Эпоха развитого капитализма: фотопост со Смоленского рынка

4 сентября 2017 в 06:26
Поделиться
Класснуть
Отправить
А зачем вы фотографируете? — спросил меня мужчина у импровизированного прилавка.
Просто, — задумалась я и посмотрела по сторонам. — Давно такого не видела…
А, вы, наверное, не местная... — предположил он.
Местная, но на рынках таких лет пятнадцать не была, не думала, что здесь всё так же, как в девяностых, — нашла я оправдание своему любопытству и камере.
Значит, у вас просто есть деньги, — резюмировал мужчина и поправил товар.

Этот короткий диалог как-то запал, и поэтому его я оставлю в качестве пролога.

Так вот, пока по городу как грибы после денежного дождя растут огромные торговые центры, строятся гипермаркеты, супермаркеты, армиями выступают на рынок дискаунтеры и магазины систем outlet — вот так запросто посреди всего этого окологламурного и крайне капиталистического великолепия продолжает жить и функционировать товарно-вещевой рынок.

«Конкуренция… Нет здесь такого. Покупатель много лет не меняется».

Сейчас уже никто и не вспомнит тот день, когда на рынке была разбита первая палатка, постелена картонка и первый челнок достал из клетчатой сумки свой дефицитный товар. И сегодня, пока маркетологи больших торговых сетей борются за каждого покупателя, приводят на рынок бренды и пестрят рекламой — те же «челноки», а теперь ИП, продолжают тащить баулы, распаковывать товар и зазывать народ.

Людей стало совсем мало, — поделилась одна из предпринимательниц в палатке с полосатыми спортивными штанами. — Но они есть. Конкуренция... нет здесь такого. У нас покупатель уже много-много лет не меняется: это пенсионеры, дачники с Уланович и так, кто с районов приезжает. Молодёжь на рынок за одеждой уже почти не ходит. У них есть эти все магазины…

Самая бойкая торговля велась у развалов с секонд-хэндом. Покупатели всех возрастов с энтузиазмом искали одежду, обувь и всё это под вывеской «Бутик».

Вы же на людей посмотрите, — кивнула в сторону развала женщина-продавец обувной палатки. — Это же всё ненормально... Мы здесь действительно «застряли». Аренды в торговых центрах неподъёмные — вот и возвращаются все к тому, с чего начинали — палатки и Смоленский рынок. Раньше ещё люди хоть как-то на качество внимание обращали, и мы старались везти что-то действительно хорошее, красивое и то, что будет долго носиться. А сейчас… Сейчас люди в первую очередь на цены смотрят. Дёшево — берут. Дорого — мимо проходят. Ради интереса цены сравните в магазинах и у нас. И носят они ту же обувь до конца, пока разваливаться не начнёт и только потом за новой приходят. Конца и края этому нет.
А чувствуется конкуренция с большими фирменными магазинами?
Только что молодёжи почти нет… А так… У них цены какие? Там покупают только те, кто могут себе это позволить. Они на рынки и так не ходили.
«Пока у народа денег не будет, всё это останется».
Как вы считаете, долго ещё жить такому рынку?
Это не у меня надо спрашивать. Никто же не против, чтобы люди одевались в дорогих магазинах, ездили за продуктами в супермаркеты, но где им денег на это взять? Поэтому пока денег у народа не будет — всё это останется. Вон как в секонде торгуют — у них почти что очереди стоят… Разве это нормально, что люди ищут, где дешевле?

И всё-таки отнять такой фирменный колорит девяностых у рынка нельзя. Мы давно привыкли к услужливым консультантам в тёплых и красивых магазинах, избалованы брендами и сезонными распродажами, а здесь такого нет… Где ещё продавец будет курить за прилавком, почитывая газету, торговаться за зонт и щедро подстилать новую картонку? Пожалуй, нигде. Такие рынки — это гордые оплоты перестройки и лихих девяностых посреди современного бизнеса.

