Молодые специалисты из Витебска рассказали о первом рабочем месте

11 апреля 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Чтобы ни рассказывали студентам о будущей работе, всё правда. Поговорили с молодыми специалистами о трудностях и радостях трудовой жизни.

«Зарплату я ожидал меньшую»

В прошлом году Владислав Вишняков окончил факультет прикладной математики Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. После учёбы его ждали в одной из белорусских IT-компаний. Но в городе не хватало математиков, и выпускника отправили работать учителем в СШ №31 имени В. З. Хоружей. Ему сразу же дали нагрузку в 31 час, классное руководство в 5-м классе и наставника, который помогал освоиться в профессии.

Влад преподаёт в 5-6-х классах. Молодой специалист честно признался, что после отработки из школы скорее всего уйдет. Если и продолжит педагогическую карьеру, то в какой-нибудь небольшой школе. Кстати, зарплатой молодой человек доволен: в среднем выходит полторы тысячи, с заменами — больше. Но и нагрузка соответствующая.

Если говорить об ожиданиях и реальности, то зарплату я ожидал меньшую. Но зато мне пришлось сходу, без раскачки нырнуть в работу. 15 августа пришёл, а 20-го мне уже распределили нагрузку. Времени на то, чтобы погружаться в профессию постепенно, не было. Хорошо, что за мной закрепили наставника, к которому можно было обращаться за помощью, — рассказал Влад.

Молодой человек признался, что с детьми бывает сложно. Не все отличаются рвением в учёбе и примерным поведением. К таким нужно найти подход. А он ещё и классный руководитель! Когда учился в университете, подрабатывал репетитором, поэтому к тому, что он теперь не Влад, а Владислав Павлович, привыкать не надо было.

К урокам Влад готовится в школе, на вечер работу старается не оставлять. Тем более, что в его расписании много форточек. Программа 5-6-х классов несложная, подготовка много времени не занимает. Но когда молодой педагог подменяет коллег в старших классах, ему приходится и вечером посидеть над книжками.

Владислав Вишняков вспоминает свой первый урок:

Это классный час 1 сентября, знакомство с детьми. Было страшновато, как и весь первый месяц. Если честно, я тогда килограммов пять скинул от стресса. Пришлось потрудиться, чтобы найти с пятиклассниками общий язык.

Для того, чтобы молодому специалисту на первом рабочем месте было комфортно, чтобы он закрепился в профессии, важны хорошая зарплата и понимание со стороны администрации, уверен Владислав. Ведь многому в университете не обучают, например, работе с документацией. А оказалось, что в школе этому уделяется большое внимание. Например, ещё в сентябре Влад получил замечание за то, что домашнее задание в журнале записывал с маленькой буквы — надо с большой, и только так!

«Трудное время надо просто пережить»

Виктория Ничай призналась, что животных любит с детства, хотя сама, как говорят, выросла на асфальте. Поэтому поступление в витебскую академию ветеринарной медицины не было случайным: девушка мечтала работать с животными.

Моя бабушка жила в деревне и держала хозяйство. Родители рассказывали, что даже когда я была ещё совсем маленькой, пока всем пяточки не потрогаю, не накормлю, в дом к бабушке не зайду. И вот я — ветеринарный врач ПК «Ольговское», — рассказала Виктория. — Правда, вплотную с крупным рогатым скотом столкнулась вот только теперь.

Специалист работает первый год, с августа 2023-го. Продолжает осваивать ветеринарное мастерство уже под руководством Михаила Болеславовича Пивоварчика — ведущего ветеринарного врача сельскохозяйственного предприятия. Виктория призналась, что ей очень повезло с наставником: он всегда поможет в трудной ситуации ценным советом.

Викторию предупреждали старшие коллеги, что труд ветврача ненормированный, и это самое тяжёлое в работе. Она не верила: разве возможно, чтобы в современном мире кто-то посягал на твоё личное время. Но всё оказалось именно так, как предрекали.

Работники фермы знают, что могут позвонить мне в любое время дня и ночи. И звонят. Вчера в полдвенадцатого сообщили, что корова после отёла с трудом поднимется. И сегодня утром я первым делом смотрю это животное, — поделилась Виктория. — Порой я не могу решить вопрос по телефону, нужно моё участие, и тогда я среди ночи беру такси и еду на ферму. К сожалению, служебного транспорта у меня пока нет.

