Эйджизм: дискриминация или естественный отбор?

2 июня 2022 в 12:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Когда я была молодая, незамужняя и искала работу, часто натыкалась на объявления, где работодатель среди основных требований выставлял возрастной критерий отбора, например: искомым сотрудником должна быть девушка не старше 30 лет и без детей.

Тогда еще мне казалось, что все справедливо. Ну, например, требуется сотрудник в магазин на кассу: обычно чаще набирают девушек (а парней набирают туда, где требуется физический труд, например, грузчиков), без детей - чтобы не было постоянных больничных. Но вот почему только до 30 лет? Тогда же, в юности, я высокомерно предполагала, что если ты в 35 работаешь продавцом - то ничего не стоишь, ведь ты должна к этому возрасту уже уйти высоко вверх по карьерной лестнице. Вот почему таких "неудачниц", старше 30, брать не хотят, думала я. Ну да, водился за мной грешок кутаться в белое пальто – но это я так, по молодости, по глупости.

И лишь позже мне стало очевидно: на рабочем месте хотят видеть молодых, красивых, беззаботных дамочек без житейских сложностей, отпечатанных тёмными кругами под глазами. Дамочки должны на лету схватывать новую информацию и, желательно, соглашаться на низкую заработную плату: опыта ведь мало, а у нас очень серьезная фирма, где всему можно научиться, бла-бла. Есть, конечно, и другие причины, и сегодня я хочу с вами это обсудить.

Термин «эйджизм» был введен в США еще в 1969 году, но к нам пришел сравнительно недавно. Эйджизм – это дискриминация по возрасту, причем возрастные границы могут быть очень размытыми. Например, на одну работу вас уже не возьмут служить после 50 лет, а на другую – после 25. Все зависит от критериев отбора и стереотипов рекрутера.

Казалось бы, почему работник торговли, парикмахер или менеджер должен обязательно быть моложе 30-35 лет? Ведь чем старше работник, тем больше он накопил полезного опыта, тем эффективнее его профессиональная отдача. К тому же, двадцатипятилетний бухгалтер и другой, который столько же лет провел на рабочем месте – два совершенно разных, с точки зрения опыта, сотрудника.

Эйджизм – такая же дискриминация, как и сексизм («не женское дело») или расизм (сотрудник «неправильной» национальности или веры). И очень обидная: разве мужчина или женщина в 30-40 лет считают себя «старыми», неспособными нормально работать и учиться? Да зачастую к этому возрасту люди только начинают по-настоящему жить: в юности хочется путешествовать, отрываться, общаться, особо не задумываясь о дне завтрашнем. Тогда как на четвертом десятке большинство заводят семью и детей, бросают вредные привычки, увлекаются спортом и стремятся к стабильной уравновешенной жизни. Все, конечно, индивидуально. Но что-то я все равно не видела толпы мужчин под сорок с Альцгеймером. Или такого же возраста женщин, которые не в состоянии справиться со своими обязанностями, с которыми справлялись 15 лет назад.

Но эйджизм как раз тем и обоснован, что в более солидном возрасте якобы люди гораздо медленнее обучаются, сложнее воспринимают новую информацию и вообще, они менее гибкие, чем молодежь, в плане принятия решений. Однако взрослые сотрудники гораздо мудрее и опытнее. Так разве не лучше принять на работу того, кто старше, чем молодых и зеленых «чайников»?

Также считается, что более старшее поколение не хочет осваивать компьютерные программы, хуже понимает современные технологии, не поспевает за современным ритмом жизни, а также хуже коммуницирует с другими сотрудниками или начальством, особенно, если все эти люди младше.

Очень многие мои знакомые в свои 30+, 40+ и 50+ успешно проходят курсы, учатся чему-то новому и прекрасно развиваются. Еще одна моя знакомая женщина в 70 лет освоила компьютер с нуля. Так может, стремление к развитию зависит вовсе не от цифр даты рождения, а от желания всегда быть «на волне», повышать свою квалификацию и жадно поглощать новые знания. И причем тогда здесь возраст? Насколько поверхностно и предвзято судит рекрутер, если оценивает не опыт и знания, а цифры возраста или внешний вид?

