Только про кино. Фильмы 2023 года о выживании и конце света

10 января 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Всем тем, кто любит чудный мир кино.

Начнём киногод с того, что вспомним и расскажем о фильмах, которые вышли в 2023 году и которые вы могли пропустить.

Выборка в одной теме — выживание и тотальный конец всего. Судя по количеству фильмов о конце концов — нас могут к чему-то готовить, но это не точно. Но и ничего удивительного...

Спойлеров не будет — не бойтесь, если не смотрели, но планируете.

Расскажем про четыре фильма:

Начнём с конца.

«Выжившие. Бетонная утопия»

Очень трудно судить, как фильм называется в оригинале, потому что мы ещё не привыкли читать иероглифы, но в русскоязычной адаптации название этого фильма перевели именно так.

Фильм очень свежий — вышел на экраны в мире только в августе 2023 года. Русскоязычной локализации пока в принципе нет — её обещают только в феврале 2024 года. Но это официально. Неофициально фильм уже есть на пиратских и околопиратских сервисах с годным (пусть и любительским) дубляжом.

Итак, что ж там внутри?

Южная Корея — родина Киа Рио, Самсунга и популярного у зумеров k-pop. Если вы не поняли последнее — вы дед, поздравляем. И вот эта страна в последние годы сильно радует кинофанов своими фильмами и сериалами. Вспомним тот же нашумевший по всему миру «Поезд в Пуссан», ту же «Игру в кальмара» — корейцы, как оказалось, умеют в кино и умеют прекрасно.

Новый фильм «Бетонная утопия». Сюжет прост до неприличия — на прогрессивный и красивый Сеул обрушивается невиданное по своей мощи землетрясение, которое буквально и фигурально стирает столицу Южной Кореи с лица земли. Не спойлер, но важный нюанс — остаётся непонятным, есть ли там мир вообще или эта дрожь земли прокатилась вообще везде и всё — конец.

Так или иначе, во всём Сеуле остаётся целым только один единственный многоэтажный-многоквартирный дом из некогда элитно-дорогого ЖК. Как назло зима (оказывается зимой в Корее прохладно), как назло, выжили не только жильцы этого дома, но и другие корейцы.

Итак, главным местом всех действий становится этот дом. Жильцы которого вдруг решают, что им мешают другие выжившие и общим собранием голосуют за то, чтобы выгнать пришлых. Это, по их мнению, спасёт их собственные жизни, поможет сохранить и преумножить ресурсы, ну и создать какое-то крутое новое общество, потому что вообще непонятно, почему никто не спешит их спасать и будет ли оно — спасение.

Главных героев по факту двое. И ни одного прям уж положительного. То есть они как будто и положительные, и отрицательные, и никакие одновременно.

Сюжет был бы совсем не корейским, если бы суть фильма заключалась в простом выживании в уцелевшем доме. Как всегда всё очень сложно — неоднозначные персонажи, которые прячут свои скелеты в своих замёрзших квартирах, месть, злость, любовь, дружба и мощный бэкграунд, который вы тоже увидите — авторы не пожалели возможностей показать, чем занимались главные герои в момент начала землетрясения и именно эти переходы делают фильм очень смотрибельным и динамичным. Плюс ваше мнение о людях меняется прямо на глазах.

Графика на 11 из 10, симпатичные корейские актёры, размах фильма — всё делает это конкретное кино достойным просмотра. Тем более фильм не лишён смысла — нам-то в 2024-м теперь это точно понятно. Авторы не делают каких-то моральных открытий в финале, но ещё раз подчёркивают (в том числе визуальными приёмами), что успех и солнце светят только тем, кто не делит людей на своих и чужих, и тем, кто понимает, что здоровое общество — это там, где люди друг другу помогают.

Стоит ли посмотреть? Да, если вы любите дорогое кино про конец света и вам близка тематика южнокорейского кинематографа.

«Оставь мир позади»

Самый сложный в оценке и рекомендациях фильм. Большое количество знакомых людей его посмотрело и абсолютно на каждого этот фильм произвёл своё впечатление — от восторга до неистового «ШТА?!!».

Пойдём по порядку.

«Оставь мир позади» — сверхновенький фильм от Netflix, который привлекает внимание как минимум актёрским составом: здесь вам и красотка Джулия Робертс, и Итан Хоук, и Махершала Али (новая звезда, которая засияла в оскароносной «Зелёной книге») и, конечно же, ярчайшая звезда фильмов 90-х — Кевин Бейкон.