В среднем Виктория Ничай в месяц зарабатывает тысячу рублей. Она не считает, что это очень много, учитывая ненормированный рабочий день, нагрузки и огромную ответственность за здоровье животных.

Сейчас молодой специалист на так называемой отработке. Как повернётся её жизнь дальше, пока не знает.

В марте было много отёлов. Пожалуй, это самый тяжёлый месяц в году. Мне, правда, было тяжело, я устала. Даже начала сомневаться, что действительно хочу работать ветеринарным врачом. Но я знаю, что скоро коровы уйдут на поле, мне станет легче, и эти мысли уйдут. Трудное время надо просто пережить, а там посмотрим, — рассуждала Виктория. — А вообще, я поняла, что это очень тяжёлый труд для девушки.

Молодой специалист рассказала, что ежедневно заполняет 23 журнала — бумажной работы на ферме не меньше, чем в поликлинике. А есть же ещё вакцинации, базовые обработки витаминами, профилактика гельминтов и множество других важных задач.

Виктория продолжает учиться. Частенько посещает интернет-репозиторий ветеринарной академии, ведь невозможно знать всё. А «голому интернету» не доверяет. Всегда старается изучить несколько источников информации. А потом для надёжности позвонить Михаилу Болиславовичу.

Автор: Наталья Черниченко. Фото предоставили герои

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

49 комментариев
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 06:38
Ненормированный рабочий день за 1000р.. Слово "жопа" допускается в комментах?
Нел Вик
11 апреля 2024 в 09:29 ответ Господин Оформитель
Господин, слово допускается с прилагательным БОЛЬШАЯ. Моя дочь тоже выпускница Ветакадемии специализация зоотехния! Пришлось побороться с перераспределением в Минскую область, чтобы эту несчастную тысячу не получать (у моей дочери даже тысячи не выходило за 7 дневку рабочую и ненормированную в Тулово), дошла до зампредседателя облисполкома, чтобы отпустили из Витебской области. Не хотят ценить у нас выпускников, которые пошли учиться по призванию и распределения раздают очень странно: двоечников в хорошие хозяйства, отличников в ж..у мира нашей области. Вот так узкие специалисты покидают профессию и идут на более оплачиваемую работу.
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 09:37 ответ Нел Вик
Нел, я вет заканчивал в 97 со свободным дипломом. Но очень пытались уговорить в колхоз с зп 25 $ в месяц. Тогда это норм зп была. Но чего-то не захотелось. Тогда в ресторане на мурках можно было 20$ в день заработать. Просто удивляюсь выпускникам, которые тратят 5 лет на учебу, 2 года распределения и потом уходят из профессии. Зачем тратить 7 лет?
macArdRi
11 апреля 2024 в 10:18 ответ Нел Вик
Нел, И сильно больше в минской области платят? Просто если хозяйство куда распределили поблизости, то на пару сотен более низкая зп компенсируется тем, что снимать хату не надо. Не, я знаю что в теории специалисту положено жильё на ферме если в другой области, просто столько уже на этом накалывались когда предлагают развалины и говорят что ничего другого нет или снимай за бабло.... Так и пропадает прибавка к зарплате.
Нел Вик
17 апреля 2024 в 13:13 ответ macArdRi
macArdRi, скажу так, мы же не просто просились туда, сами нашли - сами просились. Квартира за счет хозяйства. ЗП очень хорошая! Среди хозяйств РБ - Минская область самая сильная, потом Гродненская идет. Витебская на нуле( Уже отработала давно и продлила контракт. О такой ЗП даже я мечтаю! ;-)
Mexicanetz
11 апреля 2024 в 07:31
С нуля полторы штуки? Художественный свист
Чушпан Мексиканский
11 апреля 2024 в 09:08 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, ну так у человечка доп.нагрузка и дети на попечении, а мы с тобой только и можем за 700рЭ бумажки в офисе с 8 до 17 перекладывать( на большее ума не хватает(
