«Об этом нужно без пафоса» — откровенный разговор о праве на жизнь тех, кто ещё не родился

24 ноября 2018 в 06:19
Поделиться
Класснуть
Отправить

Сегодня я расскажу о благотворительной инициативной группе «Линия жизни», которая появилась в Витебске три года назад. Молодые девушки, объединившись, оказывают поддержку беременным женщинам, находящимся на грани аборта.

Сразу хочу рассказать, чем закончилась моя беседа с Анной Малаховской — руководителем и основательницей проекта. Ответив на все вопросы, прощаясь, Анна закончила:

Я, конечно, понимаю, что я не имею права редактировать ваши мысли, которые вы изложите — вы сами знаете свою работу. Но я прошу вас: если будете писать своё мнение, то постарайтесь, может быть, поскромнее. Не пишите ни про какие великие дела, давайте без пафоса. Это обычная история, любой нормальный человек может у себя в семье, скажем, собирать вещи, чтобы помочь коллеге или подруге, у которой сложное материальное положение. Это нужно писать спокойно, чтобы люди тоже относились к этому спокойно — как к должному.

…Ещё никто не просил меня писать спокойно, сухо, без эмоций.

Кто раньше оказывал поддержку беременным девушкам?

В Витебске есть благотворительный фонд «Открытые сердца», когда я начинала, ещё не знала о нём. Они сразу нас «подхватили», обучили.

Когда я выложила объявление в соцсетях — мне пришло около трёхсот писем. Люди писали разное: кто-то что физически не может помогать (маленькие дети, например), но поддерживает морально, и это тоже очень ценно. Кто-то писал, что час в день может уделить и оказать какую-то помощь. Но я ещё не знала, что делать, просто собирала тех, кто хотел помочь.

В чём заключается ваша инициатива?
Мы собираем для мам, которые отказались от аборта в пользу рождения деток в сложной жизненной ситуации — одежду, коляски, манежи, кроватки. Многие готовы отдать вещи в очень хорошем состоянии — не продавать на «Куфаре» или где-то ещё, а поделиться с теми, кто нуждается.
По каким причинам у женщин встаёт вопрос: рожать или нет?
Материальные трудности стоят далеко не на первом месте в причинах аборта. Это я могу сказать, исходя из трёхлетнего опыта работы. Очень часто причиной становится неправильное отношение к «многодетству». Во всём мире многодетные мамы — это героини инстаграма, у них миллионы подписчиков, и многодетность воспринимается как состоятельность матери. А в нашей стране почему-то третий ребёнок — это чуть ли не позор для семьи. Это ужасно, что есть такое мнение.
«У всех есть оправдание, почему так произошло».
Откуда такое отношение?

Я считаю, что оно связано с тем, что многие женщины в Беларуси делали аборт. Аборт был в каждой семье: у бабушки, мамы, тёти… Любой психолог объяснит, что потерю каждый переживает разными способами: сожалеет о случившемся или ожесточается. Есть момент ухода в мысль «незачем плодить нищету».

У всех есть оправдание, почему так произошло. Некоторые относятся с какой-то внутренней завистью и осуждением, будто рожают ради квартир или ради каких-то социальных льгот, благ — акцент делают на этом.

