«Школьные годы чудесные» — какие предметы нужны в белорусских школах?

29 августа 2019 в 10:10
Поделиться
Класснуть
Отправить

В этом году школьная программа претерпела определенные изменения. Отменили уроки ОБЖ. Из программы 9 класса по физике убрана тема механических колебаний и волн (перенесена в 11). «Мертвые души» Гоголя теперь будут проходить не в 9, а в 10 классе. Более того, планируют ввести общенациональный экзамен, объединяющий выпускные экзамены и ЦТ.

Из учебников уже исключили часть терминов и понятий, перераспределили материал. Тригонометрию теперь начнут изучать с 9 класса, а не с 8. Из учебного плана также исчезло и черчение — этот предмет школьники будут изучать в 10 классе... Изменений много, но кардинально ничего не поменялось.

К слову, в Великобритании существует школьный курс «Лесная школа». Там детей учат ориентироваться в лесу, разжигать костер и в целом бережно относиться к природе. В Австралии школьников учат серфингу. В школах Шанхая недавно ввели изучение искусственного интеллекта. Во многих школах Европы есть уроки сексуального воспитания, в США — курсы, посвященные финансовой грамотности.

Естественно, в школьную программу Беларуси не ввести уроки серфинга (как бы ни хотелось). Однако некоторые изменения все же возможны. Как вы думаете, что можно изменить в школьной программе? Какие предметы действительно нужны детям?

Какой предмет нужно ввести в белорусских школах?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

28 комментариев
Aleksei81
29 августа 2019 в 10:44
Кстати, актерское мастерство и школьные театры были бы весьма занимательны и полезны! Тем более, в Витебке, где есть театр, где проходит "Славянка"... Есть кому учить и есть чему поучиться! Потому что выпускники наши - в том числе передовых гимназий - порой не умеют даже говорить внятно, много пустой суеты, не способны донести мысль и идею через ее правильное выражение, сплошь междометия и слова-паразиты... А актерское мастерство позволяет избавиться от "мешанины", позволяет стать заметней, освобождает от комплексов! Такого человека просто приятно слушать, на него приятно смотреть, идеями его быстрее проникаешься... Если даже обратиться к истории голливудских звезд, то Брюс Уиллис стал заниматься в школьном театре для того, чтобы избавиться от заикания и комплекса застенчивости! Вдохновляющий пример...
Ирынка Нярэй
29 августа 2019 в 11:02
Этика и основы права отдельными предметами.
Aleksei81
29 августа 2019 в 11:21 ответ Ирынка Нярэй
Ирынка, этика да - хорошим манерам стоит учиться, а знания и мастерство поддерживать! Но основы права для выпускников школ, допустим, могут уложиться в рамках нескольких занятий, но вряд ли разовьются до уровня самостоятельного предмета... Конституция да кое-что из семейного законодательства, кое-что из административного и уголовного... В остальном? До основ трудового законодательства еще не доросли, а основополагающие принципы и так в Конституции закреплены; Жилищные нормы - это для спецов, Гражданское законодательство - лишь в части их прав... Усё!!! А заливать это дело "водой"...
Ирынка Нярэй
29 августа 2019 в 11:40 ответ Aleksei81
Aleksei81, почему до основ трудового не доросли? Уже с 12-13 лет пытаются подрабатывать, так что вполне пора давать знания об этом + параллельно исчисление и уплата налогов.
Гражданское право можно широко давать, основы сделок, права потребителя.
Законодательство об образовании, само собой.
Избирательное право ближе к совершеннолетию.
Взаимодействие с государственными органами, с той же милицией.
И побольше прикладных занятий, практики.
Aleksei81
29 августа 2019 в 12:08 ответ Ирынка Нярэй
Ирынка, когда Вы сказали про подработки, сразу вспомнился фрагмент из "Шурика" на стройке, когда он сказал, что подрабатывает, и получил суровый взгляд начальника милиции... У нас же все равно если труд, то с согласия взрослых и со многими ограничениями...Вот, Марленикен, описал пример из детства, как бывало, а почему не стало такого? В итоге поимели двух предприимчивых, которые решили, что лучше торговать наркотой... И даже те предметы-дисциплины, которые Вы перечисляете, они не совсем под восприятие даже выпускников... особенно практические занятия... Как вы себе это представляете? Те же договора и сделки... Забавно, но в детские и подростковые годы правды и справедливости по каким-то "договорам и сделкам" было больше, чем когда мы все повзрослели, стали оформлять бумаги у нотариусов и надеяться на суды! Не замечали? А ведь как бывало: двое поспорили или о чем-то договорились в присутствии свидетелей... Условия не выполнены - значит, тот, кто не сделал, ЧМО! И про это знают другие... Кстати, и отзывов-то не писали никуда, но все знали, что парень этот или девушка, могут подвести, обмануть, не выполнить обещаний, а значит доверять ей/ему не стоит, или пеняй на себя, тебя предупреждали... Вот и все сделки-стрелки! "Слово пацана!" - то то же...
Ирынка Нярэй
29 августа 2019 в 13:18 ответ Aleksei81
Aleksei81, ко мне летом мальчонка забегал лет 11, спрашивал, нет ли работы - листовки пораздавать. В 14, 15, 16 уже немало подрабатывают, в том числе фрилансят в интернете. Самое время учить их законности и ответственности. Да, в этой связи - интеллектуальное, авторское право тоже важно.

