Кино для просмотра под Хеллоуин уже недавно обсуждалось, но многие предпочитают долгими осенними ночами в уютной кровати почитать книжку (электронную или бумажную — опционально). Чтобы не лишать ценителей печатного слова острых ощущений, пока другие восторженно пересматривают полюбившийся ужастик, попробую дать небольшой обзор литературы, как мне кажется, подходящей для этого. Да, в пианиста не стреляйте — он играет как умеет, мои вкусы очень специфичны и всё такое но... Может кому пригодится.
Ну собственно начнём с классики, к которой отсылает сам заголовок. Как по мне — так самое лучшее из всего творчества Желязны:
Это была довольно мягкая, приятная октябрьская ночь — над головой порхали летучие мыши, ярко сияли звезды. На некотором расстоянии послышались чьи-то шаги, но поскольку прохожий направлялся не к нам, тревоги я решил не поднимать. С этакой ленцой я курсировал вокруг нашей могилки. Одновременно с нескольких сторон послышалось невнятное, приглушенное перешептывание. При виде столь бурно развернувшейся деятельности я постепенно начал испытывать определенное неудобство и пробрался подальше к центру кладбища. Там, прислушавшись повнимательнее, я различил звон лопат, доносящийся буквально из всех уголков.
Чуть погодя откуда-то снизу донесся голос, очень похожий на голос Мак-Каба:
Что-то мелькнуло в ночи и покатилось вниз по склону, преследуемое торопливыми шагами.
Чуть выше прозвучало «шлеп» и приглушенное:
На минуту воцарилась тишина. А затем:
×××
Как можно после этого не влюбиться в книгу?
Ладно, ещё из классики у нас есть Стивен Кинг. Товарищ Королёв в представлениях не нуждается, но всё же не могу не отметить, что пишет он всё-таки неровно. Наряду с безусловным шедевром всех времён по классической вампирской тематике — «Жребием», который можно ставить в ряд с самим Брэмом Стокером, или потрясающе нагнетающейся атмосферой тайны старого дома в «Дьюма Ки», у него же есть например «Безнадёга» в полном соответствии с названием пытающаяся брать чернухой, но эта самая чернуха вызывает не ужас, а скорее омерзение. Очень сильно на любителя, как и например «Библиотечная полиция». Совершенно шедевральные Туман и Противостояние (кстати с прошлой весны вещь настолько актуальная, насколько вообще может быть предсказание глобальной эпидемии) соседствуют с занудными и пресными Томминокерами, которые дочитывал через силу просто узнать чем кончится.
Рискуя навлечь праведный гнев очень многих, тем не менее именно в качестве литературы ужасов, то есть той, что пугает, я ставлю Лавкрафта сильно выше Кинга (хотя многие Говарда нашего Филипсыча совершенно не понимают и не принимают). В отличие от понятных и описываемых чётко монстров Кинга, Лаврафт предпочитает описывать опасность умолчанием, которое каждый наполняет своим представлением об ужасе, и это делает собственно ужас намного сильнее. В итоге вместо традиционных маньяков, вампиров, оборотней и психопатов получается совершенно непознаваемая жуть, ни мотивы, ни слабости, ни цели которой просто нельзя понять. К слову, японцы в своих ужастиках тоже играют на этом, как например в Звонке (хотя там оно не так сильно проявлено, а вот например в великолепном Ju-on как раз в полный рост), где такая же холодная пустота совершенно чуждая всему человеческому внезапно прорывается в наш мир непонятно зачем и почему. Ну а специфический лавкрафтовский стиль (на самом деле типичный романтизм 19 века, этакий американский Гоголь, запоздавший на 100 лет) только оттеняет это замогильное нечто.
Не остался в стороне от вампирской тематики и сам Джордж Мартин. Причём в отличие от бесконечной игры престолов (книжной, которая в отличие от киношной ещё не закончена и непонятно, будет ли вообще), его «Грёзы Февра» не просто закончены, но и для меня входят в золотой фонд литературы про кровососущих. Потому что антураж унесённых ветром, гражданская война в США, загадочные поместья среди болот и кипарисов, где по ночам творятся страшные дела, и среди всего этого неспешно плывущий пароход по Миссисипи — все рецепты очень небанального графа Дракулы, которые Мартин использовал на все 100.
Михаил Рагимов — Дети Гамельна. Серия рассказов со сквозным сюжетом об отряде наёмников, изничтожающих нечисть в Германии 17 века. Фон 30 летней войны, шпаги, мушкеты, оборотни, малый народец, рейтары с драгунами отбивающие нападения великанов-людоедов, инквизиция против самых настоящих колдунов… из 10 баллов все твёрдые 15.
Его же «Ярчуки». Всё то же — только уже Украина в разгар восстания Хмельницкого. Долго подступался к книге. Не от того, что ждал лажи, наоборот, есть у меня привычка заведомо хорошую вещь всё оттягивать и оттягивать на потом, как самое вкусное блюдо оставляешь на десерт. Зато как начал читать, так без остановки. Разбойники, нечисть, живые мертвецы, люди и нелюди. А ещё мрачный капитан наёмников, пришедший неизвестно из каких времён и идущий неизвестно куда. Испанский кабальеро, который на самом деле не испанский и не кабальеро, а вовсе даже.. Эпическая оборона кабака от нечисти, винрарный бой голожопых в прямом смысле шляхтичей, проигравшихся в кости до последней тряпки с еврейскими демонами, разговорчивая полупокойница с чёрным юмором, морской, вернее речной бой с русалками...
