Проект «Імя» — про интересных людей, которые живут рядом с нами. У них самые разные профессии, биографии, характеры. Но объединяет их одно: желание действовать и умение творить. Эти люди сами создают своё имя, хоть и не всегда стремятся к публичности. Это — мотивирующие истории про тех, кто не лежит на диване и не мечтает о счастье, а берет и что-то для этого делает. Такие люди — «наше всё». Именно на них держится мир и всё самое доброе в нём.
Сегодня у нас в гостях — известный витебский стрит-арт-художник Глеб Каштанов. Да-да, именно тот, который нарисовал самый первый витебский мурал — на 12-этажном доме на проспекте Строителей, 20 корпус 1.
Глебу Каштанову — 34 года. Родился в Витебске — и очень этим гордится.
Глеб окончил школу с художественным уклоном, потом — худграф ВГУ.
Уличным искусством увлёкся ещё подростком. В студенческие годы входил в известную стрит-арт-команду HoodGraff. Потом рисовал с однокурсником Яном Кузьминым в проектах StreetSkills и Youfeelmyskill. С сентября 2019 года работает под личным брендом #kashtanov.
В командных проектах и под своей фамилией художник создал около 100 работ. Они находятся на улицах городов в Беларуси, Вьетнаме, Грузии, Литве, Польше, России, Таиланде.
Instagram художника: @gleb_kashtanov
За Глебом Каштановым я слежу уже лет десять. Ещё с того времени, когда он был студентом и рисовал на трансформаторных будках. Уже тогда было видно: парень талантливый, и из него точно будет толк. Сегодня Глеб — известный стрит-арт-мастер, с узнаваемым стилем. Ему доверили нарисовать первый мурал в Витебске, к его мнению прислушиваются маститые художники. Пожалуй, это тот случай, когда человек создал себе имя, а дальше имя работает на него. Но за всем этим стоит адская работа и постоянный поиск себя.
Потом я учился в «художке», рисовал кистями. И стрит-артом занялся только в университете. У нас на худграфе были опытные райтеры (граффити-художники. — Прим. Vitebsk.biz). И мы с моим однокурсником Яном Кузьминым начали проникаться этой культурой, ходить вместе на «покрасы», делать скетчи.
В общем, какое-то время мы бегали по заброшкам и тренировались.
Это граффити принял и город. А вскоре работу разместил в инстаграм сам Снуп Догг! Портрет рэпера мы нарисовали к выходу его нового альбома. Это было свежо, мы попали в инфоповод, Снуп Догг увидел рисунок и запостил себе. И узнал, что есть такая страна —Беларусь, благодаря арту в витебском дворе. Позже мы нарисовали его кузена, певца Нейт Догга, который умер в 41 год. Снуп, видимо, трепетно относится к его памяти, и запостил и это граффити.
Звезда мирового уровня постит начинающих художников из небольшого города на другом континенте. Это был успех! И мы поняли: у нас всё получается, надо работать дальше. Так по Витебску прокатилась волна рисунков на трансформаторных подстанциях.
Почти про каждое граффити писали журналисты. Люди делали селфи рядом с нашими работами. Мы с командой порисовали в Витебске — и уехали в Питер. А потом поездили по России: Крайний Север, побережье Чёрного моря. И на несколько лет остановились в Сочи.
В моём творчестве становится всё больше свободы. Я раскрываюсь как художник, двигаюсь нативно, по внутренним ощущениям. Раньше, в составе коллективов, я не мог себе этого позволить.
В моих соцсетях написано: «Стрит-арт — мой стиль свободы». Он подразумевает чистое поле для экспериментов. Я до сих пор не знаю, как бы я хотел [рисовать]. Пока я в поиске. И этот поиск мне нравится. В моём творчестве неизменны только две вещи: идея и качество. Мне важно, чтобы работа давала зрителю пищу для размышления.
Роспись высоток вообще отличается от всего, что я делал раньше! (С восторгом.) За год создал четыре мурала: два — в Мозыре, по одному — в Полоцке и Витебске.
