В Витебске построили «Рай в шалаше» и «Источник жизни» — второй раз прошёл ленд-арт форум

26 июня 2017 в 06:27
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Вы, наверное, не раз видели на клумбах у подъездов фигуры лебедей из автомобильных покрышек, банки и вёдра, раскрашенные под насекомых, а то и помятые линялые мягкие игрушки, мокнущие под дождём на каком-нибудь кусте. Эти элементы, призванные украсить окружающую среду, чаще смотрятся как чужеродные, к тому же вредны для природы.

Другое дело, когда художественными произведениями становятся фигуры и инсталляции из цветов, веток, камней, листьев — всего того, что можно найти буквально под рукой. Предполагается, что арт-объекты должны дополнять природу; это искусство, где используются исключительно натуральные материалы. Даже привычные нитки не могут быть применены в ленд-арте.

В Витебске возрождением культуры отдыха в городских парках, благоустройством общественных территорий и повышением туристической привлекательности северной столицы занимается «Центр урбанистических проектов и инициатив «Прастора» под руководством Оксаны Кузиной. Уже второй год подряд на форуме прошли открытые лекции по теме креативного города, а участники мероприятия строили ленд-арт инсталляции на пленэре «Северный ветер» в парке Фрунзе. Соорганизатором пленэра также выступил журнал Floristicplanet, а консультантом и вдохновителем мероприятия стал флорист из Литвы с мировым именем — Мариюс Гвилдис.

После официальной речи организаторов форума настала часть творческая, всех пригласили перейти на другую сторону дороги, спуститься к реке и увидеть арт-объекты, которые дизайнеры строили два дня. Прошлым летом работы велись под стеной дождя, а в этом году повезло и инсталляции уютно выглядывали из-за деревьев и блики закатных лучей солнца сверкали в траве.

Зрители и участники форума во главе с Мариюсом проследовали на импровизированную экскурсию по новым достопримечательностям парка.

Мариюс Гвилдис — один из самых интересных людей в современной европейской флористике. Почти 15 лет он принимает активное участие в различных ленд-арт фестивалях, в том числе таких известных, как Гриндельвальд в Швейцарии, Хумус-парк в Италии, Ульвертон и Кингси-фоллс в Канаде. В 2014 году получил квалификацию преподавателя-эксперта, что является наивысшей ступенью квалификации для преподавателей в Литве.

Мариюс, презентуя арт-объекты, для каждого находил доброе слово, красивую метафору и глубокую идею; так что поневоле проникаешься эмоциями. И правда, видишь уже не ветки, а поток реки, источник жизни, а в кирпичной композиции — остатки старинных построек Витебска, которые, как сказал Мариюс, «получили второй шанс ожить в городе».

Витебск — город авангардного искусства. И это не только художники, но и дизайнеры, и скульпторы, и флористы, и музыканты, и даже учёные, предлагающие нестандартные решения. Не все понимают Малевича или Шагала. Не всем будет понятен смысл инсталляций, хотя это определённо смотрится выигрышнее и круче, чем цветы из жести или гигантские цементные груши.

Идеальный лэнд-арт — искусство, созданное под открытым небом из экологичных материалов, часто существующее недолго и не оказывающее негативного влияния на окружающую среду. Флористы и скульпторы нередко вдохновляются образами деревьев и ландшафтов и берут их за основу для инсталляций. С их работами и хотелось бы вас познакомить: показать взаимодействие природы, человека и города и, возможно, вдохновить на собственные лэнд-арт произведения. И хотя любой авангард направлен на то, чтобы смотрящий сам наделил предмет сутью и ассоциациями, вот вам пару спойлеров, как видели свои скульптуры сами творцы.

Первый арт-объект: от дерева к дереву протянулся ветвистый язык. Это «Поцелуй». Хотя вполне также подошло бы название «Объятие», которое предложили зрители.

Трудоёмкой стала «Ратуша», ведь для её постройки нужно было каждый раз переходить реку. «Она в спокойствии наблюдает за нами с того берега», — романтично передал образ работы Мариюс. Ещё это похоже на «Огонь над водой», так как напомнило многим языческий костёр на праздновании Ивана Купалы.

На реке стоит «Рай в шалаше», а охраняет его покой «Ловец снов».

И уже знакомые вам кирпичный «Свой знак» и «Источник жизни», который был признан лучшей работой пленэра.

На склоне горы расположился эффектный, чем-то напоминающий гнездо опасных насекомых или странный цветок «Инсайд аут», проще говоря, объект «Наизнанку».

После представления работ и их обсуждений закончился вечер вручением дипломов и всеобщими объятиями.

Пять прицепов с материалами понадобилось, чтобы украсить парк. Руководитель проекта Оксана Кузина подчеркнула, что всё это стало возможно благодаря Витебскому технологическому колледжу и его студентам, которые грузили и пилили в лесу ветки, предприятию «Зеленхоз» и «Витебскому лесхозу», а также ИП Куксик Т.И., предоставившей технические материалы. И неожиданно недавней буре, после которой остались поваленные деревья, преобразившиеся в новом качестве лэнд-арт объектов.

Чтобы прийти к красивому городу, которым местные жители гордятся, туристы едут, мы должны показывать горожанам, как это может быть хорошо и интересно — не ждать, пока коммунальные службы сделают, а самим по мере сил облагораживать городское пространство. Приходите и посмотрите, как в этом году потрудились люди на «Прасторе». Скульптуры обещают стоять здесь всё лето.

Текст и фото: Майя Миронова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

2 комментария
LoyIver
26 июня 2017 в 08:31
В этом году инсталляции интереснее) Растут ребята)
Ответить
Аноним #d9e
27 января 2018 в 21:29
РЕЕЕБЯЯЯТАААА ЧЬОТОООООО ЗААА ДИИИИИИЧЧЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬ
Ответить
ответ