Юрист, который стал менеджером в «МакДональдсе», и другие люди, которым не пригодился диплом

10 августа 2018 в 06:03
Поделиться
Класснуть
Отправить

Наибольший конкурс в нашей стране в этом году был на ІТ-специальности, наименьший — на педагогов. Пятничный пост — маленький маркер, краткое свидетельство того, на кого мы учились и кем стали.

Однажды я сидела в туристическом агентстве, планировала отпуск. Менеджер рассказывал про Италию, куда я рвалась, про её уникальные солёные озёра, необыкновенно чистые водоёмы. Потом мы переключились на озёра Венгрии, и я, вдохновлённая многочисленными познаниями собеседника, спросила: «С каким образованием работают в турагентстве?»

Мне кажется, нужно знать всё на свете и немножко больше, чтобы так уверенно консультировать клиента по любому региону, городу, стране. Выяснилось, что у моего собеседника образование юриста, а у его коллег — экономическое и математическое образования.

Конечно, врачей без «корочки» я не встречала, юристов и инженеров тоже. Зато в моём окружении есть зоотехник, который трудится резчиком металла; психолог, зарабатывающий на жизнь выдачей денег в займ; юрист, нашедший себя менеджером в «МакДональдсе»; журналист, шьющий одежду на заказ; эколог, продающий мебель. Самое интересное, что работа не по специальности — для них это не стечение обстоятельств, не случайность, а результат поиска себя. Когда менеджер «МакДональдса» рассказывал, что у него есть диплом юриста и что наконец-то он счастлив на своей нынешней работе, я не верила. Зачем учиться пять-шесть лет профессии, которая тебе не мила?

На семь вакансий из восьми я могу устроиться без образования

Я сходила на собеседования в несколько мест, куда требуются работники. Вакансии были выбраны рандомно и все не связаны с моим дипломом:

  1. Менеджер по продажам.
  2. Системный администратор.
  3. Повар.
  4. Портная.
  5. Шлифовщица.
  6. Кладовщик.
  7. Специалист по туризму.
  8. Дизайнер интерьера.

Про наличие образования у меня спросили лишь для вакансии повара и то, подозреваю, только потому, что получили отрицательный ответ про опыт работы. Во всех остальных случаях работодателей интересовали предыдущие места работы и опыт, наличие успешных проектов, а также мои планы на жизнь в целом.

В результате восьми собеседований на четырёх работах мне было предложено стопроцентное трудоустройство с обучением в процессе, ещё на три вакансии меня могут взять, если я лучше всех пройду обучение с другими соискателями. И поваром меня не возьмут, потому что «Ни опыта, ни образования у вас нет. Но мы подумаем и перезвоним».

Таким образом зачем платить больше? Я имею ввиду, что если бы я знала, что буду счастлива менеджером в «МакДональдсе», то вряд ли бы тратила годы на обучение юридическому праву.

Вот что говорят по этому поводу жители города:

Светлана, 49 лет, работает водителем такси:

Я не хотела оставаться в школе, поэтому за компанию с подругой ушла в ПТУ. Когда документы подавали, даже не знали, на какую специальность идём, уже на месте нам стали перечислять, и мы наобум выбрали — «прядильщица». Я тогда и понятия не имела, что это, лишь бы не в школе. Отучилась и на отработку — два года. А после, уже более осознанно, пошла в то же ПТУ на специальность «официант». Потом тоже была отработка, а дальше ушла в торговлю. Только потому, что это более прибыльно было. Сейчас я — водитель такси, ситуация так сложилась, что только эта работа мне подходит на данном этапе. Но по душе мне всё-таки была работа официанта.

