Если вы сможете вспомнить больше 10 цитат из советских мультфильмов, значит, что вы уже взрослые дяденька или тетенька. Надеемся, вы не перестали смотреть мультфильмы! Что вам нравится больше: ходить на новинки или ностальгировать по старым мультикам? Или всё вместе?
Итак, сегодня у нас важное столкновение. В одном углу ринга — взрослые, которые утверждают, что советские мультфильмы на порядок лучше, качественнее и добрее современных. В другом углу ринга — родители и дети, которые считают, что старые мультфильмы нудные, неинтересные, а порой и странные. До того, как прозвучит гонг и начнётся раунд, давайте рассудим и сравним некоторые критерии.
Первыми героями советских мультфильмов стали персонажи народных сказок, легенд и сказаний, а также антропоморфные животные, изначальные характеристики которых были взяты из фольклора. Центральный персонаж — идеальный герой: он добр, отзывчив, храбр, всегда готов помочь, в общем, бравый пионер. А все отрицательные персонажи в конце обязательно будут пристыжены и наказаны за свои пакости.
Только в более поздних годах появляются такие самобытные персонажи, как попугай Кеша, домовёнок Кузя, Винни Пух, Карлсон, отличительная черта которых свой неповторимый характер и манеры. Главными героями становятся всё еще положительные, но порой своенравные, капризные и себялюбивые персонажи, но это не мешает им становиться любимцами детей.
В современных мультфильмах тоже преобладают неоднозначные персонажи. В более простых картинах чаще всего встречаются штампованные образы: например, умник, дерзкий задира, добрая милашка, храбрый боец, трусишка и т.д. Все они действуют в силу своей отведённой роли. В более продуманных мультфильмах каждый персонаж наделён своими особыми качествами и характеристиками, часто раскрывается их предыстория, которая помогает понять мотивы поведения. Злодеи — это не просто «условное зло», а тоже живые персонажи, которые нередко имеют личную драму.
«Ну и какие же уродцы», — скажет взрослое поколение про современных персонажей. Но давайте будем честными, порой и в советской мультипликации было время экспериментов и поиска новых форм. Сейчас некоторые персонажи тоже покажутся достаточно жуткими :)
Практически все советские мультфильмы носят морализаторский характер. В них всегда понятно, что хорошо, а что плохо. Волк — злой, заяц — хороший, То, как ведёт себя Леопольд — правильно, как ведут мышки — неправильно. Можно было спокойно оставить ребенка наедине с экраном и не переживать, что он увидит или поймёт что-то не так.
Но стоит помнить, что задача советской мультипликации — способствовать воспитанию и сформировать образ самостоятельного, послушного, уравновешенного ребёнка, а в будущем и гражданина. На это были и направлены первые мультфильмы. С ослаблением цензуры некоторые хитрые авторы продвигали и социально-культурные проблемы, которые может не улавливали малыши, но хорошо понимали взрослые. Если в центре сюжета — зайчонок (с которым ребёнок идентифицирует себя), то на фоне мы можем увидеть и других животных, очень сильно напоминающих соседей, коллег и работников политбюро.
Но вот только в новой трактовке многие советские картины претерпели критику современных родителей. Нравоучения «Хвастаться — плохо», «Терпи», «Скромность красит человека» вовсе противоречат современному воспитанию. Волк курит, Дядя Фёдор (несовершеннолетний) живёт один в глухой деревне и разговаривает с животными, Карлсон — вообще непонятный мужчина, забравшийся в чужой дом... Н-да, такими вопросами мы в своё время не задавались :)
Касательно современных мультфильмов тоже есть вопросы. Всё чаще показываются проявления реального мира, которые не затрагивались ранее: смерть, ненависть, обиды, одиночество, страхи. В целом, раскрытие табуированных тем в мультфильмах — очень важная и правильная идея, которая помогает объяснить детям то, с чем им в любом случае придётся столкнуться. Главное, чтобы рядом был взрослый, который обсудит все эти моменты с ребёнком. Но вместе с этим многие мультфильмы пестрят сценами неоправданного насилия, словесной грубости и интимных намеков. Цензура может только установить возрастное ограничение. Что уже говорить о бессмысленных и безыдейных пустышках, цель которых просто развеселить ребёнка.
