«Хочу 100 баллов!» — интервью с репетитором

28 июня 2022 в 07:58
Поделиться
Класснуть
Отправить

Кто, как не репетитор, поможет хорошо подготовиться к ЦТ. Понятно, что нужно делать родителям: заплати и жди хорошего результата. Но всегда ли так работает? Возможно ли подготовить ребёнка к ЦТ по математике за один год? А если мой ребёнок «гуманитарий»? Как вообще найти подходящего учителя? А что думают насчёт этого сами репетиторы? Давайте спросим у одного из них.

Щеглова Наталья Владимировна — учительница математики, которая с недавнего времени работает в новом лицее ВГУ им. П.М. Машерова. До этого свой опыт (18 лет) она накапливала в витебской школе № 31. А с 2020 имеет звание «Учитель года». Параллельно с этим Наталья 5 лет работает репетитором. И сегодня она попробует ответить на вышеперечисленные вопросы.

Родителям важен стаж работы. Когда вы начали заниматься репетиторством?
Первые уроки я проводила будучи студенткой. Это были занятия с маленькими детьми (5−6 класс). В качестве полноценного репетитора я себя принимаю в районе 5 лет. Это моя постоянная деятельность в течение двух лет.
Какой может быть минимальная и максимальная ставка за одно занятие с репетитором в Витебске?
В целом, я знаю, что студенты даже до 10$ берут за одно занятие. А так может доходить и до 20$. Смотря, кто сколько готов платить за обучение, насколько заинтересованы в самом репетиторе родители и дети.
Можно ли хорошо зарабатывать только на одном репетиторстве?
Несомненно, да. Кто-то может работать вообще сутками. Например, я знаю человека, который перешёл только на репетиторство. Он неплохо зарабатывает и при этом хорошо себя чувствует, проводя 3−4 занятия в день. У него один выходной в неделю. Такие люди есть. Зарабатывать больше обычного учителя можно однозначно.
Как выбрать подходящего репетитора?

Родителям я бы советовала выбирать по личности человека, а не по возрасту. Если вы видите, что вашему ребенку с этим человеком будет комфортно — это ваш репетитор. Знания, которые нужны в школе, не гигантского объёма, для этого не нужно иметь семь пядей во лбу.

Как вообще ищут репетиторов? Обычно через знакомых. Ведь даже «в интернет-рекламах часто врут». Натыкаешься на рекламу, где написано следующее: «У этого учителя за два года 16 стобалльников». Мне обидно за тех родителей, которые на это поведутся. Талантливый педагог. На зачем писать, что из 56 стобалльников, которые были за два последних года, 16 — его… Как так можно врать? Неужели жажда денег важнее собственной самооценки. Поэтому искать можно через знакомых. Иногда молодой и неопытный педагог сделает гораздо больше, чем человек с именем, званием или какими-то регалиями.

С какой целью к вам приходят учиться?

Конечно, для подготовки к сдаче централизованного тестирования. Бывает такое, что люди просто говорят: «Нам нужно поддерживать математику вот на таком-то уровне, посмотреть, что надо проработать».

У меня был необычный опыт — мальчик-семиклассник. Ему просто нравилось решать олимпиадные задачи, которые в школе не задают. Я ему подбирала интересные задачки вне школьной программы на какую-то определенную тематику. Парадокс в том, что и родителям не нужны были какие-то результаты. Это было просто увлечение, хобби.

Можно ли за год подняться от маленького порога до 100 баллов?
Это должен быть уникальные ребёнок, который до этого дремал или жил в лесу. Есть свой порог у каждого. Например, приходит ко мне человек и готовит: «У меня было 30 баллов, хочу 60». Всё супер. Но если «у меня было 20, а я хочу 90» — я понимаю, насколько это нереально. Нужно уметь себя оценивать. Можно потянуть деньги и сказать: «Я вам обещаю, всё будет». Но никогда за год ты не поднимешь этот пласт работы.
Как вы строите отношения с учениками?

Все зависит от человека. Я просто люблю тех людей, с которыми работаю. Здесь важно полное принятие друг друга: и тебе должно быть комфортно, и другому человеку тоже. Но если я понимаю, что этот ребёнок не привязан, я не буду с ним работать. И не потому что я такая гордая. Я просто не смогу перешагнуть через себя в работе с ленивыми детьми. Ты сразу понимаешь, что ребёнок не горит этим.