Как сделать так, чтобы ребёнок жил в приличных условиях

Я знакома со многими многодетными мамами и могу сказать, что в таких семьях намного больше счастья, благодарности друг к другу, внимания, заботы. Я сейчас не о тех, в которых есть неблагополучие. А если какие-то блага государство многодетным даёт, я это только приветствую и считаю, что это правильная политика.
«Стареющее население просто некому кормить».
В Беларуси вообще сейчас критическая ситуация. Вы видите, как во всём мире ужесточается пенсионная реформа, повышается пенсионный возраст. Это связано с тем, что нет прироста населения, и стареющее население просто некому кормить. Поэтому поддержка государства очень кстати.
А как быть с семьями где, например, отец — алкоголик, и женщина хочет сделать аборт?
Конечно, хотелось бы, чтобы ребёнок родился и не испытывал трудностей асоциальной семьи. Но если мы говорим уже о зачатом ребёнке, когда жизнь уже есть, нужно говорить не о том, жить ребёнку или нет, а что нужно сделать для того, чтобы он жил в более-менее подходящих условиях. Неправильно стоит вопрос: жить такому ребёнку или умереть. Вопрос должен стоять: как сделать так, чтобы он жил, и жил в приличных условиях?
Несправедливо, что одному везёт с семьёй, а другому нет…
Жизнь вообще мало справедлива, и мы не рождаемся в равных условиях: кто-то рождается в обеспеченной семье, кто-то в любящей, кто-то в семье, где отец — алкоголик, кто-то в семье где один из родителей умирает. Не надо стремиться к равным условиям жизни, нужно стремиться к равным правам предоставления жизни.
Что движет женщиной, которая решилась на аборт?
Очень часто новость о беременности для женщины в первые дни шокирующая. В таком же шоке пребывают обычно отец ребёнка, мама женщины, семья — то есть окружение. Эта волна паники накрывает всю семью. В такой ситуации, я думаю, хорошо, чтобы консультирование могло проходить и с членами семьи.

Незваный гость

Часто привожу пример. Легко представить такой день, когда ты абсолютно свободен, у тебя выходной. И вдруг — неожиданный звонок в дверь. В этот момент ты можешь быть не причёсан, у тебя может быть беспорядок дома. Но ты знаешь, что это твоя жизнь, ты можешь — ты свободен и тебя никто не обязывает открывать эту дверь. Первая реакция на такого непрошеного гостя — недоумение, нежелание пускать, открывать, желание притвориться, что никого нет дома, ты же никого не ждёшь. Это нормальная человеческая реакция. Но в этот момент ты получаешь сообщение: «Привет. Это я, Маша — твоя подруга. Прилетела с Америки, вижу, что у тебя горит свет, открывай срочно — это я». Сразу меняется отношение к гостю: хочется открыть дверь, и неважно, накрашен ты или нет. Открываешь и говоришь: «Конечно, Машка, привет! Заходи, прости, у меня тут бардак. Но я рада тебя видеть». Счастье, которое человек испытывает при этом — неподдельное. То же самое происходит, когда женщина узнает, что она беременна. У неё нет ещё полного осознания, что она уже мама, в ней стучит сердце ребёнка.
Может, сердце ещё не стучит?
С трёх недель у эмбриона начинает биться сердце. Обычно женщина узнаёт о беременности на 5−6 неделе. Пока она не видит малыша, ей кажется, что это не по-настоящему, как стук в дверь. Но если она немножко подождёт и логически разложит ситуацию, то она услышит, что в дверь её семьи стучит её собственный ребёнок. Пока проходит это время между стуком и осознанием, кто за дверью стоит — можно наделать много ошибок.

Постабортный синдром

Как женщины живут с такими ошибками?

Есть такое явление, как постабортный синдром. Когда до женщины поздно доходит, что за дверью стоял её ребёнок — это самое страшное, когда она понимает, что назад уже ничего не вернешь. Этот синдром может возникнуть даже через десять лет.

Большинство женщин, когда идут на аборт, полностью уверены, что поступают правильно. Но впоследствии понимают, что это была ошибка. Я думаю, у каждого есть такие примеры, как и те, когда женщина не пожалела о содеянном. Те, кто не жалеет, часто испытывают ожесточение к материнству, к родам, к детству.

Наши мамы и бабушки, которые не знали, что в три недели сердце стучит у ребёнка, шли на аборт как на процедуру удаления двух клеток. Не было техники, которая могла показать, как происходит аборт. Фильм «Безмолвный крик», в котором через ультразвук показан процесс аборта и реакция ребёнка, был снят много позже. Это страшный фильм, но его стоит посмотреть, чтобы знать правду.
«Процент тех, кто оставляет детей — небольшой — одна-две из двадцати».
Как реагируют женщины, которые намерены делать аборт, во время консультации и после?
Реагируют позитивно. Несмотря на то, что они вроде как должны спорить с консультантом, они рады, что их слышат и слушают. Агрессивной реакции не было ни разу. Хотя процент тех, кто оставляет детей, сравнительно небольшой — одна-две из двадцати, но каждая женщина была благодарна за консультирование.
В чём заключается ваша работа? Просто выслушать?