Конечно, справедливо, что люди 60-70+, действительно, часто медленнее обучаются, имеют проблемы со здоровьем, но как это относится к поиску сотрудника не старше 27 лет, например? И куда потом идти работнику такой фирмы, когда колокольным набатом ему стукнет целых 27, и он в одночасье станет неликвиден? Столько вопросов, а где же ответ…

Существует еще понятие, которое является «ответвлением» эйджизма. Лукизм –предубеждение, что красивый высокий мужчина или стройная красавица-женщина успешнее других, и потому должны зарабатывать больше, чем остальные сотрудники. Таким образом, работодатель дает субъективно  красивым людям несправедливое преимущество. Вы когда-либо сталкивались с такого рода дискриминацией?

Поздно ли жить, если вам уже больше тридцати, или просто не стоит устраиваться к работодателю, который мыслит стереотипами?

И как вы сами считаете, почему возраст сотрудников ограничен такими странными цифрами, как 25, 30 или 40 лет?

И нежелание учиться новому в солидном возрасте – это нелепый предрассудок или наша реальность?
Поделитесь своим видением ситуации.

Автор: Малефисента

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

30 комментариев
Deni
2 июня 2022 в 08:12
Всё индивидуально, тоже звонил поинтересоваться по вакансии до 35 лет (в чём дело?), а мне 40 лет( спрашиваю старый уже?!))). Сказали с удовольствием рассмотрят все кандидатуры!
Страшнее Нью-эйдж)).
QuadDMG
2 июня 2022 в 08:23
никогда с таким не сталкивался, но думаю, что поиск людей до 25лет например, это простое желание сэкономить на сотруднике...хотя есть пример одного предприятия, где директором поставили молодого парня лет 30 по моему...и в течение 5 лет он почти всех пенсионеров уволил и набрал исключительно молодежь...скорее всего, для того что бы с ним никто не спорил из знающих людей и не качал свои права)
Мама Стифлера
2 июня 2022 в 13:16 ответ QuadDMG
Кирилл, возможно, пенсионеров не хотел увольнять предыдущий начальник-пенсионер, с которыми он прошёл, так сказать, весь путь от начала до конца. Смотря какое предприятие. Бывает, что пенсионерам давно делать нечего на работе, просто держат. Например, на эту зарплату никто идти не хочет. Если подчинённые позволяют себе качать права начальнику, обычно дело не в подчинённых, тут набирай - эне набирай..
Cbeta
2 июня 2022 в 16:44 ответ QuadDMG
Кирилл, у мужиков есть такая ранговость по возрасту. Представьте такой коллектив опытных токарей, а начальник приходит сопляк ни разу стружку в глаз не ловил и со всеми пальцами. Ох, не сложится у них, не сложится...
Karl
2 июня 2022 в 18:33 ответ Cbeta
Cbeta, Коллектив опытных токарей? Не подскажите - это где?
Aleksei81
2 июня 2022 в 09:44
Ну хорошо... Ну вот смотрите: каждое последующее поколение более "смышленое", чем предыдущее. Иначе так и сидеть бы нам в каменной веке да собирать вершки-корешки... Нынешняя молодежь, если перейдем на личности, очень шустра и активна, и если, допустим, из строя вышел инструмент или нужно что-то быстро починить, то они не станут изучать инструкцию и думать-кумекать что и как, а спросят у "Гоголя", найдут наиболее короткий Ю-туб ролик, и примут решение... Но впрочем, не станем и перехваливать молодежь, некоторые,- увы! - далеки от простейшего, в то время, как люди, которым уже "хорошо "за" могут быть очень продвинуты и своими идеями способны зажигать пассивную молодежь! Понятно, что приятней, когда обслуживанием столика в кафе занимается юная девушка или молодой человек, но это и понятно, ведь приходиться быстро и активно перемещаться по помещению да и порой выслушивать град критики, но с большим расположением, наверное, мы все же прислушаемся к советам женщины-косметолога, которой уже "за..." Кстати, последние в возрастом - моим! - кажутся все милее...
Очень многое, наверное, еще зависит и от специфики работы: где-то нужен опыт, который приходит только с годами, причем, работа эта весьма специфическая - те же специалисты стройнадзора, госэкспертиз, врачи-хирурги - люди в возрасте!
Интересно, что на том же Западе возраст, когда тебе за или около 45-50 - это еще не критический предел, а официальный допуск к работе! Например, система медицинского образования США настолько многоступенчата, что стать врачом с допуском к самостоятельной практике ты сможешь действительно к 40 годам! Примерно в том же возрасте в США становятся судьями после многолетней практики юриста или работы в смежных органах юстиции. И так далее...
Мама Стифлера
3 июня 2022 в 08:58 ответ Aleksei81
Aleksei81, полностьюс вами согласна.
И хотя термин "эйджизм" пришел как раз из США, там иначе относятся к возрасту. Да что говорить, если в 30 у нас ты уже- старородящая, а за бугром в 40 рожают спокойно, и никто такое клеймо не ставит.
Это как в детстве: сначала кажется, что предел взрослости - это 20 лет, потолок, 30 - уже старость, а дальше просто песок аккуратно подметай и все, больше ни на что не годен. Так и некоторые работодатели считают, видимо, что 30 - уже старость, а дальше уже только дом престарелых)
Галина Бобкина
2 июня 2022 в 10:30
А вот интересно, те, кто принимает законы по увеличению пенсионного возраста, в курсе этого явления? Вопрос, конечно же, риторический.
Cbeta
2 июня 2022 в 10:43

