Витебск часто называют городом художников, и это неспроста. С нашим городом связано огромное количество мастеров, многие из которых известны во всём мире. Один из них — Наполеон Орда, многогранность талантов которого поражает воображение. Художник, литератор, музыкант, педагог и первый в Беларуси трэвел-блогер — всё это про него.
В Беларуси же он известен в первую очередь, как художник, благодаря работам которого можно не только ознакомиться со знаковыми местами нашей родины, но и увидеть уже давным-давно утраченное наследие, сохранившееся только в его работах.
Справедливости ради стоит отметить, что Витебск художник посетил лишь единожды. К тому же, более подробно наш город обрисовал в своих работах другой мастер, Юзеф Пешка, о котором мы расскажем в следующей части проекта 974. Тем не менее, учитывая все заслуги Наполеона Орды и поистине внушительное наследие, которое он оставил, проигнорировать его было бы несправедливо.
Наполеон Орда родился на Полесье, в деревне Вороцевичи, недалеко от города Янов (ныне — Иваново), в семье инженера-фортификатора. Отец Орды принадлежал к обедневшему шляхетскому роду и был по национальности липком — так называли татар, переселявшихся из Золотой Орды в Великое княжество Литовское. Отсюда, к слову, и такая фамилия, только ударение на первом слоге.
Будущий художник рано лишился отца, воспитывался матерью. Именно она дала Орде начальное образование, а также первые уроки игры на фортепиано. После Орда поступил в Свислочскую гимназию. Высшее образование же получал в престижном тогда Виленском университете, на физико-математическом факультете, однако не доучился.
Дело в том, что Орда, как сказали бы сейчас, «связался с плохой компанией», а именно вступил в студенческую подпольную революционную организацию «Зоряне», за что поплатился не только местом в университете, но и свободой. Более года Орда просидел в Виленской тюрьме, после чего вернулся в родные пенаты, где ещё долго находился под надзором полиции.
Несмотря на то, что революционными идеями Орда увлёкся ещё учась в гимназии, совершенно очевидно, что в убеждениях своих он был честен, а не ловил волну юношеского максимализма. Когда разразилось национально-освободительное восстание в 1830 году, Орда принял в нём самое деятельное участие.
На момент начала восстания Орда служил в гвардейском конном полку Литовского корпуса русской армии, так что с военной наукой он явно общался на «ты». На тот момент, к слову, Орде было всего 23 года. Свои военные таланты Орда применил на практике в битве под Коцком, за что получил высочайшую награду — орден «Virtuti militari» и звание капитана.
После подавления восстания Орда, опасаясь репрессий, был вынужден под чужим именем бежать за границу. В буквальном смысле прокочевав по всей Западной Европе, он наконец обосновался в Париже. Понимая, что Франция теперь для него стала новым домом, Орда решил избрать для себя новый жизненный путь, а именно заняться искусством.
Рисовать Орда начал ещё во время путешествий по Европе. С того времени сохранилось много его зарисовок Англии, Шотландии, Нидерландов, Португалии и даже Алжира. Обосновавшись в Париже, Орда обучался у знаменитого мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара, который и помог новоявленному художнику определится с жанром. Орда выбрал технику карандашного рисунка, окрашенного акварелью, гуашью или сепией. Такой способ был наиболее удобным в условиях путешествий.
Также проявился и музыкальный талант Орды. Им было написано множество виртуозных произведений — более 20 полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен. Помимо музыкальных произведений, Орда также создал «Грамматику музыки», высоко оценённую современниками.
Когда Орде едва перевалило за 30, он стал директором Итальянской оперы в Париже. Также он подружился с Фредериком Шопеном, который и посоветовал Орде стать художником и с которым часто музицировал. Помимо Шопена, Орда был знаком со множеством других великих современников. Среди его друзей были Ференц Лист, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз, Аноре де Бальзак и даже Иван Тургенев.
Кроме того, Орда поддерживал тесные связи с Адамом Мицкевичем, с которым был знаком очень давно и, возможно, даже находился вместе с ним в заключении. Орда часто сопровождал своей фортепианной игрой импровизации Мицкевича во время парижских литературных собраний и активно популяризовал его творчество.