Алёна, 25 лет, переучилась на оператора на заправке:

Диплом у меня экономиста – менеджера. По специальности я работала на частном предприятии примерно полтора года. Ушла из-за мизерной зарплаты. К полученному диплому отношусь спокойно. Я не планировала, что это будет делом всей моей жизни — многие работают не по специальности. Работы экономиста с хорошей зарплатой на тот момент не нашлось, а кушать хочется всегда. Переучилась, и теперь я — оператор заправочных станций. Работа, конечно, не лёгкая, но зато и зарплата хорошая. Очень довольна и терять такую работу не хочу.

Дмитрий, 31 год, стал водителем:

Я после школы не поступил в ВУЗ, получил специальность «слесарь, сварщик». Просто чтобы год не пропадал — там 10 месяцев учиться надо было. Потом поступил на юриста, но стало неинтересно учиться, и я забрал документы. Ни слесарем, ни сварщиком работать не хочу — это грязная работа. Тружусь водителем. Работу свою люблю и не жалею, что так сложилось. Если бы сейчас передо мной стоял выбор профессии, несмотря на образование, опять выбрал бы работу водителя. Жалко только, в нашей стране она не так ценится и не так высоко оплачивается как в Европе.
«Семью надо было кормить, тут не до построения карьеры».

Алексей, 30 лет, фотографироваться отказался, работает менеджером по продажам:

Я женился в 20 лет. Тогда я ещё учился на юриста и был в восторге от выбранной профессии. Но семью надо было кормить, тут не до построения карьеры. Пока учился — начал подрабатывать. Конечно, юристом с неоконченным образованием не поработаешь, поэтому эта была работа вроде грузчика, водителя. В результате университет закончил кое-как, но меня это уже мало беспокоило, в приоритете было — заработать деньги.

Сейчас работаю менеджером по продажам. Не работа моей мечты, но деньги хорошие. Рад бы юристом пойти, но уже время много прошло после университета, сейчас везде с опытом люди нужны. Да и опять начинать с маленькой зарплаты не могу, уже дети есть, которых надо обеспечивать — не поймут.

Наверное, важнее найти гармонию с окружающим миром, разобраться, к чему тянет. Ведь неспроста говорил Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Образование можно получить в любой момент, когда будешь точно знать, какое тебе нужно. Но не любое, для галочки, чтобы диплом с ненужной специальностью пылился в ящике.