Самое главное — умение выслушать и задать правильные вопросы. Это не отговаривание от аборта, это возможность дать человеку принять осознанное решение. Необходимо вместе с женщиной разлепить кусочки проблем, которые для неё, когда она узнала о беременности, слиплись в один большой ком. Сюда входят отношения с отцом ребёнка, как сказать маме, в коллективе на работе и т.д. Задача консультанта — каждую проблему рассмотреть отдельно, чтобы молодая мама поняла, что со всем можно справиться.

Неприятие родственниками часто идёт до момента, пока аборт разрешён в нашей стране. Проходит срок в 12 недель и, когда родственники понимают, что аборта не будет, то у них остаётся только один выход — любить ребёнка, принять маму. Чаще всего к родам это уже самый любимый внучок или внучка. То есть этот период нужно просто переждать.

«Что решит женщина — её право, она всю ответственность берёт на себя».
Консультирование — это способ осветить те участки жизни, которые человек в панике не замечает. И вот когда эти участки освещены — женщина уже принимает решение. Что она решит — её право, она всю ответственность берёт на себя.
К вам обращаются сами беременные или их близкие?

Мы приветствуем, когда обращаются подруги. Мы можем им подсказать, как поддержать близкого человека на грани аборта. Это тоже очень ценно, ведь не каждая женщина к незнакомым людям пойдёт за поддержкой. От подруги тоже многое зависит.

Однажды мужчина мне позвонил вечером, а у меня как раз консультирование в тот день было, грубо поздоровался. Я испугалась, думала, ругаться сейчас будет. А он поблагодарить позвонил, оказалось, жена после консультации передумала делать аборт. Сказал что-то вроде: «Не зря вы там сидите, чему-то вас там научили» — так по-своему похвалил.

Какая статистика: сколько детей удалось сохранить?
Пока такие подсчёты мы не вели. Даже если бы мы за три года спасли только одного ребёнка — значит, всё не зря.
Кто помогает вещами?
Неравнодушные жители города. Мы принимаем вещи в хорошем состоянии, без пятен, без дыр — которые не стыдно принять и отдать в дар. Вещи не только для новорождённых, потому что если в многодетной семье финансовая ситуация сложная, то нужно к зиме одеть старших детей. Женскую одежду тоже берём, потому что часто мама не может позволить себе что-то купить. Детские вещи типа кроваток, автокресел, колясок отдаются на условиях бесплатного проката. Если вещи в хорошем состоянии после использования, то мамы их возвращают. Наш пункт вещевой помощи работает в павильоне 310, на пятом этаже ТЦ «Мега», куда можно привезти вещи и где мамы могут их получить.

Склад на самоокупаемости. Наш волонтёр Карина Ковалёва занимается благотворительной ярмаркой в счёт оплаты аренды, которая стоит, примерно, 150 рублей с коммунальными платежами.

У вас есть какое-то специальное образование?

Я закончила курсы по доабортному консультированию от общественной организации «Матуля», на базе Минского областного института развития образования. Только спустя три года после начала нашей работы мы стали заниматься консультированием. Сейчас, кроме меня, беседы ведёт ещё моя коллега — Любовь Василицына.

Когда женщина в сомнениях приходит на консультирование — может поменяться решение после беседы. Конечно, мы рассказываем, что есть такая группа «Линия жизни», и если женщина всё-таки решит оставить ребёнка, то мы ей окажем психологическую и материальную поддержку.

С нами сотрудничают юристы, психологи — люди, которые на добровольной основе согласны дать какую-то консультацию. Психологическую помощь оказывает Наталья Чернецкая.

Анна рассказала, что у группы есть аккаунты в соцсетях. Проект нуждается в волонтёре, который мог бы вести страничку на facebook. В «Линия жизни» всегда рады помощи психотерапевтов, юристов, психологов.

Если у вас остались вопросы или вы хотите помочь инициативной группе, вот контакты: +375 (29) 714-96-58показать телефон, группа ВК,
страничка в «Инстаграм», которую ведёт волонтёр Анастасия Степанова.

