Год моего рождения совпал с началом перестройки. Пока страну штормило от слова демократия, я училась ходить, говорить и социализироваться в обществе таких же маленьких людей. В тот год, когда мама нацепила мне белые банты и отправила в первый класс, история снова сделала крутой поворот, и на этом повороте исчез Советский Союз. Школу я закончила уже в сытых и ярких нулевых. Но было это «между», его сейчас принято называть лихими, святыми, жёсткими девяностыми.
Я из того поколения, которое прошло девяностые от начала и до самого конца уже в здравом уме и при памяти, но без всех этих взрослых заморочек. Детство, на какое бы время оно ни выпало, всегда останется детством. Лучшим временем жизни, когда даже зима была солнечной, когда дел куча и интересов куча, когда усталости нет и когда всё ещё впереди.
У меня нет каких-то плохих воспоминаний о девяностых. Я и мои сверстники, конечно, осознавали, что всё не так хорошо — по меняющимся флагам, по двум, а то и трём работам мамы-папы, по очередям за трусами, по талонам на еду и всему тому, что показывали в новостях. Но девяностые были для нас — вчерашних детей из СССР — эрой открытий и вау-эффектов.
Совсем недавно мои дети помогали разбирать «прошлое», укомплектованное в коробки на родительской даче, и наткнулись на кассету. Обычную. Для магнитофона. «Маааам, а это чё?». Пришлось искать бумбокс. Слово-то какое, помните, старички?
Я вставила кассету в бумбокс фирмы панасоник, который когда-то в прошлой жизни был пределом мечтаний, но последние лет 17 стоял без дела в дальнем углу гардероба. Японская техника долго думала и жужжала своими механизмами. Потом включилась. Я перемотала кассету на начало. Руки-то помнили, как кнопки нажимать. Даже странно. Плей...
«Студия Союз представляет...» — зашипел магнитофон. И тут же голос Димы Маликова: «Звезда моя далёкая...»
Звучало, конечно, ужасно. После двадцати лет цифровых звуков в дорогих колонках и наушниках кассета звучит как кошмар ночного леса. Но звучит. Дети мои округлили глаза, из своей эры спотифая посочувствовали моим слезам ностальгии и удалились в своё прекрасное далёко, которое уже стало реальностью.
А мне захотелось вместе с вами, дети девяностых, вспомнить, чем тридцать лет назад мы восхищались и что нас приводило в неописуемый восторг и космический экстаз. Это не новая тема, но я позволю себе пересказать её на своём личном пережитом.
С кассетами понятно. Мы сначала очень долго их выбирали у ларьков, на развалах рынков, потом слушали, мотали карандашами и давали друг другу послушать-записать, если был двухкассетник.
Видеокассеты туда же. Прекрасное было время. Сложное для перемоток и ограниченное в количестве контента, но классное.
Приставки Денди и Сега. Ребёнок, которому покупалась-дарилась-доставалась приставка, автоматически к консоли получал титул короля или королевы двора-школы-района. Приставка означала возможность играть в любое время дома, бонусом шли толпы друзей-приятелей, которые ломились в дом «поиграть или посмотреть». Ну и ещё всплывающим окном к приставке шло мамино «Кинескоп посадишь!». Но мы играли как боги, играли каждый раз, как в последний раз. Моё детство было очень счастливым — у меня была приставка. И в тот момент, когда она у меня появилась, я уверовала сразу во всех богов, вселенную и лунную призму.
Моя старшая сестра встречалась с парнем, который очень сильно её любил и очень любил быть таким гусаром. Серёжа. Я его тоже обожала. Он учился в какой-то шараге на автослесаря и уже работал каким-то, внимание, автослесарем. Серёжа был краш. Однажды он пришёл к нам и сказал: «Малая, закрой глаза». Я послушалась, а когда открыла — увидела перед собой огромную коробку с приставкой Денди. Серёжа где-то заработал кучу денег и решил потратить их вот так. Один из лучших дней моей жизни до сих пор. Серёже уже должно быть лет под 50, но если ты прочитаешь, вспомнишь — знай, я до сих пор помню и благодарна. Ты лучший :)
А ещё были тетрисы. Они встречались в домах чаще приставок, так как были дешевле. Но их обожали и хотели не меньше.