Может прийти человек с 20-ю баллами и хотеть 40, 50 баллов. Когда он начинает практически с нуля, а затем 45−50 баллов для него «вау». И он к этому придёт. Тогда и я готова пересиживать, работать в два раза больше.

Вы отказывались когда-нибудь от учеников? Или они от вас?
Конечно. Не так давно в этом году был случай. Чистейшей ребенок-гуманитарий, как я их называю. Мы поговорили с мамой, я ей объяснила, что «не надо, не лезьте в математику». В 11 классе они решили, что нужна мужская профессия. Соответственно, нужно сдавать ЦТ по математике, физике. Парень, который учился в гуманитарном классе всю жизнь, резко решил изучать эти предметы…
Расскажите о взаимоотношениях с родителями. Иногда складывается такое впечатление, что репетиторство нужно больше родителям, чем их детям.
Практически всегда так. Услуги репетитора оплачивают родители, и если родитель не заинтересован, то маловероятно, что ребенок придет и скажет: «Мне это надо». Если ребёнок заинтересован, он и в школе будет выкладываться на все 100%.
При каких условиях занятия с репетитором будут эффективны?

Однозначно, это должна быть системная работа. То есть без прогулов, без пробелов и всего прочего. Я всегда придерживаюсь позиции, что занятия нужно посещать 2 раза в неделю, и ребёнку нужна дополнительная самостоятельная работа.

Есть ли для вас понятие «сложный ученик», которому тяжело дается обучение?

Конечно. Я сейчас могу врать и говорить, что у каждого ребенка есть изюминка и талант, но это не так. И это не исчисляется количеством серого вещества в голове. Это просто отношение ко всему происходящему. Есть такие люди. Это выбор самого человека, но сначала это был выбор родителей.

Мне нравится волшебное заблуждение: «До 10 класса он будет просто ничего не делать и наслаждаться жизнью, а потом найдутся репетиторы, которые поработают с ребенком — и он сдаст всё на 400».

Может ли школа подготовить ученика к идеальной сдаче ЦТ?
Да, может. У меня был выпуск, в котором 4 человека сдали на 100 баллов. Ни у кого не было репетитора. Но это была работа с 5-го класса на углубленном уровне. То есть они этой математикой увлекались на протяжении большого количества времени.
А ребенок может самостоятельно подготовиться к ЦТ и сдать его на 100 баллов?
Да. Если он ходит в школу, не пропускает, у него есть талантливый учитель, которого он любит. А значит, что он любит предмет, и у него фантастическое трудолюбие. Всё зависит от труда. Если ребенок хочет — всё получится на 100%.
Сейчас есть онлайн-школы, которые готовят учеников по любым предметам. Как думаете, может ли такое обучение заменить реальную школу?
Я отношусь с опасением ко всем этим онлайн-вещам, потому что это «разглаживает» сильно, особенно маленьких детей. Абсолютно невозможно сосредоточиться на протяжении часа или более. Для детей это непросто. При встрече ты хотя бы можешь посмотреть в глаза. И как-то c помощью своей харизмы что-то сделать.
Вы работали со взрослыми людьми? Это сложнее или легче?
Да, это по-другому. Совсем по-другому. Был человек, который поступал в технологический университет. На тот момент ему было 26−27 лет. Взрослые люди воспринимают всё более осознанно. Они четко понимают, для чего им это надо. Это реальная возможность себя оценить. У него за спиной никто не стоит, он несет ответственность только перед самим собой.
Что вас бесит в вашей деятельности? И что приносит вам огромное удовольствие?

Больше всего не нравится неопределенность. Бывают такие года, когда ты работаешь с уникальными детьми. Но, к сожалению, бывает, что и ты работаешь, и человек работает, но результат не достигнут.

А удовольствие в том, что у репетитора, как у спринтера, есть финиш. Работа на протяжении года или двух, есть временные рамки, и это супер. Мне это всегда помогает быть в тонусе, я обожаю быть в предвкушении результата, поэтому спринтерские моменты — для меня всё!