Расписать дом — непросто. Нужны смелость и уверенность в себе. Это большой масштаб: к примеру, на витебской высотке нужно было закрасить 500 квадратных метров. И возникает много вопросов: как не сбиться с разметки, как попасть в пропорции, цвета и тона, сколько на рисунок уйдёт времени и краски?
А ещё ты решаешь задачи, далёкие от творчества. Чтобы подключить оборудование, нужен стометровый кабель. Его надо протянуть по подвалу в другую часть дома. А этот подвал затопило! Звоним сантехнику. Счастье, что он на месте, и у него есть высокие сапоги. А тебя ждёт утренняя разминка — перетаскать 200 кг акрила. Потом загрунтовать стену. А она расположена на солнечной стороне. Вы когда-нибудь пробовали прокатать валиком 500 «квадратов» в 30-градусную жару? Это весело!
У меня нормальная физподготовка: пару лет занимался кроссфитом, хожу в тренажёрный зал. Но летом дополнительная «физуха» не нужна: всё время ношу вёдра с краской, машу валиком, по 50 раз в день слезаю с люльки и бегаю смотреть на работу издалека…
Но трудно только на первом мурале. А потом у тебя уже есть раскладка, как и что делать. К росписи высотки в Витебске я уже пришёл подготовленным.
Высоты я не боюсь. Наоборот, люблю экстрим: скейтбординг, сноубординг, прыжки, полёты. Планирую пройти курсы промышленного альпинизма и в дальнейшем спускаться по фасаду здания без люльки и подъёмника.
Монументальное искусство захватывает. Иногда я работал и по 14 часов. Начинаешь на рассвете, не замечаешь, что уже зашло солнце, и ты ещё что-то докрашиваешь при свете фонарей.
Я очень хотел сделать первый большой мурал дома. Я ждал этого много лет. И вот это случилось! На торжественном открытии работы испытывал восторг, волнение. Но прошла неделя — и я уже смотрел на неё и думал: вот тут, да и вон там надо было сделать по-другому.
Из всех моих работ мне больше всего нравится мурал «Вытокі» в Полоцке. Этот меч, вросший в землю, начинён переплетением смыслов. И это топ моего творческого сезона-2022.
Художнику надо быть всегда при ресурсах. Чтобы развиваться, путешествовать, пользоваться лучшими инструментами. Если проект принесёт деньги, и его тематика не противоречит моему внутреннему миру, убеждениям — я с удовольствием им займусь. Но очень легко отказываюсь от денег, даже если они большие, когда в работе есть вещи, с которыми я не уживаюсь.
Я делаю и работы на заказ. Самые классные клиенты — те, кто говорит: рисуй так, чтобы тебе нравилось. Но таких мало. Позапрошлое лето я провёл в Сочи и делал только «коммерцию». Зарабатывал неплохо, но что осталось? Стены в отелях, которые я нигде не афишировал?
А когда занимаешься творческими проектами, у тебя есть портфолийные работы. И по ресурсам тоже хорошо: на жизнь хватает. Поэтому прошлым летом я сделал выбор в пользу чистого творчества. И весь сезон им занимался. Это было так здорово!
Вообще в тёплое время года я даже не задумываюсь про заработки. То в один проект пригласят, то в другой. И за две-три недели можно заработать на полгода вперёд. Но каждую зиму одна и та же история: проектов нет, и ремешок поджимается. И я уже задумываюсь: может, найти какую-то подработку во фрилансе?
Многие считали, что это хайп на костях. Но у нас с Яном было другое отношение к этому. Мы просто отдали дань уважения артисту, который сильно повлиял на нас в юности. Для меня Децл — как гуру, благодаря ему я погрузился в хип-хоп, брейкданс, скейтбординг и граффити. У нас не было цели пиариться на его смерти. Узнав эту печальную новость, мы сразу же пошли рисовать портрет. И через полдня он был готов. Мы не думали, как отреагируют люди. Да это и не было важным. Общественное мнение — как шарики для жонглирования: всегда куда-то летят и всегда будут менять траекторию полёта.