Сейчас узбеков много едет — они цены сбивают, — жалуется следующий продавец. — Заставят всё дешёвым товаром, народ к ним и идёт.

В продуктовой части рынка царит атмосфера... Не знаю. Честно скажу, что когда туда попал мой почти семилетний сын, он произнёс: «Какой-то странный магазин». Надо привыкнуть к тому, что из-за каждого прилавка предлагают «телятинку», «вырезку» и «парное мяско». И весы. Смоленский рынок в его рыбно-мясной части заполнен весами времён СССР. Глядя на них, без труда можно поймать почти вьетнамский флэшбек детства.

Это нам рынок такие весы выдаёт, — пояснила одна из продавщиц. — Какие дают — на таких и работаем. Здесь ничего не меняется.
Сейчас супермаректов и гипермаркетов на каждом углу, но я вижу, что и у вас покупателей хватает. За качеством идут?
Не знаю, думаю, что идут те, кто привык, пенсионеры те же, которые на всём экономят. Я тоже по этим вашим гипермаркетам не езжу — даже не знаю, где их искать. И люди в основном здесь такие же: им эти все магазины не нужны, — подвела черту женщина.

Сразу за зданием уютно расположился «социальный» рынок… Это местные продавцы его так назвали, не знаю, насколько это официальное название. Здесь торгуют ягодами, банными вениками, кустами, цветами, мёдом, саженцами и «свойскими» фруктами-овощами.

А почему здесь сидите? Рынок же по идее колхозный — надо внутри торговать.

Мой вопрос вызвал смех сразу у нескольких продавцов.

Там нам места нет, — отрезал мужчина с выкладкой свеклы. — Там только ИП могут торговать тем, что везут из всяких Турций. А мы здесь на птичьих правах сидим.
Гоняют?
Уже не очень, видимо, все смирились, лет уж восемь как, — ответила бойкая дама, торгующая ягодами. — К нам и люди идут, а эти пусть там сидят.
Но ведь неудобно так сидеть — практически на асфальте…
А мы привыкли, да и деньги нелишние. Где и как ещё заработать? Вы ж посмотрите, чем только здесь не торгуют. Ладно картошкой и яблоками — продают вон и книжки старые, и ложки советские, и чего только нет. Думаете, что это от хорошей жизни?

Признаюсь, что я пошла снимать рынок, потому что думала, что он изменился вместе с окружающим миром, а получилось, что он застрял где-то на стыке экономических эпох. И из коротких разговоров с продавцами я сделала вывод, что это не случайность, а скорее закономерность, и что для ещё очень многих людей те самые «трудные» времена не закончились. Где-то далеко Илон Маск вещает о жизни на Марсе и строит космические челноки, а здесь каждое утро «челноки» от рынка раскладывают свой товар. И неловко понимать и принимать тот факт, что эти миры вряд ли когда-нибудь пересекутся.

Поэтому вопрос в конце поста: рынок — это рудимент перестройки или жизненно важный орган капитализма?

Уже на выходе я заболталась с продавцом советских реликвий — глубоко пожилым мужчиной с весёлыми глазами. Я купила у него несколько значков из времён развитого социализма и спросила, где он их столько взял.

Всё моё, девочка, — ответил он. — Раньше собирал, покупал… Часы вот, значки, инструмент… А сейчас потихоньку продаю.
«Дай бог тебе никогда не стать здесь постояльцем».
Если не секрет, то давно на рынке «стоите»?
Точно не скажу, но как только копейка нужна — сразу сюда иду. Ты не думай, это моё всё, неворованное.
Я и не думаю, — улыбнулась я и нацепила значок на джинсовую куртку.

Мужчина наблюдал за моими действиями с какой-то улыбкой сожаления:

Ничего у нас не осталось... — вдруг сказал он. — Дай бог тебе никогда не стать здесь постояльцем.

