Традиционно в третью неделю ноября в культурной столице Беларуси проходит фестиваль современной хореографии IFMC. Концертный зал «Витебск» уже в 29 раз принимает гостей и участников из 13 стран мира. За признание борятся коллективы из Беларуси, Литвы, Польши, России, Украины, Швеции, Эстонии, Китая и Молдовы — 32 хореографических театра и ансамбля выступят в этом году на сцене фестиваля IFMC. Призовой фонд фестиваля — 13 тысяч долларов, из них 5 тысяч составляет гран-при.
23 ноября, перед торжественным открытием, в круглом зале КЗ «Витебск» во время пресс-конференции хореографы рассказали о том, чем они собираются удивлять экспертов и зрителей. В свою очередь, члены жюри дали напутствия и пожелали удачи всем участником конкурсной программы. Сами же выступления лауреатов пройдут в день закрытия фестиваля.
Ярким штрихом торжественного открытия стали выставки художественных работ Олега Крошкина «Музыка цвета» и фотоэкспозиций «Пейзажи человека» (Анна Мойсеюк) и фотопроекта «Эксперименты» Ольги Рабецкой. Тем самым организаторы подчеркнули, что фестиваль IFMC — это не только ода искусству хореографическому, но и искусству и таланту в целом. На открытии выставки, как и на самой сцене, в преддверии показа спектакля-балета со вступительным словом выступил министр культуры Беларуси Борис Светлов.
Фестиваль начался с презентации участников конкурса: молодые и гибкие, в летящей и облегающей одежде, буквально в течение пары секунд, пока их объявлял ведущий, танцоры успевали кружиться в вальсе, показывать пируэты и почти акробатические трюки. Уже вскоре они, переодетые в обычную одежду, заняли свои места в зале. В следующий раз лауреаты конкурса современной хореографии выйдут пред очи зрителей на сцену в воскресенье, 27 ноября.
В этом году апофеозом открытия стала премьера балета «Жизель», украинского театра «Киев Модерн-Балет» в постановке известного украинского хореографа Раду Поклитару. В спектакле задействованы 32 артиста, используются масштабные декорации, яркие костюмы и сложный грим. В этом году украинский театр современного танца празднует своё десятилетие. «Жизель» стала своеобразной постановкой-подарком театру от своих же танцоров к юбилею.
«Жизель» — это один из старейших балетов, который сохранился в более-менее неизменном виде на классической сцене. Его премьера состоялась в июне 1841 года в Париже, а для балета это невероятно большой срок.
Авторских интерпретаций «Жизель» не так уж много, поэтому постановка Поклитару имеет все шансы войти в историю. В этой современной «Жизель» новые герои: вместо крестьян, оруженосцев и невест-призраков — байкеры, городские хулиганы и проститутки, а сама Жизель — не милая крестьянка, а дерзкая жительница мегаполиса.
Что же осталось от «Жизель» классической? Очень многое: музыка композитора Адольфа Адана, название спектакля, имена всех персонажей и общая сюжетная канва. Сохранилась и главная идеи классической версии: хореографический спектакль о том, как мечты разбиваются роковым образом, столкнувшись с пропастью, которая делит наш мир на богатых и бедных.
Главная героиня Жизель влюбляется в человека, который предает её. Узнав, что он не тот, за кого себя выдаёт, и к тому же обручен с другой женщиной, Жизель сходит с ума и погибает. Во втором действии оригинального балета девушка появляется в образе призрака и защищает возлюбленного от других призраков. Но в отличие от своей предшественницы, современной Жизель не суждено уйти в идеализированный мир усопших душ. Обездоленная и несчастная девушка появляется перед зрителями во второй части балета работающей в публичном доме. Развязка спектакля ожидаемо печальная. Главная героиня всё же умирает.
Хорошая новость: билеты на предстоящие концерты IFMC-2016 ещё есть в продаже и стоят они от 11.5 до 13.5 рублей. Кроме концертов, на фестивале также пройдут творческие встречи и танцевальные перфомансы, состоятся практические и теоретические мастер-классы, круглые столы, интерактивные лекции, выставки живописи и фотографии.
Учредителями XXIX Международнародного фестиваля современной хореографии выступают Министерство культуры Беларуси, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, местные власти, а организатор — «Центр культуры «Витебск».
Текст: Майя Миронова. Фото: Anna Bing
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.