Если мне память не изменяет, то этот фильм ждали и горячо обсуждали ещё с лета.
Вчера он пришёл и в Витебск, поэтому мы отправились в кинотеатр «Мир» на премьеру, чтобы одними из первых увидеть главную «киносенсацию» российского кинематографа этого года.
Афиши твердят, что «Матильда» — самый ожидаемый фильм года. И, судя по вложенной в него рекламе и буквально орущему хайпу, — так оно и есть.
Абсолютно точно они не увидят там Данилу Козловского. Те барышни, которые побегут в кинотеатры ради его лица, прогадают. Нет, он замечен в фильме, но назвать его роль ролью хотя бы второго плана язык не повернётся. Видимо, своим появлением на афишах и флаерах он обязан исключительно маркетинговому ходу создателей. Сюжетная линия его героя настолько невнятна и непонятна, что самой большой загадкой после просмотра остаётся вопрос: зачем он там? Ответа нет. Ну не вырезать же его теперь?
Теперь пройдёмся по основной сюжетной линии ленты: наследник престола Николай, в будущем Николай Второй, теряет голову от любви к балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской, которая имела неосторожность во время исполнения сольной партии оголить грудь. Случайно, конечно, лишь из-за злых козней коллег по театральному цеху. И вот Великий Князь влюблён и всё.
Любовь взаимна и прекрасна, пока молодому наследнику деликатно не напоминают, что его отец и по совместительству император Александр III не бессмертен и вообще Ники (так все зовут главного героя) давно просватан за немецкую принцессу Аликс (будущая императрица Александра Фёдоровна).
Спойлеров в фильме быть не может — любой, кто хотя бы мимо уроков истории в школе проходил, в курсе, что Николай таки женился именно на Аликс и счастливо с ней прожил 24 года, заимев пятерых детей. Авторы «Матильды» не стали рушить этот факт, поэтому хэппи энда у царя с балериной не вышло. В остальном же историческая достоверность изложенных фактов вызывает множество вопросов.
Основной хайповой темой вокруг фильма стало то, что царя Николая II Алексей Учитель (режиссёр фильма) представил в невыгодном церкви и всем верующим свете — что ж… Ничего такого крамольного и способного оскорбить чувства верующих я лично в фильме не увидела. Николай, как ни крути, был мужчиной, на момент основных событий фильма, мужчиной холостым, а что случилось в Зимнем Дворце — навсегда останется в Зимнем Дворце (© Джейсон Стетхем).
Любовь на экране получилась какая-то молниеносная. Царь особо с балериной не церемонился, собственно и она недотрогу из себя не строила. Кадров с главными героями, когда хочется рыдать навзрыд, не нашлось ни одного. Он кружил её при каждой встрече, потом страстный секс и всё. Не могу даже вспомнить двух диалогов Николая и Матильды, которые были бы способны шевельнуть хоть что-то в моём чёрством сердце.
Примечательно то, что любители практически всех жанров кино (от эротики до фантастики) найдут себе там эпизоды по вкусу. Тему обнажённой женской груди создатели раскрыли сполна, тему с бодрыми экшенами и героическими Князьями тоже, кроме этого в фильме нашелся эдакий доктор Франкенштейн, который то спиритические сеансы проводил, то опыты над людьми ставил. Хотя и эту тему никто не раскрыл.
Фильм вообще какой-то… недоснятый, если рассматривать именно сюжетные линии. То ли создатели сильно торопились, то ли бюджета в 25 млн долларов им не хватило.
Отдельно хочется поговорить об исполнителе роли Николая II — Ларсе Айдингере. Думаю, здесь стоит сказать спасибо тем, кто занимался кастингом — актёр может и не точная копия императора, но выглядит достойно, а в профиль являет собой точную копию Олега Янковского. Игру его я обсуждать не берусь, потому что, как я поняла, игра актёров в этом фильме вообще не главное. Хотя Ларс старался быть убедительным, но по всей видимости, языковой барьер и дубляж его игры — многое испортили.