Подготовила Анастасия Вербицкая

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

48 комментариев
Лунная Симфиония
10 августа 2018 в 07:12
Мне тоже диплом не пригодился, так - красивая книжка: работаю не по специальности).
Александр Иванов
10 августа 2018 в 10:44 ответ Лунная Симфиония
Лунная, Работаю там куда родственники пристроили?)
Лунная Симфиония
10 августа 2018 в 13:14 ответ Александр Иванов
Александр, нет. У меня нет родственников в Витебске: всего сама добивалась)
Aleksei81
10 августа 2018 в 08:16
"вряд ли бы тратила годы на обучение юридическому праву...." "юридическому праву" - это как???
id40101
10 августа 2018 в 08:40 ответ Aleksei81
Aleksei81, а вот так, Алексей, понаберут абытуриентоввва со 100 баллами с трех экзаменов, а потом мы хотим юристов толковых и т.д., вы ведь не подались в грузчики с юридическим дипломом? И семью кормите.
Как будто зоотехник, режущий металл, не знал ГДЕ работают зоотехники и сколько там платят, а подался бы сразу в ПТУ, смотришь толковый строитель из него получился бы.
Этоя Счасливая
10 августа 2018 в 08:49 ответ Aleksei81
Aleksei81, поэтому по диплому и не работает) Такой юрист
Aleksei81
10 августа 2018 в 08:51 ответ id40101
id40101, жизнь всякая бывает... Ходорковский в колонии освоил швейное дело, например, а что делать? Да и у меня, поверьте, корона с головы не упадет, если придется склады разгружать, лишь бы здоровье не подвело...
Аноним #0e8
10 августа 2018 в 09:27 ответ id40101
id40101, Ой, училась я у нас в Машерова полгода. Так там за прогулы отработки платные. Говорю, зачем? Меня день не было, плохо мне. Ответ: потому что берут людей с низкими баллами, а если не будет отработок, то вообще специалистов не будет. Я долго смеялась. Очень долго.
К слову, про юристов. Была тут проблемка. 3 разных сказали разное, читая инфо с экрана монитора. И это в конторах официальных, т.е. не какие-то левые товарищи. Вот так вот....
id40101
10 августа 2018 в 09:30 ответ Aleksei81
Aleksei81, абсолютно согласна, я тоже корону сниму в случае чего и пойду полы мыть. Я про другое, молодежь идет просто тупо туда куда хватает баллов, вчера в песочнице слушала сольное выступление на тему: да я - ветврач, а меня кроме колхоза никуда гады брать не хотят, да я, да я.....как оказалось девуле только на ветврача хватило баллов для поступления и то платно, отучилась......
id40101
10 августа 2018 в 09:35 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, вот вот и про юристов: надо было мне вступать в наследство плсле смерти родителей несколько лет назад, споров не было, было только желание получить на руки пакет документов своей новой собственности В ПРАВИЛЬНО оформленном виде......после всего .у меня было желание нотариальную контору просто взять и взорвать, хотя казалось бы вопрос проще простого, а пришлось садиться и во всем разбираться самой (а люди ведь за консультации деньги берут и не малые)....
Aleksei81
10 августа 2018 в 10:14 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, ну тут про юристов как? Они не плохие, а чрезмерно умные... Сам не люблю таких... Суть в чем? Как правило все ответы на вопрос для юриста лежат на поверхности, но есть такие, кто не может поверить, что все так просто, и начинает копать и копать дальше... Что в итоге? Достигнув дна, начинает копать еще дальше... А потом приходит второй такой же, который в силу принципиальности не может согласиться, что его коллега докопался лучше его, и копает уже под другим углом и совсем не туда, куда его просили даже... Знаете, как говорят, лучшее - враг хорошего! Самое то говорят!!!
Александр Иванов
10 августа 2018 в 10:37 ответ id40101
id40101, Потому что план абитуриентов никто не отменял). А потом мы усиленно боремся за качество нашего высшего образования. Смех да и только
Этоя Счасливая