Тетрисы были импортными. А отечественной была игра «Электроника», где волк ловил яйца. К этой игре прилагалась легенда геймеров — соберёшь какие-то там миллионы яиц — покажут мультик. Кто его посмотрел?
Мы убивали пальцы и часы за этими играми. И ни о чём не жалеем.
После тетрисов пришли армии пищащих Тамагочи. И начался Содом и Гоморра — в унисон по всей стране пищали электронные питомцы и требовали их накормить, за ними убрать, с ними поиграть, а потом похоронить, потому что кормить-играть надо было по первому писку. У меня Тамагочи не было. Но это совсем не означает, что я его не хотела. Хотела и очень. Хотела и завидовала Ольке, у которой он был. Я даже чуть-чуть радовалась, когда он у неё помер. И расстроилась, когда снова ожил. Электронный ублюдок...
Электронные игрушки — это одно. Но были ещё и не электронные. И вспомним главную игрушку-мечту. В тех краях, откуда я родом, её звали «Альдемания». Где-то её называли «Пружинка» или «Радуга». Но у нас по телеку шла реклама этой цацки, где она прыгает по ступенькам под весёлую песенку: «Альдемания — играют все...». И ведь играли. Крутость этой игрушки оценивалась в количестве колец. Считали? Мне мою подарила мама. И мне кажется, я до сих пор помню, как от этой цветастой пружины в моих руках пахло пластмассой и счастьем, привезённым из Польши.
Польша тогда для нас, детей, вообще не была страной. Она была каким-то волшебным местом, где было всё. И это всё периодически приезжало с родителями в огромных автобусах.
Из Польши приехал розовый пуховик моей сестры и мои первые сапоги-луноходы. Потом туда снова уехали зажигалки и колбаса, а вернулись кислотно-салатовые перчатки, лосины и он — капор!
Ну-ка, девчули из 90-х. Кто был в тренде и носил капор?
Особым шиком было носить капор всегда. В школе девочки свои капоры не снимали, а откидывали как капюшон и таскали поверх школьной формы. Я тоже так делала. В этом был статус :)
А потом мой капор оценила бабуля: «В таких же шапках ходили пленные немцы...». Её слова подействовали на меня мощно. Капор я больше не носила, потому что быть как пленный немец не хотела. И мне купили ангорковую шапку с лапшой. Двухстороннюю. Модные поймут :)
А ещё были попрыгунчики. Мир в один момент заполонили эти попрыгунчики. Они были у всех в огромных количествах. Мальчишки швыряли их из окон и проверяли, кто выше.
А ещё мальчишки любили лазерные указки.
Сейчас с их помощью развлекают котов, а тогда их использовали в качестве оружия пикапа. Мальчики светили ими в девочек, чтобы дать понять... Что понять — до сих пор не очень понятно :) Однажды мой одноклассник Ромка притащил лазерную указку в театр, куда нас всех привели культурно просвещаться. Ромка «тыкнул» лазером прямо в глаз актёру на сцене. И мы видели, как мужчине стало неприятно, больно... Но он доиграл. Талантище! Это сделал Ромка, а стыдно почему-то до сих пор мне...
Ещё у нас были жвачки с вкладышами: Турбо, Динозавры, Элен и ребята, Терминатор... Кто не собирал эти коллекции? Мою коллекцию Терминатора у меня украли в лагере. Остаток смены я искала крысу и рассчитывала на сатисфакцию, но вычислить преступника так и не удалось. Всё ещё хочется найти и отомстить.
