Проект «Імя». Наталья Ковалёва. Жизнь в отражении ёлочной игрушки

16 января 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Проект «Імя» — про интересных людей, которые живут рядом с нами. У них самые разные профессии, биографии, характеры. Но объединяет их одно: желание действовать и умение творить. Эти люди сами создают своё имя, хоть и не всегда стремятся к публичности.

Это — мотивирующие истории про тех, кто не лежит на диване и не мечтает о счастье, а берет и что-то для этого делает. Такие люди — «наше всё». Именно на них держится мир и всё самое доброе в нём.

Узнаваемое в городе имя Наталья Ковалёва получила не как преподаватель иностранных языков, хоть и была отличным специалистом. Уже много лет витебский Новый год невозможно представить без выставок антикварных и винтажных игрушек из её личной коллекции. Экспозиции проходят буквально по всей стране. Например, сейчас часть собрания выставляется в музее истории Великой Отечественной войны в Минске.

В коллекции нашей землячки более пяти тысяч экспонатов. Это вручную расписанные ёлочные шары, сказочные герои из ваты, бумаги и стекла, подставочные фигуры, разнообразные бусы, флажки, открытки и прочие атрибуты новогодних и рождественских праздников разных эпох. Она их не просто собирает, но и реставрирует, изготавливает реплики, которые невозможно отличить от оригинала.

Наша беседа прошла в окружении Дедов Морозов и Снегурочек в музее истории частного коллекционирования. Выставка продлится до конца января, так что ускользающее новогоднее настроение ещё можно ухватить за хвост. Кому-то повезёт, и экскурсию по экспозиции для него проведёт сама Наталья Ковалёва, бесплатно.

На встречу с детством

Вы частый гость на собственной выставке?
Если человеку рассказать, откуда взялись те или иные формы, почему этот образ именно такой, его впечатление от экспозиции будет более объёмным. Возможно, он поделится своими эмоциями с друзьями и знакомыми, и они тоже придут на выставку. И это для меня самое большое счастье: не в том, чтобы собирать, обладать всем этим богатством, а в том, чтобы делиться своей радостью с другими. Это что-то непередаваемое, когда понимаешь, что делаешь нужное людям.
Нужное людям?
Конечно! Человек хочет увидеть шишечку, которая крутилась на его ёлке. Он идёт на встречу с детством. И радуется, как ребёнок. Для людей не имеет никакого значения, сколько стоит та или иная игрушка. А значит, и для меня тоже. Их переполняют эмоции, которые невозможно оценить. В моей коллекции есть игрушки и за тысячу долларов, но какое это имеет значение, если в душе человека они никак не отзовутся? Ему нужен Дед Мороз из его детства, который стоял под его ёлкой.
А как реагируют на ретро-игрушки нынешние дети, которых, кажется, уже ничем не удивишь?

Дети безошибочно распознают всё самое крутое и ценное. Они недалеко отошли от рая, поэтому видят и понимают красоту лучше взрослых. Я очень люблю выступать в школах, библиотеках, разговаривать с детьми. Один парень однажды заявил: «Я знаю, сколько стоит ваша коллекция! Она бесценна!»

И, конечно, был прав. Для меня она бесценна.

Добыть игрушку

Коллекция — это живой организм. Как вы её пополняете?

Это называется: добыть игрушку. Можно просто купить на аукционе. Но это не очень интересно. Я люблю комиссионки. Недавно захожу, а там дореволюционный ангелочек: литографическое личико в обрамлении. Вот так удача! Я, не раздумывая, его купила и сразу же вмонтировала в выставку. К слову, это моё последнее приобретение. Как ещё добыть? Прихожу, например, в школу. А там под ёлкой стоит Дед Мороз — «жертва кораблекрушения».

Предлагаю его отреставрировать, и мне с облегчением говорят: «Забирайте насовсем, надоел он нам». Я делаю Деду новую шапку, шубу, привожу в нормальный смотрибельный вид, и вот он уже способен восхищать, дарить радость.

Люди и сами несут мне игрушки. Однажды женщина подарила цветок времён Великой Отечественной войны. Рассказала, что, сколько себя помнит, столько в её семье живёт эта игрушка. Она, безусловна, дорога её сердцу, но гораздо важнее, чтобы другие тоже увидели раритет. Посчитала, что будет правильнее её отдать. Такая искренность подкупает. Я заметила, что белорусы, в сравнении с теми же россиянами, гораздо более щедрые, они делятся и от этого получают удовольствие. Короче говоря, игрушки ко мне попадают самыми разными способами, некоторые из них я просто нашла на помойке.

Очарование винтажной вещи

Что определяет ценность экземпляра?

