Театр начинается с вешалки… костюма, реквизита и удобных туфель. Побывали в закулисье витебского драмтеатра

28 июня 2023 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Чтобы в конце спектакля ружьё выстрелило, кто-то обязательно должен его зарядить. Чтобы зрители поверили актёрам, им необходимо быть убедительными не только в своей игре, но и каждой деталью, каждой складочкой на платье.

Мы побывали за кулисами Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа и узнали, как создаются те самые детали. За экскурсию по этой Вселенной огромное спасибо главному художнику театра Светлане Макаренко.

Светлана Петровна окончила нынешний Витебский государственный технологический университет и вот уже почти 30 лет служит в театре. Говорит, что люди приходят сюда однажды и навсегда или не задерживаются вовсе. Больших денег в театре никогда не зарабатывали. Тут остаются по любви, по сердечной привязанности.

Полина Сухвал

Например, с художником-бутафором Полиной Сухвал это случилось ещё в детстве. Её отец Григорий Сухвал был завпостом — заведующим постановочной частью. Полина ребёнком много времени проводила в театре, в том самом кабинете, где сегодня работает. Тут её научили делать папье-маше, открыли чудесный и неповторимый мир творчества, частью которого она стала 15 лет назад, после окончания худграфа ВГУ имени П. М. Машерова. Полина специализируется на головных уборах, также изготавливает мелкую бутафорию. А её куклы — настоящие произведения искусства. Все в театре говорят, что у девушки волшебные руки.

Я по эскизам должна воплотить задумку художника. Это может быть декорирование уже готовой шляпки или создание головного убора с нуля. Труднее всего сделать расклёшенный цилиндр. Он должен быть не только достоверным, но и прочным, ведь в театре его ждёт непростая жизнь, — рассказывает Полина. — Часто что-то переделываю: из соломенной шляпы с широкими полями делаю шляпку с узкими, выпарываю козырьки из старых фуражек и пристраиваю их к новым головным уборам. Недавно делала две абсолютно одинаковые шляпки, но разного цвета. Они нужны были для сказки, где белая мышь по волшебству превращается в серую.

В кабинете художницы — болванки для работы над шляпками, швейная машинка и прекрасный вид из окна на Западную Двину.

Светлана Макаренко рассказала, что когда-то в Витебске было шляпное ателье, и театр мог заказывать там головные уборы. Сейчас всё приходится изготавливать самим, а эти предметы гардероба нужны практически в каждом спектакле.

Мы поняли, что в театре никогда ничего не выбрасывают. Даже если спектакль списывают, все костюмы и реквизит хранятся на складе. Это называется подбор. Прежде чем покупать ткани для новых образов героев, художники вместе с костюмерами и портными смотрят, что можно использовать из старых запасов.

Нина Политыко

Костюмы шьют, перешивают, ремонтируют и подгоняют под размеры артистов в швейных цехах — мужском и женском. Уже 20 лет одевает колосовцев портная Нина Политыко:

Часто приходится заниматься ремонтом одежды. Артисты на сцене «тузают» друг друга, падают: всегда что-то рвётся. Бывает, они худеют, толстеют — тогда подгоняем костюмы по фигуре. Порой полностью распарываем старую вещь и шьём из неё новую, ведь определённого вида ткань можно не найти в магазине.

Работницы цеха рассказали, что артисты-мужчины не менее щепетильны, чем женщины, когда дело касается их внешнего вида. Портные делают всё, чтобы те были довольны нарядами, чтобы им было комфортно в них выходить на сцену. В мужском цеху недавно обновили оборудование: помимо современных швейных машинок, тут теперь есть новый оверлок, пресс для проклейки пиджаков (обычным утюгом это сделать не получится) — всё, как на настоящем швейном производстве.

Марина Малышева

С 2009 года трудится закройщицей в женском швейном цеху Марина Малышева, говорит, что в театре работать гораздо интереснее, чем на предприятии. Начальник цеха Татьяна Смунёва и портная Елена Горяева сейчас в отпуске. Марина пока занимается ремонтом костюмов.