Текст: Анастасия Вербицкая. Фото из группы «Линия жизни» в ВК и из личного архива Анны Малаховской.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

34 комментария
Виктория Кирпиченко
24 ноября 2018 в 11:28
Какое нужное и важное дело! Успехов!!!
Аноним #62d
24 ноября 2018 в 12:52
До тех пор, пока у нас неравные условия для многодетных семей и для обычных-будут косо смотреть на многодетных. Давайте не будем кривить душой-большинство рожают третьего ребенка именно ради жилья и льгот.
Валентина Валентина
24 ноября 2018 в 13:23 ответ Аноним #62d
Аноним #62d, из тех семей, где трое детей( я таких знаю немало), только одна использует эту дотацию от государства, остальные заводили третьего ребенка, уже имея жилье. Мало иметь где жить, ребенка нужно кормить/одевать/учить, а на это требуется очень много денег...
Аноним #62d
24 ноября 2018 в 13:49 ответ Валентина Валентина
Злой, насчет кормить/одевать/обучать думают далеко не многие. Львиная доля живет здесь и сейчас. Пока дают квартиры и льготы-рожаем!!! Именно такие и раздражают. И я лично таких знаю несколько семей.
Взять даже сейчас ситуацию с билевским детским садиком: почему в первую очередь туда берут многодетных???Остальные семьи чем то хуже???
Татьяна Татьяна
24 ноября 2018 в 15:31 ответ Аноним #62d
Аноним #62d, полностью согласна. Многодетные, которые действительно хотели ребенка и имеют возможность их вырастить, единицы, а большинство - ради квартиры, льгот, от отсутствия мозгов и т.п.
И очень обидно, когда строят красивый садик, а берут в него детей только "избранных".
Ирынка Нярэй
24 ноября 2018 в 23:50 ответ Аноним #62d
Аноним #62d, а какая вообще разница, зачем рожают другие?
На многодетных смотрят косо не из-за неравенства. А из-за зависти и привычки желать, чтобы у соседа сдохла корова. Избавляться нужно от этого. Потому что "неравенство" это относительное. Возможно, именно эти "многодети" будут кормить Вас на пенсии своими налогами. За то, что Вы сейчас кормите их своими.
У каждого своя жизненная ситуация, каждый делает свой выбор и несёт за него ответственность. Кому-то квартира досталась в подарок от бабушки, другой ради неё всех родственников засудил, третий детей нарожал. По какому критерию можно сравнить, кто из них праведней, ну?
И ещё один момент. Если государство на данный момент предоставляет льготы многодетным - значит, государству нужно, чтобы рожали (было бы не нужно - ввели бы налог на лишнего ребёнка, как до недавнего времени в Китае). Поэтому льготы и даются. Считаете, что социальная политика кривовата? Так злитесь на того, кто её продуцирует. А не на обобщённого многодетного врага. Это же логично.
id40101
25 ноября 2018 в 15:43 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, потому что вы не развалитесь (простите) и отведете своих двоих в соседний садик, а многодетной маме намного сложнее, чем вам. На счет избранных.....вы не нищая и, судя по вашим отзывам, муж ваш не победнеет, если вы родите третьего.....будете избранной и завидовать не придется.....
id40101
25 ноября 2018 в 16:01 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, хочу добавить про раздавание квартир: не всем их просто так дают, и нашли чему завидовать: СОЦИАЛЬНОМУ ЖИЛЬЮ, которое ни продать, ни разменять, ни сдавать нельзя, как нельзя сделать ремонт с перепланировкой .....Тань, простите , но это не предмет зависти....
Татьяна Татьяна
25 ноября 2018 в 18:25 ответ id40101
id40101, причем тут завидовать?? Всем хочется,чтобы их дети ходили в нормальные современные садики, это нормальное адекватное желание каждого родителя. А не ездить к черту на кулички
id40101
25 ноября 2018 в 18:35 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, по другому как зависть к многодетным семьям впш отзыв не смотриться. Да, кпждому родителю хочется иметь садик под удобным боком: кому то ближе к дому, кому то - к работе, но повторяю : с двумя детками проще, чем с тремя и более и слава богу, что наличие лишнего ребенка в нашем государстве имеет какое то значение при устройстве в сад. И на встречу идут именно прежде всего многодетным мамам
