«Я художник, я так вижу», или Насколько прибыльно сегодня искусство — диалог с сотрудником арт-пространства

6 июля 2017 в 06:05
Поделиться
Класснуть
Отправить

Современное искусство и с чем его едят. Репортаж из витебского музея.

Искусство современности многим кажется чем-то загадочным. Мне в далёком детстве прививали любовь к простым и понятным Шишкину, Репину и Васнецову. Из школьной программы удалось вынести знания о Ван Гоге, рубенсовских женщинах и позоре не отличать Мане от Моне. В университетские годы нам читали лекции про не таких простых Шагала, Малевича и Дали. Куда подевалось что-то большее? Не знаю. Но все течёт, всё меняется. И на витебской земле, традиционной известной своими художественными талантами, можно запросто приобщаться и к актуальному.

В предвкушении новых открытий я отправляюсь в один из филиалов музея «Витебский центр современного искусства» — арт-пространство на Толстого, 7. Здесь мне любезно согласились провести арт-ликбез и рассказать, что такое современное искусство и с чем его едят.

Здание музея дышит историей. Однако современность начинается ещё на входе и в оформлении просторного внутреннего дворика. Глядя на причудливые переплетения линий и сочетания цветов, понимаешь: здесь точно живут художники.

Роль экскурсовода и собеседницы берёт на себя Марина Карман — старший научный сотрудник музея. Прогуливаясь по прохладным коридорам и многочисленным выставочным залам, Марина с энтузиазмом и любовью к своему делу отвечает на мои вопросы.

Вы называете себя арт-пространством. Откуда такое название?
Наш музей первым в Беларуси представил зрителю так называемое альтернативное искусство. В Питере или Москве альтернативные художники нередко творят в лофтах. Это одновременно и мастерская, и выставочный зал. Ты приходишь на выставку, а помимо картин видишь ещё и кровать художника, яичницу и пепельницу. Арт-пространство — это нечто среднее между лофтом и классическим музеем. Здесь можно изменить зал под себя. Перекрасить стены, залепить окно — пожалуйста. Даже вылить на пол ведро краски. Всё, что угодно художнику для выражения своей идеи.
Что отличает современное искусство от других периодов? О чём хотят сказать сегодняшние художники?
Есть понятие «современное искусство», а есть искусство актуальное. Современниками можно назвать всех художников, творящих последние 50−60 лет. Актуальное искусство охватывает период с 90-х годов. Оно отражает проблемы современности, использует новые технологии и подходы. К актуальному искусству относится и стрит-арт.

Пока я снимаю, Марина просит пытаться понять увиденное без её комментариев. В буйстве красок и непривычных форм лично мне больше всего запомнилась скульптура Валентины Ляхович «Опора». Значительная часть которой, кстати, выполнена из обычного мусора. Мужской образ в середине окружен множеством мыслей и идей. А рядом стоит маленькая, незаметная, но держащая всю композицию фигура — женщина.

Глядя на картины, которые покупают сегодня за бешеные деньги, кажется, что успешным художником может стать каждый. Мол, я так вижу. Это правда?
Вы фото картин в интернете смотрите? — уточняет Марина.
Да, — отвечаю я.

Любое произведение нужно оценивать вживую! Даже самая хорошая фотография не передаст того, что можно увидеть и почувствовать при личном знакомстве с объектом. Будь то картина, скульптура или что-то ещё.

А успешным может стать не каждый. К нам однажды пришла женщина, настоящий ценитель искусства. И привела супруга, который ничего в нём не понимает, но очень любит критиковать и посмеяться. В духе «я тоже так нарисую» и «а это что за ерунда?». Я к нему подошла и спросила: «У Вас есть автомобиль? Откройте для меня капот машины. Я даже не покажу, где находится двигатель. Ведь я никогда не изучала автомеханику, не знаю названия деталей и не понимаю, как действует механизм в целом. Но и смеяться я не стану».

Тот же принцип работает и в искусстве. Не зная техник нанесения краски на холст, истории жизни и взглядов художника, объективно оценить и понять его творчество практически невозможно. Овладеть такими техниками, принести в искусство что-то своё — это лишь небольшая составляющая успеха. И добиться этого очень тяжело.

Современное искусство сложно для понимания. Людям понятен и привычен реализм. Но сравнивать реалистичный портрет 18 века и произведение визуального искусства 21 века неправильно. Это всё равно, что сравнивать телегу и современный автомобиль.

