Радоница — день поминания усопших. Это языческий праздник, который сохранился у православных христиан. Выходным днём у нас его сделали только в 90-х годах. Многие белорусы в этот день собираются со всеми родственниками и отправляются на кладбище. Но это вы и так знаете. Наша задача — рассказать об истоках и атрибутах этого праздника.
Есть много вариантов. Первый — от слова «род», так как это праздник единения живых и мёртвых, повод всем родственникам встретиться и вспомнить усопших. Второй — от слова «радоваться», то есть разделить радость воскрешения Христа со своими предками. На Полесье этот день также называют «Наўскі дзень», потому что «наўе» означает «дух умершего».
Традиционно он отмечается на 9 день от Пасхи. А всё потому, что Радуница и Вознесение подчинены определённому ритму — 0-3-9-40-1 год. Радоница празднуется на девятый день, когда душа покидает землю. А Вознесение — на сороковой («судный день», когда душа встаёт перед творцом, прежде чем отправиться в рай).
Всё происходило по определённому маршруту: дом — храм — кладбище — дом.
Утром хозяйки готовили поминальную еду. Обязательными считались кутья (каша из цельных пшеничных зёрен с мёдом, орехами, маком и изюмом), блины, а также окрашенные яйца. Все одевались в праздное одеяние и отправлялись в церковь на молитву. После этого посещали кладбища. На пути домой молодые люди и дети пели песни и вели хороводы. Это для того, чтобы отпугнуть страх смерти и утвердить жизненный оптимизм. Дома устраивали «вячэру».
Конечно же, все ритуалы и атрибуты зависят от региона.
В народе считалось, что тот, кто раньше всех в этот день появится на кладбище, получит от покойников особую благодарность и опекунство в течение года.
Чаще всего могилы убирали накануне. Их обкладывали дерном, посыпали свежим желтым песком, поправляли крест, на который обычно повязывали белое полотенце, когда там был похоронен мужчина, небольшой белый передник — когда женщина, прикрепляли венок — когда девушка.
Прежде чем родственники начнут обрядовую трапезу, нужно было на каждую могилу положить ритуальное пожертвование. Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов: блюдце, рюмку с водкой, которую закрывали ломтем хлеба, одно красное пасхальное яйцо, лоскуток сала или домашней колбасы, одно домашнее печенье, одну конфету, искусственные или сделанные из бумаги цветы. Именно непарное количество, потому что в поминальной обрядности, характеризующейся «разрывом», «разъединением», определяющим символом является нечетность.
Потом все собирались возле одной могилы (чаще всего возле последнего скончавшегося родного) и начинали заупокойную тризну.
Обязательным был обряд «христосования с мертвыми». Для этого хозяйка (а в некоторых местах это делали дети) брала пасхальное яйцо и качала его крест-накрест по насыпи. Затем прямо на убранную могилу «левой» стороной расстилалась скатерть, ставилась кутья с зажженной свечой и все остальные блюда, из которых нужно было понемножку оставить для умершего. После этого по кругу пускали поминальную рюмку с водкой (хозяйка брала с собой две рюмки, одну ставили покойнику, вторая должна была объединять пришедших на кладбище).
На кладбище ели и говорили долго. Добрым словом вспоминали умерших родных, рассказывали интересные истории из их жизни, приглашали присесть за траурный «стол» близких и знакомых.
После продолжительного разговора и многочисленных причитаний ритуал поминовения заканчивался. Остатки еды раздробляли и разбрасывали по могиле — для птиц, часть отдавали нищим.
В современном мире многие традиции сохранились. В моём регионе (Дубровенский р-н) обязательно готовили рисовую кашу с изюмом, блины и яйца. На кладбище трапезу начинали именно с каши, каждый должен был съесть по три ложки. Проводится обряд того самого «христосования», когда каждый берет яйцо и идет катать его на могиле усопших, попутно «угощая» конфетой.
Отличие празднования только в том, что если раньше обедали именно на насыпи (кургане — бел.), то сейчас люди для удобства сделали столы и лавочки. Церковь перед этим посещают не все. Но благодаря машинам можно навестить всех родственников.
Для меня в детстве это был действительно особый день, когда ты можешь узнать о своём далёком родственнике, о котором никогда не слышал. Узнать, что у тебя такая огромная родня.
Радоница, в конце концов, просто хороший повод раз в год встретиться с близкими людьми, узнать много нового о своих предках, чтобы не потерять связь со своим прошлым и перенести её в будущее.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.