Несмотря на столь успешно устроенную жизнь, да ещё и обзаведясь семьёй, Наполеон Орда, как настоящий патриот, не переставал думать о родине, денно и нощно чая вернуться назад, в Беларусь. И как только российский император Александр II объявил всем участникам Ноябрьского восстания амнистию, Орда не раздумывая вернулся назад, оставив во Франции не только безбедную жизнь, но и семью. На тот момент ему было 49 лет.
К сожалению, возвращение домой оказалось совсем безрадостным. Родовое имение Орды было конфисковано, а сам он столкнулся с новыми суровыми реалиями, попав под т.н. «Разбор шляхты». Суть этих мероприятий заключалась в подтверждении своего шляхетного статуса соответствующими доказательствами, которые бы удовлетворили правительство. Орда таких доказательств предоставить не смог и был лишён дворянского чина, как, собственно, и многие другие знатные белорусские рода.
Не имея возможности вернуться в родное поместье, Орда, сперва останавливаясь то в Гродно, то в Пинске, то в Вильне, то у родной сестры, наконец перебирается на Волынь, где устраивается учителем музыки у генерала Адама Ржевусского. Параллельно с этим и практически до конца своей жизни Орда путешествовал по всей Беларуси, зарисовывая наиболее значимые памятники старины.
Результатом этой работы стали более 1150 рисунков. Побывал Орда также и в нашем городе, изобразив Рынковую площадь и «Старое замчище», где ныне располагается Благовещенская церковь. Кроме этого, Орда также сделал набросок костёла святого Иосифа, который располагался на нынешней площади Свободы, а также руины Витебского замка, о котором мы подробно рассказали во второй части проекта 974.
К сожалению, такая любовь к наследию родной страны показалась властям Российской империи подозрительной. К тому же, на тот момент бушевало новое национально-освободительное восстание под началом Кастуся Калиновского, потому Орду заподозрили в связях с повстанцами.
Несмотря на то, что художник методично объезжал районы наиболее активных боевых действий, его всё равно обвинили в помощи повстанцам и посадили в кобринскую тюрьму. Сохранились официальные документы, в которых предписывается обыскать квартиру Орды, а он сам обвиняется в шпионаже путём зарисовок планов городов с последующей их продажей за границу.
Орду приговорили к ссылке, однако на помощь пришла его супруга, которую он оставил во Франции, выхлопотав при помощи французского посла у властей для мужа помилование. Оставшись без средств к существованию, Орда не бросил своё увлечение и продолжил свои творческие путешествия, которые стали для него делом всей жизни. Все свои работы художник тщательно систематизировал и издал за свой счёт под названием «Album Widoków Historycznych».
На закате жизни Орда перебрался в Варшаву. Скончался великий художник 26 апреля 1883 года в одном из варшавских госпиталей, куда перебрался будучи тяжело больным, не желая причинять неудобств своим близким. Согласно своей последней воле, Орда был похоронен в фамильном склепе в Янове. К сожалению, могила его не сохранилась. Осталась лишь надмогильная плита, которая ныне хранится в музее Белорусского Полесья в Пинске.
В Беларуси чтут память Наполеона Орды. Его именем названы улицы в Минске, Бресте, Гродно, Иваново, где установлен памятник художнику. В деревне Вороцевичи действует картинная галерея имени Наполеона Орды, а в 2007 году были выпущены памятные монеты в честь его 200-летнего юбилея. Дата, к слову, была включена в календарь памятных дат ЮНЕСКО, что ярчайшим образом свидетельствует о мировом признании вклада этого человека. В конце концов, одна из работ художника, а именно Несвижский замок, украшала собой старую 100 000 рублёвую банкноту.
А что же Витебск? К сожалению, о Наполеоне Орде в нашем городе не напоминает ничего. Кто-то возразит, что связь Орды с Витебском слишком слаба, ведь был он здесь только единожды. Казалось бы, резонно, однако тот же Пушкин не был в нашем городе ни разу, при этом его памятник стоит на одном из самых видных мест города.
Это несколько несправедливо, ведь вклад Орды что в мировую, что в белорусскую культуру столь же обширный, однако в его честь не установлено даже памятной дощечки. Всё же Витебск, как минимум в культурном плане, от этого только выиграет. А как считаете вы?
Автор: Станіслаў Лацінскі
Перепечатка и распространение авторских материалов сайта Vitebsk.biz запрещены. Поделиться темой для журналистского расследования, рассказать о проблеме или сообщить о городских новостях можно, написав в редакцию портала.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.