Чем больше в нём от оригинала, тем ценнее. Есть понятие: «очарование винтажной или антикварной вещи». Но когда игрушка совсем старенькая, то с «очарованием» может быть перебор. Тогда я пытаюсь её подтянуть, чтобы не выглядела ветхой. При этом максимально стараюсь сохранить всё оригинальное, борюсь буквально за каждый миллиметр. Многим приходится делать «ринопластику», ведь чаще всего игрушки падают лицом вперёд, и в первую очередь страдает нос. Очень важно попасть в тон, в цвет.

Я не перекрашиваю игрушки, как это делают многие. Это просто преступление. Или возьмём шубы. Вата на них бывает почерневшая, грязная. Восстановить её порой невозможно. Тогда я покупаю девственно белую вату в аптеке и состариваю её. Есть много способов. Я предпочитаю подпекать в духовке. Такие всякие штучки использую. Главное, не переборщить, не стереть то самое «очарование». Игрушка должна выглядеть «пожившей», даже если ты делаешь реплику с нуля.

Что должно быть в арсенале реставратора-коллекционера?

Ничего особенного. Все мои инструменты и материалы хранятся в угловом диване в кухне. Там же — и мастерская. Экспонаты, которые находятся в работе, выставлены на подоконнике — там света больше. Кисточки, краски, вата, бумага — всё то, что было когда-то в распоряжении работниц, которые разрисовывали игрушки на предприятиях. Ведь я не художник, я рисовальщик-повторяльщик.

Я не могу себе позволить никакого творчества. Я должна повторить то, что было, и дай бог мне это повторить. Помните, как Данила-мастер хотел повторить в камне цветок? Он говорил, что даже самый плохонький живой цветок сердце радует. Оригинальные игрушки для меня как этот цветок, который нужно повторить, чтобы душа радовалась. Но получается не всегда.

Почему?
Советское время не было простым, и я не хотела бы туда вернуться. Но у людей была вера в светлое будущее. Наполненные этой верой, они праздновали Новый год. Сейчас этих наивных чувств нет. Во всяком случае, у меня. А чтобы хорошо нарисовать игрушку, которая принадлежит к тому времени, нужно словить настроение, мироощущение. Это сложно, учитывая реалии современного мира. Но я пытаюсь.

Так началась коллекция

А каким был Новый год вашего детства?

Семейным. Была ёлка с конфетами и мандаринами, чувство покоя и защищённости. Я пыталась понять, как сменяется время, вобрать в себя сияние звёзд, часто смотрела в небо. Я и сейчас живу в том доме, в котором жила в детстве, на 5-м Коммунальном. Так вышло, что во дворе не было детей моего возраста. Я всегда играла одна.

Мама работала на фабрике «КИМ», и у неё не было связей, чтобы пристроить меня в детский сад. Я всё время проводила во дворе. Собирала какие-то камушки, болты, стёкла — все карманы были в дырках. Когда человек один, он сконцентрирован на своём внутреннем мире, окружающей среде. Он может созерцать, и ничто не будет отвлекать его от этого процесса.

Ближе всего мне была земля. Когда стаивал снег, она обнажала свои сокровища. Тогда можно было найти всё что угодно. Особенно ценились красные и синие стёкла, ведь бутылки в основном были коричневые и зелёные. Я недавно на юбилей подруге срифмовала:

«Эх, жаль рубинов было мало,
Сапфиров тоже не хватало.
Вино «Ликёрка» разливала в одно зеленое стекло.
Но на бриллианты, изумруды из винно-водочной посуды
Как нам с тобой тогда везло».

Мама всегда и во всём шла мне навстречу. Музыкальная школа по классу виолончели, аквариум с рыбками, кукольный кружок – она всегда старалась реализовать мои желания. Это важно. Нельзя с помощью детей закрывать собственные гештальты.

Вот откуда берёт истоки ваше хобби. Правда, пришли к нему вы уже в осознанном возрасте.

Да, все мы родом из детства. А в 2009 году я попала на выставку новогодних игрушек из коллекции Нины Бондаревой. Я сразу всё про себя поняла. Побежала домой к ящику с игрушками. Оказалось, что мама всё раздала. Ведь жизнь такая была, что иногда и ёлку-то не наряжали. Я пошла по следу и вернула себе три игрушки из детства. Так началась моя коллекция.

Сегодня я не представляю себя без всего этого. Уверена, что даже не случись та выставка, я бы всё равно пришла к этому увлечению каким-то другим путём. Тогда я и думать не могла о собственных выставках, просто работала, погружаясь в этот удивительный мир всё глубже.

Они живые

А сегодня вы авторитетный мастер, известный на всю страну.

