Наша
витебская ратуша. Сегодня в этом здании располагается городской краеведческий
музей, но так было не всегда. Изначально ратушу строили для заседаний витебского
органа управления – магистрата. Ратуша была центром торгово-ремесленного
города. Задолго до наших дней здесь были суд, полицейский участок, пожарный
двор, городская управа, банк, гаупвахта…
Ратушу возвели после получения городом Магдебургского права. Первая ратуша была деревянной. Однако из-за восстания 1623 года на будущий год город лишился Магдебургского права, а ратушу разобрали. В 1644 году здание ратуши отстроили заново, город же в те дни снова вернул свое право. В 1708, 1733, 1752 г.г. деревянное здание ратуши уничтожали пожары. И потому решено было возвести новую ратушу из камня в стиле позднего барокко. И вот в конце XVIII века здание приобрело новые черты: два корпуса и башню посередине. В 1833 году вместо шатровой башни возвели ротонду со смотровой площадкой и часами. В 1911 году надстроили третий этаж, а в 1984 году начался капитальный ремонт строения, на шпиле вместо звезды установили ветряк в виде кораблика.
А теперь внимание, знатоки, вопрос: сегодняшняя Ратуша – это та же самая ратуша, которая была выстроена в конце XVI века, или другая?
Теоретически, это ратуша и то ратуша. Стоит на одном и том
же месте, называется так же. И выполняла она одну и ту же функцию длительное
время, пока не переходила к следующей функции, но это происходило вовсе не
из-за ремонта.
Или если взять то здание ратуши, которое было отстроено уже из
камня в 1775 году. В 1873-1875 годах в нем были перестроены внутренние помещения, плюс со
временем убрали башню и настроили этаж. Однако стоит оно и сейчас на том же
самом месте, где и раньше. Да, видоизменилось внешне и внутренне, однако нынешнее
отреставрированное здание есть ратуша и прошлое тоже – ратуша.
А расположенная по соседству Воскресенская церковь находится на месте храма, который стоял здесь в XVIII веке. И хотя он построен в 2009 году, но практически по образу и подобию униатской церкви 1772 года, которая и возвышалась когда-то на том же месте. И снова тот же вопрос: когда восстанавливают разрушенные здания, на выходе получаются те же самые строения или уже новые?
Что за чушь, скажете вы. Это другая ратуша и другая церковь.
Хорошо, а группа «ВиаГра» в начале своей карьеры и сегодня, когда в ней уже побывало 16 разных девушек – это та же самая группа или
другая? Называется так же, поют в ней те же песни, что были в начале, разбавляя
изредка новыми, а девушки в одном и том же развратном образе так же красиво
танцуют.
Давайте попробуем разобраться. Существует такое понятие – парадокс корабля Тесея. Легенда гласит, что когда Тесей убил Минотавра и вернулся в Афины, его корабль пришвартовали в порту, но каждый год на нем совершали плавание на Делос. Перед каждым путешествием корабль обязательно осматривали и чинили, ведь некоторые доски начинали гнить, и потому их меняли на новые. И со временем в корабле не осталось старых досок, их все заменили. И тогда встал вопрос: тот ли это Корабль Тесея, на котором он вернулся с Крита в Афины, или уже другой? Если другой, то когда корабль перестал быть собой: когда в нем поменяли самую первую доску, последнюю или ровно половину? И что будет, если взять все старые доски и снова сложить из них корабль: будут ли эти два судна равны друг другу, или один будет оригиналом, а другой – репликой?
Если брать за основу эту теорию, становится понятно, что Воскресенская церковь была построена заново и через время - значит, скорее всего, ее можно считать новым храмом. А вот с ратушей все не так просто.
Или вот еще интересный пример. Храм Святого Креста в Дрездене пережил пять пожаров, он рушился от ливней, пережил войны, обстрел прусской артиллерии и бомбардировку союзников. Однако каждый раз церковь восстанавливали, возвращая камни на свое место и дополняя разрушенные места новыми камнями. Сегодня взгляд туристов притягивает необычный внешний вид храма: темные старые кирпичи вперемешку с новыми светлыми создают странный тандем. Так равна ли нынешняя церковь Святого Креста той, что стояла здесь в средневековье? Пожалуй, да. Существует одна гипотеза относительно парадокса корабля Тесея: объект остается собой, пока в нем сохраняются старые, первоначальные детали.
Можно привести массу других примеров: если в автомобиле
поменять двигатель, сиденья, все механизмы, а затем, спустя время, поменять
кузов на другой, и все эти детали будут идентичны, станет ли этот автомобиль
физически равен тому, который изначально покупался?
Возьмем Библию. Сначала в ней было только еврейское
священное писание Танах, потом добавились Ветхий и Новый завет, с Евангелие и
апокрифами. Библия все равно оставалась Библией, с тем же названием, не другим, хотя ее содержание со временем дополнялось
и дополнялось.
Когда же копия становится копией, а оригинал перестает быть оригиналом?..
Помните еще сказку «Волшебник из страны Оз»? Там Железному Дровосеку топор отрубает руки, ноги, затем туловище, и все это заменяется железными протезами, в результате чего вместо обычного мужчины из плоти и крови он становится живым существом, полностью сложенным из металла. Если реальная медицина сделает очередной шаг вперед, и настоящему человеку можно будет пришить новую голову, чем это будет: пересадкой головы или тела? И если человеку заменить постепенно ноги и руки на чужие, в какой момент этот человек перестанет быть собой, а станет кем-то еще?..