Текст и фото: Anna Bing

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

39 комментариев
Aleksei81
4 сентября 2017 в 08:24
Немного исправлю автора: не рынок застрял на стыке экономических эпох, а те самые торговцы/продавцы/челноки не хотят из этой эпохи уходить! Ведь многие из них (да большинство!) являются ИП, но ИП (предприниматели), как класс, как работники, должны что "предпринимать"... Простите, купить товар "там", привести сюда и продать втридорога - это не предпринимательство, а спекуляция! Ведь не секрет, как и на том же рынке накручивали цены, объясняя, что все это, де, настоящая фирма, а потому дешевле быть не может... И все же вступился бы за отдельных рыночников, предлагающих, например, детские товары: от игрушек до одежды! Приобретать легче и проще у них! Как с точки зрения цены, так и возврата товара... Или вот простой пример: знаете, детские автомобили величиной с ладонь, у которых дверцы и капот/багажник открывается? Цена им 8 руб, без красочной упаковки, мейд ин "Чайна", но качество изготовления!!! Не бьется, не крошиться, краска не отстает... Сделана добротно! Аналоговые, российские, в магазинах в упаковках по 10 и выше, но их только на полку, для украшения... А многие игрушки, тот же конструктор "Лего" в любом ассортименте и количестве деталей на рынке достать проще и дешевле, чем выкупить в "Фантастике" даже во время их скидочных акций! Те же детские вещички и обувь вполне себе в хорошем исполнении можно выбрать на рынке, отдав за них не самые большие деньги, в отличии от модных бутиков. Качество нашего "Свитанка", думаю, в "рекламе" не нуждается, и многие рыночные вещи берешь не рассуждая! Тем более, что детские "размеры" - очень быстро меняются, и покупать вещь даже не на сезон действительно жалко...
Татьяна Ромашка
4 сентября 2017 в 08:59 ответ Aleksei81
Aleksei81, не соглашусь. Я на рынках редко бываю, но Лего (действительно Лего, а не китайские аналоги) там не видела. Пару раз хотела выбрать жилетку дочке. Да, дешевле, но качество, расцветка... Нет уж спасибо) И пусть она проносит вещь 1 год, но это будет добротная вещь, а не барахло. А обувь? Разве можно ПУ туфли или ботинки ребенку носить? Там же нога преет. В Марко за такую же цену кожаные можно купить.
Aleksei81
4 сентября 2017 в 09:29 ответ Татьяна Ромашка
Татьяна, "Лего" брал сыну в "Европе"! Как не крути, что это ТЦ, а по сути, тот же рынок! Ну а как брали обувь-маломерки на сезон (сыну 1.5 года), то на всякие "Неманские" просто жаба душит... Ну сколько в той обуви ему в день ходить придется?А для детей по старше, конечно, обувь нужна практичная, не спорю, и лучше фирменная! Ко второму комменту - в том же алике вещи на порядок дешевле, а ведь вполне могут оказаться и на рынке по ценам с "оборотом" в 2-3 раза выше... Не удивлюсь, если особо ушлые рыночники так и поступали (смех)...
Татьяна Ромашка
4 сентября 2017 в 10:04 ответ Aleksei81
Aleksei81, да, поэтому и не так уж плохо живут торгаши с рынков. А то почитав статью, думаешь какие они бедные несчастные, с копейки на копейку перебиваются. А на самом деле знаю много примеров, когда имея палатки на рынке, могут позволить себе и квартиру и поездки на море. Молодежь потому и не приходит, платить в 2 раза за то, что можно купить на том же али? Или за "российскую" одежду?
Татьяна Ромашка
4 сентября 2017 в 09:01