10 августа 2018 в 13:01 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, а как по Вашему должно быть? Вы думаете, что у них компьютер в голове, который моментально срабатывает и на сто тысяч разных ситуаций быстро выдает готовый ответ?) Нет, это совсем не так
id40101
10 августа 2018 в 14:07 ответ Александр Иванов
Александр, только что смех, а вообще страшно, ничем кроме повальной отупизации это не обернется.
Аноним #0e8
10 августа 2018 в 08:38
У меня вообще диплом никто и никогда не спрашивал. Есть образование? Есть. Работать умеете - работайте. Нигде вообще его ни разу не показывала. Лежит себе, может, потом где и пригодится)
Aleksei81
10 августа 2018 в 10:43 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, значит, простите, в таких конторках работали... Не удивлюсь, если бы вместо своего паспорт показали чужой, прошло бы...
Аноним #0e8
10 августа 2018 в 11:14 ответ Aleksei81
Aleksei81, Нет уж, извольте, конторы все приличные более чем, некоторые небезызвестные, называть не буду. И оскорблять меня не надо, не будучи в курсе. Я к тому, что везде прежде всего интересовал опыт, что умею делаю и т.п. А диплом просто как документ уже при трудоустройстве, его роль в процессе - мизерная. У меня подружка трудится в Минске в крупной агентстве рекламном, получает ооочень хорошие деньги. Так вот, уважаемый. У неё образование до прошлого года было среднее музыкальное. И никто за 5 лет работы ей ничего не сказал и никакой диплом не требовал. Это Вам так, на заметку. Меньше будете оскорблениями кидаться в людей, которых готовы брать на работу потому, что они умеют работать и знают свое дело.
Aleksei81
10 августа 2018 в 11:28 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, а где оскорбления? У меня очень большие вопросы к отделу кадров этих предприятий, названия которых не указаны (и правильно, наверное), потому что вообще-то при трудоустройстве документы об образовании или об обучении, подтверждающий право на выполнение данной работы, входит в число обязательных документов, на ровне с медицинской справкой, паспортом, трудовой (если не впервые), страховым свидетельством (если тоже не впервые) и рядом еще некоторых документов, если они предусмотрены в связи с особенностями выполняемой работы...
Аноним #0e8
10 августа 2018 в 11:41 ответ Aleksei81
Aleksei81, Хмммм. Ну а если я по образованию химик, допустим, а хочу журналистом работать? Пишу так, что не оторваться? Да с руками оторвет кто хочешь, это выгодно работодателю, прежде всего. Человек делает интересный контент, это будут читать = привлечение аудитории = больше денег от рекламы.
P.S. А где я писала, что не предоставляла диплом в отдел кадров? Я писала только то, что нигде строго не требовали образование по профилю. И никто не кричал, что покажи диплом, а то не возьму. Ну у меня и работа такая, что оно строго не требуются, в принципе ( сфера масс-медиа). А ключевыми факторами при приеме на работу всегда были опыт работы и навыки.
Aleksei81
10 августа 2018 в 11:58 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, девушка, Вы уже записались совсем... То пишите: "У меня вообще диплом никто и никогда не спрашивал." то уже..."Я писала только то, что нигде строго не требовали образование по профилю..." И это вот: "Пишу так, что не оторваться?" Вопросительный знак, к чему? Наверное, хотели восклицательный, но как-то описались... Надеюсь, в Ваших печатных материалах таких описок по минимуму... Но есть редакторы если что, ничего исправят...
Аноним #0e8
10 августа 2018 в 12:09 ответ Aleksei81
Aleksei81, 1. На этапе собеседования не спрашивали. Интересовались опытом, навыками и т.п. И когда говорили "да", никто его не требовал. Т.е. диплом везде проходил просто как диплом, а не как гарантия, что я что-то умею. Формально, что ли. Потому, что так положено.
  1. Я же написала "допустим". )))
