Беларусь известна своей веротерпимостью. На нашей земле испокон веков уживались представители совершенно разных религий, в то время как в других странах в это же самое время их съедала вражда. Православные и мусульмане, католики и лютеране, кальвинисты и евреи — все они жили на территории нашей страны в мире и согласии.
Витебск не стал исключением. При доминирующем православно-католическом факторе в нашем городе нашли свой дом и множество других конфессий, в первую очередь протестантских. Но особенно интересна история именно лютеранской общины.
Мало кто знает, что на уже не существующей улице Нижне-Петровской, где нынче расположилось пересечение улиц Советской Армии и Комсомольской, на месте здания Общества слепых располагался уникальнейший архитектурный и культовый объект — первая и единственная за всю историю Витебска лютеранская кирха. История её и того интереснее, и именно её мы вам расскажем в новой части проекта 974.
Храм был основан в 1751−1753 гг. на средства жителей города Андрея и Анны Свирщевских. Однако тогда он был не лютеранским, а католическим. Окормлялся храм Орденом бедных регулярных клириков благочестивых школ во имя Божией Матери. Членов этого ордена называли просто «пиаристы» (от латинского слово «piae», благочестивые).
Костёл был посвящён Божьей Матери Шкаплерной, однако такое название мало что скажет людям, далёким от католицизма. Шкаплер (или скапулярий) — это две маленькие матерчатые иконки, соединённые длинными шнурами, которые некоторые миряне носят на шее в честь специально принесённых обетов. По преданию, скапулярий был вручён в XIII веке главе монашеского ордена кармелитов лично Богородицей, после чего практика его ношения распространилась на весь католический мир.
Единственное, что нам известно о первоначальном облике костёла — он был из дерева. Однако вскоре его перестроили в стиле барокко, что позволило изучить храм более подробно. Известно, что костёл был каменный, однонефный, с полукруглой апсидой и боковыми ризницами. Фасад его был ориентирован на юг, украшался двумя башнями. Гонтовая крыша завершалась куполом с железным крестом. Окон в костёле было 6, в барабане купола — 4. Пол в храмовом пространстве был выложен из кирпича, а в ризницах — из досок.
На одной из башен висели колокола, а также находился вход на хоры. На хорах распологался орган на 9 голосов. В костёле было 3 алтаря: главный был посвящён Матери Божьей Шкаплерной, остальные два — Иисусу Христу и святому Иосифу Обручнику. Территория храма была частично обнесена каменной стеной с центральными каменными и боковыми деревянными воротами. Сам участок занимал примерно 2.85 гектара.
Сам костёл был частью монастырского комплекса. Однако о нём более подробно мы поведаем в следующей части проекта. Поверьте, там есть, о чём рассказать.
В XIX веке Католическая церковь на землях Беларуси подвергалась репрессиям. Многие храмы были отняты у верующих в пользу Православной церкви, а монашеские ордена изгонялись. Костёл Матери Божьей Шкаплерной на фоне всего этого представлял собой уникальное явление, так как был передан не православным, а лютеранам.
Поспособствовал этому никто иной, как легендарный доктор Карл Иванович Гюбенталь, изобретатель гипсовой повязки и глава витебской лютеранской общины. Именно он выхлопотал у властей пустовавший костёл, который вскоре превратил в кирху. Он же выделял деньги на восстановление храма после пожара 1850 года. Чуть позже, в конце XIX века, был несколько увеличен фасад храма.
В советские времена все религии подвергались гонениям, не стали исключением и лютеране. Однако, несмотря на преследования, витебская община продолжала функционировать. Об этом свидетельствует деятельность пастора Густава Швальбе. Он постоянно контактировал с прихожанами, читал проповеди и отправлял богослужения, чем вызывал недовольство у большевиков. В итоге его обвинили в контрреволюционной деятельности и шпионаже, расстреляв в 1930 году.
Вскоре после этого кирха была отдана под клуб. Согласно заявлению Витебского горсовета, верующие сами отказались от храма, что вызывает сомнения. В годы Великой отечественной войны храм сильно пострадал, а в 1950-х годах снесён. Земля впоследствии была передана Обществу слепых, в чьём владении остаётся до сих пор.
Витебская община лютеран была очень маленькой (всего 115 человек). 48 из них — мужчины, а 67 — женщины. В основном это были латышские переселенцы, живущие в колониях вокруг города, хотя самих латышей в Витебске было намного больше. В кирхе регулярно проходили богослужения, а также велись метрические записи, где записывались сведения о прихожанах. Изначально записи велись преимущественно на немецком языке.
Известно, что в 1874 году витебским пастором был некто Бергаминс, латыш. В Витебске у него была книжная лавка, где местная латышская диаспора приобретали книги и газеты на родном языке. Наведывались в Витебск и латышские переселенцы, селившиеся неподалёку.
Для латышского меньшинства наш город был очень важным местом. Здесь они не только могли приобрести всё необходимое и продать свои товары (масло, хлеб и т.д.), но в первую очередь посетить кирху. Храмы в латышских колониях обычно не строили, а пастор посещал их очень редко, порой единожды в год.
Во время отсутствия пастора общину возглавлял кюстер, то есть ризничий или пономарь. Кюстер не мог полностью заменить пастора, так как функции его сводились лишь к проведению молебнов, крещению и обучению детей. Так же как и пастор, кюстер был должностью выборной.
В 1879 году при кирхе была открыта школа для латышских детей. В школе было два класса. Детям преподавали Закон Божий, арифметику, русский и немецкий языки, учили читать и писать, давали уроки пения. Финансировалось учение за счёт лютеранской общины. Преподавательский состав был в первую очередь русским и немецким, чуть позже появились и латышские учителя.
Сейчас давно уже нет ни кирхи, ни латышской диаспоры. Есть, правда, лютеранская община, однако она далеко не такая большая, как раньше, да и квартируется уже по другому адресу. К сожалению, о том, что на пересечении улиц Советской Армии и Комсомольской раньше был храм, тоже уже мало кто помнит и знает.
Оно и немудрено, ведь о храме на том месте ничего не напоминает. Да и редкий экскурсовод о нём расскажет. А очень зря, ведь это крайне интересный и значимый элемент нашего города, к сожалению, безвозвратно утраченный.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.