Цены на рынке не такие уже и маленькие. Фрукты, овощи дороже магазинных, одежда (если она более менее качественная) тоже дорого стоит. Видела там платья за 100 и более руб. Это за что такие цены? За Китай или, как любят сейчас писать, Россия? Ну уж нет, дешевле купить в Европе, заплатить за пересылку и носить брендовые вещи.
Sterh
4 сентября 2017 в 09:59
Зарплаты застряли в 90-х, и рынок их поддерживает. Это , ведь , рынок, мадам блогер . 400 р . в месяц , это рынок! И он , как ни крути ,реальный рынок нашей БССР.
Вита Витебская
4 сентября 2017 в 10:22
На рынки не хожу уже лет 5 точно. Никогда там не было хорошего качества и соответствия качество - цена. Ранее приходилось бывать только из-за безвыходности. А сейчас каков смысл там что-либо покупать? Если есть доставки, куча магазинов, да тех же секондов с одеждой более лучшего качества, чем на этих рынках. Как по мне, так давно уже пора прикрыть это дело. Ради кого все это держится? Ради пенсионеров, как писалось в статье? Да даже те же игрушки, как писал Aleksei81 выше...Мне приятнее прийти в тот же Буслик или Фантастик с крышей над головой, без давки, толкучки, луж под ногами и т.д., пусть переплатить 2 рубля, но я получу удовольствие от покупки, как и мой ребенок. Чем трепать себе нервы, тягать ребенка за руку, скакав по тому же Смоленскому рынку. А продукты питания вообще на рынке покупать нет желания. Если только нужен какой-то эксклюзив, который труднее достать в магазине.
Aleksei81
4 сентября 2017 в 11:21 ответ Вита Витебская
Витебская, тут ведь вот какая вещь: прикрыть рынки, Вы говорите... А представьте, как народ зашумит, де, опять зажимают и т.д. То сертификаты требовали, то теперь вообще прикрывают! Хотя по сути, повторюсь, торговля в данном случае больше напоминает спекуляцию: там купил, тут перепродал с накруткой в свою пользу...Выше Татьяна отметила тех "успешных" предпринимателей, которые таким не хитрым способом кормились с палаток! К тому же, прикрыв рынки, на которых торгуют ИП, надо бы предполагать, что с этими объектами далее делать? В пользу государства под соцпроекты не передашь - смысл? Отдельному собственнику не отдашь - дорого, да и скорее всего придет к тому же: отдаст роллеты в аренду... И что они будут прозябать в центре города? (Европа, Континент)...И кстати, на том же Смоленском игрушки продают в крытом здании рынка, но, конечно, в роллетах тесно, не развернуться: благо я знаю, какие модели авто нам нужны, и что из конструктора у детей в приоритете... (улыбочка), и могу позволить себе крутнуться на Смоленку сам! Ну а пихаться с детем по рынку или даже по торговому центру идея вообще не самая выдающаяся...
Дмитрий Тт
4 сентября 2017 в 18:26 ответ Вита Витебская
Витебская, почему вы решаете, что закрывать, вы что бог....а переплата не 2 р. а в 2-3 раза, пример шапка в буслике 22 р., идентичная на рынке 10 р.
Татьяна Ромашка
4 сентября 2017 в 18:58 ответ Дмитрий Тт
id5623, точно не идентичная)) как ни крути, а даже в буслике есть более менее хорошии вещи, не то, что на рынках)
Вита Витебская
4 сентября 2017 в 23:19 ответ Дмитрий Тт
id5623, а у нас в городе один магазин существует только? Под названием Буслик?
Вита Витебская
4 сентября 2017 в 23:20 ответ Татьяна Ромашка
Татьяна, шапку из того же Буслика или Универмага можно носить ребенку годами, проверено...У рыночной или отлетит что-нибудь или еще что-то случится. Как и со многими вещами. Да и повторюсь. Мне приятнее выбирать шапку даже ребенку под крышей над головой с удобными условиями.
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 01:02 ответ Татьяна Ромашка
