Проект 974. Костёл Святого Антония. Часть 6

15 февраля 2023 в 06:06
Поделиться
Класснуть
Отправить

Исторические здания совершенно справедливо называют лицом города. К сожалению, если продолжать эту аналогию дальше, то наш Витебск можно смело назвать лицом изувеченным. Причины этого уже неоднократно были озвучены в других материалах в рамках проекта 974

Как у каждого лица есть некая крохотная деталь, которая делает его уникальным, так и у каждого города есть места, без которых городской облик будет неполным. У Витебска было множество таких жемчужин, однако одну такую мы утратили совсем недавно.

Люди старшего поколения прекрасно помнят, что на месте нынешнего фонтана «Три реки» ранее находился костёл святого Антония, храм огромный и красивый. Те, кто интересуются историей, так же вспомнят о том, что в здании рядом с фонтаном, где нынче каждую ночь гремят тусовку, раньше было куда более тихо, ибо там располагалась монашеская обитель.

В шестой части проекта 974 вы узнаете историю утраченной святыни, а так же поймёте, почему утрата эта не такая невосполнимая, какой считалась ранее.

Основание, полное символизма

Храм был основан в 1676 году витебским воеводой Яном Храповицким при монастыре ордена бернардинцев. И храм, и монастырь были деревянными, из-за чего первое время неоднократно становились жертвами пожаров. Лишь в середине XVII века монастырский комплекс был перестроен в камне на деньги других фундаторов — Казимира и Фёклы Соковичей.

Однако, сам Храповицкий к тому моменту уже давно умер.

Ян Храповицкий

Что до самого Храповицкого, то постройка костёла и монастыря для него была делом весьма символичным. Дело в том, что витебский воевода исповедовал кальвинизм. Однако во время своей учёбы в Падуанском университете Храповицкий поменял свои убеждения и принял католичество.

Сделал он это торжественно, перед гробницей Антония Падуанского, одного из самых почитаемых и известных католических святых чудотворцев, в честь которого впоследствии будет освящён витебский храм. Место для постройки Храповицкий тоже выбрал не случайное — костёл был возведён на месте кальвинистской богодельни, ставя окончательную точку в своих отношениях с этой конфессией.

Непростой путь

Мы уже упоминали о том, что костёл, будучи деревянным, неоднократно горел. В результате одного из таких пожаров храмовое здание было почти полностью уничтожено. На его месте было принято решение возвести уже каменный храм, однако его постройка шла очень тяжело и длилась почти 30 лет.

Когда Витебск вошёл в состав Российской империи, для католичества наступили непростые времена. Храмы передавались Православной церкви, упразднялись монашеские ордена, а сами католики (особенно те, кто практиковал византийский обряд) зачастую подвергались дискриминации и принуждались к насильственному переходу в православие.

Костёл святого Антония избежал подобной участи, оставаясь в распоряжении католиков. Тем не менее, в связи с устранением Бернардинского ордена, храм был низведён до статуса фарного (то есть приходского). Это значительно усложняло его содержание, ведь теперь забота о костёле лежала только на плечах прихожан, которых на 1861 год было 4034 человека.

К началу XX века дела у костёла улучшились, а число прихожан увеличилось до 5 100 человек. В храме был проведён ремонт, обновлено убранство, появились новые иконы. Приходу так же принадлежало около 80 десятин земли, что равняется примерно 870 000 метрам квадратным.

Печальный итог

После Октябрьской революции христианство, как и любое другое религиозное течение, фактически оказалось вне закона. Множество культовых зданий было либо уничтожено, либо отнято под светские нужды, а верующих и священнослужителей подвергали репрессиям. Не обошли репрессии стороной и клириков костёла святого Антония — многие из них были сосланы, либо казнены.

Сам костёл, однако, был закрыт не сразу. Его даже взяли под государственную защиту 22 марта 1920 года как памятник старины. В Коммунистической партии Беларуси же считали такое положение дел недопустимым — заведующий отделом партпропаганды и агитации Л. Готфрид назвал это саботажем антирелигиозной кампании и отмечал, что при факте закрытия почти всех православных храмов, в Витебске всё ещё действуют костёлы.

Закрытие костёла произошло в 1939 году. Здание храма сперва хотели отдать под учебное помещение медицинского института, однако в конце концов решили устроить там музей атеизма, который действовал всего год. Всё это время там выставлялись мощи святой Ефросиньи Полоцкой, а также маятник Фуко, демонстрирующий вращение земли.

Во время немецкой оккупации костёл был вновь открыт для богослужений, как, собственно, и все остальные храмы нашего города — немцы таким образом искали себе сторонников. Во время освобождения Витебска костёл сильно пострадал — были разрушены башни. После войны же его вновь закрыли, на этот раз окончательно.

Несмотря на то, что руины костёла и монастыря находились под защитой государства, создавалось впечатление, что руководство БССР искало любые способы окончательно стереть их с лица земли.

Здание храма сперва было передано витебскому «Горпищеторгу», что привело к ещё большему повреждению и без того разрушенного костёла. Только на этом основании костёл был исключён из списков историко-культурного наследия. Утром 2 апреля 1958 года храм был взорван, а в 1961 году были уничтожены его остатки.