По сделкам - многие уже с 14 лет можно совершать без согласия опекуна, а в 16 лет, будучи еще школьником, можно эмансипироваться. То есть в 10 классе человек может быть полностью дееспособным, так как же "не под восприятие выпускников"?

Суть в том, что нормы жизни в обществе ребенок усваивает с малолетства. И если не учить его жить в правовом государстве, то он учится жить "по понятиям" (я не про зону, разумеется). А потом внезапно 18 лет, полная дееспособность, а они даже не знают, зачем нужен штамп в паспорте.

id40101
29 августа 2019 в 14:50 ответ Ирынка Нярэй
Ирынка, поддерживаю вашу точку зрения
Silver
29 августа 2019 в 16:53 ответ Ирынка Нярэй
Ирынка, основы права... в нашем государстве?
Ирынка Нярэй
29 августа 2019 в 17:20 ответ Silver
id12953, конечно) Мы же всё равно в большинстве своём живём согласно правовым нормам. Договоры заключаем, заявления подаём, обращения пишем, ПДД стараемся соблюдать и т.д. И много что работает на самом деле. Просто правовой культуры мало в обществе, и к ней стоит приобщать со школьных лет.
Silver
29 августа 2019 в 17:59 ответ Ирынка Нярэй
Ирынка, это все мы... а вот в отношении нас?
Ирынка Нярэй
29 августа 2019 в 19:58 ответ Silver
id12953, в отношении нас тоже в основном. На ваш вызов скорая приезжает ведь не потому, что врачам вас жалко, а потому что так законодательство о здравоохранении велит.
Если вы о липовых выборах и о существовании противоречащих Конституции законах - то да, не без этого. Но и это не исключает того, что вся система базируется на праве, и граждане обязаны знать, как она работает.
Мама Стифлера
29 августа 2019 в 11:20
Почему нельзя выбрать несколько вариантов ответов?
Финансовое воспитания, азы бухгалтерии - для того, чтобы дети имели представление о том, как тратить деньги, откладывать и распределять бюджет оптимально.
Основы сексуальной жизни - бесспорно.
Психология - да.
Я бы еще ввела основы воспитания детей, чтобы одиннадцатиклассники спустя энное количество лет вспомнили о том, как реагировать во время различных психологических моментах в воспитании ребенка.
Конечно, какой-то пласт знаний забудется, но эти навыки - полезнее в жизни, чем тригонометрия, можете кидать в меня тапки :)
Aleksei81
29 августа 2019 в 11:33 ответ Мама Стифлера
Марленикен, финансовое воспитание - увы! - не в нашей стране... Возможно, пригодилось бы в рамках Минска и областей, но в сельской местности и городах с населением до... Сперва бы саму финансовую систему выстроить, чтобы дети могли быть предприимчивыми и чтобы понимали, что и почем... Мы, я так думаю, примерно ровесники, а коль так, то должны еще помнить времена, когда возле той же "Весты" пацанва бегала с ведрами и тряпками, чтобы обмыть машину... Мыли так себе, но каковы были условия? за водой - в ближайший дом... И старались же ребята, вот что главное... И получали за это на карман! Вот и вся "математика" в цифрах! Но у нас же запрет на детский труд!..
Pelmeshka
29 августа 2019 в 12:06 ответ Aleksei81
Aleksei81, мы с Вами значит тоже ровесники) тоже помню пацанов, мы,девочки,даже немного им завидовали, нам же таким не заниматься-не комильфо, да и родители узнают-капут)))
Aleksei81
29 августа 2019 в 12:14 ответ Pelmeshka
Pelmeshka, девочки могли бы, допустим, коврижки выпекать и продавать их... Но у нас, сами знаете, тут же скажут, что подрывают "Пищепром" и распоряжаются нетрудовыми доходами... Еще по весне, помню, в переходе, как к Пирамидам идти, картину узрел: девочка, класс 5-6, на скрипке играла, футляр под ногами, грошики всякие... рядом с ней мадам остановилась и допытывается, мол, что ты здесь делаешь, почему одна, где родители? А может, это мама тебя вынудила подрабатывать? У девочки уже глаза на мокром месте... Придет она сюда после такого "приема"?
