Хеллоуин, День Святого Патрика, Имболк (празднование 1 февраля, предшественник Дня сурка)…
Зародившиеся на ирландской земле семена культурного и народного фольклора дали буйные всходы по другую сторону океана. Распространяясь благодаря мигрантам, имеющих в Штатах сильное внутреннее «лобби», эти празднования вышли далеко за пределы ирландских диаспор, обретя миллионы почитателей по всему миру, невзирая на вероисповедание, внутренние культурные традиции и наследие предков.
В своем желании приобщиться к мировой масс-культуре мы украшаем садовые участки чучелами и «черепами» тыкв под конец октября, учимся отплясывать под зажигательную джигу по весне да ожидаем, каким выдастся лето по поведению зверька-предсказателя в первые дни последнего месяца зимы…
И при этом совсем забываем о своих, культурных, народных и традиционных обрядах, куда как более национальных, чем даже христианско-славянские!
Одним из них, отмечаемых в первые дни ноября – 2 ноября – на территории ряда польских, литовских и белорусских земель, являются Дзяды (Дзеды, Дзiды, Дiды) – праздник в честь мертвых предков. Считалось, что именно в эти дни их души посещают своих наследников и незримо присутствуют рядом, угощаясь с ними за одним столом. Несмотря на что «традиции» Дзядоў выделялись и по весне (Радуница), главными в календаре были именно ноябрьские празднования.
Причем в наиболее первозданном виде традиции празднования Дзядоў сохранились только у белорусов, а сами обряды углубляются в первобытный и языческий культ почитания предков!
В отличие от иных поминальных традиций, когда было принято посещать кладбища, Дзяды встречали дома, где и готовились к приходу в гости душ предков.
Истапливалась баня, запаривался веник – для себя и для дзядоў (дзяды – здесь, предки). Прибиралась хата дабы дзяды видели уют и порядок.
Но самым главным и затратным для хозяйки являлась подготовка поминального застолья, на которую и собирались дзяды. На этот ритуал зачастую приглашались родственники и свояки, соседи и близкие друзья. Приходили, естественно, в гости не с пустыми руками…
Перед тем, как начинать трапезу, хозяева, отворив окна и двери, зазывали к себе предков, обходя богато накрытый стол трижды по кругу со свечей в руках. Слова-приглашения могли разниться друг от друга в зависимости от района, но непременными в них звучало:
«Святыя Дзяды! Просiм Вас,
Заходзiце да нас…»
Сельский стол был богат на еду: щедро были заставлены скатерки овощами, жаренным и тушеным мясом, рыбой, хлебом, колбасами, разносолами; из напитков – терпким и сладким киселем, пенистым квасом, настойками…
Но обязательным блюдом в «меню» были блины или пирожки с начинкой, дарованной осенью! С ягодами и яблоками, рыбкой да мясом, капусточкой да картошечкой, грибами да крупой…
По поверьям, пирожков да блинов на блюде должно было быть так много, чтобы за ними не было видно сидящего напротив! Проверялось же сие количество такой «мерной» шуткой:
«- Бачышь лi мяне, муж (дзед)?
- Бачу, жонка (баба)!
- Бачуць лi мяне дзецi (унукi)?
- Не, матуся (бабуля)…»
Самим дзядам за столом выделялось отдельное место, куда обязательно откладывали еду с общего стола. Рядом же с тарелкой стояла и наполненная чарка! Их так и называли – «Дзедаўская чарка да мiска».
Особое внимание отводилось дымку от горящей свечи: если дым шел вверх, значит, стол был приготовлен правильно, а обряды соблюдены верно! Если же дым отклонялся, дзяды тем самым выражали недовольство, и требовалось их срочно задобрить!
В час трапезы все разговоры были только о предках, об их деяниях и участии. Считалось, что дзяды незримо присутствовали рядом, за всем наблюдали, всех слушали, но… себя не выдавали!
Ну а после «застольной» части начиналась «увеселительная» программа – с песнями, плясками, шутками! Это было необходимо, чтобы повеселить усопших и… показать значение жизни!
Отложенная в миску еда и налитые в чарку напитки оставались в них до утра. Считалось, что покойные могли пригубить настойку да полакомиться хозяйским блюдом на протяжении ночи.
Порой веселье продолжалось до рассвета – неугомонные дети и молодежь верила, что именно под утро можно было увидеть своих предков… Хотя по другим традициям считалось, что видеть призрак – к хвори и трауру в семье…
А в буйные 90-е, время культурного самоопределения и национального возрождения народов, населявших территорию СНГ, празднование Дзядоў получило публичный характер - день 2-ое ноября был объявлен выходным!
…Правда, традиция празднования Дзядоў, в том числе, как дня выходного, была не долгой: видно, кто-то решил, что исторически польско-литовский след сего события излишний в современной белорусской истории…
Хотя «традиция» празднования 7-го ноября в новейшей истории Беларуси была сохранена!
Сегодня Дзяды – событие плохо воспринимаемое молодым поколением. В лучшем случае, наследники предпочтут съездить на кладбище да поставить свечу: в церкви ли или за поминальным столом… Сводится все это к Поминальной (родительской) субботе, несмотря на то, на какой день в календаре она выпадает.
Но не забывая о своих корнях и кем-то отнятом поистине исторически-духовном наследии наших предков, назовите их имена, отдав им дань памяти и личного уважения…
И они непременно ответят вам: дрогнувшей в безветрии веткой дерева или заморосившим дождем; узорами первых заморозков на стекле или лучами столь редкого в хмуром небе ноябрьского солнышка…
Всего памятного!
Aleksei81
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Мне было около 7 лет, когда мы переехали сюда, и это был первый белорусский праздник с которым меня познакомили родители отчима. В тот же вечер я впервые попробовала драники) Прочитала и вспомнила тот околомистический ужин (ну мне он таким казался) — прям на душе потеплело.
Хороший пост)