Когда переучивалась на новую профессию под сорок тоже думала про этот самый эйджизм, но все прошло хорошо. Да и нужно смотреть на человека, некоторые в 40 уже бабищи с потухшим взглядом, а некоторые ещё ого-го с ягодами в ягодицах))

У меня пример отца 70 лет, он спец по башенным кранам. А там физически нужно смочь залезть на кран и постоянные командировки. Но вот не отпускают на заслуженный отдых, бо понаберут маладых, у которых на уме только бухнуть и когда зарплата.

Мама Стифлера
2 июня 2022 в 13:22 ответ Cbeta
Cbeta, да есть и в 20 уже такие бабищи с потухшим взглядом, которым ничего не интересно. Тут да, от человека все зависит...
А сегодня я была бабищей с диким взглядом и орущая на всю улицу. Господи, скорее бы закрыть больничный и в сад!..)
Cbeta
2 июня 2022 в 16:41 ответ Мама Стифлера
Малефисента, пусть поскорей выздоравливает, лето ж на дворе, негоже болеть)
Мама Стифлера
2 июня 2022 в 16:57 ответ Cbeta
Cbeta, спасибо =* Ну, это ж как всегда бывает..)
Cbeta
2 июня 2022 в 10:57
Нет мотивированнее сотрудника, чем разведенная женщина с двумя детьми и ипотекой)))
id43155
2 июня 2022 в 11:14
В Беларуси уже,даже не скоро, а уже, проблема не в возрасте а вообще найти сотрудников.
Много желающих рабоать в евроопте за кассой или грузчиком или даже бухгалтером? Вот не много желающих,раз их ищут,вообще откройте Республиканский Банк вакансий(я его регулярно мониторю)и посмотрите кто нужен на работу,нужны все и везде, а вот желающих,что то совсем нет работать за идею и еду,а в родном Витебске 90% вакансий именно такие.
QuadDMG
2 июня 2022 в 12:19 ответ id43155
Антон, лет 5назад наверное наткнулся на вакансию секретаря со знанием английского и китайского языков в какой-то гос.конторе...зп предлагали 150у.е. в Витебске-)))
id43155
2 июня 2022 в 12:38 ответ QuadDMG
Кирилл, Я вам про это и говорю,весь смысл работы на государство в Беларуси,особенно в Витебске-это работа за идею и еду.
Вот около европта, что в пирамиде стоит человек и просит деньги,и я ему всегда рубль два даю, ну и так с ним разговорился,в день он 10 рублей всегда имеет а то ибольше,я ему сказал,что бы он не в коем случае не шёл работать,потому,что заработает он столько же но и ещё здоровье своё положит,лучше действительно просить деньги чем быть рабом.
Наталья Кекс
2 июня 2022 в 12:12
Работодатель подбирает персонал под ценности ,концепцию и принципы компании ( я про частные организации). Никому не интересно брать сотрудников на 1-2 месяца : всем хорошо , когда человек устраивается на долгий срок и будет приносить пользу фирме, а она ему . Поэтому и условия подбора разные : если я ищу бухгалтера - то смотрю на опыт и стаж работы, а если я ищу курьера - то понятное дело ищу студентов, которые побегают пару часов между парами и денюжку заработают. А вот если я ищу менеджера по продажам , то скорее это будет 30-40 , потому что после 50 человек более консервативен , а мне нужна ловкость, гибкость, маневринность и да, чтоб и дети были, и оседлость в городе.
И во всех вариантах не про эйджизм, а про понимание как достичь цели,как работать высокоэффективно у обеих сторон в компании .
QuadDMG
2 июня 2022 в 12:22 ответ Наталья Кекс
Наталья, брать сотрудника на 1-2 месяца очень распространено в рашке, типа испытательный срок, за который копейки платят и говорят что ты не подходишь фирме, как бы ты себя не проявил...ну а потом нового дурачка находят...
Мама Стифлера
2 июня 2022 в 13:26 ответ QuadDMG
Кирилл, ооо, у нас тоже такие фирмы есть. Берут якобы на стажировку, за гроши. Налоги за тебя не платят и нигде не оформляют. Только начинаешь качать права, за ворота и следующий.