Мама Стифлера
29 августа 2019 в 19:25 ответ Aleksei81
Aleksei81, я жила не в вашем районе, но возле Смоленского рынка помню мальчишек у колонки, моющих машины)
Я финансовое воспитание называю, так как имею ввиду не нашу экономику, а грамотное распределение бюджета в семье.
Лунная Симфиония
29 августа 2019 в 13:01
Кому в жизни пригодились все эти синусы, косинусы? Думаю, что столько времени учить то, что совсем не нужно - лишнее. А я вот "за" перечисленные варианты и еще можно кое-что добавить.
id40101
29 августа 2019 в 14:49 ответ Лунная Симфиония
Лунная, синусы и косинусы заставляют передвигаться серое вещество по мозгу, а такое движение на пользу идет всем.
Aleksei81
29 августа 2019 в 15:13 ответ Лунная Симфиония
Лунная, уйма есть чего сомнительного в школьной программе, и та же физика для "продвинутых", освоить которую должны все, и органическая химия не для "средних умов", и та же биология/зоология, в которой все еще господствует теория Дарвина, как основополагающая... Или история, где в одном параграфе пытаются уместить историю феодализма Японии с датами и императорами... Или та же русская литература, которая просто устаревает... Формат обучения сам по себе просит адаптировать его к современным тенденциям, а не проводить реформы по количеству часов и факультативов! А извините, получаешь сообщение от родителей других детей со словами: "Сдраствуйте, што задовали на завтра по матиматике?", и невольно вопросом задаешься - чем в школе-то занимались 9-11 лет, коль простейшее мимо проходит? Да и сами видите, когда порой отзывы пишут, КАК пишут...
Мама Стифлера
29 августа 2019 в 19:34 ответ id40101
id40101, я совершенно согласна, что тригонометрия и алгебра, а так же некоторые другие предметы, нужны для того, чтобы научить мышлению, но можно их заменить другими предметами хотя бы частично, думаю, потому что иногда бытовые вопросы важнее "пространственного мышления"... а кушать хочется всегда с)
Мама Стифлера
29 августа 2019 в 19:36 ответ Aleksei81
Aleksei81, эээ, нитрогайти русскую литературу, люди и так читают в годы-ряды, пусть хоть в школе ума набираются)) Кстати, чтение развивает зрительную память и грамотность. Это я вам как человек, в 4 года научившийся читать, говорю ;)
Aleksei81
30 августа 2019 в 08:14 ответ Мама Стифлера
Марленикен, я немного не о том... Очень здорово, что люди читают не только СМС и посты в соцсетях! Просто сама литература, ее грани и восприятия, расширились, она стала многогранней, многожанровей... Порой книги не успевают даже на прилавок попасть, выходят сразу в Инете, и они востребованы, их обсуждают... Но их не изучают в тех же школах! Так отчего бы уроки по литературе не реформировать и не перевести в современный формат? Популярный проект "Живая книга", когда каждый может рассказать о том, что читает, чем был впечатлен, что для себя нашел... Все же реалии сегодняшнего дня требуют от героя нашего времени действия, а не просиживания на диване аки Обломов, отчего засыпаешь на второй странице... Нравится парню читать остросюжетные романы или фантастику - отчего бы ему про это не поведать одноклассникам? Нравится девушке психологическое произведение - это же прекрасно! А как возьмешь учебник по литературе, так в разделе "Наши современники" - творчество Высоцкого да Солженицына... Простите, чьи это современники? Да, Высоцкий - огромный пласт для своего жанра, но сегодня дети рэп хотят читать, и пишут девушкам стихи именно в данной манере, играя словами... А учителя упорно этого не хотят замечать и дети зазубривают того же Пушкина о любви, не вкладывая ни душу, ни проявляя интереса к его творчеству... Это не значит, что надо отречься от всего былого, но есть классика, а есть современность, которая тоже может стать классикой!