Татьяна, ИДЕНТИЧНАЯ, они закупаются, как и многие другие, в москве, вешается бирка, что сделаны ип в минске, в евроопте, универмаге тоже самое...
Вика Вика
4 сентября 2017 в 11:10
Не рынок застрял на стыке экономических эпох, это в стране так дела обстоят, что люди готовы брать вещи низкого качества, непонятного происхождения, лишь бы подешевле было.
Светлана Котова
4 сентября 2017 в 14:10
Ой, люблю темы про рынок))) Приведу пример. Майка 3,19. Штаны спортивные тонки 9,на флисе толстые чуть меньше, чем 13. Балетки 9. Кроссовки 22. Где на рынке такие цены? Все купила в новом ТЦ с неподъемной, как выражаются торгаши с рынка, арендой. Но эти вещи я смогу без проблем поменять, вернуть, если они некачественные. Мерить я их буду в светлых примерочных, а не в мороз на картонке. Дисконтные карты в конце концов. Места надо знать. Прошли те времена, когда рынок и евроопт были "дешевле всего"
Aleksei81
4 сентября 2017 в 14:22 ответ Светлана Котова
Светлана, да, с одной стороны, мерить одежку на картонке в дождь и в снег - дикость, о которой никак не забыть... Но с другой стороны, та же территория "Смоленки" поделена на уличную и павильонную часть (крытый вещевой рынок). Автор статьи отчего обошел вниманием эту часть рынка, разделенного на павильоны и роллеты, на которые на рынке есть и очереди, и за которые взимается арендная плата... Однако стоять на картонке там не придется! Аналогично и на тех том же рынке "Эвиком", хотя их называют ТЦ... ну а скидки на товар (одежку, обувь) могут быть и у продавцов-рыночников, правда связаны они с одним условием: держать цену им не с руки, важно продать товар, и порой цены отпускают по хлеще тех дисконтов, которыми дурят голову покупателям...Конечно, примерочные у рыночников не подходят по шаблону к примерочным торгового центра в привычном его понимании, но Вы слишком уж сгущаете краски...
Светлана Котова
4 сентября 2017 в 14:59 ответ Aleksei81
Aleksei81, да. не совсем на картонке. но за шторкой, когда рядом кто-то тоже смотрит вещи
я на такое была готова пойти в студенческие голодные годы. тогда рынок, действительно, был дешевле.но явно не сейчас
Дмитрий Тт
4 сентября 2017 в 18:24 ответ Светлана Котова
Вы купили тот же дерибас, а то ещё и хуже только в тц,
Светлана Котова
4 сентября 2017 в 21:26 ответ Дмитрий Тт
id5623, отличные вещи. Твое и Мегатоп всего-то. Сами вы дерибас. Рыночник небось?))
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 01:03 ответ Светлана Котова
Светлана, мегатоп и твоё - китайский ширпотреб
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 01:08 ответ Светлана Котова
Светлана, лучше купить секонд, хоть носиться будет. да и пол города не будет носить, я в твоём купил штаны по распродаже, так не успел одеть, как пол города в таких ходило
Светлана Котова
5 сентября 2017 в 01:38 ответ Дмитрий Тт
id5623, вот мы и выяснили. мало того, что рыночник, так еще и секондом занимаетесь?)) Носите это сами. Я брезгую
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 01:59 ответ Светлана Котова
Светлана, покупаю секонд как и все и не брезгую...
Вита Витебская
5 сентября 2017 в 10:58 ответ Дмитрий Тт
id5623, вот единственное в чем с Вами соглашусь...
Светлана Котова
5 сентября 2017 в 15:29 ответ Дмитрий Тт
id5623, как и все,это как кто? моя семья не покупала секонд ни разу))) Оууу, я нитакаякагфсе))))))
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 17:49 ответ Светлана Котова
Светлана, а зря там можно найти вещи известных брендов, а не ширпотреб
Светлана Котова