Современные полнометражные фильмы ориентируются не только на малышей, но и на их родителей. В своё время немало шуму наделал «Шрек», который полностью перевернул и высмеял все диснеевские штампы. Именно с этого момента нередко в полнометражных картинах проскакивают шутки, понятные только взрослым.
Советские мультфильмы — плавные, спокойные. Голоса озвучки — чёткие, медленные и приятные. Ярко выраженные «Ахи» и «Охи». Часто присутствует рифма, такт и словесная изысканность. Ну и, конечно же, гениальные крылатые фразы, порой придуманные спонтанно. Но именно по ним сейчас можно определить ваш реальный возраст :)
В современных мультфильмах движения более резкие, много ярких цветов, вспышек, неожиданностей. Всё это благодаря новым технологиям мультипликации. Хотя нередко некоторые авторы обращаются к старым стилям рисовки. Полнометражные современные мультфильмы — это, в первую очередь, визуальный аттракцион, который держит внимание ребёнка до последнего. Это ярко и зрелищно, поражает воображение, но главное, чтобы визуальная составляющая не была единственным достоинством фильма.
Первые мультфильмы — очень долгий и трудоёмкий процесс. На создание одного кукольного, пластилинового или рисованного короткометражного ролика уходило огромное количество времени. А нож советской цензуры безжалостно отсекал все «неподходящие» картины, а порой и авторов…
Современный детский контент — это уже целая индустрия (в её плохом понимании). Да, появилось разнообразие. У нас всё еще есть неплохие обучающие мультсериалы с оригинальными персонажами (например, те же «Фиксики» или «Смешарики»), которые учат безопасности, рассказывают, как устроен мир, поднимают вечные темы добра, дружбы и верности. Но большую часть мультфильмов составляют простые (а порой и примитивные) развлекательные мультфильмы, задача которых — удержать внимание. Больше всего претензий родителей именно к последней категории. Пустые диалоги, персонажи странные, глупо шутят, «тупят», проказничают — чему такие мультфильмы научат ребенка? Но так как сами дети от подобного в восторге, да ещё и игрушку попросят купить, то ничто не мешает штамповать простенькие мульты серию за серией, делать ремейки, расширять линии персонажей и вводить новых ненужных героев. Ведь деньги не пахнут…
Но всё-таки ещё есть таланты, которые горят крутыми идеями. Они создают невероятные тёплые, приключенческие, уютные и добрые истории, создают сказку, необычный мир, в котором хочется остаться даже взрослому. Дети начала 21-го века непременно запомнят «Историю игрушек», «Корпорацию монстров», «Валли», «Унесённые призраками», «Алладин» и т.п.
У любой эпохи есть свои шедевры, которые приятно посмотреть через десятки лет, потому что они не растеряли своей актуальности и шарма. Но давайте признаемся, что на многих сильно давит чувство ностальгии. У советского кинематографа есть как «золотой фонд», так и откровенная пропаганда, сюрреализм и психоделика.
С новым поколением пришли новые идеи и новое переосмысление старых мультфильмов. Современным детям недостаточно знать, «что такое хорошо, а что такое плохо», им ещё нужно знать ещё и «почему?». Именно на эти вопросы и отвечают хорошие (!) современные мультфильмы. Многие советские картины прошли проверку временем. Посмотрим, как с этим справятся мультфильмы 21-го века.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Современные русские мульты из 'малахитовой шкатулки' (или как там эту серию, не помню, тоже неоднозначно. Примитивные дикие народы Сибири те ещё вундервафельщики. У них такие сказки, что и у взрослого мороз по коже в некоторых моментах.
Если уж вы обвиняете пиксар в баблодоистости, то отправлю вас в уголок акра (есть такой канал на тытрубе), где тема раскрыта не в пример лучше, чем у аффтара
В целом с посылом согласна - качество мультика не зависит от даты его выпуска. Хорошее можно найти и тогда, и сейчас.
Что-то вспомнился мне мульт "happy three friends" - вот это дичь полнейшая(
Оо, помню, с дедом смотрели мой любимый "Ну, погоди!",с бабушкой перед сном "Калыханку" с Маляванычем, а потом обязательно поводить пальцем по узорам на ковре... Эх, какое было время)).
Настолько красиво преподнесены стереотипы, что аж приятно.
Лучший комплимент фильму - его разбирают на цитаты. Взрослые разбирают. Смешарики проходят этот тест со свистом