Сегодня у нас день чуть-чуть особенный. Мы с радостью и исторической гордостью представляем авторский проект нашего нового автора Станіслава Лацінскага.
Называется он, как уже некоторые догадались, глядя на обложку — «Проект 974».
О чём проект? О Витебске. О том, каким он был когда-то давным-давно — красивым и воинственным, с князьями, крепостями и всем тем, что сейчас можно найти только на страницах учебников и старинных летописей.
Почему «Проект 974»? Можно объяснить, используя стандартный юмор, и ответить «чтобы никто не догадался». Но по факту наш креативный отдел решил, что 974 — идеальное число для названия. К тому же, так совпало, в 974-м году был основан Витебск. А слово «проект» используется для таинственности и красоты.
Сегодня первый пилотный выпуск в рамках проекта 974, который будет посвящён князю Ольгерду. Именно ему установлен памятник в Витебске, и здесь он при жизни отличился. А чем и как — читайте пост.
Ольгерд родился в семье великого князя литовского Гедимина и полоцкой княжны Евны. И если отец Ольгерда оставил значительный след в истории, то о матери практически ничего не известно.
Гедимин уже при жизни стал легендой — он был известен не только как основатель столицы Великого княжества Литовского, города Вильно, но и как успешный политик, яростный противник крестоносцев и активный собиратель русских земель.
Евна же упоминается в летописях лишь единожды, и то в связи со своей смертью, поэтому вокруг личности княжны до сих пор не утихают споры.
Всё началось с женитьбы.
Ольгерд женился в 22 года. Его супругой стала Мария Ярославна, дочь витебского удельного князя. Тогда же юный Ольгерд, до этого момента остававшийся язычником, решил принять христианство, что стало в его жизни определяющим решением.
Брак был выгоден обеим сторонам. Ольгерд укреплял восточные рубежи Великого княжества Литовского, Витебщина же получала сильного покровителя и защитника.
После смерти своего тестя, который не оставил прямых наследников, Ольгерд получил на княжение витебские земли. Случилось это в 1320 году. До этого князь вместе с женой жил и правил в Усвятах.
Витебчане благосклонно приняли нового правителя. Ольгерд же, не теряя времени даром, решил заняться благоустройством своих владений. Помогала ему в этом уже вторая жена Ульяна Тверская. На ней Ольгерд женился после смерти Марии.
Итогом его трудов стало то, что Витебск из обыкновенного города превратился в одну из самых мощных и процветающих крепостей в Восточной Европе, однако более подробно об этом мы расскажем позже.
Тут стоит отметить, что Ольгерд, будучи уже великим князем литовским, правил в стране не один. Он делил власть со своим братом Кейстутом. Оба брата правили дружно и обязались всё приобретённое делить поровну. Кейстут в первую очередь вёл борьбу с крестоносцами, а Ольгерд… со всеми остальными.
Именно так. Ольгерд воевал со всеми своими соседями сразу и весьма успешно. На одних только крестоносцев (главных противников Литвы и Руси в ту пору) князь ходил 40 раз!
Впервые он столкнулся с рыцарями-монахами при обороне Пскова в 1341 году. Благодарные псковитяне предложили Ольгерду стать их князем, однако он отказался, оставив им вместо себя своего сына Андрея.
Другое значимое столкновение с крестоносцами произошло в 1348 году, на реке Стрева (около Ковно (Каунас)). Ту битву князь проиграл, однако нанёс Ордену такой колоссальный ущерб, что крестоносцы с того момента больше никогда не устраивали крупных походов на Литву и Русь, ограничиваясь лишь мелкими набегами.
Истинным триумфом князя можно считать битву на Синих Водах (река Синюха на юге Украины), случившуюся в 1362 году (по другим сведениям — в 1363). В результате этой битвы были разбиты три ордынских войска — Крымское, Перекопское и Ямбулокское, а Киев и иные русские земли были освобождены от ордынского ига и вошли в состав ВКЛ.
Не избежал Ольгерд столкновений с Московским княжеством, трижды устраивая походы на него в 1368, 1370 и 1372 годах. Помогал ему в этом деле давний союзник ВКЛ — Тверское княжество. Москву Ольгерд, к слову, не захватывал ни разу. Закончилось прение в итоге полюбовно.
Воевал Ольгерд так же и с Польским королевством. Спорили державы за Волынскую землю, поделив её в итоге между собой.
В результате всех этих кампаний территория Великого княжества Литовского увеличилась вдвое. Секрет успеха Ольгерда был прост — князь воевал, как свидетельствовали современники, «не столько силою, сколько умением». А ещё Ольгерд был последовательным трезвенником — князь не пил ни пива, ни меда, ни вина, ни даже кваса.
