В прошлой части нашего проекта мы рассказали вам о таком всемирно известном культурном деятеле, как Наполеон Орда. Несмотря на многогранность таланта Орды, в Беларуси его знают в первую очередь как художника. Среди его работ представлены виды нашего города, однако в крайне ограниченном количестве. Куда более подробно Витебск изобразил упомянутый нами художник Юзеф Пешка, о котором мы и расскажем.
Этот выпуск по своему формату будет немного отличаться от предыдущих. Дело в том, что биография Юзефа Пешки не такая уж и насыщенная, особенно в сравнении с тем же Наполеоном Ордой. Витебское наследие же Пешки, напротив, куда более обширно. Потому в этой части нашего проекта основное внимание будет уделено в первую очередь работам художника, посвящённым Витебску. Но и о самом мастере мы тоже обязательно расскажем!
Родился Юзеф Пешка в Кракове в мещанской семье. Учился будущий художник в родном городе и, судя по всему, проявлял особый интерес к рисованию. Два года его обучал моравский художник и профессор Ягеллонского университета Доминик Эстрайхер. После этого обучением Пешки занялся знаменитый живописец и график Франтишек Смуглевич. До наших дней дошёл портрет Смуглевича, который написал сам же Пешка.
Вместе с учителем Пешка участвовал в росписи Кафедрального собора святого Станислава в Вильне. Молодой художник был очень популярен в Варшаве, потому совершенно не удивительно, что ему доверили написание портретов деятелей Четырёхлетнего сейма специально для городской ратуши.
Вскоре, как и его коллега Наполеон Орда, Юзеф Пешка отправился в путешествие по стране. Побывал он в Москве и Санкт-Петербурге, где принял участие в декорировании госпиталя Девичьего монастыря (Москва) и оформлении Михайловского дворца (Санкт-Петербург). Но особенно сильно Пешке полюбилась Беларусь.
Некоторое время Пешка жил в Гродно и Минске, часто посещал Могилёв, Несвиж, Лиду, Смиловичи, Дукору и Вильно. Из Вильно часто выезжал в Витебск и другие города. Также Пешка успел побыть придворным живописцем у Радзивилов в Несвиже. В это время художник писал картины на историческую тему — портреты шляхты и священников, исторические эпизоды, пейзажи.
Проживая в Беларуси, Пешка создал огромное количество работ. В первую очередь это были виды городов и местечек, замков, храмов. Его работы имеют не только художественное, но и документальное значение — объекты, многие из которых нам известны только благодаря работам Пешки, с удивительной точностью передают характерные черты белорусской архитектуры того времени.
В 1810 году Юзеф Пешка получает степень магистра изящных искусств в Виленском университете и через некоторое время возвращается в Краков. С этого момента его карьера, так сказать, попёрла в гору. В 1817 году Пешка становится профессором живописи и рисунка в Школе изящных искусств Ягеллонского университета, а в 1831 году возглавляет Академию Искусств университета, однако пробыл на этом посту художник недолго. Он умер от холеры 4 ноября того же года.
Если говорить о витебском наследии Юзефа Пешки, то художник создал порядка 12 работ. Считается, однако, что их может быть больше. Все известные нам витебские работы Пешки хранятся на данный момент во Львовской национальной научной библиотеке им. Стефаника НАН Украины. Так или иначе, все эти работы доступны в цифровом формате, что позволяет нам провести небольшую экскурсию по Витебску конца XVIII века, а так же заспойлерить вам некоторые объекты, о которых мы расскажем в грядущих частях нашего проекта.
Начнём мы в первую очередь с Рынковой площади. Тем, кто часто гуляет по центру Витебска, вид будет более, чем знаком, ведь это улица Суворова. Справа можно хорошо увидеть арки торговых рядов, где в настоящее время находится терраса Витебского трактира, а так же апсиду Воскресенской церкви (на тот момент ещё без фрески). Слева можно увидеть костёл святого Антония и Бернардинский монастырь, о которых мы более подробно рассказали в одной из предыдущих частей нашего проекта. Вдалеке же виднеется костёл святого Юзефа и Иезуитский коллегиум, о которых мы ещё обязательно расскажем. Помимо этого бросаются в глаза фигуры людей, часть из которых явно носят национальную одежду.
