Несмотря на то, что большинство жителей Витебска исповедало и исповедует православие, католической элемент в нашем городе всегда был выражен невероятно сильно. Одних лишь католических храмов в Витебске за всю его историю было более десяти, что для пограничного с Россией города, традиционно ассоциирующегося с монолитом православия, является цифрой просто невероятной.
А сколько тут было духовных монашеских орденов! Иезуиты, василиане, пиары, тринитарии, бенедиктинцы, доминиканцы. Таким изобилием монашествующих общин редкий западноевропейский город похвастаться может, чего уж говорить про нашу глубинку.
И хоть такое обилие на деле значительно затрудняло католическую миссию в Витебске, ибо у каждого ордена был свой подход к работе, оно точно не сделало историю нашего города беднее.
В новом выпуске проекта 974 мы расскажем, где и как в Витебске жили монахи, стоявшие у истоков грозной и таинственной Святой Инквизиции, а именно Орден братьев-проповедников, они же Псы Господни, они же доминиканцы.
Монахи Доминиканского ордена появились в Витебске в 1640 году. Братья-проповедники занимались в первую очередь миссионерской работой, а также пресечением разного рода ересей. Так как Доминиканский орден был нищенствующим, его устав требовал от своей братии суровой аскезы, что обеспечило доминиканцам уважение среди простого народа. За свою же преданность делу, а также благодаря одному из своих символов — бегущей собаке, сжимающей в пасти пылающий факел, братья-проповедники удостоились прозвища «псы Господни» (или по-латински domini cani).
Приблизительно через 2 года после основания доминиканской миссии началась постройка монашеской обители. Место выбрали рядом с Благовещенской церковью, ближе к устью ныне уже не существующего Замкового ручья. К слову, проходящая ныне рядом с тем местом улица Калинина долгое время называлась Доминиканской. Во время осады Витебска русскими войсками в 1654 году кляштор был разрушен.
Известно также, что витебский судья Николай Ромейко Гурко, предвидя возможное разрушение монастыря, завещал своему сыну Стефану в таком случае пожертвовать монахам 500 злотых на восстановление.
Своё второе рождение Доминиканский монастырь пережил в 1682 году, когда его восстановил за свой счёт витебский подкоморий (судья) Адам Франтишек Кисель, который так же спонсировал Василианский орден.
Известен факт судебных разбирательств приора монастыря Пия Данилевича и подсудка витебского, пана Стефана Зароновского Лускина, что произошли 2 февраля 1710 года. Приор обвинял пана Лускина в том, что тот присвоил себе 100 грошей, завещанных монастырю паном Геронимом Онаскевичем Чакевичем. Чем закончились разбирательства — неизвестно.
Ко второй половине XVIII века монастырь входил в состав Русинской провинции Доминиканского ордена. Обитель насчитывала 6 монахов. В 1796 году была так же проведена реконструкция монастыря. В 1811 году монастырский корпус вновь был перестроен.
Помимо одноэтажных жилых помещений и храма в монастырский комплекс входили так же и хозяйственные постройки — кузница, амбар, конюшни, пивоварня, корчма и погреб. При монастыре так же располагался огород в 1541 м.кв.
Неизвестно точно, как выглядел первоначальный монастырский костёл. Известно лишь то, что в 1682 году в нём уже был орган. Роль органиста исполнял отец-доминиканец Раймунд Мурашкевич. Также, скорее всего, как и большинство других храмов, костёл тот был деревянным и не отличался своими размерами. Каменный храм начали строить много позже, лишь в 1771 году (согласно другим источникам — в 1731).
Закончилось строительство костёла только в XIX веке. Храм бы освящён во имя святого Михаила Архангела и был, пожалуй, одним из самых скромных по своему внешнему убранству костёлов города. Изображений внутреннего убранства храма, к сожалению, не сохранилось. Есть лишь краткие описания его — так, например, храм имел цилиндрические своды, которые поддерживались опорными столбами в форме лотарингского креста, а интерьер украшали шесть настенных резных алтарей.
Костёл святого Михаила Архангела, XIX век
После подавления национально-освободительного восстания 1830−1831 года монастырь был ликвидирован. Сразу же после этого костёл и монастырский комплекс были переданы Витебскому гарнизонному батальону, который расположил в освободившихся зданиях свои казармы. С 1833 года здесь ещё работали епархиальные священники (возможно, бывшие доминиканцы).
Наконец, в 1868 году комплекс стал жертвой пожара, после чего снесён. В первой половине XX века на месте храма находилось здание Государственного банка, однако сейчас ни о костёле, ни о монастыре, ни о банке ничего не напоминает. Даже неизвестно, сохранился ли на том месте фундамент.
И хотя сейчас уже давно нет ни монастыря, ни костёла, никуда не делись сами братья-доминиканцы. Дело в том, что они всего-то «переехали» на другой адрес — в костёл святой Варвары!
Теперешний кляштор располагается по адресу ул. Ленинградская, 31. Монастырь этот, разумеется, совсем не такой большой, как его предок, однако и количество монахов не изменилось — как и два века назад, доминиканская братия состоит из 6 монахов. Все они, к слову, являются священниками.
С утратой религии своей прежней роли отпала и необходимость бороться с ересями, однако отцы-доминиканцы не забывают о главном — миссионерской работе и проповеди. Особое же внимание уделяется молодёжи, для которой регулярно проводятся специальные молитвенные собрания.
Также витебская братия уникальна и тем, что хранит старинную традицию служения Святой Мессы на латинском языке. Чин этот очень древний, старее любого другого богослужебного обряда, и многими элементами похож на православную литургию. Проходит же это богослужение каждое воскресение в 15:00.
Сам же костёл святой Варвары, нынешний духовный центр Доминиканского ордена в Витебске, хранит множество интересных историй и фактов, однако о нём мы уже расскажем в другой раз.
Автор: Станіслаў Лацінскі
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.