«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» — письмо белорусского старшеклассника о проблемах в школе

16 сентября 2019 в 11:28
Поделиться
Класснуть
Отправить

В вопросах образования всегда учитывается мнение министров, ученых, психологов и преподавателей. Однако мнение самих учащихся зачастую игнорируется. Однако в век технологий и интернета все изменилось. Теперь каждый может написать свои мысли о чем угодно и опубликовать их в сети. Вот одно такое письмо, написанное учеником 11-класса Русланом Костевичем. Парень предлагает изменения в школьной программе и объясняет, почему они нужны.

Я хочу поделиться своим видением, как должна меняться школа. И это не только сугубо мое мнение: критику поддерживают многие мои знакомые из школ, гимназий, колледжей и даже университетов.

Кто я такой? И почему вы должны читать мои мысли?

  • Учусь в 11-м классе средней школы в Минской области.
  • 16 лет.
  • Учусь на интернет-маркетолога.
  • Читаю 1 книгу в 2 недели.
  • Основатель ПоКурcу — молодежные мероприятия.
  • В школе учу немецкий язык, а дома – английский.
  • Контактер. В общей сложности 9 000 контактов в социальных сетях.
  • Стажировался в Альфа-Банке и Artox Media как интернет-маркетолог.
  • Посадил 6817 сосен и более 2000 елей + научил парня кататься на велосипеде.

Я познал две стороны этого мира: инкубаторский (школа) и самостоятельный (внешкольная жизнь) — они сильно отличаются.

В школе мы почти не принимаем решения самостоятельно: следуем правилам и установкам. Например, учитель сказал нам читать книгу «Война и мир». Все. Такая система не может растить, а только рабов и последователей.

Право выбирать предметы для изучения

Главное, что нужно выбирать учащимся, на мой взгляд, — это предметы. Представим, что я уже определился с моей будущей специальностью, и хочу максимум энергии и времени вкладывать в достижение своей цели. Пускай это будет математик-программист. Зачем мне учить биологию, химию, астрономию, литературу? Почему бы это время не использовать для улучшения своих знаний по математике, информатике, английскому?

Необходимость персонализации

Это все равно, что поставить задачу залезть на дерево рыбе, слону и птице. Ясно, что с этой задачей лучше справится птица, а если задачей будет плавание, чемпионом станет рыба. Понимаете? Все зависит от обстоятельств. Осознанным учащимся можно даже дать право выбирать время, когда приходить и уходить из школы.

Учителя говорят о том, что нам надо делать. А может, я не хочу читать роман «Война и мир», а хочу прочитать Homo Sapiens Харари.

Что ждет школьников в будущем? Неизвестность

Для того, чтобы стать профессионалом, ученикам нужно общаться с этими профессионалами. Я со своими напарниками провел для школьников и студентов 27 экскурсий в ИТ-компании Беларуси. Как думаете, зачем ребята туда ходят? Да еще и платят нам за это? Потому что они страдают от неизвестности.

Если школа не может помочь детям определиться с профессией, то зачем она вообще нужна? Дети должны понимать, для чего они ходят на математику и другие предметы. Потом из школы выходят бесцельные люди, которые не понимают, что им дальше нужно в жизни. И вузы выбирают методом тыка.

Новые школьные предметы

Все больший упор делается на точные предметы: математика, физика, химия и другие. В долгосрочной перспективе техническое образование, как я думаю, будет неактуально. Машина намного точнее человека.

При этом люди не умеют общаться. И это тот навык, который должна развивать школа. Коммуникабельность — один из самых важнейших навыков современности. Кто платит вам зарплату? Кто дает вам работу? Мы в обществе. Нас окружают люди, с которыми нужно взаимодействовать. Чем лучше мы разбираемся в людях и в самих себе, тем успешнее мы сможем построить свою карьеру, личную жизнь и жизнь окружающих нас людей.

Современные учебники

В 10-м классе мы пользовались учебником информатики 2009 года. Повторюсь: в 2018-2019 году мы изучали информатику за 2009 год. Я думаю, учебники Министерство образования должно выдавать самые новые и актуальные, особенно по таким предметам, как информатика. И неважно, где находится школа — в городе или в деревне.

Длительность урока

45 минут — это много. Активно взаимодействующий человек способен удерживать внимание 15-20 минут, после чего он отвлекается. Есть метод «Помидора», который предполагает разбивку задач на 25-минутные периоды, которые сопровождаются короткими перерывами (3-5 мин.). Мне кажется, это оптимальный вариант.

