Ботанический сад, который вы не увидите: что c ним не так?

25 июля 2018 в 06:20
Поделиться
Класснуть
Отправить

Из сегодняшнего репортажа вы узнаете, можно ли погулять в Ботаническом саду и удастся ли жителям города увидеть экзотические растения, которые там растут.

Когда я пришла на место, то сразу встретила Светлану, женщину на пенсии, которая неторопливо прогуливалась по Ботаническому саду:

Любите здесь гулять?
Люблю, но Ботанический сад уже не тот, конечно, что был раньше.
А какой он был раньше?
Я выросла в доме напротив, а здесь гуляла очень часто. Тут через день студенты ходили большими группами, занятия у них здесь проходили — очень оживлённо было. Да и растений больше было: всё насыщенное было, яркое. Сейчас, конечно, тоже красиво, но уже не так. Новых растений нет, а если и есть, то за ограждением, куда никому нельзя. Почему нельзя — я не знаю, мечтаю там побывать, думаю, там должно быть невероятно красиво, не просто же так туда не пускают. Я часто мимо ограждения хожу в надежде рассмотреть хоть что-то. Сейчас я живу в другом конце города и сюда приезжаю скорее из-за тёплых воспоминаний детства.

По дороге к директору ботанического сада Юрию Ивановичу Высоцкому я заметила, что, несмотря на будний день и рабочее время, в парке гуляют дети, молодёжь на скамейке что-то оживлённо обсуждает, молодая пара готовит на газоне фотозону, девушка рисует, на клумбе трудятся работники сада.

О встрече я договорилась заранее. Начала задавать подготовленные вопросы — и меня перебили анекдотом. Анекдот не слишком смешной, но принесла я его из Ботанического сада, и, наверное, там считают, что он кстати, раз поделились со мной:

«На предприятие приехал новый начальник, который должен сократить штат. Отправились с директором по кабинетам. Заходит в один кабинет и видит, что там сидят сплошные гламурные тётеньки. Тётеньки читают «Космополитен», чистят коготки, сплетничают. Работой, короче, и не пахнет. Начальник удивляется:
— Кто это у вас?!
— Это у нас ЖОРы.
— ???
— Жёны Ответственных Работников.
Заходят в другой кабинет. В нём наблюдается аналогичная картина, только тётки ещё более гламурные, да помоложе и посимпатичней.
— А это кто?!
— Так это ж ЛОРы.
— ???
— Любовницы Отвестственных Работников.
Следующий кабинет:
— Ещё ДОРы — Дочки Ответственных Работников. Их тоже нельзя сокращать.
Наконец заходят в кабинет, полный «серых мышек», снующих и носящихся туда-сюда так, что аж пар из ушей валит. Кабинет старый, страшный, все разваливается:
— Ого! — говорит мужик. — А это кто такие?!
— Случайно Уцелевшие Квалифицированные Инженеры».

В Витебске — вторая по величине коллекция живых растений в Беларуси

Юрий Иванович рассказал, что Ботанический сад является учебным подразделением ВГУ им.П.М.Машерова, и его цель — обеспечивать хорошую экспериментально-учебную базу для подготовки квалифицированных специалистов биологического профиля, которых готовит университет. Здесь проходят практические занятия. Можно на наглядном примере рассмотреть специфику определённых растений.

В Ботаническом саду более 2 500 видов и форм растений.

Например, есть коллекция растений, которые растут в Северной Америке. Если бы не Ботанический сад, то из-за географического положения студент мог бы никогда не увидеть их вживую. Есть и растения, занесённые в Красную книгу:

За полчаса можно показать полсотни видов охраняемых растений, которых в природе студенты могут не увидеть никогда. Ботанический сад проводит экскурсии и для школьников. Коллекция живых растений — вторая по величине в Беларуси, она насчитывает более 2 500 видов и форм растений. Крупнее коллекция только в центральном ботаническом саду Национальной Академии наук в Минске. Наша задача — отобрать среди огромного природного богатства те растения, которые смогут жить в нашем регионе и отправятся в массовое использование в народном хозяйстве.