Автор: Надзейка

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

17 комментариев
komandanteChe
28 июня 2022 в 08:29
Да... порой отрепетиторов требуют невозможного. "я же вам деньги плачу, как так мой ребенок не стобалльник"... Тут двойная работа нужна и ученика, и учителя. Мой малой в средней школе, но уже сейчас я задумываюсь про поступление. Цены на обучение растут, как на дрожжах. Платное вряд ли потенем, уж лучше найти хорошего репетитора, вложиться в подготовку.
Aleksei81
28 июня 2022 в 08:59
Так, ну давайте... В целом, я знаю, что студенты даже до 10$ берут за одно занятие. А так может доходить и до 20$...
Я понимаю, что факт деятельности репетитора может осуществляться без оформления ИП, и даже факт приема наличных вы можете не оформлять документально, НО!!!
При расчетах в качестве репетитора используется все же белорусский рубли, а если инвалюта - то "в эквиваленте", да? В противном случае - это незаконное принятие иностранной валюты, и штраф - от 50 до 100 б.в. Поэтому в "оценке" будьте осторожны, а то еще и иноагентом признают! Ну и единый налог, не большой, но тоже стоит уплачивать...Но в принципе, он покрывается за занятие-два, не стоит переживать, но все же не себе в карман!
Ну и на дорожку, анекдот:
- Мам, пап, мы поедем этим летом на море?
- Этим летом на море поедет твой репетитор!!!!
Валерия Фризен
28 июня 2022 в 11:45
Красивая преподавательница, успехов в профессиональной деятельности Вам!
Silver
28 июня 2022 в 13:43
вот можно объяснить, почему и тут у нее все в долларах? Где у нее составляющая себестоимости в валюте?
Артём Лабода
28 июня 2022 в 14:12
Если репетитор реально крутой, то 10 баксов в час — это окей. Но ведь в подавляющем большинстве случаев в кач-ве репетитора выступает лицо, которое на самом деле само нуждается в репетиторе. Особенно если мы про иностранный язык.
AnJam
28 июня 2022 в 15:11

Так люблю отечественное образование. А зачем тогда школа, простите? Открытым текстом говорят, что без репетитора вроде как даже нет шансов сдать эти тесты-уесты. Как раньше экзамены сдавали без этого вливания бесконечного денежного потока в ребёнка?

Если школьная программа не успевает за школьными же экзаменами, то о чём можно вообще говорить?..

nadyaradya
28 июня 2022 в 15:56 ответ AnJam
AnJam, Стоило дочитать статью до конца) Репетиторство - это практически всегда родительская прихоть. Если ребенок внимателен и старателен в школе, то и результат будет показательный. Ну а если он в школе "лынды б'е", то никакой репетитор не поможет)
Aleksei81
28 июня 2022 в 16:03 ответ AnJam
AnJam, недобразовательный процесс стал таковым именно с 90-х, когда реформа (в т.ч. в образовании) сменяла реформу, и в итоге шло шараханье от методике к методике, изобилие различных образовательных программ, за которые отваливались гранды, и разработчик думал о деньгах, а не о благе обучения, бюрократия и учебный план, где на обучение какой-то темы отводиться лишь сколько-то часов. В итоге все изучается поверхностно, потому что распространить тему на класс в 30 учеников за академический час практически невозможно. Плюс школьный учитель, затумканый тем, чтобы отчитаться о выполнении внешкольных мероприятий по сбору вторсырья, и проведению школьных часов, а не на выполнение прямых обязанностей... И здесь разница между школьной методикой и репетиторским подходом как и между спортом и физкультурой. Физра, как и школьная программа, направлена на умеренные нагрузки, в ней нет гонки за результатом - выпускники выпустились - и все! - заниматься можно самому (самостоятельно осваивать предмет), а если по физкультуре и проводятся соревнования, то лишь любительские... Все равно, что у доски отчеканить выученный стишок или решить задачу! В спорте, как и с репетитором, есть направленность на результат - те самые 100 баллов, - ученик подразумевает, что будет соперничать за эти баллы с другими, в конкурентной и примерно равной борьбе, и готовить его и напутствовать будет наставник-тренер (репетитор) по особой программе, в том числе и с учетом психологических особенностей ученика!
Aleksei81
28 июня 2022 в 16:14 ответ nadyaradya
nadyaradya, не скажите... Я помню своего репетитора по истории Беларуси, и он был необходим мне для поступления в ВУЗ, потому что сведений из школьного учебника и тематических материалов из прочих источников явно не хватало. И я это стал понимать буквально с первых занятий! При том, что и без того постоянно выдвигался от класса и школы на какие-то межшкольные соревнования и олимпиады по истории ( в т.ч. Беларуси). Репетитор и помог систематизировать то, где было густо и дополнить там, где было пусто! Причем репетитор готовил одновременно со мной и еще двоих кандидатов, и хотя по логике, мы должны были считаться конкурентами на место, но в итоге прошли и поступил втроем!
nadyaradya
28 июня 2022 в 16:21 ответ Aleksei81
Aleksei81, согласна, занятия с репетитором даёт приемущество. Но это при словии, если ребенок сам замотивирован
Aleksei81
28 июня 2022 в 16:39 ответ nadyaradya
nadyaradya, ребенок, да, должен проявлять мотивацию... Был у меня пример, у меня их вообще массы (!), когда я вовсе не тянул математику, и с каждым уроком я это чувствовал все острее и, надо признать, болезненнее... Потому что на контрольных я только и выискивал тех, к кому можно обратиться, чтобы списать, а у доски того, кто мог подсказать... Математика тянула меня вниз, а учиться еще предстояло долго! Но нашлись добрые люди, пусть не репетиторы в классическом смысле, которые за определенную сумму (родители все видели, понимали, что надо помогать, а я, что называется, "созрел") взялись за меня! Передовиком математики я не стал, но эффект получился быстрым и в целом ошеломляющим, когда и у меня стали списывать решения.... И это, конечно, приятно! И хотя математика не была предопределяющим для меня направлением, но мотивация исправить положение и быть в числе хотя бы стремящихся к высоким оценкам присутствовала. Да, у меня была итоговая "четверка" (из пяти возможных), но скорее потому, что я сам не желал лучшего! "Четверка" меня вполне устраивала, тем более, это был уже выпускной класс и математика уже не определяла направления для поступления в ВУЗ... Катился самокатом, и даже на выпускном, как помню, требовалось решить 5 задач из 6-ти, а шестая была для "медалистов", но я на медаль не шел, и потому только откатал пять номеров, получил очередную "четверку",и был таков! Не нужна мне была та пятерка... Честный я был, идейный!!!
AnJam
28 июня 2022 в 16:43 ответ nadyaradya