В 1981 году на месте костёла святого Антония был установлен фонтан «Три реки», который находится там и по сей день. В этом есть толика горькой и глупой иронии, так как фонтан установлен на месте храма, архитектором которого считают человека по имени Юзеф Фонтана III.

Современность

Приход святого Антония был зарегистрирован 21 июня 2001 года. Первое время прихожане посещали костёл святой Варвары, однако уже 16 августа 2002 года верующим было предоставлено здания бывшего Дома культуры на улице Гагарина, 46а. Именно там начал свой пастырский путь епископ витебский Олег (Буткевич), занимающий должность и по сей день.

Примечателен храм своими крайне необычными фресками за авторством Владимира Кондрусевича, на некоторые из которых невозможно смотреть без улыбки. Так на сцене Поклонения волхвов можно отчётливо увидеть образы Владимира Путина, Барака Обамы и Далай-ламы. Алтарная же роспись представляет собой сцену Воскресения Христа под аккомпанемент ангельского джаза.

Другие фрески более приземлённые и посвящены истории нашего города. Одна изображает сцену Крещения полочан, другая — мученичество святого Иосафата Кунцевича, о котором мы обязательно расскажем в грядущих частях.

Фрески вызвали достаточно неоднозначную реакцию среди католиков. Одни отнеслись к такому взгляду положительно, отмечая, что Церковь должна идти в ногу со временем и использовать современные же методы проповеди. Другие, наоборот, сочли фрески глупыми и даже кощунственными.

Святой Антоний и великий русский писатель

Мало кто знает, но наш город в своё время посещал Иван Бунин, великий русский прозаик, поэт и нобелевский лауреат. Витебск настолько впечатлил писателя, что заслужил отдельного подробного описания в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Бунин назвал наш город «древним и не русским», красочно описывая его архитектуру и население (в большинстве своём — еврейское).

Но особенно сильное впечатление на Бунина произвёл костёл святого Антония. Писателя настолько сильно поразило убранство храма, идущие в нём богослужение, что он посвятил этому событию не только отдельный красочный эпизод своего романа, но и целое стихотворение, получившее название «В костёле».

Писатель так же отметил, что ни древние города Востока, ни русские храмы, для него не идут ни в какое сравнение с красотой одного лишь костёла в Витебске.

Надежда на лучшее

В современном костёле святого Антония есть ещё одна фреска, на которой запечатлён следующий сюжет: святой Антоний Падуанский укрывает Младенца Христа одеялом; мимо идут равнодушные прохожие, лишь одна женщина в молитве преклонила колени перед Христом, позади же стоит забор, а за ним во всю идёт стройка; на заборе — паспорт объекта, на котором значится костёл святого Антония.

Надежда верующих, выраженная этой фреской, отнюдь не беспочвенна. Дело в том, что в 2015 году Министерство культуры дало добро на восстановление костёла. Все бумаги подписаны, все разрешения получены, проект предоставлен и вопрос с финансированием так же решён, однако есть одна проблема, которая мешает начать работы — непонятно, на каком месте восстанавливать.

Суть в том, что если восстанавливать костёл на сохранившемся фундаменте, то он просто перекроет собой полосу проезжей части. Предложение сместить костёл немного восточнее отвергается экспертами — таким образом это уже будет новодел, а не историко-культурная ценность. Вопрос до сих пор не решён, и совершенно не понятно, что мешает немного расширить проезжую часть в западном направлении, тем самым компенсировав территории, отданные под храм.

Так или иначе, выражаем надежду, что вскоре этот вопрос будет решён, и костёл святого Антония будет восстановлен, а вместе с ним и исторический облик городского центра.

Автор: Станіслаў Лацінскі

Перепечатка и распространение авторских материалов сайта Vitebsk.biz запрещены. Поделиться темой для журналистского расследования, рассказать о проблеме или сообщить о городских новостях можно, написав .

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

3 комментария
Галина Бобкина
15 февраля 2023 в 09:22
Как интересно! За Бунина отдельное спасибо. Захотелось перечитать.
macArdRi
15 февраля 2023 в 09:50

\\\\ что мешает немного расширить проезжую часть в западном направлении, тем самым компенсировав территории, отданные под храм.

Там он отжирает больше половины ширины всей улицы Ленина. На skyscrapercity выкладывали обмеры фундамента, это совсем не "немного расширить" а практически перекладывать трассу улицы до ратуши. Возможно даже переделывая мост (хотя не точно) - слишком крутой сьезд с него получится. Ессно у епархии таких денег нет, а у государства... Сами понимаете. Тем более что одно дело было строить прожэкты о городе как центре туризма в 2015 и совсем другое сейчас.

smg
16 февраля 2023 в 17:29
Интересная, хорошая статья, но хотелось бы больше иллюстраций. Благодаря статьям проекта, так или иначе, осознаешь, какая неоднозначная, а порой и горькая, история у нашего города. Автору отдельное спасибо за подачу материала.