Горячая пора — запуск спектакля. Тогда трудятся все, если надо, и по вечерам, и в выходные. Портные работают по эскизам художников. Часто подсказывают, как лучше реализовать ту или иную идею: их опыт и профессионализм позволяют это делать. Спектакль — результат труда команды, где каждый старается быть максимально полезным. Главный художник рассказала, что в год проходит шесть премьер. Сначала — предпоказ: прогон спектакля без зрителей. Смотрят все — от директора до рабочего. Пока не случилась премьера, есть время подшлифовать детали.

Как бы ты ни хотел облегчить себе работу и пошить простой костюм, он всё равно будет сложным. Благодаря одежде в том числе, герои на сцене выглядят убедительно, правдиво, зрители им верят. Мы не можем позволить себе упростить задачу. Здесь все любят театр и работают на зрителя, — отметила Светлана Макаренко.
Татьяна Кублицкая

Из швейных цехов костюмы передвигаются в костюмерную. Это царство Татьяны Кублицкой — заведующей костюмерной. Только она здесь в полной мере ориентируется. Все костюмы развешаны по спектаклям. Перед каждым костюмер проверяет, всё ли в порядке с одеждой, и разносит наряды по гримёркам. Она же помогает артистам быстро переодеваться во время спектакля.

К большим спектаклям мы начинаем готовиться за две недели, потому что в них занята вся труппа, и каждому артисту нужно подготовить несколько костюмов. Мы их проверяем, приводим в порядок, отутюживаем и развешиваем по гримёркам. Все костюмы подписаны. Два состава — два исполнителя, у них могут быть разные размеры, — делится секретами своей работы Татьяна Кублицкая.

Актёры никогда не выходят на сцену в своей одежде. Им покупают всё — от носков, колготок и нижнего белья (если оно видно во время спектакля) до обуви. После каждого спектакля костюмы стирают: есть собственная прачечная. Ещё и поэтому век театрального костюма недолог. Но настоящая проблема — обувь.

Валерий Кустов

Что-то шьют в Витебском государственном техническом колледже. Но не модельную обувь, которая так нужна. Артисты стаптывают до дыр туфли и джазовки (профессиональная обувь для выступлений на шнурках). Слава богу, есть сапожник Валерий Кустов, который творит чудеса: может реанимировать практически любые туфли и сапоги. Также шьёт обувь из ткани или сукна, что-то вроде валенок. Со сцены они смотрятся отлично.

Ксения Минаева

Мы узнали, что репетировать в своей одежде неправильно. Это нужно делать хотя бы в специальной длинной юбке, если уж не в полном образе.
Но законченным образ артиста становится только после посещения реквизиторской. Тут можно найти всё: от изящной цепочки до муляжа запечённой свиньи. Возраст некоторых экспонатов измеряется десятилетиями (мы ведь уже говорили, что в театре почти ничего не выбрасывают). Лучше всех тут ориентируется реквизитор Ксения Минаева. Ценному мастерству её учили старожилы театра. Кое-что узнали и мы.

То, что артисты не пьют настоящий алкоголь во время спектакля, мы, конечно, догадывались. Оказалось, что чай — тоже не выход. Он мутнеет и покрывается плёнкой. Ксения готовит густой эликсир из жжёного сахара и воды. Достаточно нескольких капель на стакан, чтобы получить ром, виски или коньяк.

Московские коллеги были счастливы заполучить рецепт витебского реквизитора, ведь сами они по старинке использовали чай. Бутафория реалистично смотрится только из зала. Вблизи все эти торты, свиные окорки, караваи совсем не похожи на съедобные.

Даже если вы вынесете настоящее блюдо с пылу с жару, оно не будет из зала смотреться так же аппетитно, как муляж, изготовленный бутафорами. Хотя бывало у нас и такое, что пекли блины для спектакля и заправленную тушёнкой перловую кашу на сцену выносили, — вспоминает Ксения.

Работник театра рассказала, что труднее всего подобрать реквизит для военных спектаклей — форму, планшеты, оружие. Экспонатов того времени практически не осталось. Современные реплики выглядят совсем не убедительно.

В продаже уже нет ткани, из которой можно пошить военные гимнастёрки. Для последнего спектакля «Не покидай меня» (по пьесе Алексея Дударева) офицерскую форму заказывали в столичном ателье. Зато с бижутерией сейчас никаких проблем нет — всё можно купить. А раньше бутафоры своими руками делали всякие броши, бусы, медальоны. Кое-что в реквизитную передают горожане. Ксения всё бережно хранит. Тут у неё и зонтик с деревянными спицами начала прошлого века, и чемодан, кем-то выброшенный за ненадобностью.

