Эту удивительную историю нам рассказала жительница деревни Вяжище Бешенковичского района Любовь Григорович. Она хранит почти столетнюю икону, которая досталась ей от бабушки. В образ Богородицы в войну стреляли пьяные немцы. Затем они могли расправиться с многодетной семьей. К счастью, этого не произошло. С тех пор икону передают по наследству старшим дочерям в роду и считают реликвией.
Икона Божьей Матери «Споручница грешных». След от пули хорошо виден и почти через 80 лет после войны. Фото: семейный архив
— Насколько я знаю свой родовод, мои предки — все «туташнія», вяжищенские, — рассказывает Любовь Григорович, старейшина деревни Вяжище, сотрудник Бешенковичского районного центра культуры. — Когда-то село было большим: под 100 дворов и около 1000 жителей. Вяжище впервые упоминается в XVI веке: на высоком берегу Западной Двины находилось помещичье имение, а чуть выше по течению — деревня. В этом месте река делает два крутых поворота, и тут ловили сплавляемый лес, вязали плоты и отправляли их к Балтийскому морю. Отсюда, вероятно, и пошло название деревни. Рассказывают, что в Вяжище жили самые опытные плотогоны.
В центре деревни стояла деревянная, крытая гонтом, церковь Преображения Господня. Её построили в 1863 году. Приход был большой: более 1300 человек из Вяжища и соседнего имения, а также из 14 окрестных деревень и фольварков. При храме находилась церковно-приходская школа с общежитием для учеников. Рядом жил священник.
— Мою бабушку, Екатерину Павловну Гончарову, крестили в этой церкви. При благословении ей подарили образ Божьей Матери «Споручница грешных». Это обыкновенная икона: на бумаге, в деревянной рамке, под стеклом. Материальной ценности она не представляет. Но так получилось, что она стала нашей семейной реликвией. Я — уже третья её хранительница: после бабушки и мамы.
В войну Вяжище было под оккупацией. В местной церкви фашисты устроили бойню: убивали животных, разделывали туши и кормили своих солдат. В лучших домах поселились немецкие офицеры. Один из них жил у Екатерины Гончаровой.
— Когда дом занял немецкий командир, дедушка с бабушкой выкопали в саду, под яблоней, землянку. Там и ютились с четырьмя детьми. Самая старшая — моя мама, 15-летняя Надежда. Её сестрам Лиде и Любе было соответственно 9 и 5 лет, а младшенькому Костику — всего 2 годика. Дедушку Николая на фронт не взяли: в Первую мировую он попал в немецкий плен, получил отравление газом, болел.
Дедушка Любови Григорович — Николай Васильевич Гончаров (слева), участник Первой мировой войны. Фото: семейный архив
Однажды к офицеру пришли гости. Немцы пили шнапс, и вдруг им захотелось пострелять. Мишенью выбрали… икону, которой Екатерину Гончарову благословили в церкви.
Образ Божьей Матери «Споручница грешных» стоял в красном углу, рядом с другими иконами. Прятать его от немцев хозяева не собирались: на пряжках ремней у оккупантов было написано «Gott mit uns» («С нами Бог»). Надеялись, что у врагов есть хоть какое-то благоразумие и милосердие.
Немцы поставили икону под деревом во дворе. Сюда же согнали всю семью, включая маленького Костика. И приказали всем смотреть, как они упражняются в меткости. Николай и Екатерина просили фрицев не трогать икону. Но их никто не слышал.
— Под хохот и улюлюканье пьяные немцы стреляли в икону довольно долго, вспоминала бабушка. А вся семья дрожала от страха: может, после «забавы» с иконой начнут расстреливать их? Один немец угодил в «мишень». Пуля попала в лик Богородицы, в правую щеку, насквозь прошив икону. Стекло разлетелось, но образ устоял под деревом. Интерес немцев к стрельбе пропал, они пошли в хату допивать свой шнапс. Долго еще пели и галдели. Про хозяев дома с детьми, к счастью, забыли. Бабушка схватила икону, и все спрятались в землянке. До конца своих дней она была уверена: семья выжила благодаря молитве к Богородице.
Что случилось с немцем, прострелившим лик на иконе, неизвестно. Выжил он или погиб, вернулся домой здоровым или с увечьями...
Когда пришли «наши», икону вернули на место, в красный угол.
— А когда моя мама, Надежда, выходила замуж за моего отца, Дмитрия Козлова, бабушка благословила их этой иконой. Так в семье появилась традиция: образ Божьей Матери переходит к старшей дочери в семье. Долгое время икона находилась у мамы. А потом она передала её мне: «Вот тебе, дочушка, подарок!». И рассказала историю спасения семьи в войну. Мы её уже не раз слышали, но мама повторила, уже при моей старшей дочери Татьяне. Она — следующая в роду, кому достанется икона.
Дмитрий Степанович и Надежда Николаевна Козловы, родители Любови Григорович. Фото: семейный архив
А у Татьяны тоже есть дочь — Ольга Бокиш. Это праправнучка Екатерины Гончаровой, первой обладательницы иконы.
— Уверена, что наследники будут беречь икону, а её историю помнить. Всё, как и завещала бабушка Катя, — говорит Любовь Григорович.
Десять лет назад Ольга Бокиш написала про семейную реликвию рассказ, который вошел в сборник «Никогда не забудем: внуки о войне». Его издание приурочили к 70-летию Победы. В книге — более 70 очерков, которые школьники со всей Беларуси создали по воспоминаниям участников войны.
— Сейчас Ольга уже учится в магистратуре, она юрист. После её публикации в книге икона стала нам еще дороже. Кстати, ей уже почти сто лет, но рисунок на бумаге не потерял цвета.
Любовь Григорович не только знает историю рода, она по крупицам собирает сведения про деревню. Так, она установила, что церкви в Вяжище в этом году исполняется 160 лет.
— Храм снесли в 1960-х. На его месте построили школу. А там, где находилась церковь, мы поставили крест. В войну в Вяжище не сгорел ни один дом, хотя буквально в 2 км от нас в 1944 году находился «Витебский «котёл» и шли страшные бои по окружению немецких дивизий. Старики уверены, что в нашу деревню не прилетел ни один снаряд только благодаря церкви.
Автор: Татьяна Матвеева. Фото: семейный архив Любови Григорович
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.
Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.