Много предметов

Почти каждый школьный день — это 7 предметов. И к концу последнего урока мы настолько истощены энергетически, что вся оставшаяся часть дня уходит на отдых. Многое делается ради количества, а не для качества.

Система оценок

Многие учатся ради оценок, а не ради знаний. Списывают, зазубривают, не понимая смысла. Какую систему оценок знаний предлагаю я? Устную: A — превосходно, B — хорошо, C — удовлетворительно. Такой способ оценивания знаний не будет травмировать психику детей. Педагоги могут ставить в журналы привычные оценки (1-5 или 1-10), но учащиеся о них знать не должны.

Страх ошибиться

Чтобы научиться чему-то новому, нужно совершить много ошибок. Теодор Рузвельт говорил, что не ошибается тот, кто ничего не делает. При этом я часто замечаю, как одноклассники боятся выйти к доске, потому что думают, что допустят ошибку и получат плохую оценку. Система вынуждает нас бояться ошибок.

Школьная форма

Знаю, что во многих школах Беларуси ученики принудительно носят деловую форму. Думаю, это мешает учащимся выделиться: показать свое «я». То есть мы как бы одно целое: стадо. Мы не можем подчеркнуть свою индивидуальность. Нужно дать детям право выбора.

Педагогический состав

В моей школе много педагогов возраста 50+. Это создает некоторый барьер. Все-таки подростки раскрываются, находят общий язык с более молодыми людьми. У людей 50+ множество установок советских времен — сейчас многое изменилось. Не хочу обобщать, мне, например, очень нравится наш педагог географии, хотя ему 55+. То есть дело даже не в возрасте, а в образе мышления.

Практика

Мир реальный — состоит из практики. Мир школьный — из теории. В школе мы часто не понимаем, как знания по теме «колебательные движения» пригодятся в самостоятельной жизни. Во время общения со взрослыми людьми мне никогда не приходилось вспоминать биологию, химию, историю и другие школьные предметы. То есть где-то 99% знаний, которые я использовал на стажировке в двух компаниях, были мной приобретены самостоятельно в сети. Тогда зачем забивать мозг тем, что я вряд ли буду использовать в жизни? Это время можно потратить на более практичные занятия. А время, как известно, невосполнимый ресурс. Школа становится формальностью.

Вы согласны с предлагаемыми нововведениями?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

22 комментария
Aleksei81
16 сентября 2019 в 12:33
Многие положения не бесспорны, многие сомнительны, но знаете, почему не цепляет?Знаете, что сразу вводит в сомнение относительно того, что парень до всего дошел сам? Стиль написания и идеи НЕ 16-летнего хлопчика! Выдает он себя за того, кем не является... И не только потому, что в своей краткой биографии, которую здесь выложил, он путается с возрастом и кое-какими событиями, а в этом легко убедиться, открыв его профиль в соцсетях (ВКонтакте - в помощь!)... Кстати, около года назад он говорил о себе как о 15-летнем школьнике, учащемся 9-го класса... Илону Маску еще писал... И тут же в 16 сразу в 11-ый, вот так да вот?! И знаете, после того, как становится немножко известно, кто есть ху, как-то не хочется впрягаться его идеями об изменении мира... Не потому, что там что-то не то или не так, и это здорово, когда человек имеет свое мнение и способен его донести, но к чему эти путаницы с тем, кем был, кем есть и прочее...
Новые Горы
16 сентября 2019 в 12:55
Не могу согласиться со всеми пунктами на 100%. Долго объяснять не хочется. Но основная идея верна - после школы мы абсолютно не готовы ни к чему. Отсюда такое количество людей, переучивающихся и недовольных своей работой. А сколько забыто из того, что нам пихали в голову и так и не пригодилось?! А сколько нужных знаний не было получено? Сколько людей после школы отправляются учить английский уже за деньги, хотя в школе пытались его учить?
AnJam
16 сентября 2019 в 14:22

Лол.

Такое чувство, что парню дали задание написать сочинение и вот мы его здесь все и читаем)

Большая часть написанного — типичное подростково-школьное «накипевшее», обычно с возрастом проходит.

Улыбнуло «педагог географии» — это вообще что за форма словосочетания? И про контактёра — 9000 контактов в соцсетях. Со всеми прям контактирует лично?)