id40101
25 ноября 2018 в 18:40 ответ Валентина Валентина
Злой, поддерживаю, у меня тоже друзья родили третьего малвша, имея трешку до этого.....хотели помторить хотя бы однушку кому то из детей, ага, всплыл еще домик - рухлядь от бабушки в деревне да плюс трешка - ничего им никто не "отвалил", а та сумма, которую дают за рождение третьего и более детей....так ей воспользоваться можно через 18 лет.....
Аноним #d93
27 ноября 2018 в 13:19 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, а с чего вы решили что в садик избранных брать не надо?
Аноним #d93
27 ноября 2018 в 13:22 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, на всех садиков нет. Значит надо выкручиваться исходя из того что есть. А того что есть - мало. потому полюбому будут ныть абиженые что им не дали миллион баксов, мерседес бесплатно и садик в 2 минутах ходьбы с джакузи и бассейном..
Многодетным он нужнее. Больше детей-больше ответственность-больше плюшек. Это как с зарплатой - у директора она больше чем у бригадира потмоу что бргадир отвечает за пару человек а директор - за сотни. И завидовать не хорошо
id40101
24 ноября 2018 в 12:53
Удачи Вам в впшем деле!!!!
Татьяна Татьяна
24 ноября 2018 в 15:36
Лично я не поддерживаю позицию этой кампании. Плодить нищету? Или кто будет растить детей - государство, красный крест или другие НКО? Множество способов предотвратить беременность. Ребенок - это ответственность, необходимость работать и зарабатывать, обеспечивать и растить ребенка, а не просто родить. Если женщина решилась на аборт, значит есть веская причина этому.
Аноним #15a
24 ноября 2018 в 16:17 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, Согласна. + Что значит запретить аборты? Раздражают эти слезливые агитации везде. Против детей ничего не имею. Но каково видеть такие картинки женщине, которая идет на аборт вынужденно ( высокий риск рождения нездорового малыша, например)...И алкоголички, рожающие по 5 детей? Как по мне, тут аборты надо ввести вообще обязательно. Звучит, может, и негуманно. Только куда хуже обречь ребенка на жизнь среди пустых бутылок или в детдоме, имхо.
Виктория Вигель
24 ноября 2018 в 19:02 ответ Аноним #15a
Аноним #15a, таких изначально стерилизовать надо.
Аноним #311
24 ноября 2018 в 16:56
Татьяна, я согласна с Вами в том, что сейчас есть множество способов именно предотвратить беременность, т. е . подумать о своем положении заранее, до ее наступления. Именно в этом и заключается ответственность.
Но если беременность уже наступила, то пара должна осознавать, что оперирует совершенно другими категориями. Вопрос уже не в том" хотят" или " планируют" очередного ребенка, а в том, что сейчас делать с этим конкретным ребенком. Разница между желанными детьми и нежданным - только в позиции их родителей. И вторые ничем не хуже первых, несмотря на то, что их не планировали.
Рассуждая в таком ключе: " лучше сейчас этого ребенка абортировать, чем обречь на несчастную жизнь в неблагополучной семье" - не много ли мы на себя берём, вершители судеб?
Многие ли из ныне живущих в сложных условиях, в том числе материальных, предпочли бы быть абортироваными?
Елена Лин
24 ноября 2018 в 19:05 ответ Аноним #311
Аноним #311, вы назвали вещи своими именами, не смотря на то, что они кого-то покоробят. Жизнь превыше всего.
Татьяна Татьяна
24 ноября 2018 в 19:20 ответ Аноним #311
Аноним #311, правильно, маргеналам тоже надо плодиться. Сколько видела семей по 5 и более детей. Это ужас, дети предоставлены сами себе. И из таких в 90% случаях ничего хорошего не вырастает.
Аноним #311
24 ноября 2018 в 20:19 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, если уж вы вызвались решать, вырастет ли что-то хорошее из , как вы выразились, детей плодящихся маргиналов, то уж будьте последовательны: настаиваете на насильственной кастрации этих самых, вами названных. Да, и степень маргинальном и не забудьте у всех проверить. И, знаете, из так называемых благополучных семей тоже немало проблемных деток выходит
Татьяна Татьяна
24 ноября 2018 в 21:44 ответ Аноним #311