5 сентября 2017 в 19:45 ответ Дмитрий Тт
id5623, когда мне надо вещи известных брендов - я еду в Россию. Никак не в секонд.
И мы уже поняли все про вас.Хватит меня уже убеждать, что мой выбор говно, а тут только один нонейм молодец. Очень плохо получается))
Дмитрий Тт
6 сентября 2017 в 00:47 ответ Светлана Котова
Светлана, вы определитесь, что вы носите ширпотреб за 3 копейки или известные бренды из россии...
ilm
4 сентября 2017 в 14:33
Приятно, что автор статьи знает логистический центр outlet и бизнесмена Илона Маска. Но автор видимо, давно не заходил в другие госучреждения: почты, поликлиники т.д.. Они все застряли в 90ых, если не еще раньше. Смоленский рынок по сравнению с ними еще не плохо смотрится
Aleksei81
4 сентября 2017 в 14:36 ответ ilm
ilm, маленькую ремарочку все же позволю: официальное название "Смоленски" знаете как? "ЧУП "Смоленский КОЛХОЗНЫЙ рынок"... И это указывает на многое!
Иван Ковалёв
4 сентября 2017 в 14:58
На рынке вечно ничего нет на меня из обуви. Слышу одну отговорку - большие размеры возить невыгодно, продать сложно. Как будто это мои проблемы. В даже если и есть какая обувь - цена просто заоблачная, а товар никакой. Ну и толку туда ходить? Никто шевелиться не хочет, пррдают только ходовое и самого плохого качества
Светлана Котова
4 сентября 2017 в 15:03
Жалуются, что молодежь не ходит. Я ходила на рынок еще лет 7-8 назад. А теперь спасибо, не надо. Одни и те же покупатели у них, это те, которые еще верят в слухи про то, что в ТЦ "все дорага" . Ну и те, кто ходят по старинке, потому что привыкли. Моя мама до сих пор ездит на Смоленку за мясом, хотя сама уже понимает, что вероятность купить в Короне тухоль меньше, чем там, пусть и чуть дороже
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 01:06
Подобные рынки есть во всех городах европы, стоят такиеже полосатые палатки и на рынках продают мясо, кстати, самогон и это в центре европы, и ничего, никто не кричит, что надо закрывать, что застряли в 90-х (у них то их и небыло)....
Татьяна Ромашка
5 сентября 2017 в 09:30 ответ Дмитрий Тт
id5623, вот про европейские рынки не надо сказки рассказывать. На них чаще продаются прошлогодние коллекци и фирменные шмотки, привезенные из других стран, или ворованные вещи и обувь. Но это качественная, фирменная вещь. Там нет такого барахла, как на наших рынках.
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 12:26 ответ Татьяна Ромашка
Татьяна, какие прошлогодние коллекции....китайский ширпотреб, без сертификатов и накладных, стоит стойка и маркером на бумажке написано 5 или там 10 евро и всё...а прошлогодние коллекции продаются оптом как сток
Татьяна Ромашка
5 сентября 2017 в 12:48 ответ Дмитрий Тт
id5623, я не знаю на каких вы рынках были, но такое я видела только на рынках для арабов)) а на нормальных рынках продаются хорошие новые вещи по бросовым ценам.
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 01:10
и про 300%, если на рынке кофта стоит с 300% как тут пишут 5 р., а в евроопте, который вагонами закупает 7 р. так сколько евроопт накручивает - 500%?
Дмитрий Тт
5 сентября 2017 в 01:17
в мегатоп заходил один раз, ещё в минске, - смоленский рынок отдыхает, недавно в полоцке открылся ларёк, где продают отремонтированные возвраты за копейки, завоз каждую неделю...
ilm
5 сентября 2017 в 11:56
В Питере и в Москве подобные рынки в каждом районе. Есть вещи, которые кроме как на таких рынках нигде не купишь. В Греции, кстати, тоже есть что-то подобное и там такой же китайских ширпотреб.