Ну и под конец — не особо ужастики, но скорее экшены с мистикой и триллером. Например, оригинальный и свежий взгляд на первое турецкое наступление на Европу, ещё в 16-м веке, когда казалось вот-вот и Австрия станет вилайятом, а Европа — мусульманской, но не срослось. Как думаете, зачем в Вену турки так ломились? Правильно! Ломились они туда за пивом. Натурально, именно за пивом с одной единственной пивоварни. Логично, конечно, повод вполне достойный (кто пробовал поймёт), но усугублялся тем что пивоварня была выстроена над гробницей самого Короля Былого и Грядущего, отчего настоявшись лет 500 на его ауре и флюидах давало +100 ко всем статам и бесплатный дополнительный каст 2 раза в день. А пока великий визирь (именно он был главным вдохновителем и идейным вождём если чё, а Сулейман так, мимо проходил) весь в предвкушении магического напитка гнал вперёд армию, щедро суля вволю светлого нефильтрованного, отчего янычары пёрли берсерками, светлый совет решил в противовес оживить самого короля Артура. Но что-то пошло не так... А там и другие претенденты на пивко подтянулись, так и норовя спереть бочонок-другой, а их и так немного, тока-тока турка остановить. Короче, отдуваться за всех королей, магов, пивоваров и даже внезапно появившихся викингов пришлось простому наёмнику, мечтавшему всего то подзаработать на домик в очень далёкой и тихой деревне... Может получилось сумбурно, но на самом деле отлично написанный боевичок — трагикомедия с кучей пасхалок и скрытых приколов над каноном. Тим Пауэрс «Чёрным по чёрному».
Помните пиратов Карибского моря? Так вот, случилось прочитать книгу, которой вдохновлялись авторы. А ещё оказалось, гораздо раньше она же послужила базой для серии игр про Monkey Island. Так вот, скажу как оценивший все продолжения, если игра ещё более-менее раскрывает потенциал, то фильм напрочь запорол всё что только можно.
Судите сами: пират поневоле, попавший не в то время и не туда, но умудрившийся из бродячего кукольника стать пиратским боцманом, сумасшедший учёный — прямо из Оксфорда, с самим Ньютоном и Декартом переписывавшийся, занявшийся некромантией и физикой иных измерений, чтобы воскресить умершую жену в теле своей же дочери, романтика с спасением этой дочери, путешествие по флоридским болотам к источнику молодости который на самом деле не совсем источник и не особо молодости. А ещё колдуны вуду, матросская магия, которая реально работает, зомби, Чёрная борода и Понсе де Леон, удалившийся от дел и живущий себе на уединённом островке, отдельно — детективная линия с поиском и местью богатому дядюшке зажавшему принадлежащее по праву огромное наследство. И что от этого великолепия осталось в фильме? Охота на русалок и кривляющийся Депп. Тьфу... Так что читать и только читать. Тот же Тим Пауэрс «На странных берегах».
Ну и последнее пока. Опячть-таки Пауэрс (да, так случилось что из 3 прочитанных на русском его книг все 3 попали в десятку). Вы не поверите, но и про попаданцев можно очень умно и интересно написать. Когда с душой подходишь. И представляешь себе что и почём. Тогда даже специалист по эпохе, профессор, не одну собаку съевший именно на этом периоде, попав туда начинать будет с самых низов попрошайкой, а все мечты такому подкованному и культурному пойти в первую же редакцию и зажить кум королю разбиваются о тот печальный факт, что всех нюансов и деталей через 150 лет в книжках не напишут, придётся самому шишки набивать. Это герой. Ну или готовиться к переходу годами, если не десятилетиями, тщательно выстраивая целую инфраструктуру обеспечения себя любимого, тайные склады, целые агентурные сети, подборки архивов, купленных местных, гоняя в прошлое пешек, которых не жалко. И только потом переезжать в прошлое на постоянно. Это злодей. А есть ещё сумасшедший живущий 100500 веков египетский жрец, призывающий в наш мир ожившего бога мёртвых. А ещё — натуральный оборотень, меняющий тела как перчатки и вместе с ними получающий каждый раз все жизненные силы жертвы. А ещё двойники, гомункулусы, тайные генетические лаборатории в катакомбах Лондона 19 века и план уничтожения всей английской верхушки вместе с высадкой Наполеона. Причём всё это не становится несьедобным мессивом, а очень здорово переплетается в сложный но мастерски закрученный узор. «Врата Анубиса».
Уф, и так длинно получилось, но фанатов чтения книг, думаю, длиннопост не напугает.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Огромный лайк за пост и особый платиновый лайк за Желязного) обожаю его с детства. Остальные — не мои авторы, кроме Кинга.
И вот про Кинга (опять же чисто моё личное) — особенно люблю у него рассказы и повести не про мистику, а про людей. Его роман «Долгая прогулка» для меня одна из самых сковывающих диким страхом безысходности книга. И без монстров под кроватью)
Хотя многие этот роман сильно хвалят и я, возможно, однажды всё же его прочту.
Для меня Кинг просто почему-то автор, который буквами-словами умеет передать эмоции героев так чётко, что ты проживаешь их вместе с ними так же глубоко, будто эти истории случились с тобой.
В том же «Теле» — великолепная повесть на мой взгляд (100 из 10) — он так описал тело мальчишки, что блин я сейчас пишу, вспоминаю, хотя читала много лет назад и у меня слёзы на глазах. Мастер — что сказать?)