Если вы любите Голливуд за эти имена, то, скорее всего, этот фильм уже посмотрели, а если и нет — посмотрите обязательно. Но пока о фильме.

Первое и непривычное уже теперь — в этом фильме Netflix вдруг не продвигает свою популярную повесточку с ЛГБТ-тематикой. Да-да, не удивляйтесь! Где-то местами проскальзывает что-то с приставкой фем, но только лишь местами и совсем не напрягает. И этот текст пишет абсолютно толерантный человек, но вымучивание «Нетфликсом» в последнее время всего под радужным флагом поднапрягает...

Здесь новая тема — конец света. Просто конец. И просто люди в простом и страшном конце. Чем он отличается от прочих? Тем, что здесь нет никаких вам зомби, инопланетян, вирусов-шмирусов и всего такого, что от фильма к фильму угрожает человечеству полным истреблением и некрасивым финалом. Здесь чистый экзистенциальный страх от того, что ничего не понятно, но жить как-то надо... Здесь просто пропадает вообще вся связь: от простейшего радио, до сложнейших систем спутниковой связи. И мы смотрим, как это разрушает всё то, что делало нас людьми.

В какой-то момент герой Итана Хоука восклицает: «Я ничего не умею! Что я могу сделать? У меня нет интернета!». И это была не юмореска или шутка. Это был крик отчаянья.

Авторы фильма все два с лишним часа нам пытаются что-то показать. Герои время от времени выдают теории, почему пропало всё то, что не просто облегчало жизнь, но и, как оказалось, было основой жизни — версий тьма — от ближневосточного теракта до инопланетного вторжения.

В какой-то момент версия остаётся одна — и она не такая масштабная, а вполне земная и объяснимая.

Да, фильм местами сложноват. И в деталях его надо рассматривать. Но детали понятны — в визуале царит геометрия и противопоставление — за это отдельный респект создателям — с этой точки зрения фильм безупречен. Главное привыкнуть видеть разницу между светом и тенью, цветом и монохромом — и сразу как будто становится понятнее и от этого грустнее.

Ну и наблюдать за игрой актёров в этом фильме всё же очень приятно. Профи — они такие.

Вывод по фильму, скорее всего, каждый должен увидеть и понять сам. Это открытый финал и финал у каждого свой...

«Бешенство»

О. Добрались. Давайте честно, даже если кто-то не любит российское кино — мы все нет-нет, да и посматриваем в его сторону. Нужно просто иметь смелость сказать, что, да, было.

Об этом фильме автор текста узнал из «Тик Тока», и там этот фильм сильно уж обсуждали, то расхваливая, то ругая. Впрочем, ничего нового. Просмотр трейлера решил судьбу одного вечера — надо посмотреть и решить, чё там и как.

Фильм снял довольно популярный и точно опытный российский режиссёр Дмитрий Дьяченко. До этого в его кинобиографии был «Чебурашка», «О чём говорят мужчины», сериал «Кухня» и много чего ещё — «Кинопоиск» расскажет вам всё-всё, если интересно.

«Бешенство» — история о том, как отец привёз своего сына-наркомана в ну очень отдалённый посёлок где-то в районе Камчатки, чтобы трудом праведным, изоляцией и, если понадобится, грозным отеческим кулаком исцелить чадо от зависимости.

Отца исполнил Алексей Серебряков.

Ну и будем откровенны — фильм смотрибелен благодаря только двум вещам — общим планам Камчатки и Серебрякову.

Вот где актёр... Актёрище! Не получилось вспомнить ни одной его роли, где Лёше было бы хорошо. Он всегда в проблемах, всегда готов выпить, защитить, подраться, поговорить о жизни в очень русской философской манере. Бабы таких любят, мужики таких уважают.

Именно благодаря Серебрякову (ну, мне так кажется) иностранцы придумали тренд «slavic people never smile».

Но каким бы хмурым ни был по жизни и в кадре Серебряков — именно за этот национальный трагизм и глубину грустных глаз мы его и любим. Вы же любите?)

