Совсем недавно вышел ТОП-обзор готических триллеров, я же предложу читательскому вниманию ТОП-авторов, тиражирующих готику на страницах своих произведений.
Естественно, список остается открытым, поскольку каждый волен его дополнить и/или разнообразить своими впечатлениями от когда-то прочитанного на эту тему.
В список не включен ряд классики второй половины ХVIII века, с которой, собственно, и началась готическая литература, но это не от неуважения к «первопроходцам», а скорее от их участия и понимания в современных реалиях. Действительно, не просто читать произведение в 300 и более страниц, на которых только описание одежды второстепенных героев занимает половину листа, а диалоги напыщены столь манерным и длинным слогом, что к самой сути герои подходят через полтора-два листа поклонов и сантиментов. Хочется, что называется, меньше текста…
Чем нас так привлекает готический роман, так, наверное, приятным ощущением суеверного страха, романтичной аурой с элементами сверхъестественного, невероятными приключениями с использованием мистицизма – таинственных обрядов, призраков и родовых культов… Не побоюсь сказать, что готические произведения, пожалуй, наиболее востребованный литературный жанр, поскольку помимо вышеперечисленных элементов могут сочетать в себе направление детектива, исторических параллелей, психологических подходов…
При этом для готических произведений характерна игра контрастов: кости и черепа осыпаны лепестками алых роз; кровоточащую рану исцеляют поцелуями; стон смешивается со вздохом; таинственные обеты и клятвы звучат сродни признаниям в любви… Если есть клинок, будет и веер, коль завывает дождь, руки обогреет свеча...
Готические произведения «законодателей» приросли большим количеством подражателей, что только свидетельствует о поистине народной любви этого жанра.
Собственно, небольшой ТОП-обзор авторов и их книг для готических вечеров под шелест страниц…
ГОВАРД ФИЛЛИПС ЛАВКРАФТ
Классик американской литературы, родоначальник целого направления – «лавкрафтовских» ужасов. Лавкрафт своего рода писатель-универсал, совмещающий в своих работах сцены с элементами ужасов, мистики, научной фантастики… Начинающий писать в бульварных изданиях, дорос до личного вклада в массовую культуру. Да и что говорить, если сам Стивен Кинг не скрывал своего восхищение «Мастером» и начинал свой творческий путь с подражания Лавкрафту.
Одним из направлений лавкрафтовского стиля было именно «готическое»: события происходили на фоне старых садов, наследственных особняков, заброшенных замков, фамильных кладбищ. Тут же обнаруживались семейные тайны, совершались мистические обряды, выполнялись оккультные ритуалы… В наш мир «оттуда» проникают иные сущности или же герой попадает в «иной» мир, наполненный призраками прошлого, а над обстановкой произведения витает темой одиночества, безысходности и Вечности…
Готика в произведениях Лавкрафта ярко выражена в его «Изгое», «Крысах в стенах», «Музыке Эриха Цанна». Встречается она и в иных рассказах автора…
Сегодня, конечно, читать Лавкрафта несколько тяжеловато – суть в том же повествовании, растянутом на долгие шаги спуска в подземелье или подъем на чердак, неспешном провинциальном ритме одиночества, чей покой угнетает лишь мысль исхода, но при этом произведения Лавкрафта все еще являются источниками вдохновения.
ЭДГАР АЛЛАН ПО
Второй в списке, но никак не второй по значимости хотя бы потому, что творчество Э.А.По оказало влияние на того же Лавкрафта!
Начиная свой творческий путь, как поэт, По обрел большую известность как автор психологических романов и создатель классического детектива. Заложил он и основу научной фантастики. Но не обходилось в сюжетах его произведений без готических атрибутов: мистицизма, чувства обреченности, психологических аномалий личности… И все это на фоне замков или казематов как мест основных событий, сменяющихся карнавалом цветов, обрядов крови и жертвоприношений…
«Маска Красной смерти» была экранизирована (и не раз) по рассказу автора, а фильм «Колодец и маятник», в чью основу и был заложен рассказ По с аналогичным названием, был включен Стивеном Кингом в его «авторский» «список ста» наиболее значимых фильмов ужаса с 1950 по 1980.
БРЭМ СТОКЕР и его «ДРАКУЛА»
Образ «вампирского бытия» в литературу заложил Джон Полидори еще в 1819 году, но именно Стокер подхватил и развил тему «вампиризма» создав из нее псевдонаучную дисциплину. Иначе, наверное, и быть не могло, поскольку при написании работы, на которую ушло 8 лет (!), Стокер опирался на народный европейский фольклор, а также сказки и легенды об оживших мертвецах. Все, что было в дальнейшем написано, рассказано, снято и принесено на суд общественности, так или иначе было сделано с оглядкой на Стокера. В значительной степени способствовала успеху готическая обстановка сюжета – с отжившими свое поселениями, древними замками, пролитой кровью и страстью совокуплений…
Самое драматичное в судьбе самого Стокера то, что роман не сделал его известным автором и был холодно принят критиками. Умер Стокер в нужде, но своим «Дракулой» обессмертил себя!