Аноним #a68
10 августа 2018 в 12:58 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, среднюю школу точно можно прогулять)))
Aleksei81
10 августа 2018 в 08:48
Этот выбор специальности от излишней торопливости, а торопливость обусловлена школьным образовательным процессом! Фактически в 17-18 лет юноша/девушка вынужден делать выбор специальности, с которой свяжет жизнь... Но посетите школу, выпускные классы, добрая часть еще не представляет, чем заниматься в жизни, но их уже со всех сторон науськивают, мол, думай, дерзай, надо, надо!!! По окончании ВУЗа - ты готовый специалист, теперь тебе и решения дают принимать... А психологически в 22-23 года ты готов к такому? И наниматель еще подначивает, мол, ты же учился, вот и действуй! А практические навыки после ВУЗа порой "нулевые", опыт только со временем приходит и при должной помощи со стороны более опытных коллег, но те порой вместо помощи лишь злословят да душу травят байками, что меня никто не учил, я сам(а) до всего дошел (-а).... Вот и разуверяется молодежь в своих дипломах и выбранных дорогах в жизни...
Аноним #0e8
10 августа 2018 в 09:31 ответ Aleksei81
Aleksei81, В моем окружении несколько очень успешных людей, кто решил учиться заочно или вообще бросил ВУЗ, чтобы делать карьеру. У них все хорошо)
Александр Иванов
10 августа 2018 в 10:39 ответ Аноним #0e8
Аноним #0e8, Это скорее исключение из правил)
id40101
10 августа 2018 в 08:49
Что то мне подсказывает, что лет через 5 инженера, которых теперь набирает техноложка и которым для поступленич всего нужно 45 баллов с трех предметов, явно промышленость "подымать " не будут, а будут металл резать, мебель собирать и т.п., ахая:"да такая у нас государство, вах вах, да я мозг сушил вах вах 5 лет, получая вышку и дальше по этой теме.... и тянуть преподаватели таких будут, ставя несчастные 4, дабы факультет не закрыли.....
Валентина Валентина
10 августа 2018 в 09:06
Про оплату водителя улыбнуло, муж соседки -водитель автобуса, соседка - врач. Запрлата у него выше в разы, чем у нее. Спрашивается, зачем мозги ...
Александр Иванов
10 августа 2018 в 10:40 ответ Валентина Валентина
Злой, Врачи тоже разные бывают, да и водительский график может быть разный
Аноним #9fb
10 августа 2018 в 11:51 ответ Валентина Валентина
Злой, то есть водитель - значит, безмозглый?
Валентина Валентина
10 августа 2018 в 20:54 ответ Аноним #9fb
Аноним #9fb, нет, подготовка водителя дешевле и быстрее, чем подготовка врача. Не додумывайте
Валентина Валентина
10 августа 2018 в 20:56 ответ Александр Иванов
Александр, и? Есть понятие высококвалифицированного труда, в той же Европе з/п водителя и врача нельзя даже близко подвести
Александр Иванов
14 августа 2018 в 20:40 ответ Валентина Валентина
Злой, Врачи бываю разные как и водители. Низкоуровневый медперсонал получают меньше водителей загруженным графиком.
id52891
8 сентября 2019 в 09:06 ответ Валентина Валентина
Валентина, поправлю.. есть понятие высококвалифицированный работник... и да, на таких очередь, они сами определяют, где и в какой компании работают.. А отличие водителя и врача.. это как сравнивать теплое с мягким.. и в той и другой профессии свои риски, нюансы и +/-.
Превозносить Европу и хаить РБ я бы стал - не стоит думать, что в Европе , прям все, поголовно специалисты.. Своих руко*опов среди работников и рабочих там достаточно..
а дипломы... сам учился и очно и заочно.. "Вышка" в РБ никакая, если нет желания самому учиться.. из группы 27 человек ,как правило, 5-7 что-то из себя представляют... остальные - якорь... Винить преподавателей я бы не стал - вы спите, "балдеете" на парах, реализуете дЭбильные пранки и приколы на "парах" - ну и я глотку рвать не буду.. Это не школа...
А корочка - это просто модный аксессуар, некий фэшн-атрибут, якобы пропуск в элиту человечества.

