Хочется замахнуться на святое — на труд. Когда ещё себе такое позволишь, как не в Международный день трудоголиков. Есть ещё 1 Мая, но этот праздник существует исключительно для того, чтобы труд славить. А у меня к нему поднакопились претензии. Во всяком случае, к тяжкому и благородному, читай — физическому.
Начну историей из жизни. Как-то весной, когда отрабатывала положенные два года в школе в родной деревне, у меня нестерпимо разболелись коленные суставы. До такой степени, что ходить не могла. Врачи разводили руками, мол, рентген и анализы говорят об отменном здоровье, ничего болеть не должно. А болело сильно. Что я только не прикладывала к тем злосчастным коленям, чуть до уринотерапии дело не дошло (советовали как самое надёжное средство).
Всё прошло так же неожиданно, как и началось — аккурат к завершению сезона огородных посадок. Я только через некоторое время (когда перестала гуглить страшные диагнозы) поняла, что это психосоматика. Так мой организм протестовал против неминуемого сельскохозяйственного рабства, в котором я находилась с самого детства. Много работать приходилось круглый год, но весной и летом — особенно. Я ведь эту прекрасную пору по-настоящему смогла полюбить лишь недавно, когда она перестала ассоциироваться с лопатой и граблями.
В конце 90-х в деревне все держали большое хозяйство: ни молока, ни мяса, ни яиц в сельском магазине купить было нельзя, как и картошки с овощами. Вот все и горбатились. Наравне со взрослыми — дети.
Нас в семье было трое. Младшей сестре досталось меньше всего, а мы с братом «пахали» по-взрослому: вскапывали, пололи и поливали огород, в том числе бесконечные плантации картошки; кормили скот, всех этих кроликов, нутрий, овец, свиней; доили коров (в какой-то момент их было две), сушили сено.
Например, чтобы напиться, животным нужно было 12 вёдер воды. Я носила сразу по два, чтобы не ходить к колонке 12 раз. Не уверена, что с тех пор поднимала что-то тяжелее. И если корову я доила время от времени: чаще всего это делала мама, то с обязанностями по дому никаких послаблений не было. Я должна была содержать в порядке всю трёхкомнатную квартиру, готовить на семью из пяти человек, стирать и утюжить бельё. Каждый день я чистила пятилитровое ведро картошки. Мозоль от ножа на указательном пальце правой руки прошла только годам к 30-ти.
Мы никогда не принадлежали сами себе. Просьба что-то сделать могла поступить в любую минуту. Даже если тебе кажется, что сделано всё и даже больше, что сегодня ты молодец, и трогать тебя уже не будут. Но я всё равно слышала бесконечные: «Наташа, помой кастрюлю», «Наташа, свари творог», «Наташа, спустись нарви лука». Маме никогда и в голову не приходило, что кастрюлю из-под супа она может помыть сама. Мне всегда казалось, что и родили меня исключительно для работы. Причём в движении нужно было находиться постоянно. Не дай бог я лежала, смотрела телевизор или читала, когда мама приходила с работы. Скандал и обвинения в том, что она вырастила лентяйку, были обеспечены.
Многие уверены, что детей нужно воспитывать в труде, что только так из них можно вырастить трудолюбивых взрослых. Но схема не работает. Я давно выросла, но физический труд так и не полюбила. Конечно, я помогу семье брата выкопать картошку, но вечер накануне будет испорчен предчувствием этого события. Мы потом хорошо проведём время — сколько той картошки, наговоримся, нажарим драников, выпьем… Но в следующий раз такая просьба снова испортит мне настроение.
Я сомневаюсь, что родители ставили перед собой какие-то особые воспитательные цели: нагружая нас, они просто облегчали себе жизнь. Например, мама, взвалив на меня всю домашнюю работу, могла без остатка отдаться своему учительству, стать учителем года, бесконечно разрабатывать какие-то волшебные методики для чужих детей. Бывшие ученики до сих пор с благодарностью вспоминают её интересные уроки.
Для меня труд всегда был связан с несвободой, наказанием, с бесконечной ответственностью, которая явно была мне не по силам. Сегодня я ничего не хочу: ни делать ремонты, ни сажать огороды, ни варить варенье. И этот пост — своеобразная терапия на пути к радости созидания.
Кстати, коленные суставы с тех пор у меня никогда не болели.
Автор: Наталья Черниченко.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Cbeta, все мы индивидуальности))) а еще же все от подхода зависит. Как же у вас так замечательно вышло, что это времяпрепровождение в радость?) Похоже, что вас никто не заставлял это делать изначально.
У меня было наоборот, я страшно боялась насекомых, а как мы все знаем, в огороде их дофига и мне говорили: — Ну чего ты боишься этих пауков, нет ведь никого, — и это после того, как он по мне пробежался.
Далее продолжали: — Что ты за внучка такая, если бабушке не помогаешь, это стыдно. Тебе всего-то нужно маленького паучка перетерпеть, — при условии, что я панически боялась пауков и впадала каждый раз в истерику.
Вот после таких аргументов я слово деревня воспринимаю, как заведомое насилие.
У ТС проблемы не с работой, а с родителями. Это дичь.
У нас никогда никаких деревень и огородов не было, поэтому мне трудно оценивать написанное в посте, но я не помню, чтобы в квартире нас с сестрой к чему-то прям припахивали. Мы могли помочь что-то сделать, учились готовить по желанию, ну там пропылесосить без упрёков, посуду помыть. Но нас как-то никто никогда не заставлял дома упахиваться.
Отсюда делаю вывод, что реально родители ТС с пулями в головах и дети у них рождались как бесплатная рабсила, а не потому что цветы жизни. ИМХО. Прошу простить, если обидела.
Гордый, ну одна медам и бобрами не брезговала...
стать учителем года, бесконечно разрабатывать какие-то волшебные методики для чужих детей
И грустно, и возмущает. Не знаю, как было в данной семье, но я прочитав эти строки подумала о родителях, которые заботятся о благополучии чужих детей вместо своих.