20 фактов о Беларуси, которые вы могли не знать

12 февраля 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Белорусские болота, драники, зубры, БелАЗ и «Беларус» — всё это мы — бульбаши. Именно такие ассоциации курсируют о Беларуси за её пределами. Ну, может ещё что-то там про лёгкие Европы, чистые улицы и Беловежскую пущу. Но им там простительно — они же за пределами. А вот что знаем о своей стране мы — те, кто здесь родились, учились или прожили, ну хотя бы, лет 10?

Сегодня мы хотим рассказать вам о нескольких фактах о Беларуси — известных и не очень. Спойлер: о некоторых мы даже не догадывались :)

  1. «Белорусские болота могут вместить в себя Черногорию». И это не шутка. Беларусь — единственная европейская страна, болота которой занимают площадь равную территории таких европейских стран, как Черногория или Словения.
  2. «Самые пунктуальные самолёты». Аэропорты Беларуси заняли в 2019 году в мировом рейтинге первые места по пунктуальности. Худшими стали аэропорты Китая, Германии и Греции.
  3. «В Беларуси нет ни одного города и городского посёлка на русскую букву А». Действительно, в белорусской транскрипции такие города есть, а вот в русском языке — Ашмяны превращаются в Ошмяны, а Астравец в Островец.
  4. «Беларусь можно назвать туманным Альбионом». Оказалось, что в столице Беларуси солнечных дней в году меньше, чем в сумрачном Лондоне, а туманов бывает на 20% больше.
  5. «В Беларуси находится самый восточный готический объект на территории Европы». И это Мирский замок, который был построен более 500 лет назад с соблюдением всех архитектурных готических канонов.
  1. В Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Свято-Ефросиниевского монастыря сохранились уникальные росписи 12 века, аналогов которым нет в Восточной Европе. Их обнаружили совсем недавно под несколькими слоями фресок более позднего времени.
  2. Три президента, несколько премьер-министров и почти 60 министров государства Израиль родились на территории Беларуси. Можно ли сказать, что современный Израиль построили белорусы?)
  3. Уроженка Беларуси Итель Каганович изобрела классическую модель бюстгальтера, которая надолго стала эталоном женского нижнего белья.
  4. В Беларуси художником Александром Кащенко был создан самый большой тканый гобелен в мире. Его размеры 14 х 19 метров, а вес составляет 286 килограммов. Но насладиться этим творением не так просто. Для того, чтобы выставить это произведение искусства, нужен специальный выставочный зал, который пока не построен в стране.
  5. «Белорусские мотивы были использованы для показа мод в Париже в 2015 году». Дизайнеры Valentino Мария Грация Чиури и Пьерпаоло Пиччоли нашли вдохновение, помимо всего прочего, в картинах «безнадежного романтика» Марка Шагала. Белорусские традиционные узоры на подиуме выглядели ошеломительно.
  1. «Беловежская пуща является крупнейшим древним лесом в Европе». О ней писал ещё античный историк Геродот. А в конце четырнадцатого века князь Великого княжества Литовского Ягайло объявил лес охраняемой территорией и запретил там охотиться. Древний лес был под защитой в течение почти 600 лет. В Беловежской пуще есть около 2000 гигантских деревьев, и парк добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. «Беларусь — „Силиконовая долина“ бывшего СССР». При советской власти Беларусь считалась «Силиконовой долиной», так как производила более 50% компьютеров и деталей для них в СССР. С 1960-х годов Беларусь стала центром разработки программного обеспечения. Кстати, признание в айти не отпускает нашу страну до сих пор. Например, Wall Street Journal в 2017 году опубликовал статья о новой «Силиконовой Долине» Восточной Европы, речь в ней шла именно о Беларуси. И это вполне понятно — за последние несколько лет «из-под пера» наших айтишников вышли технологические проекты мирового уровня, а о World of Tanks не слышал только глухой.
  3. «Беларусь приложила руку к путешествию на Луну». Благодаря белорусу Борису Киту, который работал над ракетным топливом, была совершена миссия APOLLO — первое путешествие человека на Луну. Кто-то верит в эту высадку, кто-то нет, но всё равно приятно :)
  4. По некоторым заявлениям в соцсетях стало известно, что белорусскую водку «Всеслав Чародей» пили на «Балу века» в Монако и на церемонии «Оскар». Правда, в каком это было году, не уточняется.
  5. Интересным фактом о Беларуси является то, что по числу кладов, обнаруживаемых за год, страна традиционно оказывается впереди Европы всей. Больших и малых войн на нашей территории было столько, что и подсчитать трудно. Поэтому есть все основания полагать, что до поры до времени спят в белорусской земле сокровища, которые иначе как легендарными не назовешь.
  6. В Беларуси водится половина всей мировой популяции птички под названием Вертлявая камышевка.
  1. «Купюры евро делают из белорусского льна». Об этом стало известно ещё в 2003 году: ассоциация «Белорусский лён» поставляет на экспорт так называемое короткое волокно — отходы низшего класса, которые образуются при производстве тканей. Из таких отходов даже мешки не шьют, а вот для еврокупюр они оказались в самый раз
  2. «В Беларуси производят мебель IKEA, но нет фирменных магазинов IKEA». То, что в Беларуси нет фирменного магазина IKEA, думаем, заметили многие. Но удивительной делает ситуацию тот факт, что в Беларуси долгое время работали сразу несколько фабрик, которые производили мебель по заказу IKEA. Сразу две из них — в свободной экономической зоне «Могилёв». Несколько лет назад эти производства закрылись, но надо заметить, что IKEA всегда с уважением относилась к белорусским производителям и товары честно подписывала Made in Belarus.
  1. «Беларусь — родина слонов». :) В 2006 году при прокладке линии Минского метро (на глубине 8 метров) была обнаружена и поднята метровая кость ископаемого лесного шерстистого слона (или мамонта, кому как нравится). А в 2007 году потомственный лесник из Лиозно у себя на огороде копал пруд для утят, а откопал зуб мамонта.
  2. И самый главный факт. «Белоруссии не существует!». Именно так написано в Конституции!
«Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси)».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