По пятницам Ботанический сад продаёт некоторые растения, которые сотрудники научились выращивать и которые есть в достаточном количестве:

Продаётся немного растений, но это же не потому, что люди не хотят покупать, а потому, что у людей стало мало денег.

Не ваше дело ©

На мой вопрос о том, кто занимается финансированием Ботанического сада, мне ответили, что это не моё дело. На самом деле на многие мои вопросы мне ответили так. Например, кому принадлежит полуразрушенное здание, в двух шагах от оранжереи — не моё дело.

А раз не моё как журналиста, значит и не ваше. Значит, вопросы, волнующие горожан, о том, чем живёт и живёт ли Ботанический сад, остаются открытыми. Это не наше дело.

Ботанический сад (напоминаю, второй в республике по многообразию растений), находящийся в открытом доступе для жителей нашего города — это не наше дело. Мы можем ходить туда на прогулки, можем сидеть на видавших виды скамейках, можем самостоятельно протаптывать себе тропинку, чтобы погулять там, можем хоть все ноги сломать себе об валяющиеся под ногами шишки (мы не в лесу). Но никто не ответит, почему так — это не наше дело.

Пока здание у оранжереи не рухнуло на глазах у жителей города, почему бы его не отреставрировать? Разобраться, наконец, кому оно принадлежит. Открыть там, скажем, сувенирную лавку? Там же можно продавать растения. Кажется, за границей я и вовсе не встречала ботанических садиков без сувенирных лавок…

«Вы снимаете не то, и давайте быстрее»

Пока директор сада суетливо водил меня между растениями, которые на территории за ограждением, я всё никак не могла отвязаться от чувства, будто меня обманывают. Почему так быстро ведут между клумбами и нигде нельзя остановиться? А где я задерживаюсь осмотреться, говорят: не снимайте — это некрасиво, это уже отцвело — не фотографируйте; там нечего смотреть; нечего туда ходить; вы снимаете не то и давайте быстрее — нет времени. Минут за семь, почти бегом пробежали сад.

Я, например, точно знаю, что не все растения цветут круглый год. И знаю, что если я вам покажу фотографию, где одно растение цветёт, а другое — нет, то и вы не удивитесь. Потому что это нормально, вот если бы было иначе, то было бы как раз странно.

Некоторые фотографии я сделала за несколько дней до встречи, через ограждение, когда никто меня не останавливал, не торопил снимать. И так приятно было делать тогда снимки. Мне, как человеку, ничего не смыслящему в растениях, всё казалось таким красивым, ярким, дышащим жизнью. Дорожки в «запретной» зоне такие широкие, что можно даже бок о бок друг с дружкой идти свободно, и протаптывать не нужно, как на другой стороне, где всем можно ходить. Как мне жалко, что Светлану не пускают за ограждение и вас не пускают. А знаете почему не пускают? Тут мне ответили:

Это экспериментальный участок, на котором бывают только студенты во время обучения. Да и вообще не слишком приятно, когда согнувшись, прополкой занимаешься, а вокруг ходят, глазеют, ростки вытягивают. Здесь просто грядки — ничего интересного.

А мы ведь в Ботанический сад ходим смотреть не на то, кто как пропалывает и в какой позе, а на растения. Нет, серьёзно, у нас же у всех бабушки на дачах, мы если именно на это посмотреть захотим, то нам есть где. Светлане, например, ростки сажать некуда — дачи нет. А если она клятвенно пообещает, что рвать ничего не будет — пустят?

А часто ли приходят студенты на экспериментальный участок? Этот вопрос тоже остался без ответа. Часто, наверно, ходят, раз все силы там сосредоточены. Меня, например, в школе не водили в Ботанический сад. Мою знакомую, четыре года назад закончившую биологический факультет ВГУ, тоже не водили…

700 видов растений, которые мы не увидим

В Ботаническом саду есть оранжерея с тропическими растениями. Около 700 видов, которые встречаются в районе экватора и субтропиков. Это шикарное место — тоже для обучения студентов, туда нам нельзя. Сейчас оранжерея закрыта на период полевых работ и откроется только поздно осенью. Но что-то мне подсказывает, что это неточно…

Кстати, если оранжерея всё-таки откроется, то экскурсия по ней будет стоить 15 рублей с группы в 10 человек.