Так вот отец Серебряков привозит на историческую родину сына. Сын в упор не хочет исцеляться, потому что ему и так хорошо. Как и зачем в фильм вплели тему наркомании — непонятно. Она как будто мало что меняет. Сын дурак и без герыча, который он, кстати, прихватывает с собой. И вот пакетик реквизитной дури играет даже лучше, чем исполнитель роли сына — Всеволод Володин. Лицо на экранах новое и пока без эмоций к нему.

Зато радует в фильме наличие Евгения Ткачука — киноманы точно должны вспомнить его по действительно отличному дуэту с тем же Серебряковым в фильме «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (если не смотрели — посмотрите). В фильме «Бешенство» Ткачук играет роль типичного провинциального мента.

Такой не плохой и не хороший. Вроде и взятки берёт, а вроде и от души при этом помогает...

Странное в этом фильме, как практически в любом российском фильме от начала эры Балабанова, нет черного и белого — есть набор метафор и один сплошной серый цвет, даже если колористы постарались. Ещё есть пространные монологи о бытие и наркомании, но они как будто лишние и хочется экшена.

Экшен тоже имеется. Потому что оказалось, что в окрестностях этого камчатского посёлка волки подцепили вирус бешенства. И не такого, как в учебниках, а что-то совсем уж ярое — волки бодры, активны и просто хотят рвать и метать.

Поэтому с первых минут в фильме начинается кровь. Но никто не боится. Только местный справедливый егерь слегка на панике, но вида не подаёт... Порода такая у человека — работать на спокойном. Уважаем.

В итоге Серебряков и компания попадает в охотничий домик где-то на отшибе отшибленного посёлка, и всем этим людям придётся в этом домике разобраться в себе ну и заодно победить медведя. Да, там ещё и медведь появляется.

Оценка. За Серебрякова, который тащит весь этот фильм, за шикарнейшие планы Камчатки, за океан, за зиму, которую чувствуешь прям через экран — реально холодно во время просмотра, ну и за мента Ткачука — за это создателям отлично.

За медведя — жёсткий неуд. За волков, кстати, тоже. Когда смотришь фильм 2023 года от людей, которые ради красивых кадров съёмочную группу в Космос запулили, видеть настолько убого отрендеренного медведя и волков на экране — просто испанский стыд. Помните сказку «Морозко» и кринжового медведя в ней? Так вот тот медведь был просто супер реалистичный, по сравнению с медведем из фильма «Бешенство».

Что говорить? Скорее всего фильм преисполнен метафорами. Особенно это чувствуется, когда депутат-охотник умирает от бешенства, когда из мента вылетают пятитысячные купюры, когда наркоман выступает со своей исповедью... Метафорами перенасыщен, а вот экшена не хватило — хотелось бы больше активных сцен, а не вот этого бу-бу у ледяной печки.

В целом фильм смотрибелен на один раз как минимум. Претендует ли он на звание фаворита? Ну это вряд ли... только если вы поклонник Серебрякова :)

«В никуда»

И снова Netflix, который на этот раз переносит нас в безбрежное море или даже безбрежный океан.

Предыстория: некая страна с диктатурой и тоталитарным режимом. Режим особенно жесток из-за того, что в стране катастрофически не хватает ресурсов для выживания и даже простенький «Сникерс» — это прям очень весомая вещь.

Жизнь этой неназванной страны показана ужасающе-реалистично: военные убивают людей прямо на улицах. Особенно достаётся детям и беременным. Суть в том, что дети в этой стране отныне под запретом. Они бесполезны и их надо кормить.

С первых минут мы знакомимся с главными героями — молодой семейной парой, где он пытается спасти беременную, и с помощью контрабандистов в морском контейнере переправляет её в другую страну, где детей никто не убивает.

Людей, желающих перебраться в новый мир, много — вся эта толпа стремится окольными путями попасть в контейнер. Но везёт не всем.

Так или иначе, но в контейнере остаётся только одна главная и очень беременная (напомню об этом факте) героиня, которую блестяще сыграла испанская актриса Анна Кастильо.

Контейнер, в котором путешествует героиня, оказывается плохо закреплён и в один жуткий момент соскальзывает с сухогруза. В реальной жизни история скорее всего закончилась бы именно на этом моменте. Но в фильме всё только начинается.

Если откинуть прочь иронию, то фильм хороший — в нужной мере трогательный, пугающий, волнующий, не оставляющий равнодушным.