70 комментариев
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 06:12
И какие шаблоны хотел порвать автор? Скукатишша уровня 10 класса средней школы. Лучше бы написали, как советскую промышленность поднимали, нашпиговав страну крадеными немецкими станками, а в ВОВ именно на территории нашей страны была самая обширная зона, где воевали все против всех (чуть меньшая была в Югославии). О рекордных темпах русификации при машерове, когда родной язык практически уничтожили.
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:41 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, "нашпиговав страну крадеными немецкими станками"
ну да.. пожалейте еще бедных немцев )
Крал Жуков ковры, посуду т.д. себе лично.
А вывезенное оборудование и технологии обычное явление для страны-победителя.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 10:06 ответ Господин Оформитель

Господин, но это не отменяет того, что так называемая индустриализация беларуси была инспирирована не развитием собственного машиностроения ссср, а стащенными у немцев станками (часть из которых была списанными американскими станками производства второй половину 20 годов, которыми американцы дали кредит немцам в начале 30 годов, чтобы хоть как-то поддержать производство.

да вся "промышленная белоруссия" была просто идеей цк кпсс превратить страну в форпост наступления на германию в третью мировую войну. для этого в каждом областном центре (да и райцентрах тоже) поставили танкоремонтные заводы, назвав их в целях маскировки "станкостроительными", хотя собственных материалов (металла, угля) и электричества в беларуси было ноль целых, ноль десятых (пришлось передельный завод в жодино возводить)

macArdRi
12 февраля 2024 в 10:50 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Ну не всё так радужно. Ремонтных заводов было полно, а вот оборонных строительных (полного цикла) - нифига практически. Когда полонезы делать начинали - возили всё из Китая, тут только свинчивали. Потом кое-как пороха наладили, шасси и... И всё. Больше делать ничего не получается. Компетенции по конечным циклам все в России и на Украине изначально были.
Харьков делал танки от подвоза руды до выкатки готового. То же - Тагил. Комсомольск и Иркутск- аналогично с самолётами, Улан-Удэ и Казань - с вертолётами, Днепропетровск - ракеты. Оптика - Красногорск, схемотехника - Киев (Луч) А тут что? Обработка и частично отвёрточная сборка, всё.
В общем из западных округов белорусский по части производства был самым бедным.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 11:24 ответ macArdRi
macArdRi, а я и не говорю, что радужно. я говорю о том, что тут так называемая промышленность - вся только из военной целесообразности КАК РЕМОНТНАЯ БАЗА
Дмитрий Тт
12 февраля 2024 в 12:13 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, то, что вывезли после войны, это капля в море, надо было по кирпичику Германию разобрать, после того, что они творили в беларуси
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 12:39 ответ Дмитрий Тт