Трудятся не покладая рук — для кого?

В саду трудится немного людей — инженер садово-паркового строительства, ведущий лаборант, который курирует научную коллекцию растений, два техника по озеленению, которые ведут непосредственный уход за растениями, и садовник. Я часто гуляю по саду и вижу, что они трудятся как пчёлки, без передышки.

Юрий Иванович произвёл впечатление человека, разбирающегося в растениях лучше любого другого, и любящего свою профессию от всей души. Такие замечательные люди трудятся, а на благо кого? Горожан, протаптывающих себе тропинку вокруг клумб и мечтательно заглядывающих за ограждение?

×××

Вернёмся к анекдоту. Пока я сидела в домике работников Ботанического сада и изучала всё вокруг — была уверена, что это последний кабинет с «серыми мышками». А пока гуляла на разрешённой территории — думала, что один из первых…

И не потому, что никто не работает (как раз наоборот — все трудились, не покладая рук), а потому что непонятно, на благо кого — плоды трудов мы не увидим. Сложно верить в то, что не видишь. Скорее уж пенсионерка Светлана в Северной Америке рассмотрит редкие растения, чем в родном городе.

Текст и фото: Анастасия Вербицкая

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

46 комментариев
id40101
25 июля 2018 в 07:52
Да уж ((((
Лина Корнишева
25 июля 2018 в 08:35

Слушайте, но это же маразм какой-то! Мы были в Аптекарском саду под Нарочью, где выращивают лекарственные растения для производства. ТАм можно ходить где угодно, по всем дорожкам, заходить в оранжереи, фоткаться на фоне всего, что увидишь. Можно купить сувениры, саженцы и семена. Работники разрешают всё понюхать, оторвать по листочку-корешочку, рассказывают обо всём на свете.

А здесь? Один раз меня пустили на «закрытую территорию» — когда мы проходили школьную практику, и нас послали в Ботанический сад полоть грядки. После этого сколько ни возвращались, ответ один — нельзя!

Кому нужен тогда этот сад? Только работникам, если даже студенты туда приходят редко?