Аноним #311, я решать? Я просто вижу кто из них растет.
Валентина Валентина
24 ноября 2018 в 22:53 ответ Аноним #311
Аноним #311, +1
Ирынка Нярэй
25 ноября 2018 в 01:12 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, вот Вы, наверное, не в пятидетной семье выросли, но грамотный русский язык так и не изучили. Значит ли это, что из Вас выросло что-то хорошее?..
Татьяна Татьяна
25 ноября 2018 в 09:00 ответ Ирынка Нярэй
Ирынка, умнее ничего не нашли ответить, кроме как оскорбить кого-нибудь.
id40101
25 ноября 2018 в 13:10 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, у меня лучшая подруга (дружим с яслей) родилась в многодетной семье (она 5-й ребенок) , всегда стеснялась этого (даже парню, который стал потом ее мужем, призналась в этом почти перед самой свадьбой , причина: чтобы не считал нищебродкой), а в их семье 6 девчонок и каждая имеет высшее образование, причем девчонки поступали сами и , как вы понимаете , на репетиторов у родителей денег не было!!!!! Самая старшая сестра - вообще очень умная : человек работал в Москве переводчиком, свободно владела семью (!!!!) языками, сейчас послелние лет 10 проживает в Лондоне, купила свой дом и забрала туда обоих родителей......вот такие "нищеброды "......(да не спорю, из этих девчонок никто не стал многодетной мамой (в основном у всех по двое деток)
id40101
25 ноября 2018 в 16:09 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, а вы считаете, что не оскорбляете своими высказываниями многодетных мам? Почему вы не допускаете мысль о том, что есть семьи, которые изначально хотят трое деток, а если эко (а это лотырея и там слава богу, что получилось) и тебе подсадили две клетки, а одна поделилась и на выходе тройняшки, что идти рисковать и отсаживать одного, рискуя потерять всех троих? Вы тоже могли второй раз забереневав носить двойню, поэтому ....
id40101
25 ноября 2018 в 16:49 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, еще добааить про свою подругу,- 5-го ребенка многодетной семьи: она закончила школу с серебрянной медалью (причем математический класс), а школу мы заканчили до 2000 -го года - это вам не теперяшние крестики- нолики - они же тесты....
Татьяна Татьяна
25 ноября 2018 в 18:22 ответ id40101
id40101, допускаю конечно, из каждого правила есть исключения. И я тоже знаю такие примеры, но их, к сожалению, очень мало. Но эти же семьи не неблагополучные, мое мнение было высказано в отношении совсем других семей.
id40101
25 ноября 2018 в 18:43 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, а читается все это , как выражение а отношении всех семей и нормальные семьи вы своими выражениями просто напросто обижаете, сейчас я понимаю почему моя подружка стеснялась, что она из многодетной семьи.
id40101
25 ноября 2018 в 18:50 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, кстати, мы с мужем всегда хотели троих деток, к сожалению я смогла родить первого ребенка в 35 лет, и как бы все это было слишком все не просто в плане здоровья и не было бабушек в помощь (увы, не дожили), третью беременность не планируем, но если что вопрос: рожать или нет не стоит, конечно да, дай бог только здоровья вырастить.
id40101
25 ноября 2018 в 19:07 ответ Татьяна Татьяна
Татьяна, в одном поддерживаюВас: я против сторонников запретить аборты совсем, да, согласна женщине, которая решилась на аборт нужно помочь одуматься, возможно ввести обязательную беседу с психологом (но здесь должен быть психолог от бога, а не для галочки, который с душой относится к своей работе). Девочки делают очень нужную работу и огромное им за это спасибо. И честно не думаю, что к ним за словом или за мат помощью в виде вещей придут алкашки, я думаю к ним приходят мамочки, которые действительно хотели бы родить, но бояться и им нужно немножко помочь. А каждый маленький человечек - это счастье.
teplyashka
24 ноября 2018 в 22:13
Читала и слёзы наворачивались... Вы делаете большое дело!!! Удачи вам!!!
Валентина Валентина
24 ноября 2018 в 23:24
Прочитала некоторые комменты и ужаснулась - между строк маленькие черные усики торчат...