Да, бросьте вы. Если только в очень узких кругах. Хотя я тут дореволюционную девочку сделала, и хочу посмотреть на того человека, который распознает в ней новодел. И сама могу определить возраст и ценность экспоната. У меня взгляд inside view — я смотрю изнутри. И такие волшебные вещи происходят…

Например, попадает ко мне в руки игрушка. У неё хорошо сохранилось лицо, в реставрации нуждаются одежда, волосы, головной убор. И у неё при этом такой обречённый вид, как у человека перед казнью. Я начинаю её нянчить, мыть, одевать. И… просто мороз по коже. У игрушки меняется взгляд, хоть я и не дотрагивалась кисточкой до её лица. Появляется уверенность, даже превосходство. Я не знаю, как это объяснить.

Одного Деда я купила в состоянии зомби, только что вылезшего из земли. Он был такой страшный, что я его отворачивала лицом к стене: одноглазый, лицо ободранное. После реставрации он ожил, стал симпатягой. Очередная Снегурочка досталось мне после того, как кто-то потрудился над её макияжем. Она напоминала слегка увядшую ночную бабочку. Мне стоило просто отмыть игрушку, и та снова обрела очарование. В общем, чудеса. Уже 14 лет я не устаю всему этому удивляться.

Не надоедает?
Что вы! Я даже от дачи хочу отказаться, чтобы больше времени посвящать игрушкам. У меня дома целый госпиталь. Они там пищат и плачут, не дождутся, когда я за них возьмусь. Я помню каждую игрушку, которая прошла через мои руки. Ведь каждую я нянчила, в каждую влюблялась. Я веду каталог, но и без него прекрасно ориентируюсь в коллекции. Знаю, где и в каком состоянии находится любой экспонат.

Бесконечность — в разнообразии

Казалось бы, ёлочная игрушка — достаточно узкая тема, а ей можно посвятить годы и десятилетия.

Я всю жизнь пыталась понять, что такое бесконечность. И поняла. Бесконечность — это разнообразие. Судите сами, все антикварные игрушки изготавливали и разрисовывали вручную. Уже не может быть ни одной одинаковой. И как бы я ни хотела повторить лицо из прошлого тютелька в тютельку, у меня не получится.

А какое разнообразие предложила людям советская промышленность! Ведь дореволюционная рождественская игрушка, по сути, крутилась вокруг одного события — рождения Христа. Это свечи, ангелы, яблоки, колокольчики. Но в 1935 году с ёлки сняли опалу, более того, она стала проводником идей коммунизма, средством пропаганды. Это привнесло такое разнообразие в ёлочную промышленность!

Ёлка откликалась на любое событие. Стоило в 36-м году выйти фильму «Цирк», как тут же появились негритята, дрессированные животные, клоуны. Идёт освоение Арктики — пилоты, льдины, якуты. В 49-м году состоялась Женевская конвенция о дорожном движении, которая упорядочила расположение световых сигналов на светофоре: красный, жёлтый, зелёный. Так что, если на ёлочной игрушке-светофоре цвета размещены по-другому, значит она выпущена до 1949 года.

Однажды мне попалась игрушка, и я долго не могла понять, что это такое. Оказалось, фонарь путевого обходчика. Тоже реалия, которая отражена в игрушке. Появился дисковый телефон — вот он уже на ёлке. Потом и мобильный. Так что традиции продолжаются.

А продолжаются ли? Всё заполонила китайская штамповка. Как обстоят дела с производством современных ёлочных игрушек?

В России с этим всё в порядке. Работают фабрики. Например, «Ёлочка» в городе Клин. Там прекрасный музей, в котором я мечтаю побывать. Александр Меньшиков ещё в середине XIX века организовал там производство стеклянных изделий. Они импортозаместили дорогие ёлочные украшения, которые приходилось ввозить из Германии. Правда, свои были очень тяжёлые, толстостенные. В Германии гораздо раньше появилась газовая горелка, которая позволяла делать игрушки из тончайшего стекла. В целом, советская ёлочная промышленность на полвека отставала от европейской. У нас ещё в 37-м году выпускали толстостенные игрушки, зато они сохранились лучше.

В Беларуси дела обстоят хуже. В здании, где мы с вами находимся, была зеркальная фабрика имени Михаила Фрунзе, где, в том числе, выпускали и ёлочные игрушки. Тогда в ходу была милитаризованная игрушка — танки, самолеты, летательные аппараты, аэростаты, дирижабли. Они мгновенно разлетались по всему Советскому Союзу. Во время войны фабрику эвакуировали в Россию, откуда она к нам уже не вернулась.