Aleksei81
25 июля 2018 в 09:04 ответ Лина Корнишева
Лина, да ладно... Чудо, что чудо-сад вообще уцелел во времена властвования одного чудо-губернатора... Мог бы зеленые ландшафты тоже в бетон закатать!!!
Андрей Мо
25 июля 2018 в 10:46 ответ Лина Корнишева
Лина, вы забыли добавить, что вход в Аптекарский сад-ПЛАТНЫЙ.
Лина Корнишева
25 июля 2018 в 10:48 ответ Андрей Мо
Андрей, да, платный, но за такую экскурсию заплатить не жалко. Почему бы в нашем саду не сделать экскурсии и не брать за это плату? И саду финансирование, и людям интересно.
id40101
25 июля 2018 в 14:12 ответ Лина Корнишева
Лина, согласна, почему бы не заплатить, если интересно?
Аноним #768
25 июля 2018 в 08:47
Понравился анекдот. Это отражает всю суть нашей системы.
Валентина Валентина
25 июля 2018 в 08:58
И режим работы у них неясный. Расписания нигде нет. Иногда и в 22 часа открыто, а бывает и 20 нет, а уже замок висит...
Валентина Валентина
25 июля 2018 в 09:00
Экспериментальные посадки... Ага-ага, кто-то просто грядочки себе сделал и огородил, чтобы не спрашивали, почему чья-то (чья- не наше дело) свекла и морковка в общем Ботаническом саду растет...
Аманда Бо
25 июля 2018 в 09:24
Мне кажется, все дело в личности самого директора. Есть такие люди, которые плодами своего труда ни с кем делится не хотят - растащят, потопчут, просто глазеют. И мое детство прошло рядом с Ботаническим садом (только минским), и сейчас там постоянно устраивают какие-то мероприятия, то выставки орхидей с распродажей, то фестиваль сирени, Купалье, гулять можно везде, это огромный сад в центре города. А от витебского очень странное впечатление - всегда закрыт, полуразвалившиеся строения. А ведь можно устраивать такие интересные мероприятия и зарабатывать на этом. Кто-то просто не хочет, может и правда капусту-морковку там для себя растят. Иначе что так нервно реагировать на журналиста?
Aleksei81
25 июля 2018 в 09:39 ответ Аманда Бо
TUNA, ну точно, нам бы не помешала площадка для гольфа, например...Кто это организует и за чей счет, не наше дело...
Аманда Бо
25 июля 2018 в 09:43 ответ Aleksei81
Aleksei81, зря иронизируете, мини-гольф прекрасная затея и вложения минимальные и люди ходили бы с детьми.
Aleksei81
25 июля 2018 в 09:51 ответ Аманда Бо
TUNA, а я не иронизирую! Ну ведь в самом-то деле, почему бы и нет?! Вот Вы уже даже "за"!
Аманда Бо
25 июля 2018 в 10:41 ответ Aleksei81
Aleksei81, я много за что "за" :) боюсь только, что местные гольфисты предпочтут по выходным свои огороды :) Но различные мероприятия сад мог бы проводить и зарабатывать деньги.
Лина Корнишева
25 июля 2018 в 09:34
Вообще ответ «Не ваше дело» вызывает ещё больше вопросов))
Дмитрий Тт
25 июля 2018 в 10:06
студенты проходят практику максимум 2 недели за всё обучение
Полина Игнатьева
25 июля 2018 в 10:18
Живем рядом с садом. Студентов там видим очень-очень редко. Попытки детей узнать, что же дальше, помимо лавочек и разрешенного мини-лесочка, увенчиваются одним ответом: "вам туда нельзя". В оранжерее раньше сама лично покупала всякие цветы, там еще были какие-то домашние животные в клетках, собачки, а теперь все нельзя и сплошное уныние. Хорошо, хоть часть со скамейками не закрывают, хоть тут можно погулять.
Таня Ульгина
25 июля 2018 в 10:21
Спасибо!Интересная статья!Мне показалось,что директор живет там своей жизнью и не хочет никого туда впускать(как на своей даче:).Если сад не финансируется,сделайте вход платный,продавайте растения,водите в теплицы платно,фотосесии платно...Анекдот действительно странный...Часто там бываю,место действительно не понятно для чего предназначено...
Aleksei81
25 июля 2018 в 10:54 ответ Таня Ульгина
Таня, идея с фотостудией на лоне тропических джунглей и посещение оранжерей платными группами, конечно, не плохая, но сколько она соберет? Дети - наверняка бесплатно, взрослым - "а что я там не видел?"Зоопарк - и тот посещают не часто, а тут - кусты да деревья... К тому же, ответственность за материальную базу и подотчетность финансово-надзорным органам (налоговую, госконтроль и прочие) Кому захочется с этим иметь дело, если лучший ответ на все вопросы, исходя из сути статьи, "не ваше дело?"
Аноним #680
25 июля 2018 в 10:46
Кроме как посидеть на лавочке под елкой, там больше ни чего нельзя. Бред
Константин Шаров
25 июля 2018 в 11:00
хорошая статья... и хорошо бы услышать продолжение... или какое-никакое журналистское расследование...
Аноним #f90
25 июля 2018 в 11:03
У нашего народа простой менталитет. Все что платно это не для нас. Так что не прижевется идея с платным проходом. На данный момент то что есть это не плохо,но и это можно улучшить.
Яна Добрякова
25 июля 2018 в 11:07

Добавлю, что в Минске недавно в Ботаническом саду организовали какой-то летний фестиваль (не помню название). Уверена, что как и в любом деле, без форс-мажора не обошлось, возможно, организаторы и руководители тоже о каких-то моментах пожалели после события, но думаю, что сам факт уже — определённый показатель.