Гастрономически мы тогда тоже не были избалованы. Нормой было выйти на улицу с куском хлеба в сахаре, смазать печенье шахматное сливочным маслом и всё такое. Но были ларьки, а в ларьках было вот это вот всё:
Вспоминать можно долго. Это приятно. Приятно думать, что вот у нас ТАКОЕ детство было. На самом деле оно у всех ТАКОЕ. Наши дети тоже вспомнят чуть позже своё время, свои штуки, которые вернут их на какое-то мгновение из взрослой жизни в детство. Надеюсь, счастливое. Мы всё те же дети и останемся ими всегда.
Детям девяностых посвящается :)
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
НЕТ, Я НЕ ПЛАЧУ, ПРОСТО НОСТАЛЬГИЯ В ГЛАЗА ПОПАЛА!
Только мне из Москвы все ништяк возили, не из Польши ..
А ещё в этом ларьке было мороженое на палочке в шоколаде, я почему-то помню банановое. До сих пор банановый вкус мне напоминает 90-е)))
А ещё купила себе целый блок жвачек лавиз (love is), т нет счастливее этой девочки на свете)))
Cbeta, увидела журналы и вспомнила другой детский журнал, который назывался "Пионер". В нём печатали страшные истории в авторстве Успенского. Серия рассказов называлась "Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы".
Помню лагерь, год может 95-97. Ночь, вокруг тёмный лес и развалины старой церкви прям под окнами нашего корпуса, а мы в палате с девочками и мальчиками читаем вслух с фонариком этот журнал, который нашли в лагерной библиотеке. Нам страшно шо писец, потому что нам по 10-11 лет, но читаем... Это было офигенно.
Вот отрывок из этих страшилок, если кто-то пропустил в детстве - самое время почитать:
"- Никогда не слышал эти прелестные истории.
- Не очень-то они прелестные,- грустно отметил начальник.-
И как мне кажется, все они из одного чемодана.
- Расскажите хотя бы одну,- попросил Рахманин.
- Пожалуйста. Какую?
- Про Гроб на Колесиках.
- Хорошо, слушайте. Жила-была девочка у мамы. Однажды она
осталась одна. И вдруг по радио передают: "Девочка, девочка,
Гроб на Колесиках выехал с кладбища, твою улицу ищет.
Прячься". Девочка испугалась, не знает, что делать. Мечется по
квартире, хочет маме по телефону позвонить. А в телефон
говорят: "Девочка, девочка, Гроб на Колесиках нашел твою
улицу, он твой дом ищет". Девочка пугается страшно, все замки
запирает, но из дома не убегает. Дрожит. Радио снова передает:
"Девочка, девочка, Гроб на Колесиках твой дом нашел. В
квартиру едет..." И так далее. Короче, когда мама домой
приходит, она находит девочку неживой. Только во рту одно
колесико какое-то... Как вам это нравится?
- Мне это совсем не нравится,- сказал Витя Рахманин.
- А вы верите в то, что я рассказываю?
- Конечно,- ответил Рахманин.- Есть такое правило: во время
следствия верить всему, что говорят, а потом надо проверять
факты. Только вы об этих историях больше никому ни слова,
чтобы нам с вами однажды не проснуться с колесиками во рту.
- Или с рукой на шее,- шепотом добавил начальник."
Ностальгия чувство иррациональное. Мы взрослеем и по-разному смотрим на действительность, на прошлое и будущее. И со многими из нас стереотипы, обросшие жирком и шерстью, играют те ещё мексиканские мыльные оперы.
Это когда, к примеру, в ютюбе в комментах под хитами из тех же 90-х идут как из-под копирки фразы типа "верните те годы", "никогда так больше не будет" или что-то вроде "...я, 43 годика... плачу...", "Чувак, мне 34, такая ж фигня...", "...где мои 14...". И здесь ты или сам изойдёшься сантиментами или тихо выйдешь из палаты).
А бывает, под иным рок- или диско-боевиком 70- или 80-х среди похожих откровений встречается иное, вроде "I'm 63 (58, 74) and i'm still...rool it, love it...
Каждому своё.
В детстве и юности впечатления особенно ярки и глубоки (по понятным причинам) и поэтому "впечатываются" в память или подсознание. Важно не забывать, что после взросления жизнь продолжается).