Aleksei81
29 августа 2019 в 14:30
А вообще, в школах надо бы развивать спортивную составляющую! Уроки физкультуры с ее нормативами - реформировать вплоть до отказа от этих самых нормативов! Есть атлеты, которые бегают свои 100 метровки и не полезет он участвовать в длинный забег. В школах же требуют этот бег на время, а еще прыжки, подтягивания и прочие нормативы, невзирая на физическую форму ребенка: а ведь не каждому дано их выполнить! Просто... Допустим, парень одарен играть в мяч, но не станет он на лыжи; девочка хочет выглядеть просто хорошо, к чему ей этот бег на износ, когда потом еще несколько уроков в классе сидеть? Уверен, что если был вопрос выбора, девушки бы занялись фитнесом под наставлением хорошего преподавателя; мальчишки бы за радость побегали с мячом или потягали тяжесть, но так, как это нужно делать, а не так, как это себе представляют... Все для пользы дела!
Мама Стифлера
29 августа 2019 в 19:42 ответ Aleksei81
Aleksei81, так, кстати, можно про любой предмет сказать... один человек склонен к физике, я, например, совершенный гуманитарий. До мозга костей. Проще пристрелить, чем переделать. А образование получила в сфере бухгалтерии, гы) Я могу выучить любой предмет, если нужно, кроме черчения - оно мне не давалось, даже когда со мной занимались индивидуально.
Я к тому, что выбор предметов для изучения - оптимальное решение. Насколько я знаю, в некоторых школах есть такая практика, вроде в 1 гимназии, если не ошиблась.
Aleksei81
30 августа 2019 в 08:20 ответ Мама Стифлера
Марленикен, тоже детали... Мне, например, точные науки тоже не давались, но сосчитать количество денег в кармане я могу... Примитивно? Но это достаточно для того, чтобы распределить семейный бюджет, чтобы на все хватило!
Snow
30 августа 2019 в 11:11 ответ Aleksei81
Aleksei81, мне эти нормативы и физкультура столько крови попили. Ну, не могла я их сдать, а в итоге испорченный аттестат из-за физкультуры. И в универе, когда надо было думать и делать упор на предметы важные для специальности, думала о том, что у меня будет не допуск к экзамену из-за того, что я нормативы по баскетболу сдать не могла. И я не одна такая была.
"Самый важный предмет"
Aleksei81
30 августа 2019 в 12:03 ответ Snow
Snow, я даже разовью эту тему... Допустим, что если даже ребенок не может тянуть норматив, даже если просто не стремится быть спортивным, пусть во время этого предмета просто...ходит из угла в угол! Все же ходьба тоже полезна, оказывается! Лишь бы хоть на какое-то время просто двигался, отвлекся от этих гаджетов и прочих мыслей... Не обязательно спортивные дисциплины... Поставьте им теннисный стол, так еще и очередь стоять будет! Кегли, городки... Инвентарь постоянно в магазинах продается, а сколько эмоций высвобождается! Причем положительных!!! Или хотя бы обучить мальчишек и девчонок на таких занятиях тем же современным танцам! Танцы - это же просто здорово! Это нагрузка огромная, но равномерная, и каждый из ребят - король танц-пола! Хип-хоп, техно...То, что модно, что актуально в среде молодежи! На западе целые движения и соревнования среди девушек из группы поддержки (черлидеров), сочитающими и акробатику и элементы танцев, общую "физику"...А у нас, действительно, "спрос" на норматив попадания в кольцо, лыжный заезд да челночный бег... К чему?
id40101
30 августа 2019 в 15:05 ответ Snow
Snow, вот, вот и у меня анаогично было, я вообще не понимаю зачем физра в универе? Я поступаю в универ, что получить определенную специальность, а размять косточки я могу в свободное время по своему желанию и усмотрению