nadyaradya
11 апреля 2024 в 09:26 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, это вам лишь бы свистнуть) во-первых, там написано " в среднем"( а уже почти 1 учебный год прошел) и за 31 час в неделю (+замены + доп деятельность) действительно можно так разрабатывать (говорю, как отмотавшая 2 года отработки витебской школе)
AnnVitebsk
11 апреля 2024 в 09:56 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, зря не верите. Учителя нормально получают, если есть классное руководство и доп нагрузки. А если еще кружок какой ведет или факультатив - так вообще. Потом еще идут доплаты за стаж, премии бывают. Если реально деньги нужны, в школе можно заработать. Но и работать надо ого-го-го.
Mexicanetz
11 апреля 2024 в 11:32 ответ AnnVitebsk
AnnVitebsk, премии это за вылизывание зада начальству
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 13:05 ответ AnnVitebsk
AnnVitebsk, и сколько времени в день такой учитель будет проводить в школе? А еще к занятиям приготовиться, тетрадки домой переть чтобы полверить..
Нел Вик
11 апреля 2024 в 09:34
Учитель молодец! Пока семьи нет, можно и с такой нагрузкой работать. Но вот убери классное руководство и ЗП сразу обрежется рублей на 400. Ехала в автобусе и случайно в уши залетал разговор двух молоденьких учительниц: "Ненавижу свою работу!" - "И я!". А ведь эта профессия очень ответственная, работа с неокрепшими умами и такой негатив от учителя. Но ведь они не виноваты, что нагрузки и бумагомарательство огромное, и что, ожидания не совпали с действительностью...
AnnVitebsk
11 апреля 2024 в 09:53 ответ Нел Вик
Нел, я думаю, ненавидят они в основном из-за детей, а не из-за того, что документов надо много заполнять... Собственно, если бы работа в школе была морально спокойная, хоть и объемная, молодежь бы оттуда не уходила.
Валерия Фризен
11 апреля 2024 в 10:10 ответ AnnVitebsk
Бумажная работа - это просто атас. Знаем, проходили практику в школах...))).
nadyaradya
11 апреля 2024 в 10:16 ответ AnnVitebsk
AnnVitebsk, хм, не знаю,меня наоборот бесила вся эта официальная часть с документами, мониторингами и постоянными проверками. Уроки ты отвёл и забыл, а документы приходится заполнять в свое свободное время. Учить и общаться с детьми было (в основном) в удовольствие (исключая отдельные случаи). Тратилось много моральных сил, но доверие учеников ко мне это окупало
Нел Вик
11 апреля 2024 в 10:18 ответ AnnVitebsk
AnnVitebsk, а я думаю все вкупе: и дети, и бумаги, и нагрузка, и вечно измененные программы обучения, проверки. .. вообще не завидую(
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 11:38 ответ Нел Вик
Нел, вроде педстаж не считается, если недостаточная нагрузка и нет классного руководства
Валерия Фризен
11 апреля 2024 в 10:09
Тысяча причин, почему я рада, что мне не хватило 2 балла до бесплатного.
Снежана Титова
11 апреля 2024 в 10:10
Да, в наше время учиться надо только платно. Окончил универ и в свободное плавание.
macArdRi
11 апреля 2024 в 10:15 ответ Снежана Титова
Снежана, Обещают прикрыть лавочку. То есть может статься скоро для платников - и бабло выкинешь, и точно так же поедешь куда укажут.
Нел Вик
11 апреля 2024 в 10:15 ответ Снежана Титова
Снежана, да уже и это станет недоступно, 5лет отработки бесплатного обучения и 3 хотят сделать платного обучения....уму не постижимо заставлять отрабатывать платников!!!! скоро будет новый большой отток умов из республики(
Снежана Титова
11 апреля 2024 в 11:04 ответ Нел Вик
Нел, полностью с вами согласна. Если еще и платникам отрабатывать, тогда я не знаю...
Aleksei81
11 апреля 2024 в 11:14 ответ Нел Вик