В интернете полно шуточных тестов в духе «детский рисунок или произведение современного искусства». Поделитесь секретом: как не сесть в лужу?
Приведу простой пример. При музее работает студия рисования. К нам приходят и те, кто начинает с нуля. Многим кажется, что всё очень просто. Мол, я набрызгаю краски на бумагу, а потом нарисую пару кружочков. Побалуюсь немного. И продам свою картину за большие деньги. Проходит полгода. И оказывается, что набрызгать красок на холст и рисовать кружочки совсем непросто, если делать это вдумчиво. Нужно соблюсти множество нюансов, учесть множество особенностей различных техник и стилей рисования. Такое под силу только тому, кто действительно умеет создавать картины осознанно. Тому, кто переносит на холст что-то изнутри, частичку себя самого. При этом соблюдая целый свод различных правил. Конечно, можно баловаться и пытаться продавать такие картины. Но ни вы, ни я не станем этим заниматься. А художник не может жить без творчества, самовыражения. От работ, в которые вложена душа, исходит удивительная энергия. И люди это чувствуют.
То есть человек, разбирающейся в искусстве, такой тест бы не провалил?
Однозначно!
Выходит, чтобы в искусстве разбираться, им нужно интересоваться. А если лень, но приобщиться хочется?
Тогда отключать разум. И учиться воспринимать увиденное на уровне эмоций. Не все посетители понимают оригинальные идеи мастеров. Мы просим оставлять подсказки, описания. Но соглашаются лишь немногие. Тогда зритель пропускает творение художника через свой внутренний мир, видит и понимает его по-своему. В этом и есть прелесть альтернативного и не всегда очевидного искусства.
Наверняка многие попадают к вам впервые. Какие эмоции испытывают такие посетители?
У нас есть любимый посетитель. Он приходит к нам уже больше десяти лет. Поначалу мужчина просто ненавидел абстрактную живопись и всё современное искусство. Очень здорово наблюдать, как меняются его взгляды. Он начинает понимать, начинает узнавать для себя что-то новое. Интересная реакция и у попавших сюда случайно. Воздействие цвета, большое количество различных проектов делают своё дело. Равнодушным не уходит никто.
У вас есть любимый художник?
Очень многие заслуживают самой искренней любви. Из витебских художников обязательно нужно знать Александра Соловьёва, Олега Сковородко, Виктора Шилко, Валентину Ляхович. Это люди живут рядом с нами и делают просто прекрасные, удивительные вещи.
Быть творцом в наше время — это прибыльно?
Искусство — это бизнес. Как и в любом бизнесе, здесь есть более и менее успешные проекты. На репутацию художника многое влияет. Где выставлялся, где о нём писали. Это хорошо и плохо одновременно. Но образ нищего творца с развитием интернета уходит в прошлое. Многие наши земляки продают свои работы за рубеж. На белорусском арт-рынке, к сожалению, неформальное искусство пока не так востребовано.

Как оказалось, «Витебский центр современного искусства» бережно хранит художественное наследие города. Сейчас весь коллектив трудится над реконструкцией «Музея истории витебского народного художественного училища». Он находится в здании, где работал Шагал и преподавал Малевич. Проводят здесь и мероприятия по популяризации витебской художественной школы. А также дают шанс новичкам заявить о себе.

Музей, как рассказала Марина, открыт для всех. И новым именам здесь только рады. Что не может не вызывать уважения. Ведь возможно, кто-то из нестандартных художников станет новой, известной на весь мир гордостью нашего города.

Текст и фото: Виктория Синайко

Смотрите афишу выставок города.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

3 комментария
AnJam
6 июля 2017 в 09:08

Не совсем согласна с автором в плане понимания искусства.

Почему искусство, пусть даже современное, не должно быть понятно обывателю? Для кого оно тогда?

Если я смотрю на «Девятый вал» — то я вижу основу и замысел художника. Могу домыслить сама о чём думал, что чувствовал автор. Могу со временем открыть для себя в картине что-то новое.

Что вижу я, глядя, на кучку песка? Это не искусство. Это инсталляция и больше ничего — попытка выделиться из толпы одинаковых выпускников художественных школ чем-то «необычным».

Я прошла сотни музеев по многим городам Европы и вот это вот всё, что на фото в посте — это не искусство.

Тот же Дали — это тоже современное искусство. Но разве его, например, можно сравнивать с подобным тому, что мы видим в статье?

Каждый хочет быть уникальным и гением. Каждый хочет, но не все умеют в эту самую уникальность и гениальность.

Наталья Витебск
6 июля 2017 в 09:15 ответ AnJam
Аня, поддерживаю полностью
Антон Закревский
6 июля 2017 в 11:10
Срамота (R)