Славянский элемент всегда доминировал в Великом княжестве Литовском, однако для Ольгерда это было не совсем очевидно. Именно Ольгерд сделал белорусские земли ядром Великого княжества, а старобелорусский язык закрепился и стал основным.
На старобелорусском писались многочисленные акты, грамоты, статуты, произведения религиозного содержания и летописи. Ранее для этих целей использовалась также и латынь.
Старобелорусский язык стал основным языком общения правящей династии и знати. До этого, вероятнее всего, употреблялся так же и литовский язык, который при этом никогда не использовался в делопроизводстве. Впоследствии старобелорусский язык окончательно вытеснил и без того ограниченный литовский, который стал языком простонародья.
Современники были очень высокого мнения об Ольгерде. Согласно свидетельствам, князь был очень умён, знал множество языков и отличался крайним аскетизмом. Ольгерд избегал пирушек и развлечений, и, как мы уже упоминали ранее, никогда не употреблял алкоголь.
Именно сдержанность князя, по мнению современников, стала причиной его грандиозных успехов, так как позволяла ему во всех смыслах трезво смотреть на вещи. Принцип «не силой, а умением» имел для Ольгерда первостепенное значение. Впоследствии этот принцип перенял великий русский полководец Суворов.
Самым неоднозначным моментом в биографии Ольгерда считается вопрос о его вероисповедании. Мы уже упоминали то, что князь принял крещение перед свадьбой, однако существует мнение, будто бы это было сугубо прагматическим решением ради выгодного брака. Однако сам Ольгерд при этом якобы всю жизнь оставался язычником.
Сторонники этой теории опираются на несколько задокументированных эпизодов. В первую очередь о язычестве князя упоминают хронисты Тевтонского ордена. Согласно им, Ольгерд был похоронен по литовскому языческому обряду, с ритуальным сожжением оружия и боевых коней.
Существует так же предание о трёх слугах Ольгерда, известных православным христианам как Виленские мученики. Согласно житию мучеников, Ольгерд приказал погубить их за то, что они тайно приняли христианство.
С прямыми доказательствами трудно спорить, однако здесь далеко не всё так однозначно.
Во-первых, в последний путь Ольгерда провожала не только знать православного и католического вероисповедания, но так же и язычники. Они же и могли справить по любимому правителю тризну. К тому же, Тевтонский орден был крайне заинтересован в представлении ВКЛ, как оплота язычества, тем самым обосновывая свою экспансию.
Во-вторых, с житием Виленских мучеников дела обстоят весьма не однозначно. Первоначальный вариант жития не содержал имени князя-мучителя. Ольгерд там стал фигурировать уже много позже. Возникает так же путаница и в датах — согласно житию, мучеников казнили в 1347 году, но Ольгерд тогда уже лет как двадцать был христианином.
В Православной церкви же принят компромиссный вариант жития. Согласно ему, Ольгерд лишь стал жертвой обстоятельств и был вынужден повиноваться воле литовского жречества, которое и пожелало казни мучеников. Вариант не так уж и далёк от истины, так как в то время литовские жрецы действительно всё ещё имели огромную власть и авторитет в ВКЛ.
Так или иначе, достоверных свидетельств о христианском вероисповедании Ольгерда куда больше.
Во-первых, Ольгерд покровительствовал Православной церкви. Князь способствовал массовому строительству церквей в ВКЛ, а в частности — в Вильно. Построенные Ольгердом храм Святого Николая, Пятницкая и Свято-Духовская церкви используются верующими до сих пор.
Во-вторых, князь яростно боролся с влиянием жречества и язычеством в целом. Апогеем этого противостояния стало языческое восстание 1365 года, которое князь жестоко подавил, делая это, к слову, в назидание всем гонителям христианства.
В-третьих, существуют свидетельства, что Ольгерд перед смертью принял схиму — высшую степень православного монашества. Язычник вряд ли бы пошёл на такой шаг.
Ольгерд сыграл огромную роль в истории нашей страны и нашего города. Успешная внешняя и внутренняя политика, а так же забота о вверенной ему земле и городе обеспечила великому князю народную любовь, которая дошла и до наших дней. И таким образом становится совершенно очевидно, по какой причине конная статуя великого князя литовского Ольгерда украшает собой исторический центр нашего города.
Признают заслуги Ольгерда и наши соседи. Например, князь был помещён на памятник «Тысячелетие России», установленный в 1852 году в Новгороде. Ольгерд запечатлён рядом с Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Петром I и другими государственными деятелями России.
Автор: Станіслаў Лацінскі
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.