nadyaradya, простите, а кто или что может замотивировать ученика 6 класса, например?

Понятно, что есть такие дети около вундеркинды и просто ботаники-заучки, которым нравится грызть этот гранит и тд, и тп.

Но большинство мотивировать должна школа. А как мотивировать, когда опять же большинство учителей сами не замотивированы? Им всё равно. И только в этом одна из основных проблем. Педагогика современная себя почти полностью дискредитировала.

Из толпы своих учителей школьных я могу только несколько человек назвать, которые не только сами любили и знали свой предмет, но и влюбляли в него учеников.

Поэтому и повсплывали репетиторы по всем подряд предметам. Ладно химия-физика, но ля... география? Это как надо игнорировать гуманитарные предметы в школе, чтобы для них брать репетитора?

ПыСы: у меня нет абсолютно никого негатива к героине поста. Хочется верить, что это учитель и в стенах школы и вне их, который учит по-настоящему. За идею типа ну и за деньги иногда. Но таких единицы. И вы это прекрасно понимаете.

Мама Стифлера
28 июня 2022 в 17:45 ответ AnJam
AnJam, я с вами соглашусь насчет мотивации. Как вообще замотивировать, чем, туманной перспективой, что "потом будешь дворником"? Когда ребенок это слышит 11 лет, это так себе мотивация. я ни в коем случае не в обиду автору поста, согласна, что репетиторы нужны. Но если ребенок сам ни в зуб ногой не хочет, какие найти слова, чтобы захотел? Вот в чем вопрос.
Дмитрий Тт
29 июня 2022 в 00:09 ответ AnJam
AnJam, у вас все должны делать другие, а ради ели зачем? Это ваш ребёнок, мотивируйте его, не надо перекладывать на школу
Дмитрий Тт
29 июня 2022 в 00:12 ответ Aleksei81
Aleksei81, рассуждения делитанта, далёкого от образовательного процесса...
Aleksei81
29 июня 2022 в 05:39 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, смотри-ка,кто заговорил?! Ну давай, Дмитрий,выкладывай,если есть,что сказать по теме...думаю многих ты заинтриговал своим началом... Ждём!
id40101
30 июня 2022 в 15:10
Хорошая статья!