Дмитрий, да согласен я, согласен. но просто там факт. советский союз способен был только украсть или вернуть. но не создать. все, что создавалось - это было краденые технологии. в советском союзе было вдоволь людей (рабсилы), еды и церковных ценностей. абсолютно отсталая, аграрная страна третьего мира, неспособная к промышленной революции, так как буржуазной революции еще не состоялось даже. немцы могли отобрать только. а взамен советские власти получили технологии промышленного века, но без квалифицированных инженеров они были как граната в руках дикаря: просто камень. пока америка снабжала купленные у нее заводы инженерами, советские так называемые инженеры без базового образования только смотрели на это, как на чудо.

даже вывезенные из германии станки советская власть превратила в металлолом. варвары.

Aleksei81
12 февраля 2024 в 13:13 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, буквально недавно думал о схожем, ведь когда та же Германия была в руинах, а с ней Венгрия и Чехия со Словакией, Польша, страны удалось восстановить. Не только экономически, но и в плане архитектуры! А это первым в глаза бросается. Восстановили по чертежам, памятным фотооткрыткам, просто семейным архивным фото и воспоминаниям, сделав улицы городов туристическими маршрутами, жилыми и офисными кварталами. И если даже признать, что эпоха "хрущевок", а потом и "брежневек" была экономически оправдана и необходима - ввод массового жилья был необходим, а потом еще и мифологизирован как путь к коммунизму! - то как объяснить тот факт, что с тех пор в умах инженерной мысли объектов гражданки практически ничего не изменилось... Брежневки - те же "хрущевки", а современное Билево - те же панельки времен 60-х, только из другого материала...
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 13:48 ответ Aleksei81
Aleksei81, массовая урбанизация в тех странах к началу 20 века уже прошла,
поэтому не стояла задача БЕГОМ и НАДО БЫЛО УЖЕ ВЧЕРА с расстрельным взводом за плечами.
поэтому страны центральной европы и польша и не строили кварталы брежневок,
а могли себе позволить спокойно развиваться
macArdRi
12 февраля 2024 в 13:59 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Даладна, каким был военный профиль например Витебских ковров? А КИМа когда он жив был?
Что до станков, то именно в белорусских реалиях трофейные немецкие станки имели значение совсем ниже плинтуса. Потому что специализацией БССР в союзном масштабе была электроника (Интеграл, Витязь, Горизонт, Мегом, Монолит) которой на момент 1945 просто не существовало, потому немецкие станки тут помочь могли чуть менее чем никак от слова совсем.
macArdRi
12 февраля 2024 в 14:02 ответ Mexicanetz

Mexicanetz, Извиняюсь что рушу красивую легенду, но хрущёвки (и брежневки как их развитие) СССР подсмотрел у Франции, даже первые типовые проекты были теми же что строили в Париже. Живите теперь с этим.

Aleksei81
12 февраля 2024 в 14:02 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, немного не это я имел ввиду... Посмотри, что даже в современном мире, если возьмем Европу (Северную и Западную) дизайн и архитектура домов, включая многоэтажки и те же панельки, совсем иные, нежели в РБ или РФ. А ведь начиналось все, в том числе, и с восстановления того, что лежало в руинах после Второй мировой...Напротив, есть Москва и Питер, где в угоду нового ТЦ сносятся объекты старины и реконструируются целые кварталы, имеющие культурно-историческую ценность, как постройки и дома - памятники архитектуры.
Aleksei81
12 февраля 2024 в 14:08 ответ macArdRi

macArdRi, это и называлось гетто... Но с другой стороны, есть и финская модель этих кварталов!