Алексей Алексеев
16 сентября 2019 в 14:23
>> Зачем мне учить биологию, химию, астрономию, литературу?
Что бы иметь базовые представления. Сейчас ты хочешь например быть программистом, а начнешь изучать биологию и химию и тебя это так вовлечет, что ты захочешь быть например врачом. ну это чисто как пример
Silver
16 сентября 2019 в 15:10
Конечно все школьники выберут первый вариант. Все же сейчас блогеры и ютюберы )).
А так, в основном, полная чушь.
Единственное, что я бы сделал мову и литературу белорусскую по желанию. Или соответственно русский и литературу. А то столько времени в пустую потрачено. Знание мовы мне нигде и никогда не пригодилось.
Aleksei81
16 сентября 2019 в 15:38 ответ Silver
id12953, с мовой не соглашусь, коль в Беларуси живем... Допустим, в той же Шотландии вообще 3 языка: собственно английский, к которому исторически приучили соседи, англо-шотландский (все равно, что наша "трасянка", сплошь из наречий и диалектов) и шотландский гаэльский, который мало кто разумеет вне Глазго и более-менее крупных городов... Но это не мешает ему существовать и более того, никто не рискнет говорить иному горцу, что не понимает его и требовать, чтобы он говорил по-английски! Скорее наоборот...
AnJam
16 сентября 2019 в 15:53 ответ Aleksei81

Aleksei81, лол. Вы ещё про скотс забыли. В Шотландии государственный язык один — английский. А наречия. Так они везде есть.

А в РБ с этой мовой иногда до маразма доходит. Хотя Конституция гарантирует два государственных языка.

Оговорюсь, что мова белорусская для меня во всех смыслах иностранный язык. Но когда я вижу таких... принципиально на мове говорящих — подташнивает. Простите. Родной язык должен быть, естественно, и говорить, писать, думать на нём никто не запрещает и запретить не может, но именно эта принципиальность выносит.

Aleksei81
16 сентября 2019 в 15:56 ответ Silver
id12953, во времена вооруженных конфликтов 90-х, когда термин "горячие точки" вошел в обиход, и в некоторые из них были вмешены уже не советские, но российские военные, обнаружилась языковая проблема: российские военные порой перехватывали радиосигналы противника, но не могли понять, о чем шла речь, а те, худо-бедно понимали, о чем россияне говорят в эфире между собой и делали выводы... Потому что русский язык пусть на тройки, но учили, но и от своего, родного, не отказывались...Это не только было во время 1-ой чеченской кампании, это было еще и в Таджикистане, доводилось не то читать, не то слышать...И сколь бы порой не говорили, что русский и белорусский язык столь же братские, что и народы, а все же россиянин очень быстро "зависнет", если с ним начать говорить по-белорусски...
Silver
16 сентября 2019 в 15:59 ответ Aleksei81
Aleksei81, так я же только за себя написал. И в шотландии насильно никто не заставляет "их трасянку" учить. Вот у меня сын в первый класс пошел. Там диск ему всучили, сказали дома посмотреть. Задумка хорошая. Про страну нашу ... герб, гимн и все такое. Но там все на мове. И чего он там поймет, если никогда не слышал. И возможности на русском посмотреть не предусмотрено. Я когда про "канюшыну у гербе" услышал, то заржал и выключил.
Aleksei81
16 сентября 2019 в 15:59 ответ AnJam
Космос, скотс - это и есть англо-шотландский! А с другой стороны, как определить принципиальность это или нет, когда идут двое и общаются друг с другом по-белорусски? ну вот могут они так легко общаться, и здорово!
Aleksei81
16 сентября 2019 в 16:02 ответ Silver
id12953, ха-ха... "Касiу Ясь канюшыну"... Такое не забывается!!!
AnJam
16 сентября 2019 в 16:23 ответ Aleksei81

Aleksei81, принципиальность в том встречается, когда доходит до маразма. И на примере той же Шотландии — там мне никто не навязывал общение на том же гэльском. Абсолютно все старались говорить на максимально понятном мне английском. А вот в Беларуси я часто встречаю людей, мовных таких, которые не идут на уступки в виде русского языка.

И я прекрасно помню своего препода из универа, который до истерики (с его стороны) требовал сдавать историю Беларуси на мове. И откровенно издевался над студентами не беларусами, когда мы не могли связать и трёх слов на мове и искренне не понимали его вопросов. Конфликт. Комиссия.

И вот это желание говорить исключительно на мове я вижу ничем иным, в большинстве случаев, как яростным стремлением к ненормальному национализму.