мне диплом пригодился, работаю по специальности, и продолжаю постоянно повышать профессиональный уровень знаний.

а вообще - не важно , на кого ты учишься - главное, что ты умеешь..

AnJam
10 августа 2018 в 09:57

У меня хорошее образование, но я не знаю даже где мой диплом. По ходу бесследно потерян в переездах.

И да, ни разу не пригодился.

Артём Лабода
10 августа 2018 в 11:01
Работаю по специальности. Учитель английского и немецкого языков, инженер-программист.
Aleksei81
10 августа 2018 в 11:30 ответ Артём Лабода
Артём, молодец! Анекдот в тему: А где это наш новый сотрудник? "Он исполняет свою мечту и уволился..." "Хм? Так какова же была его мечта?" "Уволиться..."
Аноним #9fb
10 августа 2018 в 11:49 ответ Артём Лабода
Артём, программирование изучали параллельно или после педагогического ВУЗа? Меня также интересует эта специализация, но имею за плечами гуманитарное образование.
Артём Лабода
10 августа 2018 в 11:59 ответ Аноним #9fb

Аноним #9fb, взял ИПКиПК на 4 курсе филфака. В универ приезжал к 9, уезжал в 21 :) И так 2 года. А в конце — сразу госы по первой вышке и второй.

Должен предупредить и где-то огорчить. Не надейтесь чему-то научиться, получая вторую вышку или заочку, — это нереально. Вы уже должны быть вовлечены в процесс программирования, если идёте получать корочку программиста (вы её и так получите, но как специалист всё равно будете аутсайдером, если были 0 до поступления). А если вы уже вовлечены и умеете программировать, выполняете сложные проекты и можете показать уровень — так зачем идти учиться — сразу идите и устраивайтесь на работу, не теряйте время.

Аноним #9fb
10 августа 2018 в 13:01 ответ Артём Лабода
Артём, возможно самостоятельно это освоить???
Артём Лабода
10 августа 2018 в 14:06 ответ Аноним #9fb
Аноним #9fb, да, конечно, если есть рвение.
Pelmeshka
10 августа 2018 в 17:57 ответ Артём Лабода
Артём, подписываюсь под каждым Вашим словом. Супруг точно так же получал параллельно "корочку" инженера-программиста в Машерова. Отлично помню эти занятия до ночи после основных пар, на которых клевал носом т.к. еще и работал в ночь.И точно так же шел он туда полностью подготовленным, только ради этих самых "корочек" )
Мадам Кукуева
22 мая 2024 в 10:37 ответ Артём Лабода
Артём, это актуально не только про программирование.
Аноним #d93
10 августа 2018 в 11:49
Есть те, кто идёт в вуз чисто потусоваться, балду попинать, добрые родители ещё 4-5 лет содержать будут. Чё, никогда таких не встречали?
Есть те, кому на мозги капают "идивинститутидивинститутидивинститут" всё равно какой - лет 10 назад корочку о в\о требовали у всех вплоть до секретарш потому что модно иметь 100% сотрудников с дипломами.
А есть ещё кадровики которые говорят "мне нужна корочка всё равно какой заборостроительной академии чтоб знать - ты способен годами выполнять самые идиотские распоряжения, страдать фигнёй без перспектив роста и не возбухать при этом", почти дословно.
Aleksei81
10 августа 2018 в 12:16 ответ Аноним #d93
Аноним #d93, согласен, сейчас наличием в/о (и не одним) никого не удивить... А отчего так вышло? Маленькая БССР ковала кадры для большого СССР, а когда территория ограничилась сугубо 6-ю областями, на которых остались ВУЗы, они и занялись, фактически, самообеспечением! Выгодней приглашать иностранцев (пополняя казну бюджета), чем готовить нашего спеца, чтобы он ехал за границу и нес свет в массы (образно говоря). Кому сейчас надо готовить учителя русского языка, допустим, у нас в Машерова, чтобы потом он ехал и преподавал русский в Ереване... Только в Витебской области - 6 ВУЗов (4 в самом Витебске + Новополоцкий ПГУ и опять же Витебское МИТСО, хотя его не особо высоко котируют...Но факт! Сколько спецов с в/о может выпустить только одна наша область? И все они, как правило, оседают здесь же...
Этоя Счасливая
10 августа 2018 в 13:09
Автор абсолютно прав, что к выбору профессии надо подходить осознано, но, как говорится, пока не попробуешь не поймешь. Ведь кода ты учишься, все может казаться весьма легко и интересно, а когда на работу приходишь, там начинается совсем друге и дело не только в самой профессии. Я тоже бы поменяла может профессию, не потому что мне моя не нравится (я кстати, более 10 лет работаю по диплому, он мне пригодился))), а просто потому, что хочется нового, другого. Так что это нормально. Но вот, когда действительно идут в институт просто ради высшего образования, зарания зная, что не будут работать по специальности, этого я никогда не понимала, но чего в этом случае жалеть, сознанный же выбор.
Аноним #9fb
10 августа 2018 в 13:21 ответ Этоя Счасливая
Этоя, а кто Вы по профессии, можно узнать?
Этоя Счасливая
10 августа 2018 в 16:39 ответ Аноним #9fb
Аноним #9fb, юрист
Aleksei81
10 августа 2018 в 22:59 ответ Этоя Счасливая
Этоя, хи-хи, "систерз"!!!