Mexicanetz
12 февраля 2024 в 14:41 ответ macArdRi
macArdRi, химическая промышленность, текстиль - всегда в момент переключаются на военные заказы
по станкам. самолично видел в начале нулевых работающие на МАЗе токарные станки форда 1926 года выпуска
электронику введи гораздо позже того, как дербанили немчуру
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 14:43 ответ macArdRi
macArdRi, ну так не целая ж страна однотипного!
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 14:44 ответ Aleksei81
Aleksei81, смысл в том, как мыслят люди, принимающие решения
macArdRi
12 февраля 2024 в 14:55 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Ну так и СССР не был целой страной однотипного. Тут тебе 5-этажки кирпичные, здесь 5-этажки панельные десятка разных серий, тут 9-этажки, там 12 этажки, 15, 17... И все разные II-67 Москворецкая, Тишинская , башня Вулыха, П-46, КОПЭ, II-18/9, II-18/12. Все в разных исполнениях.
А для ценителей ещё частный сектор и бараки.
Прямо латиноамериканский карнавал!
macArdRi
12 февраля 2024 в 14:57 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Верю. На Хабре был большой репортаж с фабрики Денема, Уайт-Оак в Гринсборо, Северная Каролина, закрывшейся в 2018. Станки там Draper X3, тех же 1940 годов. ТАк что МАЗ в хорошей компании!
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 16:13 ответ macArdRi
macArdRi, если б могли, сделали все однотипное, как в гулаге
macArdRi
12 февраля 2024 в 16:29 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Но не сделали же. Результат. А могли или нет - это не считается.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 06:19

Я так понимаю, что весь сыр -бор разгорелся ради последнего пункта? Таки, я имею, что сказать.

Республика Беларусь - это самоназвание государства, то есть, правящего режима, власти. А Белоруссия - это название территории в русском языке, точно так же, как есть соединённое Королевство Великобритании и северной Ирландии (государство, власть) и Уэльс (территория).

Точно так же, как 'белорус' - это подданство определенному государству, а крэва, дрэгва, ятва, дайнова, судова, русин - самоназвание людей, населяющих эту территорию

AnJam
12 февраля 2024 в 09:16 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, вы таблетки принципиально не принимаете? Что говорит врач?
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 09:27 ответ AnJam
AnJam, опровержение будет?
Aleksei81
12 февраля 2024 в 06:22
"Сенсация" из 19-го пункта опоздала лет этак на сорок, потому что еще при работах на карьере Гралёво, рядом с Рубой, отрыли кости мамонта. Одно время их выставляли в местном ДК, потом коллекция костей и бивней переехала в наш краеведческий музей и выставлена в экспозиции "Природа родного края".
Что касается пункта 20,то меня хоть и бесит эта Белоруссия, но с таким же "успехом" не существует большая часть государств мира, включая ту же Россию, Китай или, допустим, Англию... Потому что то, что мы зовем Россией, на западе говорят Раша, Китай для них - Чайна, и Ингланд соответственно... Так что это лишь "сложности перевода..."
sova
12 февраля 2024 в 09:27 ответ Aleksei81
Aleksei81, я немного вклинюсь. Раша — это произношение. Россия — написание.
Aleksei81
12 февраля 2024 в 09:35 ответ sova
sova, еще лучше...те же китайцы называют свою страну Чжунго...А в другой части Китая о своей же стране говорят Тянься!
sova
12 февраля 2024 в 09:43 ответ Aleksei81
Aleksei81, иностранцы смотрят на слово Russia и произносят — Раша. То есть это произношение. Нам же перевод не нужен, у нас уже есть слово «Россия». Раша от кого-то из славян — это каверканье.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 09:57 ответ sova
sova, это не коверкание. коверкание это было много десятков лет назад, когда термин только зарождался.
в современный русский язык термины входят и выходят по мере их употребления.

академические словари в бумажных изданиях не успевают за живым языком

например, в классических словарях Ушакова, Даля, Ожегова не было слова "пейджер". и они даже не успели отреагировать на его появление. не включили в состав, а он уже устарел.

точно так же и термин "раша". он имеет строгое значение и строгую сферу применения. думаете, заголовок "наша раша" на телевидении появился без одобрения цензуры?