Нел, я уже как-то высказался на эту тему, но повторюсь: эти срокА распределения очень напоминают исправительную систему, где после окончания ВУЗа выпускники получают от 3 до 5 лет обязательных работ!!! А вообще шли разговоры ... до 10 лет! Без права пересмотра решения выпускной комиссии!)))...
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 11:37 ответ Aleksei81
Aleksei81, а в чем смысл готовить специалистов, которые потом не будут работать по специальности? С моей стороны претензия только к зп молодых специалистов. В чем смысл высшего оьразования если молодой учитель будет получать зп посудомойки в кафе?
Нел Вик
11 апреля 2024 в 11:41 ответ Aleksei81
Aleksei81, +++++++++ я помню
Нел Вик
11 апреля 2024 в 11:44 ответ Господин Оформитель
Господин, не каждый в 17 лет способен сделать правильный выбор, многие люди в течение жизни меняют специальности и даже не раз или есть такие, которые ходят всю жизнь на работу как на каторгу.
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 11:49 ответ Нел Вик
Нел, а может и нет смысл поступать после школы? У меня младшая год пропустила, поработала и только сейчас решила куда поступать. Я в 21 поступил. На качество обучения это не влияет. Только что мозгов больше
Aleksei81
11 апреля 2024 в 12:01 ответ Господин Оформитель
Господин, я тоже могу задавать аналогичные вопросы, успокаивая себя лишь тем, что к з/п молодого учителя с годами (!!!) будет приобщаться и "донатиться" категория, заслуги и стаж и прочее, что должно оплачиваться... Ну или репетиторство может оформить, тоже доход! Типа...Но мы же понимаем, что это так себе...
Мне понравилось где-то "встреченное" в сетях заявление кривым почерком на имя директора: Прошу выплачивать мне "черную" зарплату, а не переводить отчисления из нее в страховой фонд и пенсионный, потому что-то страховка мне не положена, а до пенсии я не доживу...)))
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 12:04 ответ Aleksei81
Aleksei81, вот вот
Нел Вик
11 апреля 2024 в 14:36 ответ Господин Оформитель
Господин, слушайте, я вообще считаю, что для каждого своя дорога. Не хочу тут много написывать,но уверена точно, что люди, которые талантливы и мечтают уже со школьной скамьи о профессии однозначно должны в ВУЗ поступать.
Господин Оформитель
11 апреля 2024 в 15:17 ответ Нел Вик
Нел, а кто спорит? Если выбрал профессию ещё в школе, зачем терять время?
Но если не определился, то лучше и подождать
Нел Вик
12 апреля 2024 в 09:36 ответ Господин Оформитель
Господин, каким образом ждать? можно учиться в это время, чтобы тренировать мозг...
Господин Оформитель
12 апреля 2024 в 09:53 ответ Нел Вик
Нел, можно поучиться, можно поработать. Не обязательно бездельничать.
У подруги дочь "горела" поступлением в БГУ.
поступила на платное. Общагу не дали.
Подруге пришлось бросить работу здесь, уехать с ней в Минск, работать там, чтобы оплачивать квартиру, учебу.
Через 5 лет дочка закончила, распределения не было и она.. вернулась в Витебск делать ногти. Типа деньги хорошие и "зря потеряла 5 лет"..
То, что мама 5 лет потеряла уже не в счет.. Потом вообще вышла замуж, родила и уехала из страны.
Так был ли смысл в 5 годах обучения.
Нел Вик
12 апреля 2024 в 10:00 ответ Господин Оформитель
Господин, был, конечно, смысл! именно этот путь она прошла, чтобы оказаться там, где она есть сейчас!
Ну а Ваша подруга сама сделала выбор бросить работу, переехать и т.д. - она могла этого и не делать! и да, общежитие дают на второй, третий год обучения (во всяком случае моей подруге дочери так предоставили и первый год она зажала пояс и не прогадала)
Господин Оформитель
12 апреля 2024 в 10:05 ответ Нел Вик
Нел, она этого сделать не могла. Ее зп здесь не покрыла бы даже стоимость жилья. В Минске платили больше.