Реквизитор, как и костюмер, сопровождает актёров весь спектакль. «Зарядить» — это значит, выставить необходимый реквизит в нужном месте, пояснила Ксения:

Например, выходит актёр из 3-й кулисы, ему там надо поставить ведро бутылку и часы. Иногда на сцене сразу стоит шкаф, и его нужно заполнить: разместить там книги, выпивку или спрятать пистолет. Бывают перестановки в антракте. Раньше актёры часто над нами подшучивали. Однажды я вышла на сцену, когда спектакль уже начался: один шутник попросил кое-что переставить. Я поняла, что что-то не так, когда зал мне зааплодировал. Я виду не подала: гордо перешла в другую кулису. В молодости, правда, и как артистка на сцену выходила: в массовке, когда не хватало актёров.

Светлана Макаренко рассказала, что на каждый спектакль есть свой бюджет, и в него нужно вложится. На чём возможно, экономят. Мы уже рассказали, как. Главное, что зрители никогда этого не заметят. На их эмоциях и впечатлениях тут точно не экономят.

Автор: Наталья Черниченко. Фото автора.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

11 комментариев
Ураган Андрюша
28 июня 2023 в 08:24
Спасибо, очень интересно!
Aleksei81
28 июня 2023 в 08:26

Все это, конечно, интересно, но удручает все же, что держится театр и его закулисье едва ли не на энтузиазме этих людей, преданных своему делу. Весь это реквизит - затанный/залатанный, приобретенный где-то за свои, где-то за счет горожан - как это ущербно! В то время как в Голливуде мастера сцены и экрана на вопрос, где интересней выступать, отвечают, что в театре, перед живым зрителем, и театры дают в жизнь путевку большинству актеров, а тут...

///Московские коллеги были счастливы заполучить рецепт витебского реквизитора, ведь сами они по старинке использовали чай///.
Ну, использование чая - это классика! Или используют сироп шиповника...
А вот на съемках первых серий и даже сезонов "Ментов" (Улицы разбитых фонарей) - са-а-амый первый состав! - так вот пиво (именно пиво!) в кадре не меняли, и пили взаправду!

Галина Бобкина
28 июня 2023 в 08:43
Очень интересно! Мы вот были на экскурсии в театре, но с таким количеством людей нас не знакомили.
А нельзя ли такой же репортаж сделать и о театре "Лялька"? Пожалуйста)
Господин Оформитель
28 июня 2023 в 09:42
Охолощенное оружие и ММГ времен ВОВ много и отличного качества. Только стоит недешево. Вряд ли у театра если лишние деньги на его приобретение.
Валерия Фризен
28 июня 2023 в 10:44
Завидую Наталье, которая вхожа в любые сферы и так талантливо, увлекательно может поведать и нам). Спасибо!
Aleksei81
28 июня 2023 в 11:05 ответ Валерия Фризен
Валерия, Наталья - вообще молодец! И места посещает, и тексты сама пишет, и фото - тоже ее, и иногда даже с комментами выступает, и... Вообще, наверное, красавица! Но мы этого не знаем, потому что ее фото не видим, так что она еще и скромница!
Charnichka
28 июня 2023 в 21:47 ответ Валерия Фризен
Валерия, спасибо вам. Мне очень приятно.
Charnichka
28 июня 2023 в 22:08 ответ Aleksei81
Aleksei81, а попробовали б вы мой киш с курицей и брокколи или маффины... Тоже все сама))
Валерия Фризен
28 июня 2023 в 23:11 ответ Charnichka
Хочу, нет, требую (скромно, из-за угла)))) статью про Ваши будни в поисках прекрасных статей. Просто про Вас, как Вы к сему пришли. В общем, что угодно, ведь это - идеальный материал для статьи из рубрики подобного плана!)
Aleksei81
29 июня 2023 в 05:18 ответ Charnichka
Charnichka, ах, она ещё и кулинар!
Мама Стифлера
28 июня 2023 в 16:34
Мне так нравятся эти посты про театр, что прям думаю, а не пойти ли мне туда работать)) Уважаемый отдел кадров театра, через три года к вам придет странная женщина, представится Малефисентой, возьмите ее в свою театральную семью) Она уже влюбилась в это место)