академические словари устаревают как система. чтобы термин внести, надо больше 8 лет согласований в институте виноградова. это начинает напрягать

Aleksei81
12 февраля 2024 в 09:57 ответ sova
sova, на западе говорят Раша... Я об этом и говорю еще в своем комменте.. Вам лишь бы крылышками помахать! Ну а в Чехии Россию называют и пишут: Rusko... Поляки пишут и говорят о России как Rosja...
Не знаю, про каких славян вы говорите, и про какое каверканье, но меньше смотрите интервью на всяких ТВ каналах, где рассказывают об Украине, придуманной Ленином. Вот и у вас каверканье каких-то славян
Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 06:30

«3. В Беларуси нет ни одного города и городского посёлка на русскую букву А». Действительно, в белорусской транскрипции такие города есть, а вот в русском языке — Ашмяны превращаются в Ошмяны, а Астравец в Островец. - не на русскую, а на кириллическую раз, и есть два. То, что на русском языке не один населённый пункт не называется на А, не значит, что на А нет вообще.

3. «В Беларуси производят мебель IKEA, но нет фирменных магазинов IKEA». То, что в Беларуси нет фирменного магазина IKEA, думаем, заметили многие. Но удивительной делает ситуацию тот факт, что в Беларуси долгое время работали сразу несколько фабрик, которые производили мебель по заказу IKEA. Сразу две из них — в свободной экономической зоне «Могилёв». Несколько лет назад эти производства закрылись - мебель производят, но предприятия закрылись. Хоспаде, такой фейспалм. Ну вообще не смотрите за тем, какую информацию вы преподносите. Или вы специально такие манипулятивные приёмы применяете, держа за идиотов своих читателей?

Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:06 ответ Туман Окутывающий
Туман, а что не так с пунктом про ikea? Вроде правильно написали
Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 09:29 ответ Господин Оформитель
Так ведь не производят больше для Икеи в Беларуси мебель и панели. Заводы может и возобновили производство, но не для Икеи уже.
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:30 ответ Туман Окутывающий
Туман, а там и не написано, что производят для ikea снова.
Просто возобновили производство. Делают те же модели, но под брендом "сириус" вроде.
Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 09:39 ответ Господин Оформитель
Я про другое. Автор в статье пишет, что якобы произво_дят для Икеи, что больше не соответствует действительности.
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:42 ответ Туман Окутывающий

Туман, "Сразу две из них — в свободной экономической зоне «Могилёв». Несколько лет назад эти производства закрылись, но надо заметить, что IKEA всегда с уважением относилась к белорусским производителям и товары честно подписывала Made in Belarus."

не видел там намека на производство для ikea в настоящем времени.

Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 09:48 ответ Господин Оформитель
Посмотрите повнимательнее) «В Беларуси производят мебель IKEA, но нет фирменных магазинов IKEA» - я ж и возмутился из-за этого, что сначала пишут "производят", и потом сами же пишут, что производства закрылись (но мы с вами разобрались, что производства работают, просто для Икеи не производят уже).
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:53 ответ Туман Окутывающий
Туман, ну да. Трактовать можно и так.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 09:59 ответ Туман Окутывающий
Туман, а они не закрывались. приостановка работы была на 1-1,5 месяца, и то не на всех
Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 10:01 ответ Mexicanetz
Значит не закрывались, что хорошо.
Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 10:02 ответ Mexicanetz
Лишнее подтверждение того, что пишут не проверяя достоверность информации.
Akela
12 февраля 2024 в 10:04 ответ Туман Окутывающий
Туман, вы такой душный стали.. неприятно читать.
У вас может что-то случилось? А то вы последнее время ядом плюетесь почти на всё.
Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 10:12 ответ Akela
Не читайте, я не для вас лично пишу.
Нет, просто раздражает ложь и непроверенная инфа.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 10:17 ответ Туман Окутывающий
Туман, желтуха - это норма для местной прЭссы. сколько себя помню. не раздражайтесь, бесполезно. смиритесь
Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 10:23 ответ Mexicanetz
Спасибо за поддержку, просто я не поклонник грузинского блюда "жричёдали", и как-то хочется видеть качественные статьи, в правдивости которых не придётся сомневаться.
Тата Тата
12 февраля 2024 в 10:53 ответ Туман Окутывающий

Туман, какой вы душный, но, как многие из числа "лишь бы докопаться", не замечаете то, что вам невыгодно. Временную форму слова "производят" прям слюной забрызгали, хотя, возможно, это банальная описка. А вот сами путаете понятия на раз два:

и потом сами же пишут, что производства закрылись (но мы с вами разобрались, что производства работают, просто для Икеи не производят уже).