Равно как и актриса Михалина Ольшанска, сыгравшая Матильду. Ну вот нечего сказать о ней. Миловидная барышня с польскими корнями. Сама же героиня — Матильда — настолько предсказуема и ожидаема, что я даже расстроилась.
Среди актёров были замечены Евгений Миронов и Сергей Гармаш. Первый, при всём моём к нему уважении, на экране появлялся нечасто и, видимо, объёма роли ему не хватило, чтобы показать всё, на что он способен. Гармаш же исполнил роль Александра III —также роль на несколько минут, сыграл хорошо, но на царя похож мало, даже несмотря на бутафорскую бороду и эполеты.
Однако есть в фильме то, что не просто порадовало, а даже изумило. Это игра и собственно сама по себе Ингеборга Дапкунайте. Едва ли не единственная из всего актёрского состава, кто не просто сыграл, а прожил свою роль на экране. Напомню, что она играет мать Николая — императрицу Марию Фёдоровну — играет великолепно. Она единственная, кому не только веришь, но и дико сопереживаешь. И именно её сцены с сыном вызывают самые искренние эмоции. А её откровенный монолог смог выжать из меня почти слёзы, но я вовремя собралась.
Атмосфера фильма, его интерьеры и экстерьеры — всё красиво. Ну, согласитесь, трудно снять «некрасиво» в стенах Зимнего Дворца, на полянке у Екатерининского в Петергофе, а так же в Кремле и Мариинке. Там люди даже на айфоны снимают красиво.
Фильм напоминает вольный пересказ школьником какого-то грандиозного романа.
Помимо темы любви, непонятного Козловского и ошеломительной в образе Дапкунайте, создатели фильма замахнулись на массовые сцены Ходынского поля. Это когда во время инаугурации Николая погибло больше 2 000 человек. Тема там ясна и, возможно, хорошо, что вспомнили для исторического развития молодёжи, но тоже как-то скомканно. Вот люди живые — вот они уже мёртвые лежат. Видно было, что создатели очень хотели в крутой массовый экшн, но где-то что-то пошло не так, и поэтому они не смогли. Финальная сцена с салютами над трупами на Ходынке также красиво снята, но не пробирает.
В общем и целом фильм напоминает вольный пересказ школьником, не лишённого воображения, какого-то грандиозного романа.
Посмотреть его можно и даже нужно, чтобы хотя бы иметь возможность вставить свои пять копеек в интеллектуальные беседы о кино и о том, куда скатился Учитель, но не более. Достоверности ноль, и даже вымышленные темы до конца режиссёр воплотить не смог. Большинство членов императорской семьи, включая Александру Фёдоровну, выставлены мягко говоря не очень умными. Или это такой режиссёрский посыл? Неясно.
Все привыкли, что Алексей Учитель снимает практически авторское кино «не для всех» — вспомним «Дурака», «Космос как предчувствие», «Дневник его жены» и тд. Но «Матильда» — откровенная попса с налётом псевдоправды и с открытым желанием заработать. Чистейший коммерческий проект, который призван собирать деньги с проката исключительно на скандальной рекламе.
Хотя мне кажется, фильм найдёт своего зрителя из числа тех, кто любит «пролюбоф» или у тех, кто начнёт искать несуществующие метафоры в образах ваз.
6 из 10. Шестёрка только за Дапкунайте и красоту интерьерных съёмок.
P.S.: Алексей Учитель освоил приём замедленной съёмки. Сбилась со счёта, сколько раз в ленте были повторы в «слоумо». Видимо, это для того, чтобы зритель имел бесценную возможность впитать в себя драматизм истории.
В Витебске билеты на «Матильду» по цене от 3.5 до 6 рублей. Включите в свои планы на выходные.
Текст: Anna Bing
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.