Я считаю, что дети могут сделать свой выбор и проходить свой путь только если лично могут нести за него ответственность.
А когда "я уже взрослая", но "мама с папой дайте мне на это деньги" это как бы не самостоятельность.
Нел Вик
12 апреля 2024 в 11:12 ответ Господин Оформитель
Господин, ну я на вторую устроилась работу и ничего - это был мой выбор ! а про детский выбор я согласна!
А Ваша подруга в Минске-то осталась жить?
Господин Оформитель
12 апреля 2024 в 11:48 ответ Нел Вик
Нел, нет. Вернулась после окончания дочкой вуза
id52891
12 апреля 2024 в 16:33 ответ Нел Вик
Нел, вот прям сразу в ВУЗ... рукастый сварщик, сантехник, электрик, автоэлектрик, моторист, автомаляр без ВУЗа имеет доход в очень приличных денежных знаках..
Нел Вик
12 апреля 2024 в 17:22 ответ id52891
id52891, а кто ж спорит? было бы желание стать специалистом (область применения не важна)!
id52891
12 апреля 2024 в 20:12 ответ Нел Вик
Нел, ..это да, но в СССР была преемственность поколений, где опытные передавали знания... сейчас этого нет... молодым не интересно..
id52891
11 апреля 2024 в 19:41
... а где - " Я так рад, я так рад, готов работать и после отработки всю жизнь!"?
Анна Вердиес
12 апреля 2024 в 03:14
Оу, помню-помню, как вчера было. Как-то и смешно и грустно, что всё так... Но помню, как мы в первый же день отработки, с врачом, тоже молодым специалистом, сели после беседы с начальством и ознакомления с некоторыми внутренними аспектами и в один голос сказали _валим в первый же день свободы 🙈. В итоге чуть позже, но ушли. Уже 10 лет прошло почти, а я как вчера помню _пришла к кладавщице за пачкой бумаги, писанины в медицине то тоже ого-го, а мне говорят, а вам не положено... И за 3 года работы ни одной ручки и клея для работы не выдали 🤦‍♀️ ЗП больше 500р у меня ни разу не случалась, да давно было, но уже тогда уборщицы некоторые больше получали. Ценю труд уборщиц, считаю и им положена достойная зп. Но всё же должна же быть градация ибо какой вообще смысл тогда в образовании 🤷‍♀️.
Так сказать, мы двигаемся к зп в 500$, но $ двигается быстрее, сложно угнаться за ним😂
Нел Вик
12 апреля 2024 в 09:37 ответ Анна Вердиес
Анна, моя тетя педиатр, уже на пенсии, она таблетки для детей сама покупает в школу, где работает, а Вы говорите ручка...
Господин Оформитель
12 апреля 2024 в 09:55 ответ Анна Вердиес
Анна, "а мне говорят, а вам не положено... "... и сейчас врачи больше рады подарку в виде пачки бумаги чем коробке конфет.
Анна Вердиес
12 апреля 2024 в 10:24 ответ Нел Вик
Нел, это пзд🤦‍♀️, пардон, но других слов нет.
Хотя в данном случае, ваша тётя, возможно, из добродушия это делает. Вряд ли если не будет таблеток её обвинят, по факту выделять должны. А вообще это всё же забота родителей, если что-то серьёзное школьный врач выдаёт справку, направляет в пол-ку или на крайняк скорую вызывает. А элементарные уголь и цитромон считаю должны быть у детей при себе. Я за 11 лет ни одной таблетки в школе не взяла, у меня всё своё было. Про что-то серьёзное я не говорю, конечно, повторюсь, это дети, сложные лекарства им лучше не доверять 🙈. Но а в целом, если в школе есть цитромон и уголь уже хорошо)
Анна Вердиес
12 апреля 2024 в 10:25 ответ Господин Оформитель
Господин, вот-вот🙈
Нел Вик
12 апреля 2024 в 11:00 ответ Анна Вердиес
Анна, не обвинят...как звучит утопически(
Анна Вердиес
14 апреля 2024 в 10:25 ответ Нел Вик
Нел, это всё опыт жизненный, когда реально обвиняли за то, в чём ты бессилен или вообще отношения к этому не имеещь😕🙈
Нел Вик
15 апреля 2024 в 09:19 ответ Анна Вердиес
Анна, я же про это и написала, что Ваш комментарий звучит утопически, у нас всегда нужно найти виновного.