Вот именно! Закрылись производства, не заводы, не фабрики, а производства. Не допускаете, что имелись в виду именно производства по заказу IKEA? Я вот загуглила https://realt.by/news/article/33431/. Прикиньте, закрыли производство в РБ. )

И, раз пошла такая пьянка, по поводу буквы "А".... У вас снова "лишь бы докопаться". В статье говориться о городах и городских посёлках, а не про все "населенные пункты", которыми вы потом тыкаете. Про "кириллическую" я, вообще, промолчу... если не понимаете, что написали... как бы помягче...бред, то уж простите...

Туман Окутывающий
12 февраля 2024 в 19:51 ответ Тата Тата

В цитируемой вами фразе и нет отрицания того, что закрылись производства, а не фабрики и заводы. И я как бы и говорил Господину Оформителю, что закрылись производства именно по заказам Икеа. Сами то читайте внимательно, прежде чем рассказывать, как я не прав.

Хотите ещё докопаюсь? Вы не докопались до слова "предприятия" в моей фразе мебель производят, но предприятия закрылись. А вот докопались бы, были бы правы, говоря про закрытие производства, а не фабрик и заводов в целом. Также как и до того, что перед 18. «В Беларуси производят мебель IKEA я написал не 18, а 3 по ошибке, вы не докопались. Чего же так?

В статье говориться - говорится, отвечает на вопрос "Что делает?". Это так, на будущее.

Про "кириллическую" я, вообще, промолчу - ну вот и молчите. Никто ваш комментарий и не запрашивал.

Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 07:55
Интересная подборка.
"И самый главный факт. «Белоруссии не существует!»."
"Видел суслика?... А он есть".
Достаточно признать, что "Белоруссия" - устаревшее обиходное название Беларуси. И жить станет проще.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 09:15 ответ Господин Оформитель
Господин, с точки зрения современного кремля и обитателей восточносредиземья, "устаревшим" назвать его нельзя
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:18 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, это их право. Называть как им хочется. Мы тоже называем страны на свой лад.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 09:23 ответ Господин Оформитель
Господин, да, но это не отменяет того факта, что эпитета "устаревший" термин не заслуживает, не соответствует
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:38 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, почему не заслуживает?
Он есть. Его из обихода не убрать.
Кроме того, есть в обиходе старые названия стран, использование которых в контексте времени обосновано.
Допустим, "в 1980 мы ездили в Чехословакию". Да страны этой нет уже, но тогда она была.
Когда говорят "Прибалтика" то чаще это те, кто там был в СССР. Тогда это была "Прибалтика".

Кто там был позже - говорят "в Латвии (Литве) и т.д. или в странах Балтии. Потому что сейчас это "страны Балтии".

А вот "Уроженка Беларуси Итель Каганович" - по сути неправильно. Потому как не было тогда "Беларуси". Она уроженка Минской губернии Российской Империи (вроде так).
"Уроженка Ракова" тоже было бы правильно. Так же как и Шагал "уроженец Лиозно" или "уроженец Российкой империи", но никак не "уроженец Беларуси".

Если докапываться к мелочам, то можно с ума сойти. Поэтому пусть говорит так как считает нужным.

Mexicanetz
12 февраля 2024 в 09:48 ответ Господин Оформитель
Господин, а если каждый начнет говорить не 2+2=4, а так, как считает нужным (например: оптом 3, в розницу 5) - то начнется такой кавардак, что хоть святых выноси.
нетушки

нифинты

если аффтар пишет материал, пусть пишет правильно

люди специально договорились, чтобы под одним и тем же словом понимать одинаковое. тогда люди лруг друга понимают. а если лебедь щуку раком, то мы скатываемся в дремучее средневековье

Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 09:53 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, если каждый житель Беларуси начнет называться Мексиканцем, то проблемы точно будут )
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 09:58 ответ Господин Оформитель
Господин, "житель" и "уроженец" - разные вещи
Галина Бобкина
12 февраля 2024 в 09:58 ответ Господин Оформитель
Господин, искусствоведы очень ругаются)), когда говоришь, что Шагал родился в Лиозно, откуда были родом его родители. Они утверждают, что всё же в Витебске. Наверное, из-за следующего. "В тоже время в автобиографической книге «Моя жизнь» Марк Шагал писал: «я родился в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска…». Он же упоминал о том, что в это время в городе был большой пожар, в результате чего кровать с роженицей и младенцем пришлось перенести в безопасное место на другой конец города."
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 10:35 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, очень ценное замечание. Обязательно запомню и буду ему поклоняться.
Господин Оформитель
12 февраля 2024 в 10:36 ответ Галина Бобкина
Галина, я вот мысленно ругаюсь когда Шагала называют "Художником". Мне его творчество не нравится от слова "совсем".
Но, то, что он художник и мирового уровня - факт )
macArdRi
12 февраля 2024 в 11:23 ответ Галина Бобкина
Галина, Где именно Шагал родился, мы к сожалению видимо уже никогда не узнаем. Записей в метрических книгах за столько лет не нашли, видимо они не сохранились. Всё что осталось - показания Эфроса и Вознесенского против очень туманных детских воспоминаний самого Шагала. причём услышанных им с чужих слов (ну кто себя может помнить в недельном возрасте?). То есть одни перепевы Карузо Рабиновичем против других. Выбирайте по вкусу.
Галина Бобкина
12 февраля 2024 в 11:31 ответ macArdRi
macArdRi, я тоже так думаю, потому что документов-то нет. А в данном случае я упомянула про реакцию искусствоведов, с которой столкнулась и сама лично.
Елена Малышева
12 февраля 2024 в 16:09 ответ Господин Оформитель
Господин, и вы правы абсолютно. И этому масса подтверждений в настоящем. Например, заполняя анкеты при приеме на работу или составляя резюме, мы пишем место рождения так, как оно называлось при нашем рождении, место учебы тоже, не смотря на то, что сейчас нет этих названий (переименованы и города и ВУЗы и даже страны, где проходило обучение). Но от нас требуется точное старое наименование.
macArdRi
12 февраля 2024 в 11:03
Только замечу что весь срач по поводу Белоруссия\Беларусь касается только и исключительно названия страны на русском языке, а не на белорусском.
Хорошая аналогия - сейчас официально Индия сменила название на Бхарат. Даже в ООН табличку поменяли.
НО
Это касается только названия страны на 1 государственном языке - хинди. Указывать англичанам как им называть страну на английском там никому в голову не придёт. Как сенегальцам или камерунцам указывать французам как пишется их страна на французском (там тоже французский государственный язык). На своём родном называть можно как угодно. На другом - индейская народная изба.
Есть такой институт русского языка РАН и академическая грамматика русского языка, последняя кажется 2006 года. В вопросах языка выше их нет ничего. А что в конституции и паспорте написано.. Ну на сарае тоже много чего написано, и что?
starpony
12 февраля 2024 в 11:08 ответ macArdRi
macArdRi, ты сейчас утверждаешь, что на русском языке правильно говорить Белоруссия?
macArdRi
12 февраля 2024 в 11:14 ответ starpony
starpony, Лень копаться в справочниках, скажем так - это вполне допустимое наименование. По крайней мере на сайте Кремля оно попадается.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 11:25 ответ macArdRi
macArdRi, грамматика тут при чем, если это лексика?
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 11:33 ответ starpony
starpony, если речь не идет о ГОСУДАРСТВЕ - то белоруссия вполне допустимо. вот на сайте МИД РФ - там реально "РБ" используется
Гордый Гусь
12 февраля 2024 в 13:26
Антон был? Где он вообще, знает хоть кто -нибудь? У меня есть для него история про кафетерий в Весте. Надеюсь, он не утопился с горя( Гусь того не стоит.
Mexicanetz
12 февраля 2024 в 13:51 ответ Гордый Гусь
Гордый, извините, это не ваш фоторобот в соседней статье висит?
Гордый Гусь
12 февраля 2024 в 13:54 ответ Mexicanetz

Mexicanetz, речь об этой прекрасной во всех отношениях птичке?

Mexicanetz
12 февраля 2024 в 14:39 ответ Гордый Гусь
Гордый, угу
тотошку, наверное, инфаркт хватил от красоты
Елена Малышева
12 февраля 2024 в 16:01
п.7: про президентов Израиля интересный конечно вопрос. Но тогда может, и они там в Израиле могут задать встречный " не построили ли современную Беларусь евреи"?