Свою первую экскурсию Владимир Ткаченко провёл, когда учился на 3-м курсе университета. Сегодня он один из лучших гидов в стране. В бэкграунде — 18-летний опыт, книга «Жить по-белорусски, думать по-скандинавски», авторская система обучения и неиссякаемая любовь к своему делу.
Обо всём этом мы поговорили с Владимиром Ткаченко и узнали, как становятся хорошими гидами, почему нельзя экономить на экскурсоводе и ещё много интересного.
Дело в том, что я не учился на курсах гидов, их просто не было. В университете был предмет «экскурсоведение». Преподаватели подавали сухую теорию из классических учебников: способы показа, что чему должно предшествовать и так далее. Но по-настоящему чему-то можно научиться только у гидов-практиков. Сухая методология не воспринимается как что-то, действительно, необходимое. А ведь сейчас есть столько различной информации по тем же публичным выступлениям. Как здорово, что это можно применять! Как-то с коллегами мы 20 минут разбирали первые 20 секунд общения с туристами. Меня в университете этому не учили. Как работать с материалом, систематизировать его, как из ста источников сделать уникальную экскурсию.
Как провести экскурсию в городе, в котором ты ни разу не был. Что представляет собой моя система? Я синтезировал всё, что изучил за последнее время, присовокупил свой предшествующий опыт. Внедрил в работу методы классического коучинга. Что такое коучинг — это наука постановки целей. Часто гиды работают здесь и сейчас, и многие из-за этого не развиваются. А нужно уметь видеть перспективу, не бояться ставить перед собой глобальные цели, чётко понимать мотивацию. Особое внимание я уделяю инструментам: работа с источниками, способы взаимодействия с людьми, удержание внимания, психологические моменты.
Важно понимать, кто перед тобой, уметь подстраиваться под людей, налаживать раппорт, говоря научным языком. Когда я начал развивать свою методику, понял, что какие-то вещи интуитивно делал и раньше, как и другие опытные гиды. Но для этого нужно лет 10 работать. А я понимаю, как это сделать быстро. Если ты гид-фрилансер, нужно не только хорошо проводить экскурсии, но и уметь себя правильно позиционировать, подавать через соцсети, живые мероприятия. Опять же, финансовая сторона: как не бояться поставить реальную цену за свои услуги, наладить работу так, чтобы тебе было выгодно.
В постсоветском пространстве бытует стереотип, что культура стоит дёшево, увы. Одна туристка во время тура по Скандинавии как-то сказала: «Владимир, у вас такая хорошая работа: вы ничего не делаете, путешествуете, а вам за это ещё и деньги платят». Это приятно, что она так сказала, значит, она не видела во мне никакого напряжения. Но ведь на самом деле непросто провести десятидневный тур, расписанный тобой от первой до последней минуты, когда ты сам проводишь экскурсии и организуешь мероприятия.
Для меня антипример — мои школьные экскурсии. Как это было: мы садились в автобус, какая-то женщина брала микрофон, что-то говорила, почти никто не слушал. И сейчас некоторые коллеги говорят, что не могут работать с детьми, потому что они не слушают. А проблема не в детях. Они и не будут слушать, как и взрослые не будут, если к ним не найти подход, не заинтересовать. В моей практике были две детские экскурсии, которые я всегда вспоминаю. Первая — для воспитанников детского дома. Для меня тогда было открытием, что почти у всех этих детишек есть родители, они социальные сироты.
Конечно, я не взял с них денег. Это были очень благодарные слушатели. А ещё я возил школьников из небольшой деревушки в Шумилинском районе в Поставы. На тот момент это был не самый интересный маршрут для детей. Там прекрасный костёл, в центре сохранился барочный архитектурный ансамбль, но ребят обычно это мало впечатляет. Но только не этих, школьники внимали каждому слову, а в свободное время побежали в книжный магазин. Самый яркий показатель в работе с детьми, когда они перестают обращать внимание на учителей, и все вопросы адресуют только гиду. Когда я ловлю этот момент, понимаю, что всё хорошо.
Это тур, который создан через видение конкретного гида, отражающий его углубленные интересы. Это может быть тема, направление, персоналии, эпоха. Он может рассказать о тех вещах, объектах, городах, памятниках, на которые никто не обращает внимания. Например, у меня был тур «Музыкальное очарование Скандинавии». Не просто экскурсия, а с акцентом на музыку. Моё любимейшее место в Скандинавии — усадьба Эдварда Грига Тролльхауген. Хоть это и музей, я там всегда сам провожу экскурсию, в Скандинавии это позволительно. В Стокгольме я делал акцент на группе ABBA, в Финляндии — на Яне Сибелиусе. Прекрасно возле памятника композитору включить симфонию, тогда сразу чувствуешь, кто такой Сибелиус.
В Витебске как-то проводил экскурсию для коллеги, которая давно живёт в Германии. У нее был запрос: Шагал-Малевич и всё, что связано с этой темой в мельчайших деталях. Это была авторская экскурсия, я подавал материал через призму своего восприятия. Сам придумал маршрут. Одна молодая коллега проводит экскурсии по Минску «Про это». Она рассказывает о публичных домах, проститутках, романтических историях. Это красиво, не пошло, на исторической основе. Она продумала свой образ, прошла курс по дефиле. Второе её направление — история общепитов Минска. Эти экскурсии очень востребованы как среди гостей, так и среди минчан.
Вовсе нет. Я знаю прекрасных гидов — инженеров, работников торговли, банковской сферы, бухгалтеров. Историком быть не обязательно. Но некоторые испытывают комплекс неполноценности: как, мол, я не профессиональный историк? А я им говорю: это ваше преимущество, вы компетентны в чём-то другом, вы можете рассказать так, как никто другой не сможет. Можно обратить в плюс все свои знания. Разве что больше времени нужно, чтобы подготовиться, разобраться в исторических хитросплетениях. В Беларуси много молодых гидов. Особенно в Минске, Гродно. Это, правда, доходное дело. Открывай ИП или сотрудничай с компаниями, зарабатывай деньги. Но вот в чём парадокс: обзорная экскурсия по Витебску стоит дешевле, чем, например, по Гродно или Минску. Я уважаю своих коллег из Гродно и Минска, их работа достойна высокой оплаты.
Но наши витебские гиды не меньше вкладывают в своё развитие. Это одна и та же работа. Но получается, что туристов у нас меньше. Среднестатистический портрет туриста в Беларуси сегодня — это россиянин, который приезжает на несколько дней в Беларусь, в Минск. Едет в Мир, Несвиж, Гродно, возможно Брест, и назад. До Витебска доезжают сравнительно немногие. Вот коллеги и выставляют непозволительно низкий ценник за свои услуги. Но нужно ценить себя, уважать свой труд.
Чтобы так не было, всем нам нужно работать над позиционированием Витебска как одного из достойнейших туристических городов Беларуси.
Разговаривала Наталья Черниченко. Фото предоставил Владимир Ткаченко
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Норвегия — это одна из путешественических «мечт». Туда же Азоры и Лофотенские острова. Мне кажется, нет ничего красивее вот такой природы.
Есть минские ребята, организуют маленькие туры по Норвегии, очень крутые.