А вот еще интересный пример. Компания Sooam Biotech Research
Foundation, которая находится в Южной Корее, занимается клонированием собак.
Да-да, серьезно. Когда у хозяйки умирает питомец, она может прийти в компанию и
заказать клона своего любимца. Всего за каких-то 100 000 долларов ей вручат
точную копию погибшего Шарика. Организация на сегодняшний день клонировала уже
800 собак. Конечно, клон – это не тот же самый песель, однако он имеет
генетическую предрасположенность и потенциал для развития уникальных черт. Но с чего вдруг мы так уверены, что точная копия Шарика, молекула к молекуле, не является
оригиналом?
И насколько в этом случае человеческая личность стабильна?
Что касается человека, то известный факт, что клетки нашего тела постоянно обновляются.
Как видим, не обновляется лишь кора головного
мозга, зубы и хрусталик глаза. Они остаются такими же, какими были в момент
рождения и до момента смерти (зубы, конечно, один раз меняются). Так можно ли в таком случае сказать, что тот
ребенок, который родился когда-то у мамы и папы и вы сегодняшний, который вырос
из этого ребенка и сейчас читает мой пост – это два совершенно разных человека?
Гераклит по этому поводу говорил: «Ни один человек не может пересечь одну и ту
же реку дважды, потому что ни человек, ни вода не будут одинаковыми».
Несмотря на то, что можно заменить человеку конечности или органы, никогда нельзя будет заменить в нем все части до самого последнего хрящика. Соответственно, человек все равно останется собой. С другой стороны, считается, что человек – это его мозг. Но и с пересадкой одного только мозга, если бы она была возможна, все равно вопрос остался бы открытым: тот ли это человек или уже не тот. Однако раз несмотря на то, что почти все наши клетки меняются, а мы остаемся собой, личность нашу все же определяют сознание и чувства.
Так есть решение у парадокса Тесея?
Решать вам.
Если считать верным, что корабль оригинален только в том случае, если он
находится в том же состоянии, как когда впервые вышел из дока, то даже замена единственной
доски сделает его репликой.
И если верно то, что отремонтированный корабль не является оригиналом, потому что в нем нет истории, которую хранила каждая старая доска, и что заменив все доски постепенно, ремонтируя по мере надобности, корабль станет копией, то его все равно
нельзя будет назвать равным тому кораблю, который можно построить из старых досок.
Значит ли это, что не существует истинной подлинности?..
Тогда почему спустя 20 лет ВиаГра все равно называется так же и поет те же самые песни, если по факту это совершенно другая группа с другими участниками? Потому что юридически сохранилась изначальная суть и идея коллектива. А значит, де-юре — это все тот же самый коллектив под названием «ВиаГра».
Но стоит ли вообще беспокоиться из-за подлинности? Есть ли разница между оригиналом и репликой, если они идентичны? Можно купить кроссы Адидас, а можно качественный Абибас или вообще фабричный ноунейм ничуть не уступающий по качеству. Так зачем гнаться за оригиналом?
И что такое подлинник? Если он должен сохранять свою оригинальность,
то «ВиаГра» уже не та.
А если должен сохранять свойства и суть – то и «ВиаГра» остается ею же, несмотря на миллиард
рокировок внутри коллектива.
Мы сами наделяем вещи определенной ценностью, вот почему нам важно иметь «ту самую», а не реплику. И корабль Тесея – то, чем он является из-за своей истории. И пока в нем есть некоторая изначальная часть досок и механизмов, он все еще оригинальный.
А вы как считаете?
На сегодня познавательный ликбез окончен. Надеюсь, я сделала
вам немножечко интересно.
Автор: Малефисента.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Софийский собор. Хм, интересно, для чего его собираются строить - явно же не для красоты. Скорее всего, чтобы привлекать больше гостей в город. Гости "Славянского базара" - это одна публика, верующие - наверное, немного другая категория. И - деньги, деньги, деньги.
Про клонирование Христа раньше не слыхала. Что будет, если они оживят его, а потом что - снова уничтожат, чтобы проверить, воскреснет или нет?... А вот с клонами Ленина или СТалина, Гитлера и прочих я была бы поосторожнее. Хотя Гитлера вряд ли можно клонировать - вроде как было же доказано, что в его фюрербункере были обнаружены части тела дублеров. Но спорить не буду, не изучала досконально этот вопрос.
Для мамонта можно использовать слона, а не бабочку))) потому что мамонт и слон - "родственники" из семейства слоновьих и отряда хоботных, а бабочка - нет) Поэтому новый мамонт будет чуточку другой "породы", но все-таки мамонт) Может, лысоват, как знать))
У Клавы Коки другой репертуар) Если Клава не захочет петь, лейбл смогут передать новой участнице, которая перепоет ее песни. Как было с той же Асти. Потому что юридически идея, суть, песни, лейбл - тот же самый. А вот лейбл "Земфира" или "Виктор Цой" может стать только пародией, думаю)
Вообще, подлинность важна, особенно для собирателей артефактов, например. Вряд ли нумизмат захочет иметь монету, которую отшлифовали какой-нибудь фортуной и заново отчеканили, хотя это та же самая монета) Или коллекционер ножей хочет иметь нож какой-либо династии без вкрапления в него новых алмазиков условно взамен утерянных. А я могу и пиратскую копию кинА посмотреть - моя совесть чет спит, не знаю, будить не пробовала)))
Ждем-с ваш пост про "Москвич"....