Мама Стифлера
2 июня 2022 в 13:28 ответ Наталья Кекс
Наталья, а если требуется продавец в частный магазин, девушка до 27 лет, разве это говорит о том, что в условные 30-35 она будет продавать хуже?
Конечно, есть реальные требования кандидату, основанные на вполне логичных запросах а есть вот.
Наталья Кекс
2 июня 2022 в 13:34 ответ QuadDMG
Кирилл, мы сейчас не в рашке ( ...пока еще ..) и я говорю про нормальные фирмы. зачем мне брать сотрудника , обучать его , тратить на него свое время , свой ресурс, оплачивать его испытательный срок. ???? я говорю с позиции нормальной фирмы, не любящей текучки кадров. а то, что где -то там кто-то так поступает - везде и всюду есть всякой много фигни ....
Наталья Кекс
2 июня 2022 в 13:37 ответ Мама Стифлера
Малефисента, так пост про что ? про фирмы однодневки ? или про странные запросы от разных компаний ? мы не знаем, почему именно тому магазину требуется девушка до 27 лет , мы не знаем ассортимент этого магазина и его концепцию. Ну так захотел владелец, его право ...
Aleksei81
2 июня 2022 в 13:40 ответ Мама Стифлера
Малефисента, мне кажется, что здесь дело не в возрасте как таковом, а в возможности этой особенностью возраста манипулировать! Если продавцу-девушке, условно, 23-25 она более внушаемая и послушная, чем та, которой уже за 30... Нет, всякое бывает и всякое может встретиться, но, как правило...
Мама Стифлера
2 июня 2022 в 16:54 ответ Наталья Кекс
Наталья, а где я вам говорила про фимы-однодневки? Про таковые был ответ Кириллу, с вами я вела другой тред. Пост о том, что существует дискриминация по возрасту при приеме на работу. Вы своим ответом как бы объясняете обратное, кто и почему нужен работодателю, а я утверждаю, что бывают и абсолютно нелогичные возрастные рамки, которые ставятся при приеме на работу. И если, например, ты хочешь устроиться, тк и специальность твоя, и зарплата, и условия, но вот беда - возраст уже "не тот". А внятного ответа, почему так, никто не дает) А я вас спросила - ну, судя по вашим комментам, вы работаете в отделе кадров в нормальной фирме, вдруг знаете, почему так)
Мама Стифлера
2 июня 2022 в 16:56 ответ Aleksei81
Aleksei81, очень согласна) Особенно касается начальников-самодуров, которые и платить не хотят, и поорать дома нельзя, а найдешь такую молодую да неуверенную, и глаз радует, и сорваться при случае можно, и в большую копеечку не вылетает)
id52891
2 июня 2022 в 20:25 ответ Наталья Кекс
Наталья, не знаю, какие там концепции и принципы, но многие, кто столкнулся с поиском кадров говорят так - мы уже готовы брать на работу не мегаспециалиста, а просто адекватных людей...
проблема с кадрами существует и она болезненна и серьезна...
Светлана Воронович
3 июня 2022 в 09:20 ответ Наталья Кекс
Наталья, а маневрИнность, что за деловое качество сотрудника? Это умение манерно врать? Вы таких сотрудников в свою фирму подбираете?
Наталья Кекс
3 июня 2022 в 11:54 ответ Светлана Воронович
Светлана, спасибо, что указали на орфографическую ошибку в слове .вот же "век живи- век учись" ! по значению слова - это умение маневрировать , совершать маневры.
И нет, Светлана, это не про врать,это про другое, но каждый видит, то , что хочет видеть за словами)
Наталья Кекс
3 июня 2022 в 11:57 ответ id52891
id52891, согласна ! но это уже тема другого поста. а в этом посте речь идет про эйджизм, и мой посыл в том, что нет никакого эйджизма, а есть подбор сотрудников по определенным критериям, если нужен человек на долгосрочную перспективу
id52891
3 июня 2022 в 21:23 ответ Наталья Кекс
Наталья, в условиях контрактов никто не рассчитывает на долгосрочную перспективу... к сожалению...