Мы так давно заглядываем в рот соседям, что забили на своё и то, что ещё у нас самих осталось. И это — основная причина этого бесконечного «всё плохо» ©

Аманда Бо
25 июля 2018 в 15:48 ответ Яна Добрякова
Яна, да полно всего там проходит - эко-фестиваль "Пастернак", праздники роз, пионов, сирени, экзотических растений, Каляды зимой. Платишь только за входной билет. Обычно самый форс-мажор - погода.
Аноним #f80
25 июля 2018 в 11:13
Фотосессия у нас свадебная была там, платно!
Мама Стифлера
25 июля 2018 в 13:02
В той части, которая закрыта, выращивают растения разных сортов и разнообразные культуры, и я думаю, делается это не ради просмотров, а ради эксперимента. В закрытой части действительно нет ничего особо интересного. Просто грядки и кустарники. Когда-то студенткой на каникулах подрабатывала там садовником. Кстати, абсолютно непонятно, почему у автора там не заладилось с директором.... Юрий Иванович - вполне неплохой человек. Сколько помню, никогда не слышала от него грубости и хамства, хотя тоже любила задавать вопросы. А вообще, гораздо приятнее читать статьи без навязанной личной неприязни.
Лина Корнишева
25 июля 2018 в 14:15 ответ Мама Стифлера
Марленикен, может он не хотел, чтобы какие-то моменты в работе сада знал широкий круг лиц?) Например, про то же самое финансирование) А подскажите, почему сейчас в ботаническом саду так сложно купить растение? Неужели так мало саженцев?
Яна Добрякова
25 июля 2018 в 14:29 ответ Мама Стифлера
Марленикен, а где здесь «навязанная личная неприязнь»?
Мама Стифлера
25 июля 2018 в 14:46 ответ Яна Добрякова

Яна, личная неприязнь к директору сада читается в каждой строчке. Я ее уловила еще, когда автор говорила про анекдот - почувствовалась нотка троллинга. Потом по тексту стало понятно, к чему это, а поначалу удивилась.

По теме. Текст выглядит следующим образом - меня обидели, а пойду-ка я теперь напишу статью так, чтобы и комментаторы закидали какашками моего обидчика)))

По факту, читателю нет дела до личных проблем автора, и бестактно и невежливо автору навязывать ему свои траблы и разборки.

Задача журналиста - донести свой материал максимально правдиво, но и непредвзято, чтобы читатель без вслух высказанной неприязни сам возмутился несправедливостью. Хороший журналист чувствует такие моменты интуитивно и хорошо владеет искусством письменной речи, чтобы суметь без подобной мсти заставить читателя сопереживать себе .

Мама Стифлера
25 июля 2018 в 14:48 ответ Лина Корнишева
Лина, допускаю, что и не хотел... Я человека знаю только по работе, но вот правда, очень удивилась такой характеристике.
Насчет купить я не знаю, если встречу директора, когда пойду гулять в сад, обязательно спрошу) Мы часто там гуляем)
Лина Корнишева
25 июля 2018 в 14:52 ответ Мама Стифлера

Марленикен, всё может быть, что с коллегами он себя по-другому ведет)

Уточните, пожалуйста) Мы с мамой хотели там купить растения, года 2 назад дело было, но нам сказали, что почему-то летом ничего не продают, ждите осени, и даже осенью лучше звоните и спрашивайте, есть ли хоть что-нибудь на продажу)

Яна Добрякова
25 июля 2018 в 14:53 ответ Мама Стифлера

Марленикен, к слову, журналист долго сомневалась, стоит ли пересказывать анекдот.

Что касается задачи журналиста, то он имеет право высказать своё личное мнение и отметить это как собственную позицию. Я как редактор думаю, что журналист должен рассказывать то, что увидел / услышал / ощутил. А личные проблемы — это что-то другое :)

Ну и наконец, автор отдельно упомянула руководителя как человека, который знает и любит своё дело, и нигде не сказала, что именно он давал такие ответы.