Двигаемся дальше, в сторону нынешней площади Свободы. Посмотрим же на Рынковую площадь (она же исторический центр города) под другим углом и увидим её во всей своей полноте и красоте. После этого вы уже никогда не сможете смотреть на нынешнюю площадь, как раньше. Чего-то в ней явно будет не хватать, не так ли?
Возвращаемся обратно и поднимаемся на Успенскую гору. Удивительно, но в нынешнее время вид с аналогичного ракурса будет куда более законченным и приятным глазу. Успенская церковь раньше был несколько другой, да и застройка нынче более плотная.
Переходим в Северную часть Рыночной площади, примерно на место нынешней остановки «Ратуша», направляющейся в сторону Смоленского рынка. Опять же раньше было как-то пустовато, а сейчас как минимум сквер Маяковского появился, а озеленение это всегда хорошо. Почти всегда.
Совершаем «небольшой» скачок, а именно за Облисполком, к Галеевому оврагу. Сейчас о таком виде на город с этой позиции не стоит даже и мечтать, однако раньше Витебск был, как на ладони. Так же прекрасно видно, что ранее на месте Облисполкома находилась Церковь Святого Духа, о котором мы мельком упоминали в самой первой части проекта.
Произведём ещё один скачок. Сейчас мы находимся на площади Тысячелетия, на территории Нижнего замка. Как видите, раньше здесь было куда больше храмов. На переднем плане хорошо видна Благовещенская церковь в одной из своих многочисленных ипостасей (всё-таки перестраивалась она действительно часто), на заднем же плане — ныне утраченный Фарный костёл. Так же хорошо видно, что ещё два века назад Двина была куда как более полноводной, чем сейчас.
Через нынешнюю улицу Пушкина перейдём к устью Витьбы. Хорошо видны и её тогдашние масштабы — куда уж нынешнему ручейку! Сейчас по ней даже катамаранам тесно, а раньше помещались огромные лодки.
Переходим на высокий правый берег Витьбы, именуемый так же Плоской горой. С этого места открывается хороший вид на современную Коммунистическую улицу. Чтобы лучше сориентироваться, обратите внимание на купола. Это Богословская церковь, ныне не сохранившаяся. Находилась она как раз вначале современной Коммунистической улицы.
Перейдём в место, ранее называвшееся Заручавьем. В настоящий момент это территория современной улицы Калинина вплоть до улицы Марка Шагала. С этого места открывается хороший вид не только на уже ныне засыпанный Замковый ручей, но и на несохранившийся костёл святого Михаила Архангела. Позади же нас видим утраченные Рождественскую и Заручевскую церкви, а вдали — костёл и монастырь ордена тринитариев, ныне — Успенский собор.
Перенесёмся в Задвинье. Со стороны Никольской улицы (в настоящее время носящей название Советской Армии) видим Богоявленскую церковь. На заднем же плане видна Петропавловская церковь. Обе, к сожалению, утрачены.
Наконец перенесёмся в Бибкинский переулок, который сейчас называется улицей Янки Купалы, и посмотрим на улицу Санкт-Петербургскую, ныне — улицу Ленина. А так сразу и не догадаешься, не правда ли?
Вот такое маленькое путешествие по старому Витебску у нас получилось, и всё это благодаря работам Юзефа Пешки. Если бы не его работы, мы бы вряд ли с такой точностью смогли бы представить не только как выглядели отдельные утраченные объекты нашего города, но и сам Витебск того времени.
И этого факта вполне достаточно, чтобы не только увековечить память о великом художнике в нашем городе, но как минимум всеми силами популяризовать его вклад среди жителей Витебска.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.