Aleksei81
16 сентября 2019 в 16:45 ответ AnJam
Космос, а я помню иную историю, рассказанную одним из преподавателей в ВУЗе. Тогда домоуправление раздавала отраву от крыс и мышей, и он звонит в домоуправление и говорит: "Мне патрэбна атрута ад пацукоу. Цi есць яна у вас?" На том проводе некоторое молчание... Потом осторожное: "Я что, пауки большие?"
Аманда Бо
16 сентября 2019 в 17:46 ответ AnJam
Космос, ну печаль, что мова для вас иностранный язык. Рискуете даже в Минске уже ничего не понять - уже очень много вывесок на белорусском. А что касается принципиальных, то это вопрос вежливости, говорить нужно на том языке, на котором собеседник тебя понимает.
AnJam
16 сентября 2019 в 20:44 ответ Аманда Бо

Linni, так не всем повезло родиться в Беларуси)

Про вопрос вежливости абсолютно согласна.

Silver
17 сентября 2019 в 09:19 ответ AnJam
Космос, а самое страшное, что у этих "принципиальных" всегда глаза "кровью налиты". Я от таких всегда стараюсь подальше держаться.
Ми Миг
16 сентября 2019 в 17:09
Как ты думаешь, парень, зачем ввели школьную форму?)))Да если разрешить всем учащимся ходить в чем захочется, то сразу же появятся элитные особы в дольче габбанах и обычные ученики а-ля полоцкий рынок. Первые тут же начнут гнобить вторых. А какие дети бывают жестокие уже всем давно известно.Так что школьная форма-это плюс, а не минус.
По поводу "престарелого" педсостава вообще улыбнуло. Иди-ка ты найди молодого педагога 23-30 (условно) лет, который пойдет за минизарплату в школу???А пенсионерам-эта как прибавочка к пенсии.
9000 контактов в соцсетях-это достиг 80 уровня)))
Короче так себе предложения парня)
Вроде есть какое-то понятие,но очень-очень поверхностно в вопросе разбирается.
Silver
17 сентября 2019 в 09:49 ответ Ми Миг
lherb, 9000 контактов, а случись что - позвонить некому.
Ирынка Нярэй
16 сентября 2019 в 18:16
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует»
Действительно, а надо бы учить столы протирать и носить подносы, кричать "свободная касса", собирать клубнику (+ можно факультативный курс польского языка для желающих), класть кирпич на кирпич и мести дворы.
id52891
16 сентября 2019 в 20:23
школа не готовит... школа дает концентрат знаний множества поколений. а 9 000 контактов в соцсетях - это не показатель коммуникабельности..
"В школе мы почти не принимаем решения самостоятельно" - вот тут вообще удивил... не хочешь читать "Война и мир" - да Бог с тобой, гоняй покемонов на перемене..
Лунная Симфиония
17 сентября 2019 в 10:39
Я считаю, что до 9 класса можно оставить школьную программу, а вот в 9-11 классах предоставить ученикам право выбора изучения предметов. Школьная форма - это вообще пережиток советских времен. Во времена моей учебы все ходили как хотели и на успеваемости это ни как не сказывалось. Изучение того или иного произведения "от корки до корки"- ну такое... В общих чертах можно (на худой конец почитать анализ произведения), но вот обязать ученика читать два тома "Война и мир", "Тарас Бульба" и др. не нужно.
Aleksei81
17 сентября 2019 в 12:56 ответ Лунная Симфиония
Лунная, соглашусь, что углубленного много, чего и не нужно, особенно в старших классах... те же точные науки или зоология для продвинутых или даже отдельные разделы истории, они такие...С другой стороны в тех же гимназиях создаются профилирующие направления и классы, в которых на более высоком уровне изучают науки, так что если парень хочет, может себя попробовать именно в этом направлении, то в добрый путь... Ну и опять же - парадокс! - мы многие предметы за ненадобностью готовы отменить, но сами-то имели по нему хорошие оценки! Значит, волокли... Допустим, у меня была 5-ка (по 5-балльной) по физике, но курс физики 9-11 класса я не считал для себя важным, и уже тогда знал, что не свяжу с физикой своей жизни... И если бы я вдруг пошел на какой-нибудь физмат, то моя 5-ка сошла бы в лучшем случае за 2 (по 10 балльной), потому что познания мои в предмете - ввиду отсутствия интереса к нему - не превышали среднего по классному учебнику! И учителя это тоже понимают, и порой не требуют от явного гуманитария всех нюансов, которые спрашивали бы у "технаря"... Не все и не всегда, но все же...