Cаesar аugustus: спектакль «Калигула» открыл ХХХІ фестиваль современной хореографии ІFMC

22 ноября 2018 в 12:12
Поделиться
Класснуть
Отправить

Когда идёшь поздним ноябрьским вечером по тёмному неосвещённому мосту к КЗ «Витебск», светлеющему огнями впереди, кажется, что переходишь какой-то маленький, повседневный, но Рубикон. За ним — другой мир, в котором нет повседневной рутины, в котором время спрессовано настолько, что за несколько часов взрослеешь на несколько столетий.

Это стало традицией, потому что уже тридцать первый год каждый ноябрь в Витебске проходит Международный фестиваль современной хореографии — IFMC. Какие фестивали живут столько же?

Как и много раз, привычным жестом кто-то нажал кнопку, и тяжёлый занавес поднялся, открывая пока пустую, но помнящую множество ног и танцев сцену.

XXXI фестиваль вчера, 21 ноября, открыл министр культуры Республики Беларусь Юрий Бондарь. Всего на танцевальный форум приехали участники и гости из 22 стран.

Открыла первый фестивальный день пластическая драма «Калигула» Московского Губернского театра под руководством Народного артиста России Сергея Безрукова. Тут следует сделать одно маленькое отступление.

Артист впервые приехал на фестиваль ещё в прошлом году, когда проходил юбилейный, тридцатый IFMC. Тогда же был презентован фильм «После тебя» о судьбе хореографа и танцора, которому сложно принять то, что он станцевал свой последний танец.

Фото с фестиваля IFMC 2017

Но вернусь в день вчерашний, 21 ноября 2018 года. Особенность спектакля «Калигула» — это полная бессловесность. Абсолютно все герои общались со зрителем исключительно на языке искусства, движений. К слову, в постановке задействованы слабослышащие артисты, и руководитель театра — Сергей Безруков — отмечал, что это ещё один шаг в сторону создания искусства для всех.

Сам римский император окутан тьмой исторической тайны, которую современникам уже вряд ли когда-то удастся раскрыть. Но тех историй, из-за которых его имя стало нарицательным, достаточно для того, чтобы нарисовать образ жестокого, резкого тирана и при этом отнюдь не однозначного героя.

Спектакль был поставлен по мотивам одноимённой пьесы Альбера Камю, тесно переплётен с флешбеками воспоминаний и реальными историческими фактами. По сути, это переосмысленная авторская история, ещё одна попытка понять, до каких высот или до какой низости может дойти человек, если дать ему власть и волю, и что может повлиять на него на этом пути.

Зрелищный и очень насыщенный спектакль не давал зрителю передохнуть. Сложно было оторвать взгляд от залитой красным светом сцены, где римский император воплощал свою власть.

И эта атмосфера держала в напряжении, заставляла не отрываясь смотреть на сцену. В какие-то моменты до боли хотелось отвести глаза, не видеть происходящего — настолько сильно пронизывала игра и захватывала выражаемая экспрессия.

У спектакля есть возрастное ограничение — 18+. И это справедливо: настолько откровенно, беззастенчиво, честно и дерзко всё происходящее. Там не было оценок, моральных норм и правил. Каждый участник был сам по себе и одновременно — лишь частичкой хаотичного мира императора, которая покорно принимала правила игры.

В актёрском составе, который участвовал в постановке в Витебске, есть известные витебским зрителям имена. Калигулу сыграл Станислав Бондаренко, молодой и перспективный московский актёр, а сестру императора Друзиллу — любимица публики Катерина Шпица. В спектакле задействованы и другие актёры театра и кино.

Костюмы, художественное оформление и световое шоу было выдержано в трёх основных цветах — белом, чёрном и красном. В той же последовательности Калигула представлялся зрителю: сначала в белоснежных одеждах, затем в чёрных, и финальный фрагмент актёр исполнил в алом одеянии. И этот цветовой переход продолжал и подчёркивал переворот в личности, мироощущении и жизни императора.

Не буду останавливаться на сюжете, скажу лишь, что он пересказывает наиболее знаковые и жуткие истории о Калигуле. На сцене воплотились первобытные пороки в окружении роскоши, вседозволенности. Аккомпанировал происходящему звон драгоценного металла и хоровые пения на латыни. В сочетании с эффектными декорациями и аутентичной авторской музыкой жёсткий мир Калигулы затягивал, погружая в самые тёмные глубины собственной души.

В общем, открытие получилось эффектным, резким и пронзающим, как промозглый ветер, ворвавшийся сквозь плотную завесу повседневных мыслей к звериным инстинктам внутри каждого зрителя. И это лучшее, что может искусство.

×××

Фестиваль проходит до 25 ноября. Смотрите всю афишу IFMC и приобщайтесь к этому особому миру.

Текст: Илона Иванова. Фото: Anna Bing

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

3 комментария
Aleksei81
22 ноября 2018 в 12:46
М-да... Вот публично Древний Рим ругают за разврат, вольные нравы, распущенность, пороки... А я вот посмотрел фото... и что? Мне все нра...!
Виктория Кирпиченко
22 ноября 2018 в 13:31
Как вкусно написано!
Юлия Пуховицкая
22 ноября 2018 в 15:26
Была на спектакле, сложно подобрать слова, настолько впечатляющее, гипнотическое зрелище мы увидели. Не смотря на откровенность сцен, не было пошлости. Интересная сценография, хорошие актеры и очень благодарный зритель. Спасибо за рецензию, согласна с оценкой автора.