конкурс «Украсим любимый город». Очень мне эта тема понравилась. Сразу стал думать, что бы такого нарисовать. И была идея нарисовать зубра, а у него на спине старый город. И мы наделись, что это будут видеть люди, но оказалось так, что конкурс прошёл на территории одного из заводов, то есть по сути для украшения самого предприятия.
— И что же делать витебчанам, которые захотят оценить конкурсные граффити?
Обычные люди туда попасть не могут, там проходная. Мы выложили фото в интернете и многие стали спрашивать, где можно увидеть граффити. А его просто так и не увидишь. Конкурс же планируется ежегодно проводить. Зубр наш, кстати, взял Гран-при. Но я по-прежнему рад бы был скооперироваться с кем-нибудь, найти желающих украсить город, которые могут помочь с материалами, чтобы вместе сделать подарок Витебску.
— И все же, такая многогранность ваших работ удивляет.
— Эту свою особенность я обнаружил в университете. Я сканер, наверное. Например, если я рисовал слона, потом снова слона и если в следующей картине у меня будет похожая техника или элементы, то всё, это для меня штамп. Тогда я уходил в графику, когда снова идёт какое-то коллажирование, я уходил в компьютер. И позже столкнулся с тем, что многие не могли поверить, что все эти работы мои. Ведь у них был разный стиль. В то время у меня получалось всё друг на друга не похоже. Но один хороший художник сказал мне, что это не страшно. Ведь так вырабатывается вкус и стиль.
4
— За границей граффити уже давно возведено в ранг современного искусства. Есть желание уехать туда?
— Желания уехать навсегда точно нет. А вот уехать заработать или поучаствовать в каком-либо творческом проекте — я всегда за! Но дом должен быть. В душе не должно быть чувства «кочевничества», хочу, чтобы в душе было ощущение путешествий.
Впрочем, Юрий не исключает вариант переезда в будущем, но в нашей беседе художник не раз подчеркнул, что он патриот и ему нравится Витебск, он хочет трудиться здесь, на благо города и его жителей. И это вызывает уважение. Очень хочется, чтобы молодые и прогрессивные творцы работали в культурной столице. Не исключено, что именно они и сформируют новый, яркий облик Витебска.
Текст и фото: Майя Миронова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.
Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.