РОБЕРТ И. ГОВАРД
Большинству читателей это имя навевает время Хайборейской эры с киммерийцем Кононом, но в творчестве Говарда не все так однозначно. Один из основоположников «исторического и героического фэнтази», где при помощи меча и волшебства свершались подвиги и покорялись земли, Говард плодотворно работал в иных жанрах. Его перу принадлежит цикл рассказов об оккультисте Джоне Кирроване, человеке-оборотне Де Монтоуре, и несколько повестей и рассказов о «Сверхестественном юго-западе». При этом в рассказах о самом известном своем герое, Кононе и его ближайших соратниках-войнах, хватает готических сцен – события зачастую разворачиваются в замках и подземельях, герои оказываются вовлечены в таинственные заговоры, проникаются чарами сладострастных дев, становятся свидетелями загадочных обрядов и противостоят враждебным планам…людей-змей (ящеров). Да-да, те самые рептилойды – «наследники» творческого воображения Роберта «нашего» Говарда.
В судьбе самого Говарда хватило окологотической мистики – все началось со знакомства Говарда и Лавкрафта по переписке, когда начинающий американский автор восхитился готическими же «Крысами в стене». Короткая же жизнь писателя завершилась в результате самоубийства – он сильно переживал смерть матери. Известие же о гибели Говарда сильно повлияло на здоровье Лавкрафта – своего друга по переписке он пережил на 9 месяцев…
«ФАНТОМАС» (Марселя Аллена и Пьера Сувестра)
Тот самый случай, когда слава вымышленного героя идет впереди его авторов-создателей. Несмотря на то, что на счету творческого дуэта более 400 произведений, редакции издательств ждали от Аллена и Сувестра именно Фантомаса, который самим писателям порядком поднадоел.
«Фантомас» «пережил» 4 экранизации, но самая известная – трилогия Андрэ Юнебеля с Жаном Марэ в главной роли (1964-1967). Причем по мнению самого Марселя Аллена, фильм вышел жуткой пародией на фантомасиаду, и он даже обратился в суд, чтобы отстоять первоначальный образ как самого «главного злодея», так и остальных образов, не имеющих с книжным оригиналом ничего общего.
Судьба же «Гения преступления», как именовали его авторы книг о Фантомасе, была окутана мистической тайной, начиная со времени рождения. Имени его никто не знал, поскольку чаще он пользовался именами своих жертв; по происхождению был потомок не то английского, не то французского рода; много путешествовал – бывал в Мексике и Индии, где многому «научился» у индейцев и индусов. Практиковал обряды магии и мистицизма…
Впрочем, тем самым и попадал в «высший свет», подкупая местную знать, с которой был на «короткой ноге». Легко входя в близкий круг, под сводом родовых имений и замков он совершал свои злодеяния, не считаясь ни с количеством жертв, ни их душевными страданиями… Кровь на кружевах именитых богатеев в их покоях он оставлял столь же легко, что и обставлял собственные похороны, толкая на гильотину невинные жертвы! Не чурался Фантомас и посещения церквей, однако вовсе не для того, чтобы исповедаться в своих злоключениях… Именно под распятиями святых и в свете витражей он и намечал следующую знатную жертву…
Кровавая серия Фантомаса так и не была завершена, и символично выглядело название 43 книги цикла - «Фантомас правит бал».
И быть может, Фантомас претендует на готического злыдня с большой натяжкой, но чего стоят только отдельные произведения пера Аллена и Сувестра: «Король – узник Фантомаса», «Мертвец-убийца» «Отрезанная рука», «Ботинки мертвеца», «Пустой гроб» и другие…
Так что, Фантомас правит бал… Готический!
ЮЖНАЯ ГОТИКА
На самом деле, это целое направление литературного жанра, отпочковавшееся от классики готической литературы и подхваченное кинематографом. Помимо гротескности и мистицизма, «Южная готика» принесла в произведения знакомство с бытом и традициями столь же классического американского Юга первой половины ХХ века. В непривычной для нас обстановке под сводом голубого неба и яркого солнца в сюжетах «южан» свершаются религиозные обряды, нагнетается давящая атмосфера «скорого конца», звучат мотивы отчуждения и заброшенности на фоне обнищания и упадка, расизма и сопутствующего ему насилия… Основные места действий – американская южная глубинка, главные герои – одинокие белые люди, находящиеся на социальном дне…
Реализм многих сцен, кажется, не позволяет отнести произведения Ли Харпер или Кормака Маккарти к готическим произведениям в привычном для нас смысле, но их имена внесены в классику американской современной литературы с южным готическим антуражем.
Читайте книги и открывайте новые миры!
Всего готического…
П.С. Автор выражает признательность мистической Малефисенте за идею в подготовке материала.
Aleksei81
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Название поста навеяло мне мой собственный старый стих (спасибо маме и папе, которые дали этому миру меня, в общем))))
Печального тлена спокойная участь
дрожать заставляет до слез.
Закономерен, жуток и скучен
запах ночных тубероз.
Угрюмых зеркал не скрывают осколки
того, что не явится лик
Ушло отраженье в костлявых глазницах
и шепотом стал дикий крик.
Но красных готических сводов творенья
они пока не для меня..
Успею вдохнуть ароматы растленья
и красных цветов сентября.
Неверие - крест нерушимый, агностик
пришел носферату из грез
Но кто же тогда так мучительно сладко
над свежим надгробьем поет?
Они по садам своим мертвым гуляют,
багряный сочится закат
И плачут, и томно к любимым взывают
как в жизни, как сто лет назад
Пускай на ветру цепенеют запястья,
ложась на вериги страниц.
В миру удивительных странствий из мрака
фантазиям нету границ!