В том же 2019 году в Сочи получилась ещё одна скандальная работа. В России тогда объявили о повышении НДС от 18% до 20%. Соответственно многие компании сообщили о повышении цен. И мы нарисовали Деда Мороза с подарком — 20%, перевязанные ленточкой. Граффити очень весело разлетелось в СМИ. Через несколько дней его закрасили. А нам стали звонить с претензиями из местной администрации. И если раньше у нас получалось с ними общаться, то после этого отношения испортились.
Да, в Грузии было очень круто! В феврале 2020 года я полетел туда отметить свой день рождения. Ну и, конечно, что-нибудь покрасить (Улыбается.) Планировал пожить там максимум месяц. Но тут закрыли границы — это была первая волна коронавируса. И я завис в Тбилиси. Нарисовал героев комедии «Мимино». Пришли представители муниципалитета и выписали мне штраф.
Я решил: надо выходить на мэра Тбилиси. Почему-то мне казалось: если удастся привлечь его внимание к проблеме, то она решится. Через новости в СМИ информация про штраф за граффити «Мимино» дошла до главы грузинской диаспоры в Беларуси Кахи Пакацошвили. И он помог организовать встречу с мэром Тбилиси.
Это была личная встреча. Мы общались примерно полчаса. Мэр Тбилиси Каха Каладзе рассказал, что в прошлом он — профессиональный футболист. Отметил, что интересуется искусством. Я показал ему свои эскизы. И он предложил: «А давай, рисуй в Тбилиси ещё!». И дал мне контакты специалиста, с которым можно обсуждать проекты. Я, такой довольный, хожу по городу, высматриваю фасады под будущие граффити и отправляю свои идеи помощнику мэра.
Но, к сожалению, вскоре мэрия закрылась на карантин. И я подумал: наверное, это мне знак — пора менять локацию. Уехал из Тбилиси, хотя грузинское гостеприимство не переставало удивлять.
Но для меня важно, что стрит-арт с актёрами из «Мимино» остался жить. Рисунок до сих пор на месте. А про штраф вообще забыли! Я прилетал после этого в Грузию, и он нигде не всплыл.
Думаю, нужно создавать муралы с фольклорной, исторической айдентикой, рассказывать в них о наших корнях, о том, чем белорусы могут гордиться. И делать это по-взрослому, с расчётом на маршруты для туристов и на общую концепцию городской среды.
Я встречался с мэром Витебска Николаем Орловым. Мы обсудили, как можно украсить городские фасады. Но что где и как, пока ничего не расскажу. Отмечу лишь, что после появления в Витебске первого мурала власти пошли граффитистам навстречу.
Мне сейчас интересно монументальное творчество. Я хочу развиваться в нём дальше, хочу найти свой стиль. И работать с большими форматами дома. Делать для родного города что-то, что станет его визитной карточкой.
Но в Витебске у меня нет конкурентов, все разъехались. Я топчусь на месте. А я хочу расти. Для этого нужно попадать в среду, где сильные игроки, и учиться у них. Поэтому я люблю путешествовать: не только для обогащения кругозора, ярких эмоций, но и для общения с конкурентами. А потом, с новыми навыками, люблю возвращаться домой и вносить что-то хорошее в свой город.
Автор: Татьяна Матвеева
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Спасибо за статью, Татьяна! Не хватает на мой взгляд фото муралов, многие мимо ездят каждый день и знать не знают кто их рисовал)
Одно время мы даже продумывали идею велосипедного маршрута по дворам с муралами и граффити города, но что-то не срослось...
Глеб очень крут! Мне казалось он уедет эброад и будет творить там. Но хорошо, что власти дают коридорчик творчества.. Пару многоэтажек покрыть и ты в Майами - сказка! Дерзай! Твори! Беги!)
Витебск