Да, главная героиня молодая женщина, но если смотреть чуть глубже, то скорее всего это символ — как в лишениях и трудностях вынашивается и сохраняется новая жизнь. И эта жизнь обязательно увидит солнце, чего бы это ни стоило женщине в контейнере.

Но если даже не углубляться в мир эпитетов, метафор и мировой истории, фильм просто захватывает, как и любая история о том, как человек борется со стихией и самим собой, чтобы выжить.

Финал фильма... если не смотрели — посмотрите. Но если смотрели — воздержитесь от спойлеров в комментах :)

Но к просмотру «В никуда» можно смело рекомендовать. Достойный фильм для зимнего вечера.

×××

Если вы дошли до этого абзаца — спасибо. Помните, что всё то, что написано выше — субъективная оценка, и вы можете высказать свою позицию в комментариях. Мы же помним, что кино — это искусство, а искусство — это открытая площадка для дискуссий.

Ну и рекомендуйте свои любимые фильмы на заданную тему.

Автор: Хом Тэнкс

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

15 комментариев
Aleksei81
10 января 2024 в 06:04
О, классный материал! На ВБ явно не хватало кинокритиков... Читал про эти фильмы, но ещё не смотрел... И не буду, конечно, потому что не мой жанр! Но идея кинообзоров мне импонирует!
Господин Оформитель
10 января 2024 в 08:59
"Оставь мир позади". Смотрел только его. Хороший фильм. Чуть скомкали концовку и непонятно зачем ввели в сюжет животных, которые , как бы что то в фильме значат. Но было интересно.
Тата Тата
10 января 2024 в 09:05
Из всего этого смотрела только "Бешенство", но вот прочитала и подумала, надо еще раз на Серебрякова глянуть)
AnJam
10 января 2024 в 09:20
Мне прям понравился «Оставь мир позади». Местами было даже грустно и жутковато, что мы рил начнём сходить с ума (в переносном кнш смысле, хотя некоторые и в прямом), если нас оставят без любой коммуникации.
И да, визуал в фильме — просто пушка-ракета. Чем-то напомнил фильм «Паразиты», где тоже героев разделяли именно картинкой. Оч красиво крч.

Понравилось противопоставление животных и людей. В общем, как по мне нормальный фильм. Финал тож хорош (если я правильно поняла его, хех).

*грустно тока видеть Джулию, которая по-прежнему хороша, но... годы берут своё(

Про «Бешенство» — Серебряков, да)

sova
10 января 2024 в 10:27
Прочла с интересом и захотелось посмотреть несколько из них. Спасибо.
starpony
10 января 2024 в 10:56
Корейцы - топ. Дают фору Голливуду в последнее время
macArdRi
10 января 2024 в 15:15 ответ starpony
starpony, Да впринципе всегда давали. ещё со времён Ширри, который по мне до сих пор эталон боевика. А это конец 90-начало 00х ещё.
Тата Тата
10 января 2024 в 12:13

Мой топ про всякие выживания, апокалипсисы, катастрофы и всяко такое. Фильмы старенькие, но лично меня зацепили.

Нел Вик
10 января 2024 в 15:24 ответ Тата Тата
Тата, мне еще очень нравится фильм Невозможное...до слез и восхищения.
AnJam
10 января 2024 в 15:44 ответ Нел Вик
Нел, оо, «Невозможное» классный фильм.
Мне ещё из выживаний нра корейский «Вирус» (2013 года) — оч клёвый как по мне)
Нел Вик
10 января 2024 в 15:57 ответ AnJam
AnJam, не смотрела, но прочла отзывы, гляну тоже ;-)
starpony
10 января 2024 в 18:46 ответ Нел Вик
Нел, посмотрите ещё "Птичий короб" с Сандрой Баллок, если не видели. Достойный фильм)
Нел Вик
11 января 2024 в 10:38 ответ starpony
starpony, благодарю! люблю хорошие фильмы и актриса эта импонирует.
AnJam
11 января 2024 в 10:43 ответ Нел Вик
Нел, о, а «Гравитацию» с ней смотрели? Обожаю этот фильм.
И там она тож борется за жыццё, правда в Космосе) Зато с тем мужиком симпатичным из «Скорой помощи»)
Нел Вик
10 января 2024 в 15:25
Спасибо! Заинтересовали фильмы! Посмотрю, мне нравятся психологические драмы.