Ваш личный опыт тоже мог бы стать причиной предвзятости / пристрастного отношения. Но я надеюсь, не стал :) Спасибо, что ответили.

Мама Стифлера
25 июля 2018 в 15:06 ответ Яна Добрякова

Яна, нет, мой личный опыт не стал причиной предвзятости: я не защищаю директора ботанического сада, я только лишь удивляюсь, что мы говорим об одном и том же человеке.

Упоминание руководителя как человека, любящего свое дело, выглядело как снисхождение. Этакий дополнительный плевок. Но вы правы, это мое мнение, ведь не я - редактор :) Всего лишь один из читателей)

Ничего личного. Уверена, что автор данного текста прекрасно владеет искусством слова, просто решила не заморачиваться сложностями. Пипл ведь и так хавает)

Мама Стифлера
25 июля 2018 в 15:07 ответ Лина Корнишева
Лина, увижу - обязательно спрошу))
Яна Добрякова
25 июля 2018 в 15:14 ответ Мама Стифлера
Марленикен, а ещё автор не переводит бабушек через дорогу. Ваша позиция понятна. Ok.
Аманда Бо
25 июля 2018 в 15:50 ответ Мама Стифлера
Марленикен, неплохие люди тоже очень себе на уме бывают. Горожане по сути лишены ботанического сада и это ненормально. Дело директора искать решение.
Аманда Бо
25 июля 2018 в 15:51 ответ Мама Стифлера
Марленикен, или уступить место более молодому и инициативному.
Мама Стифлера
25 июля 2018 в 16:13 ответ Аманда Бо
TUNA, если цель - погулять и пофотографироваться, посидеть в тени или привести ребенка, то никто этому не препятствует. Если цель - увидеть что-то новое и интересное, то да, вряд ли. Но автор утверждает, что директор любит свое дело - наверное, должен справиться))
teplyashka
25 июля 2018 в 20:02 ответ Яна Добрякова
Яна, извините, вклинюсь. Я нисколько не критикую автора за стиль изложения и не имею на это никакого права, но у меня также сложилось впечатление после прочтения текста, что именно в сторону директора направлен негатив. Может быть я не так поняла, но есть такие ощущения.
id40101
26 июля 2018 в 07:18 ответ Мама Стифлера
Марленикен, согласна с вами, у меня тоже сложилось такое впечатление.
Мама Стифлера
26 июля 2018 в 08:44 ответ id40101
id40101, ))
Елена Лин
25 июля 2018 в 19:06

Я тоже хотела показать сыну в прошлом году оранжерею в сентябре, но было вывешено объявление "закрыто на период полевых работ". Потом пришли весной - снова закрыто.

Я так понимаю, что туда не пускают, потому что сооружение изветшало и может обрушиться.

Когда там был Олейников - там была оранжерея. И все её видели.

Сохранилась ли коллекция сейчас или она утрачена - не ясно. Оранжерея всегда закрыта. Студентов туда, похоже, не водят. И даже за деньги туда никто сейчас не попадёт.

Исходя из своего опыта садорода-оговодника скажу так: экзотическая оранжерея в нашем климате вряд ли может выжить в помещении с дырками в рамах и стенах.

Так что обсуждать стоимость посещения слишком рано.

Аноним #495
26 июля 2018 в 10:02
Не соглашусь. Судя по фоткам там очень интересно, значительно интересней, чем на открытой территории. Для Вас может и не интересно, а за других не решайте. У меня во дворе такие «просто грядки и кустарники» не растут.
Аноним #495
26 июля 2018 в 10:08 ответ Аноним #495
Аноним #495, Это ответ для Марленикен Фриц.
Мама Стифлера
26 июля 2018 в 15:40 ответ Аноним #495
Аноним #495, так я о себе и говорила - для меня там не было ничего интересного. А вы думали, я о Вас? :)
Аноним #b5d
26 июля 2018 в 15:51
Самое неприятное-это увидеть как содержатся эти 700 тропических растений. Судя по фото-земли там нет вообще нормальной и все растения ютятся кое как , а некоторые больны. Очень печально.