В Минске есть предприятие «Грай». Но это типичное «не то», если сравнить с советской промышленностью. Ведь во времена СССР в подмосковном Загорске работал целый научно-исследовательский институт игрушки, в котором занимались и ёлочными украшениями тоже. Был очень серьёзный подход ко всему — от материала до образа. В штате трудились художники, психологи, педагоги. Как-то мне в руки попала документация НИИИ по обсуждению картонного глухаря. Речь шла о неправильном количестве маховых перьев, о том, что шпора не в том месте расположена, и прочих деталях. Можете себе представить подход?

А если разрабатывали наборы, всё было ещё серьёзнее. Можно ли Зайчику из набора «Доктор Айболит» быть в штанишках, если все остальные животные без одежды? Это я к чему? Однажды смотрела видеосюжет о фабрике «Грай», в котором его сотрудница рассказывала о производстве. Вот они формуют игрушки, вот зачищают, а потом отдают в покраску. Если раскрасить красным, будет снегирь, если жёлтым — синица. Вот это упрощение. Поэтому порой мы и не можем распознать, орёл перед нами или сова. В итоге, это вообще может быть белка. А ещё там гонятся за яркостью. Их игрушки режут глаз. А настоящая красота — благородна и естественна.

Для вас важно собрать весь набор?
Несобранный набор — это незакрытый гештальт. Всё время хочется завершить. У меня есть несобранные коллекции. «Чиполино», скажем, попробуй собери все 23 фигуры. Это большой набор. Его, правда, сократили, и стали выпускать по 12 штук, потому что выходило слишком дорого. Эти 12 у меня есть, даже 17 есть. Но ведь хочется все 23.

Волшебный свет

Почему люди так любят всё, что связано с Новым годом? Вы заметили, что некоторые уже чуть ли не в октябре игрушки достают?
Этот праздник припадает на самое тёмное время года. А огонь и свет нам нужны физически. Это наш глубинный инстинкт. Новогодние игрушки нас просто спасают в этой кромешной тьме. Ведь они не вбирают свет, а отражают его.

×××

Так Наталья Ковалёва делится со всеми нами этим волшебным светом. Она удивительный рассказчик и собеседник. Всё время шутит, разыгрывает диалоги по ролям, сыплет цитатами из советских фильмов и песен Высоцкого. А ещё она любит собирать грибы, хорошее кино, музыку, живопись, слушает аудиокниги. Она и сегодня та девочка, которой никогда не бывает скучно, которая всё ещё познаёт, как устроена Вселенная.

Разговаривала Наталья Черниченко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

11 комментариев
Aleksei81
16 января 2024 в 08:48
Очень приятная собеседница, и впечатление от статьи...
И читая последние слова, хочется сказать: с Натальей Че не будет скучно, ведь она та самая, которая открывает нам мир необыкновенных людей!
Charnichka
16 января 2024 в 19:51 ответ Aleksei81
Aleksei81, благодарю.
Наталья Че)
Галина Бобкина
16 января 2024 в 09:46

Имела счастье бывать на этой выставке лет 7 назад. Всё понравилось: и рассказ Натальи о своей выставке, и сами экспонаты, но больше всего меня поразили игрушки, сделанные во время войны и сказочные серии. Огромное спасибо за пост.

Галина Бобкина
16 января 2024 в 09:56

Дедушки Натальи Ковалёвой тоже чудо, как хороши! Очаровательнейшая коллекция!

Валерия Фризен
16 января 2024 в 10:46
Какая волшебная Наталья Ковалёва, увидела бы на улице, обязательно бы заметила и подумала, что человек точно связан с творчеством!
Спасибо за замечательный проект и статью ♡
Тата Тата
16 января 2024 в 12:10

Какие же они страшные эти Деды Морозы из прошлого))) У меня такой в детстве был. Я его боялась до чёртиков. Даже письма ему писала, чтобы мне ничего на НГ не дарил — только бы не пришёл с мешком ночью))))

А Наталья - молодец!)

Гусь Гордый
16 января 2024 в 13:22
Ах, какая женщина! Спасибо за материал, один сплошной восторг.
Мама Стифлера
16 января 2024 в 16:09
Очень красивый слог у героини истории. Спасибо, очень понравилось читать.
Алеся Полесья
16 января 2024 в 17:29
А мы три дня назад выбросили большого СССРовского Деда Мороза, жалко было, но занимал много места((
Мария Кк
18 января 2024 в 07:01
Мой преподаватель) Интересно случайно увидеть статью и вспомнить её уроки - очень всё было оригинально и интересно. Удивительная женщина.
Чушпан Мексиканский
19 сентября 2024 в 08:17
тактактак....я точно учился в какой-то школе, где она преподавала... СШ№2 что ли?